Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Теоретическая часть. Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг…………………………………….…………………..5
Население как предмет изучения статистики……………….………………5
Статистические методы изучения потребления и их особенности…..……7
Изучение потребления населением основных продуктов питания………12
Особенности прогнозирования и планирования поведения потребителей…………………………………………………………………16
Расчётная часть………………………………………………………………..……18
Аналитическая часть……………………………………………………….………35
Заключение…………………………………………………………….……………41
Список использованной литературы…………………………...……

Файлы: 1 файл

статистика курсач практика не подходит.doc

— 751.00 Кб (Скачать файл)

Расходы на непродуктовую  часть прожиточного минимума определяются по отношению к продовольственной корзине.

 

 

      1.3  Изучение потребления населением основных продуктов      

                                          питания

 

Важнейшим аспектом изучения потребления выступает анализ обеспечения  населения продовольственными товарами. Для этой цели государственная статистика строит балансы продовольственных ресурсов. Баланс отражает движение продукции от момента производства до момента конечного использования, позволяет осуществить текущий анализ и прогнозировать развитие ситуации на рынке продовольствия, оценивать потребности в импорте, определять фонды потребления продуктов питания.

Потребление некоторых  продуктов питания выражается в  условных натуральных единицах измерения. Пересчет в них осуществляется на основе специальных коэффициентов перевода показателей потребления конкретных продуктов в условную единицу измерения. Показатель среднедушевого размера потребления основных продуктов питания рассчитывается делением фонда личного потребления на среднегодовую численность населения.

Потребительские расходы  состоят из расходов на покупку продуктов  питания (в том числе расходы  на питание вне дома), алкогольных  напитков, непродовольственных товаров  и расходов на оплату услуг. В их составе не учитываются покупка ювелирных изделий, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений. Бесплатные услуги по образованию, медицинские и другие услуги в потребительские расходы не включаются. Потребление продуктов питания учитывается в натуральных единицах и по стоимости.

Натуральные показатели вычисляются в среднем на душу населения или в среднем на потребительскую единицу. К стоимостным  показателям относятся стоимость  питания в домашних хозяйствах, которая  состоит из денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домашнего хозяйства, расходов на питание вне дома и стоимость натуральных поступлений продуктов питания. Кроме того, используются структурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских расходах, структуру расходов по видам продуктов питания, и показатели, характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в потребленных продуктах.

Важным показателем  является уровень индивидуального потребления как средний размер потребления на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объема потребленных товаров по видам к средней годовой численности населения, как в целом, так и по отдельным его социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий, другим признакам.

Помимо потребления  товаров и услуг на душу населения  применяется расчет и на условную потребительскую единицу, или на эквивалентного потребителя. В качестве таковой признано потребление взрослого мужчины, занятого механизированным трудом. По отношению к нему разработана шкала переводных коэффициентов потребления продовольственных и непродовольственных товаров. Приняты 6 коэффициентов потребления для детей: до 1 года — 0,2; от 1 до 3 лет — 0,5; от 5 до 7 лет — 0,6; от 7 до 11 лет — 0,8; от 11до 14 лет — 0,95; от 14 до 18 лет — 0,98 потребительской единицы, а также 4 коэффициента в зависимости от пола, возраста и рода занятий для взрослых: первый — 0,9; второй — 1,0; третий — 1,1; четвертый — 1,2 условной единицы. Так, семья из четырех человек (отец, мать и двое детей в возрасте до 6 и 13 лет) составляет 3,2 потребительской единицы. В международной статистике по Оксфордской шкале такая семья оценивается в 2,7 единицы (первый взрослый принимается за 1, второй взрослый и каждый следующий — за 0,7, каждый ребенок — за 0,5).

Для исчисления показателей обеспеченности населения  соответствующими предметами товары разбиваются  на 3 группы: товары недлительного пользования (срок использования - до 3-х лет); товары длительного пользования (срок использования - более 3-х лет); товары однократного пользования (продукты питания).

Годовое потребление  предметов длительного и недлительного  пользования представляет собой  стоимостное выражение годового износа предметов. Эта величина исчисляется на основе норм годового износа, представляющих собой величину, обратную нормативному сроку службы предметов. Годовой износ исчисляется также путем деления стоимости наличного парка предметов у населения на срок их службы. В расчете на душу или домохозяйство износ этих предметов (их потребление) определяется отношением среднедушевой или средней на хозяйство обеспеченности данным предметом в стоимостной форме к нормативному сроку службы.

В социальной статистике США тем не менее начинают принимать во внимание специальные поправочные коэффициенты при определении величины годового износа предметов, полученные в ходе исследования большого массива выборочных данных и за длительный срок. При этом ограничиваются только товарами длительного пользования, и лишь они учитываются в составе домашнего имущества населения.

      Возрастающую роль в потреблении населения играют разнообразные услуги. Оценка их имеет свою специфику, поскольку услуги представляют собой особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления.

В статистике потребления  объектом исследования выступают лишь услуги, оказываемые населению, удовлетворяющие  потребности человека. Услуги же коллективного характера, удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т. п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международным статистическим стандартам, они включаются в объем валового выпуска (производства) и потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются в счетах производства и использования доходов СНС, в том числе и сектора домашних хозяйств.

В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг, включаемых по счету производства в общий выпуск товаров и услуг. Это услуги по проживанию в собственном жилище (они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище) и домашние услуги, производимые наемными работниками (слугами, поварами, садовниками и т. п.). Их стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т. п.).

На основе норм потребления  отдельных товаров и услуг  строится нормативный потребительский бюджет (в расчете на душу населения). Иногда нормативы устанавливаются статистическим путем. Так, международная практика в качестве норматива (эталона) потребления бытовых, жилищно-коммунальных и других услуг использует среднюю геометрическую из данных потребления этих услуг по трем странам с лучшими показателями исходя из того, что средняя геометрическая предпочтительнее средней арифметической в тех случаях, когда изучаемое явление имеет устойчивые темпы роста. Этот же метод можно использовать при оценке уровня потребления услуг по отдельным территориям внутри страны, когда в качестве норматива выступает средняя геометрическая из уровней по трем регионам с лучшими показателями.

 

 

 

 

1.4. Особенности прогнозирования и планирования поведения потребителей

 

С целью прогнозирования  поведения потребителей рассчитываются специальные показатели: индекс потребительских  настроений и индекс потребительских  ожиданий населения. Индекс потребительских  настроений (ИПН) рассчитывается специализированным Фондом. Индекс потребительских ожиданий (ИПО) рассчитывается Госкомстатом России.

Изучение динамики ИПН  в России дает возможность макроэкономического анализа влияния конечных потребителей (население) на развитие экономики (в этом состоит основная цель расчетов таких показателей), позволяет количественно описать процессы формирования рыночного сознания и потребительского поведения.

ИПН строится на данных опросов  общественного мнения по вопросам, относящимся к текущему экономическому положению населения и экономики в целом, к оценке ближайших перспектив их развития. Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один.

Измерения ИПН осуществлялись по выборке, репрезентирующей мнение взрослого (старше 15 лет) населения страны. К главным характеристикам выборки относятся: число точек опроса — 101, число опрошенных — 2400. В зависимости от ответов респондентов на каждый вопрос строятся частные индексы динамики отдельных факторов, формирующих потребительское поведение населения.

Частные индексы разрабатываются  следующим образом: из доли положительных  ответов вычитается доля отрицательных  и к этой разнице прибавляется 100, чтобы исключить появление  отрицательных величин. Совокупный индекс рассчитывается как средняя арифметическая из частных индексов. Значения индекса могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение индекса равно 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отрицательных оценок одинакова. Снижение индекса ниже 100 означает преобладание негативных оценок в обществе.

Обследование потребительских  ожиданий населения организуется как  выборочное. Применяется территориальная  многоступенчатая выборка. Базой для  выборки является сеть домохозяйству подлежащих текущему обследованию бюджетов. Выборка домохозяйств, подлежащих бюджетному обследованию, представляет собой многомерную территориальную двухступенчатую выборку, отражающую социально-экономическую и демографическую структуру всех типов домохозяйств, за исключением коллективных (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).

Результаты обследования потребительских ожиданий населения  предоставляют возможность:

    1. Проводить анализ экономического развития России;
    2. Объяснять социально-экономические процессы с учетом специфики поведения определенных групп населения;
    3. Принимать определенные прогнозные решения;
    4. Участвовать в международных сравнениях оценок мнений потребителей;
    5. Рассчитывать агрегированный индекс-показатель  экономического роста

 

 

 

 

 

 

 

2. Расчётная часть

 

Задание 1

 

Имеются следующие выборочные данные (выборка 2 % - ная механическая) о валовых доходах и расходах на продукты питания домохозяйств одного из районов, тысяч рублей:

 

№ домохозяйства  п/п

Валовый доход

Число членов домохозяйств, человек

Расходы на продукты питания

1

35,8

1

14,9

2

65,1

1

22,2

3

22,1

1

10,2

4

26,3

2

12,4

5

78,0

2

32,2

6

80,0

2

33,2

7

92,4

2

36,8

8

84,0

2

34,8

9

164,2

2

50,4

10

150,0

2

48,6

11

137,6

2

44,4

12

134,0

2

46,0

13

82,0

2

34,2

14

171,0

3

61,5

15

140,1

3

55,8

16

161,4

3

61,5

17

203,4

3

69,6

18

163,5

3

59,7

19

113,6

3

53,1

20

145,5

3

57,9

21

89,7

3

40,2

22

224,0

4

80,0

23

202,4

4

81,2

24

192,0

4

74,4

25

138,0

4

59,2

26

225,0

5

90,0

27

292,1

5

105,0

28

243,0

5

89,0

29

280,8

6

110,2

30

159,0

6

69,6

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг