Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Теоретическая часть. Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг…………………………………….…………………..5
Население как предмет изучения статистики……………….………………5
Статистические методы изучения потребления и их особенности…..……7
Изучение потребления населением основных продуктов питания………12
Особенности прогнозирования и планирования поведения потребителей…………………………………………………………………16
Расчётная часть………………………………………………………………..……18
Аналитическая часть……………………………………………………….………35
Заключение…………………………………………………………….……………41
Список использованной литературы…………………………...……

Файлы: 1 файл

статистика курсач практика не подходит.doc

— 751.00 Кб (Скачать файл)

 

Общая дисперсия: = усред.2 – (у сред.)2

Рассчитаем средние значения квадрата результирующего признака:

Таблица 2.10. Расчет квадрата результирующего признака

№ домохозяйства

у

у2

1

14,9

222,01

2

22,2

492,84

3

10,2

104,04

4

12,4

153,76

5

32,2

1036,84

6

33,2

1102,24

7

36,8

1354,24

8

34,8

1211,04

9

50,4

2540,16

10

48,6

2361,96

11

44,4

1971,36

12

46

2116

13

34,2

1169,64

14

61,5

3782,25

15

55,8

3113,64

16

61,5

3782,25

17

69,6

4844,16

18

59,7

3564,09

19

53,1

2819,61

20

57,9

3352,41

21

40,2

1616,04

22

80

6400

23

81,2

6593,44

24

74,4

5535,36

25

59,2

3504,64

26

90

8100

27

105

11025

28

89

7921

29

110,2

12144,04

30

69,6

4844,16

   

108778,22


 

Отсюда у сред.2 = 3625,94

Общая дисперсия = 3625-2982,25=643,69

Коэффициент детерминации = 611,04/643,69=0,95 или 95%

Вариация расхода на продукты питания на 95% обусловлена вариацией валового дохода.

Найдем эмпирическое корреляционное отношение:

n = 0,975 > 0,7

Так как эмпирическое корреляционное отношение больше 0,7, можно сделать вывод, что связь  между расходом на продукты питания  и валовым доходом высокая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определите:

ошибку выборки среднего размера валового дохода и границы, в которых будет находится в генеральной совокупности.

Решение.

Х сред. = 149,9

n  =  30

N = 150, так как выборка 2 % - ная.

Так как выборка бесповторная, то: = 10,114

В связи с тем, что  вероятность равна 0,683, t = 1

Дельта х = 1*10,114 = 10,114 тыс. руб.

Границы среднего размера валового дохода определим по формуле:

Х сред. – Дельта х <= x <= х средн. + Дельта х

[ 139.79; 160,01]

С вероятностью 0,683 можно  утверждать, что ошибка среднего размера  валового дохода составляет 10,114 тыс. руб., средний размер валового дохода генеральной  совокупности будет находиться в пределах от 139,79 тыс. руб. до 160,01 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4

Потребление товаров  и услуг  населением района характеризуется следующими данными:

 

Виды товаров  и услуг

Стоимость товаров  и услуг в третьем квартале в текущих ценах, млн. рублей

Средний индекс цен третьего квартала ко второму кварталу, %

Средний индекс объёма продаж в сопоставимых ценах  третьего квартала ко второму кварталу, %

Продовольственные товары

432

110

95

Непродовольственные товары

690

115

80

Платные услуги

252

130

70


 

 

Определите:

– общий индекс цен  на товары и услуги;

– индекс покупательской способности рубля;

– общий индекс физического  объёма потребления товаров и  услуг в сопоставимых ценах;

– общий индекс потребления  товаров и услуг в фактических  ценах;

– абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие:

А.) изменения цен;

Б.) объёма продажи по каждому виду товаров и услуг.

Дайте анализ исчисленных  показателей и сделайте выводы.

Решение:

        1. По условию задачи индивидуальные индексы цен по видам товаров и услуг имеют следующие значения:

Подсчитаем  общий индекс цен на товары и услуги по формуле Пааше, преобразовав её в тождественную ей формулу среднего гармонического индекса цен:

 или 115,8 %.

Он показывает, что уровень цен на товары и услуги, реализованные  в 3 квартале, возрос на 115,8 – 100 = 15,8 %.

        1. Найдем индекс покупательной способности рубля по формуле:

 или 86,4 %.

Он показывает, что покупательная способность  рубля  во 3 квартале снизилась на 100 – 86,4=13,6 %.

        1. По условию задачи индивидуальные индексы объёма продажи по видам товаров и услуг в сопоставимых ценах имеют следующие значения:

Найдём индекс физического объёма продажи товаров  и услуг в сопоставимых ценах  по формуле среднего гармонического взвешенного индекса физического объёма продукции:

 

или 82,4 %.

Он показывает, что физический объём продажи  товаров и услуг снизился в 3 квартале по сравнению с 2 кварталом на 100 – 82,4 = 17,6 %.

        1. Найдём общий индекс товарооборота по формуле:

 или 95,4 %.

Он показывает, что стоимость товаров и услуг  в 3 квартале по сравнению со 2 кварталом  уменьшилась на 100 – 95,4 = 4,6 %.

        1. Подсчитаем абсолютный прирост (снижения) стоимости товаров и услуг вследствие изменения цен и объёма продаж по каждому виду товаров и услуг и в целом по всем видам.

Для этого построим таблицу, где:

  • - стоимость товаров и услуг в 3 квартале в текущих ценах, млн. руб.;
  • - средний индивидуальный индекс цен 3 квартала ко 2 кварталу;
  • - средний индивидуальный индекс объёма продажи 3 квартала ко 2 кварталу в сопоставимых ценах;
  • - стоимость товаров и услуг в 3 квартале в сопоставимых ценах, млн. руб.
  • - стоимость товаров и услуг во 2 квартале в ценах 2 квартала (базисных), млн. руб.
  • – абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие изменения цен, млн. руб.;
  • – абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие изменения объёма продажи, млн. руб.;
  • ( гр. 6 + гр. 7) – абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие совместного действия обоих факторов (изменения цен и объёма продаж), млн. руб.

 

            Таблица 2.11. Расчет индексных показателей.

Виды товаров

 

 

 

 

 

 

 

 

и услуг

А

1

2

3

4

5

6

7

8

Продовольственные товары

432

1,1

0,95

393,7

413,4

38,3

-19,7

18,6

Непродовольственные товары

690

1,15

0,8

600

750

90

-150

-60

Платные услуги

252

1,3

0,7

193,8

276,9

58,2

-83,1

-24,9

å

1374

1,158

0,824

1188

1440

186,5

-252,8

-66,3


 

На снижение стоимости товаров и услуг  на –66, 3 млн.руб. оказали влияние  сокращение объема товаров и услуг (влияние –252,8 млн.руб.) при положительном  воздействии роста цен на товары и услуги (влияние + 186,5 млн. руб.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               3. Аналитическая часть.

3.1 Постановка  задачи.

 

Целью данной работы является изучение потребления населения. Однако потребление невозможно в том  случае если нет доходов. В аналитической  части работы рассмотрим динамику доходов  населения Тульской области с 1999 по 2005 год.

 Данные взяты из Российского статистического ежегодника.

Исходные данные представлены в таблице 3.1

                                                                                    Таблица 3.1

Год

Среднедушевые денежные доходы, руб.

1999

1104

2000

1484

2001

2013

2002

2618

2003

3383

2004

3678

2005

3914


 

По данным таблицы 3.1, необходимо определить:

  1. цепные и базисные:

     а) абсолютные  приросты;

б) темпы роста и  прироста.

  1. Средние показатели ряда динамики.

 

2. Методика решения задачи

               В статистике для изучения  доходов населения используется  анализ рядов динамики, показывающий  изменение денежных доходов в  отчетном периоде по сравнению  с базисным.

Для характеристики интенсивности  изменения денежных доходов населения во времени рассчитывается следующие макроэкономические показатели: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста. Для обобщающей характеристики динамики исследуемого явления определяют средние показатели.

Расчет показателей  анализа ряда динамики осуществим по формулам, представленным в табл.2.

                                                                                                            Таблица 3.2

Формулы расчета показателей

Показатель

Базисный

Цепной

Средний

Абсолютный прирост

(1)

(2)

(3)

Темп роста

(4)

(5)

(6)

Темп прироста

(7)

(8)

(9)

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг