Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:35, контрольная работа
Применительно к каждой области исследования разрабатывается система показателей, определяются источники информации и существуют специфические подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования социальной обстановки в стране и регионах. Вместе с тем все эти направления дают в конечном счете единую последовательную и интегрированную информацию о картине социальной жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества.
Данная работа посвящена статистическим методам исследования социально-экономических процессов. Количество типов социально-экономических процессов на уровне страны, региона или города огромно – это и урбанизация, и инфляция, безработица, миграция, появление новых типов продукции на рынке и многое другое.
Введение …………………………………………………………
3
1. Характеристика основных методов исследования социальных процессов
1.1 Аналитические методы в изучении социальных процессов ..
5
1.2 Сравнительно-географические методы ………………………
6
1.3 Социологические методы в изучении социальных процессов.
8
1.4 Социально-психологические методы в изучении социальных процессов ………………………………………………………….
10
1.5 Экспертные методы в изучении социальных процессов ……..
11
2. Статистические методы исследования социальных процессов
2.1 Социальная статистика как отрасль статистической науки и практики …………………………………………………………..
14
2.2 Сплошное и несплошное наблюдение при исследовании социальных процессов ………………………………………………
20
2.3 Использование корреляционного анализа для оценки диверсификации при исследовании социальных процессов …………
24
Заключение ………………………………………………………..
28
Список использованной литературы …………………………..
Содержание
Введение ……………………………………………………… |
3 |
1. Характеристика основных методов исследования социальных процессов |
|
1.1 Аналитические методы
в изучении социальных |
5 |
1.2 Сравнительно-географические методы ……………………… |
6 |
1.3 Социологические методы в изучении социальных процессов. |
8 |
1.4 Социально-психологические методы в изучении социальных процессов …………………………………………………………. |
10 |
1.5 Экспертные методы
в изучении социальных |
11 |
2. Статистические
методы исследования |
|
2.1 Социальная статистика
как отрасль статистической |
14 |
2.2 Сплошное и несплошное наблюдение при исследовании социальных процессов ……………………………………………… |
20 |
2.3 Использование корреляционного анализа для оценки диверсификации при исследовании социальных процессов ………… |
24 |
Заключение ……………………………………………………….. |
28 |
Список использованной литературы ………………………….. |
29 |
Введение
Статистический анализ явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества, осуществляется с помощью специфических для статистики методов - методов обобщающих показателей, дающих числовое измерение количественных и качественных характеристик объекта, связей между ними, тенденций их изменения. Эти показатели отражают социальную жизнь общества, выступающую как предмет исследования социальной статистики.
Сложная и многогранная по своей природе социальная жизнь общества представляет собой систему отношений разного свойства, разных уровней, разного качества. Будучи системой, эти отношения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их единство проявляется в разнообразных формах: во взаимодействии, в соподчиненности, в противоречивости. Из этого следует, что вычленение отдельных направлений исследования в рамках социальной статистики не более чем условный прием, облегчающий познание. Изолированно взятая статистика жилищных условий населения или статистика бюджетов населения столь же условна. Как, например, выделение в самостоятельную область медицины таких специализаций, как дерматология, микробиология, онкология и др.
Подобного рода узкая специализация, позволяя углубить и расширить знания в конкретной области, несет потенциальную опасность того, что окажутся упущенными из поля зрения общие связи и отношений. Первопричины могут быть подменены симптомами, Программы исцеления и оздоровления (и организма каждого отдельного человека в медицине, и организма общества в целом в социальной сфере) будут в таком случае ориентированы на устранение не причин, а лишь последствий неблагополучной ситуации.
Так, замкнувшись на анализе в рамках криминальной статистики, можно упустить главную стратегическую задачу - преодоление причин, порождающих криминогенную ситуацию. Узко понятая криминальная статистика будет давать лишь выводы и рекомендации преимущественно тактического плана - о методах и главных направлениях борьбы с преступностью в текущем периоде. Отсюда вытекает актуальность тенденции интеграции научного знания, так как именно на этом пути сохраняются преимущества дифференциации и нейтрализуются ее слабые стороны,
Наиболее результативен такой подход к определению предмета социальной статистики, при котором одновременно выделяются для анализа отдельные стороны социальной жизни общества и принимаются во внимание их единство и взаимосвязь. К числу наиболее значимых направлений исследования в социальной статистике относятся: социальная и демографическая структура населения и ее динамика, уровень жизни населения, уровень благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образование, моральная статистика, общественное мнение, политическая жизнь.
Применительно к каждой области исследования разрабатывается система показателей, определяются источники информации и существуют специфические подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования социальной обстановки в стране и регионах. Вместе с тем все эти направления дают в конечном счете единую последовательную и интегрированную информацию о картине социальной жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества.
Данная работа посвящена статистическим методам исследования социально-экономических процессов. Количество типов социально-экономических процессов на уровне страны, региона или города огромно – это и урбанизация, и инфляция, безработица, миграция, появление новых типов продукции на рынке и многое другое.
Метод исследования – это способ достижения поставленной цели. Совокупность методов познания позволяет всесторонне рассмотреть все объекты и явления реального мира во взаимосвязи и развитии. Чем шире совокупность используемых методов, тем глубже познание объекта и предмета исследования, тем обоснованнее принимаемое решение.
1. Характеристика основных методов исследования социальных процессов
1. 1 Аналитические методы в изучении социальных процессов
Практически все социальные процессы общества в регионе относятся к классу крупномасштабных задач. В этих задачах участвует не менее триллиона элементов и их функциональных связей. Понятно, что ни один человек не в силах своим сознанием воспринять такие объемы. Организация же людей в бюрократические управленческие структуры для охвата всех аспектов задачи – неустойчива, по причине человеческого эгоизма и несовершенности совместной работы.
С появлением последних разработок в области вычислительной техники проблемы с решением социально-экономических задач принципиально изменились.
1. Сегодня для изучения социально-экономических процессов в регионе, как и для изучения любой крупномасштабной задачи можно построить базу данных (БД), информационно-поисковую систему (ИПС) или автоматизированную систему управления (АСУ). Этот класс технических систем решает наипервейшую задачу - задачу полной инвентаризации располагаемых ресурсов. При этом исключаются широко распространенные сегодня ошибки, связанные с незнанием о располагаемых ресурсах.
2. Второй этап построения информационных систем - это построение баз знаний (БЗ) и интеллектуальных информационных систем (ИИС), которые позволяют быстро получить не только уже известные данные, но и предоставлять пользователю принципиально новые знания и результаты, выводимые системой из существующих данных в процессе диалога с пользователем.
Также к аналитическим методам исследования социальных процессов относятся: морфологический метод (выделение значимых параметров социально-экономического объекта, разработка матричной модели морфологического анализа). Методы выбора управленческих решений, оценки альтернатив социально-экономического развития. Методы многокритериальной оценки альтернатив, аксиометрические методы, прямые методы, методы компенсации, методы порогов несравнимости и др.
1. 2
Сравнительно-географические
Оказавшись в новом для себя месте, человек непременно вспомнит знакомые ему ландшафты, сопоставит с только что увиденным. То же самое он сделает и по отношению к хозяйственным, архитектурно-планировочным особенностям города, поселка. На основе сравнений познается жизнь.
Число признаков, по которым сравниваются объекты, должно быть достаточно большим, чтобы решать задачи под названием типизация объектов. Для объединения объектов в одну группу, тип, класс нужно систематизировать данные по функциональному назначению (промышленный центр, транспортный узел, центр торговли), структуре (промышленный центр по машиностроению, деревообработке), экономико-географическому положению (приморские города, территория, приграничный район).
После типизации объектов появляется возможность выделения эталонов, с которыми можно сопоставить другие объекты. Это – метод эталонов – разновидность сравнительно-географического метода. Например, в сельском хозяйстве в качестве эталона служат поля опытных хозяйств – его урожайность служит ориентиром для всех других хозяйств.
Также существует метод полевых исследований, который используется в случае если исследователь вынужден проводить сбор материалов непосредственно на местах – на предприятиях, фирмах, поле.
Метод ключей состоит в выборе наиболее типичных объектов, последующем и исследовании. Полученные результаты по аналогии распространяют на типичные целостные явления и процессы. Например, процессы урбанизации можно познать на основе изучения типичных урбанизованных районов.
Использование имитационных моделей при исследовании социально-экономических процессов.
В качестве одного из методов исследования социально-экономических процессов можно использовать метод имитационного моделирования, основанный на использовании динамических математических моделей экономических объектов в режиме имитации. В условиях современных информационных технологий под имитацией принято понимать изучение объектов путем проведения экспериментов с реализованными на ЭВМ математическими моделями. Главная особенность имитационного исследования заключается в том, что в этом исследовании проводятся эксперименты не с реальным объектом/процессом, а с его математической моделью. Имитационные исследования используются для анализа сложных систем в различных областях, в том числе и для анализа социально- экономических и производственных процессов.
В имитационных расчетах изучаемые социально-экономические и производственные процессы описываются в виде разностных соотношений экономико-математической модели, отражающей динамику развития этих процессов. Математическое описание модели разрабатывается на основе использования существующих экономико-математических методов в сочетании с интуитивным моделированием и реализуется в виде программы для ЭВМ, на которой и проводятся эксперименты путем подачи на вход внешних воздействий в форме задания значений входных показателей модели, и расчета выходных показателей. Варианты сценариев расчетов формируются путем задания значений входных показателей. Дополнительной проблемой имитационных экспериментов является обеспечение необходимой адекватности разрабатываемых моделей реальным объектам.
1.3 Социологические методы в изучении социальных процессов
Выборочный метод в социологическом исследовании социально-экономических процессов. При проведении исследований такого социально-экономического процесса как реклама (например, в случае необходимости отслеживать динамику, в том числе сезонную, как рекламного рынка в целом, так и рекламных кампаний по отдельным рекламодателям или маркам, существующим в регионе) применяются следующие методы:
Аудиторные и dial-тесты. В отличие от телефонных и личных интервью, тесты служат для выполнения более узкого круга задач, как правило связанных с оценкой аудио- или видео- записей (песни, радио- или телепрограммы, элементы оформления эфира и т.п.)
Тесты проводятся в специально оборудованных помещениях, и одновременно в них участвует достаточно большое количество респондентов, как правило, от 50 до 200 человек. Ведет тесты квалифицированный специалист – модератор.
Информация от участников теста может быть получена двумя способами: путем заполнения анкет или с помощью специальных приборов (dial).
При электронном измерении каждому участнику dial-теста выдается индивидуальный прибор, с вращающейся ручкой и небольшим дисплеем. При вращении ручки на дисплее высвечиваются числа. Каждый респондент выбирает число, соответствующее его ответу. Информация с каждого прибора передается в центральный компьютер и предстает перед заказчиком в виде таблиц или графиков. Таким образом, результаты опроса становятся известны непосредственно в ходе опроса.
Главное преимущество dial-тестирования аудио- и видеоматериалов состоит в том, что оценки аудитории фиксируются в непрерывном режиме реального времени. Поэтому электронные тесты - единственная возможность увидеть, как меняется реакция зрителей или слушателей на протяжении всей программы.
Кроме того, если оценка происходит непосредственно в момент предъявления записи, на результаты не влияют способности памяти респондента. Это дает возможность тестировать большое количество материалов.
Личные интервью. Личные интервью используются в следующих случаях: если исследование проводится в населенных пунктах с недостаточной телефонизацией, если необходимо показать респонденту демонстрационные материалы (обложки, логотипы, фотографии, стикеры и т.п.) если средняя продолжительность интервью превышает 25-30 минут.
Интервью проводится по формализованной анкете, то есть каждому респонденту предлагается ответить на одни и те же вопросы в строго определенной последовательности. Интервьюер задает вопросы и фиксирует ответы.
Личные интервью проводятся по месту жительства респондента. Для этого используется случайная многоступенчатая выборка. Другими словами, случайным образом последовательно отбираются регионы или города, в которых проводятся интервью, затем улицы и дома, затем квартиры (домохозяйства), а затем респонденты в домохозяйствах.
Интервью проводятся в различные дни недели и время суток, а в случае, если никого нет дома или респондент оказался занят, интервьюер наносит повторный визит в выбранную квартиру.
Информация о работе Статистические методы исследования социальных процессов