Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:35, контрольная работа
Применительно к каждой области исследования разрабатывается система показателей, определяются источники информации и существуют специфические подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования социальной обстановки в стране и регионах. Вместе с тем все эти направления дают в конечном счете единую последовательную и интегрированную информацию о картине социальной жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества.
Данная работа посвящена статистическим методам исследования социально-экономических процессов. Количество типов социально-экономических процессов на уровне страны, региона или города огромно – это и урбанизация, и инфляция, безработица, миграция, появление новых типов продукции на рынке и многое другое.
Введение …………………………………………………………
3
1. Характеристика основных методов исследования социальных процессов
1.1 Аналитические методы в изучении социальных процессов ..
5
1.2 Сравнительно-географические методы ………………………
6
1.3 Социологические методы в изучении социальных процессов.
8
1.4 Социально-психологические методы в изучении социальных процессов ………………………………………………………….
10
1.5 Экспертные методы в изучении социальных процессов ……..
11
2. Статистические методы исследования социальных процессов
2.1 Социальная статистика как отрасль статистической науки и практики …………………………………………………………..
14
2.2 Сплошное и несплошное наблюдение при исследовании социальных процессов ………………………………………………
20
2.3 Использование корреляционного анализа для оценки диверсификации при исследовании социальных процессов …………
24
Заключение ………………………………………………………..
28
Список использованной литературы …………………………..
Интервьюеры работают под контролем супервизоров. Каждый интервьюер проходит специальный курс обучения: как отбирать респондентов, как устанавливать контакт, как задавать вопросы и работать с анкетой.
Телефонные опросы. Основным преимуществом этого метода является высокий уровень достижения трудно доступных и занятых респондентов.
Для этого используется случайная двухступенчатая выборка. Телефонные номера отбираются компьютером случайным образом из общей базы МГТС, а респондент в семье отбирается по случайному критерию. При необходимости, например, если номер не отвечает или респондент занят, по этому телефону проводится до 16 повторных звонков в разные дни недели и в разное время суток.
Опрос проводится из офиса с использованием компьютерной системы (CATI).
Фокус-группы. Фокус-группа – это коллективное интервью, сфокусированное на одной или нескольких близких темах. В групповой дискуссии участвуют 7-8 респондентов, обсуждением проблемы руководит профессиональный модератор.
Фокус-группа относится к так называемым качественным методам, которые, в отличие от количественных опросов, направлены на более глубокое понимание мотивов аудитории, изучение ее эмоциональной реакции. Если количественные опросы дают ответ на вопрос "сколько", то фокус-группы отвечают на вопрос "почему".
Групповые дискуссии проводятся в специально оборудованном помещении с односторонним зеркалом. Заказчик наблюдает за ходом дискуссии, в то время как респонденты его не видят. Если дискуссия открывает новые неожиданные стороны проблемы, вопросы немедленно корректируются и дополняются.
Возможность наблюдения и вмешательства делает фокус-группу очень гибким методом, предназначенным для разработки гипотез и уточнения диапазона мнений. Этот метод дает возможность говорить с читателем, зрителем или слушателем на его языке и в его системе координат, увидеть продукт глазами аудитории. Дискуссию дополняют проективные методики, направленные на получение неформализованной, эмоциональной, плохо структурированной информации.
1.4 Социально-психологические методы в изучении социальных процессов
Анализ инфляционных процессов — анализ процесса повышения цен, инфляционного характера. Различают: территориальный А.и.п., который обеспечивает сопоставление инфляционных процессов в регионах, в т.ч. в секторах экономики, определяющих их социально-экономическое развитие;
А.и.п.с помощью изучения динамики отобранных экономических индикаторов, характеризующих влияние на динамику цен в секторах экономики различных факторов (динамика производства промышленной продукции и ее конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках, показатели развития денежного обращения и финансовых рынков, динамика денежных доходов населения, проблема занятости населения и ожидаемое ее изменение, состояние отечественной валюты по сравнению с валютами иностранных государств и т.д.); А.и.п. с помощью изучения, существующих уровней цен и системы индексов цен как в потребительском, так и в производственном секторах экономики. Анализируются, начиная с первого уровня, цены, их изменение на конкретные товары, динамика в ретроспективе и ожидаемая траектория изменения с переходом ко второму уровню, на котором исследуются региональная и отраслевая динамики цен, и к третьему уровню анализа ситуации в целом в исследуемом направлении (потребительский рынок, цены предприятий-производителей и потребителей промышленной продукции, соотношение внутренних и мировых цен и т.д.).
1.5 Экспертные методы в изучении социальных процессов
Экспертный опрос — метод, который является способом аккумуляции научных знаний и практического опыта профессионалов по вопросам, имеющим непосредственное отношение к предмету опроса.
Экспертный опрос специалистов является альтернативной методикой социологического исследования. Известны различные методики экспертного опроса: метод Дельфи, метод попарных сравнений и т.п. Респонденты в таких исследованиях, как правило, - специалисты в исследуемой области: директоры, владельцы компаний, чиновники высокого ранга, экономические и политические обозреватели и др. Знания эксперта имеют в основном подсознательный характер и не могут быть вербализованы. Процесс их накопления и достижения экспертом высокого профессионального мастерства занимает не менее 10 лет.
Интервью с респондентом проходит по заранее составленному сценарию обсуждения исследуемой темы. Проводит интервью профессиональный интервьюер высокого уровня. Беседа записывается на диктофон, потом все записи, собранные в ходе исследования, расшифровываются и анализируются.
Свои суждения эксперт высказывает в беседе с человеком, осуществляющем опрос (прогнозистом), отвечая на поставленные перед ним вопросы. Эксперт в данном случае не имеет времени для предварительного анализа этих вопросов, поэтому прогнозист при проведении интервью должен тщательно продумывать формулировки и смысловое содержание вопросов. Необходимо учитывать тот факт, что наш язык является полиморфным, и в силу этого нужно вопросы формулировать так, чтобы всеми экспертами они понимались однозначно.
Результаты интервью во многом зависят от специальной подготовленности прогнозиста и от его умения вести свободную беседу, удерживая инициативу в своих руках.
Недостатком очного опроса являются большие затраты труда и времени как со стороны исследователя, так и экспертов. Необходимость длительного участия в экспертизе обычно вызывает недовольство со стороны экспертов. Кроме того, при очном опросе могут возникать нежелательные искажения информации вследствие психологического воздействия исследователя на эксперта.
Заочный опрос осуществляется путем пересылки анкеты эксперту по почте, его преимущества – простота и дешевизна. Однако надежность полученных данных может быть ниже, чем при очном опросе, поскольку некоторые вопросы эксперт может неправильно истолковать, а на некоторые вообще не дать ответа.
Экспертный опрос позволяет получить информацию неколичественного типа: тенденции развития рынка, анализ конкурентных преимуществ, общая ситуация рынка и т.п.
Также интересны так называемые экспертные системы. ЭС- это набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области. ЭС выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз. Практическое применение ЭС при принятии решений способствует эффективности работы и повышению квалификации специалистов.
Главным достоинством таких систем является возможность накопления знаний и сохранение их длительное время. В отличии от человека к любой информации экспертные системы подходят объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы. При решении задач, требующих обработки большого объема знаний, возможность возникновения ошибки при переборе очень мала.
Экспертная система состоит из базы знаний (части системы, в которой содержатся факты), подсистемы вывода (множества правил, по которым осуществляется решение задачи), подсистемы объяснения, подсистемы приобретения знаний и диалогового процессора .
При построении подсистем вывода используют методы решения задач искусственного интеллекта.
2. Статистические методы исследования социальных процессов
2.1 Социальная статистика как
отрасль статистической науки и практики
Понятие «социальная
статистика» имеет два
Автономное существование социальной статистики как науки или как области практической деятельности было бы бессмысленным. Эти области должны и могут развиваться лишь в единстве и взаимосвязи.
Социальная статистика отличается от других отраслей статистики не только своим особым предметом и объектом исследования. Ее своеобразие состоит в особых каналах получения исходной информации, и в применении специальных приемов обработки и обобщения этой информации, и в особых путях практического использования результатов анализа.
Статистический анализ явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества, осуществляется с помощью специфических для статистики методов – методов обобщающих показателей, дающих числовое измерение количественных и качественных характеристик объекта, связей между ними, тенденций их измерения. Эти показатели отражают социальную жизнь общества, выступающую как предмет исследования социальной статистики.
К числу наиболее значимых направлений исследования в социальной статистике относятся:
- социальная и демографическая
структура населения и ее динам
- уровень жизни населения;
- уровень благосостояния;
- уровень здоровья населения;
- культура и образование;
- моральная статистика;
- общественное мнение;
- политическая жизнь.
Применительно к каждой области исследования разрабатывается система показателей, определяются источники информации и существуют специфические подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования социальной обстановки в стране и регионах. Вместе с тем, все эти направления дают в конечном счете единую последовательную и интегрированную информацию о картине социальной жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества.
Для отображения и изучения количественной и качественной сторон явлений и процессов общественной жизни в социальной статистике используется система показателей. Статистический показатель является важнейшей категорией социальной статистики. Это очень емкое и широко применяемое понятие. Оно насыщается конкретным содержанием применительно к различным явлениям, их свойствам, формам. Статистический показатель непосредственно связан с количественной стороной социального явления. Следовательно, статистический показатель – это количественно-качественное понятие. Нельзя назвать конкретный статистический показатель без упоминания его качественного содержания. Таковы, например, показатели реальных располагаемых денежных доходов, объема платных услуг, средней продолжительности жизни населения и другие.
Поскольку социальная статистика изучает явления общественной жизни в конкретных условиях места и времени, то и всякий статистический показатель в виде конкретного числа содержит в себе пространственную и временную определенность.
Таким образом, конкретный статистический показатель в его полной определенности содержит:
- количественную определенность;
- качественную определенность;
- определенность пространства;
- определенность времени.
Например, численность населения Московской области на 1 января 1998 года составляла 6,6 млн человек. Здесь численность населения – качественная определенность показателя;
Московская область – пространственная определенность; на 1 января 1998г. – временная определенность; 6,6 млн – количественная определенность.
Абстрактных чисел безотносительно к пространству, времени и качественному содержанию в статистике нет.
Таким образом, показатель социальной статистики – обобщенная количественная характеристика качественно определенного общественного явления.
Определяя задачи социальной статистики, следует выделить те, которые решаются любой отраслевой статистикой применительно к своему объекту исследования. Такими задачами для социальной статистики являются:
- систематический анализ в социальной сфере;
- анализ важнейших тенденций и закономерностей развития отраслей социальной инфраструктуры;
- изучение уровня и условий жизни населения;
- оценка степени дифференциации этих характеристик;
- анализ динамики;
- прогнозирование наиболее вероятного хода развития на ближайшую и более отдаленную перспективу;
- исследование факторов,
под влиянием которых
- оценка степени соответствия
фактических параметров их
- выяснение соотношений
и роли объективных и
- исследование взаимодействия социальных процессов с другим составляющими общественного развития.
Кроме того, существуют особые задачи, присущие именно социальной статистике. Их специфика зависит прежде всего от трудностей, возникающих в практике изучения социальных процессов. К ним относятся следующие.
1. Преодоление автономности
отдельных направлений
Информация о работе Статистические методы исследования социальных процессов