Статистические методы изучения рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение статистических методов анализа рентабельности предприятия, расчета ее показателей и применение их на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить показатели рентабельности
- рассмотреть анализ рентабельности деятельности предприятия
- научиться использовать статистическую информацию в решении задач
- провести анализ показателей рентабельности деревообрабатывающей промышленности Новосибирской области.

Содержание работы

Введение 2
1. Статистические методы изучения уровня рентабельности 4
1.1. Показатели рентабельности 4
1.2. Анализ рентабельности деятельности предприятия 7
II. Практическая часть 13
Задача №1 13
Задача №2 20
Задача №3 25
Задача №4 27
III. Аналитическая часть 30
Заключение 38
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Статистич. методы изучения рентабельности Вариант 17.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Уровень рентабельности продаж отдельных видов  продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

                 Rрпi/ВРi=VРПiii)/VРПii=(Цii)/Цi (22)

  Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции(VРП), ее структуры(УДi),себестоимости, среднего уровня цен(Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг(ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб ), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается капитал  на предприятии, тем меньше его требуется  для обеспечения запланированного объема продаж.

И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения  средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом. Объем  продаж сам по себе не оказывает  влияния на уровень рентабельности, ибо с его изменением пропорционально  увеличиваются или уменьшаются  сумма прибыли и сумма основного  и оборотного капитала при условии  неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем  рентабельности капитала можно записать в виде:

R= БП=f(VРПобщ,УДiii,ВРФ)/åК=f(VРПобщ,УДii) (23)

При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов 2-го уровня, от которых зависит изменение  среднереализационных цен, себестоимости  продукции и внереализованных результатов.

Для анализа рентабельности производственного  капитала исчисляемой как отношение  балансовой прибыли к среднегодовой  себестоимости основных фондов и  материальных оборотных средств, можно  использовать факторную модель, предложенную Бахановым М.И. и Шереметом А.Д.

 

R=P/(F+E)=P/N/(F/N+E/N)=(1-S/N)/(F/N+E/N)=(1-(И/N+М/N+А/N)/(F/N+E/N)           (24)

 

где P-прибыль балансовая;

      E-средние остатки материальных оборотных средств;

      F-средняя стоимость основных фондов;

      N-выручка от реализации продукции;

      P/N-рентабельность продаж;

      F/N+E/N-капиталоемкость продукции (обратный показатель   

                      коэффициенту оборачиваемости;

      S/N-затраты на рубль продукции;

      И/N-затратоемкость продукции;

      М/N-материалоемкость продукции;

      А/N-фондоемкость продукции;

Постепенно  заменяя базовый уровень каждого  фактора на фактический можно  определить на сколько изменился  уровень рентабельности производственного  капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, капиталоемкости продукции, т.е. за счет факторов интенсификации производства.3

Преимущество  рассмотренной методики анализа  показателей рентабельности состоит  в том, что при ее использовании  учитывается взаимосвязь элементов  модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния  факторов и, как следствие, более  высокий уровень планирования и  прогнозирования финансовых результатов. Использование этого метода в  финансовом менеджменте отечественных  предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

Основные  пути повышения рентабельности –  рост объемов производства и реализации продукции; все факторы, связанные  со снижением себестоимости; внедрение  научно-технических разработок; улучшение  качества продукции; совершенствование  ценообразования; совершенствование  системы управления производством  в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в  финансово-кредитной и денежной системах; повышение эффективности  использования ресурсов предприятия  на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных  отношений.

 

 

 

 

 

 

II. Практическая часть

Задача №1

Имеются следующие выборочные данные по предприятиям одной из отраслей промышленности в  отчетном году (выборка 20%-тная, механическая), млн. руб:

Таблица 1

№ организации

Выпуск продукции, млн руб.

Затраты на производство продукции млн  руб.

№ организации

Выпуск продукции, млн руб.

Затраты на производство продукции млн  руб.

1

36,45

30,255

16

36,936

31,026

2

23,4

20,124

17

53,392

42,714

3

46,540

38,163

18

41,0

33,62

4

59,752

47,204

19

55,680

43,987

5

41,415

33,546

20

18,2

15,652

6

26,86

22,831

21

31,8

26,394

7

79,2

60,984

22

39,204

32,539

8

54,72

43,776

23

57,128

45,702

9

40,424

33,148

24

28,44

23,89

10

30,21

25,376

25

43,344

35,542

11

42,418

34,359

26

70,720

54,454

12

64,575

51,014

27

41,832

34,302

13

51,612

41,806

28

69,345

54,089

14

35,42

29,753

29

35,903

30,159

15

14,4

12,528

30

50,220

40,678


По исходным данным :

    1. Построим статистический ряд распределения предприятий по признаку рентабельность продукции, образовав пять групп с равными интервалами.
    2. Построим график полученного ряда распределения. Графически определим значения моды и медианы.
    3. Рассчитаем характеристики интервального ряда распределения предприятий по рентабельности продукции: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, дисперсию, коэффициент вариации.
    4. Вычислим среднюю арифметическую по исходным данным, сравним ее с аналогичным показателем, рассчитанным в п.3 для интервального ряда распределения.

Решение:

1.Рассчитаем - рентабельность продукции, как отношение разности между выпуском продукции и затратами на ее производство к затратам на производство продукции.

В результате получим новую таблицу:

Таблица 2

№  организации

Выпуск продукции, млн руб.

Затраты на производство продукции млн  руб.

Уровень рентабельности

(%)

№  организации

Выпуск продукции, млн руб.

Затраты на производство продукции млн  руб.

Уровень рентабельности

(%)

1

36,45

30,255

20,476

16

36,936

31,026

19,049

2

23,4

20,124

16,279

17

53,392

42,714

24,999

3

46,54

38,163

21,951

18

41

33,62

21,951

4

59,752

47,204

26,582

19

55,68

43,987

26,583

5

41,415

33,546

23,457

20

18,2

15,652

16,279

6

26,86

22,831

17,647

21

31,8

26,394

20,482

7

79,2

60,984

29,870

22

39,204

32,539

20,483

8

54,72

43,776

25,000

23

57,128

45,702

25,001

9

40,424

33,148

21,950

24

28,44

23,89

19,046

10

30,21

25,376

19,049

25

43,344

35,542

21,951

11

42,418

34,359

23,455

26

70,72

54,454

29,871

12

64,575

51,014

26,583

27

41,832

34,302

21,952

13

51,612

41,806

23,456

28

69,345

54,089

28,205

14

35,42

29,753

19,047

29

35,903

30,159

19,046

15

14,4

12,528

14,943

30

50,22

40,678

23,457


 

 

 Таблица 3

Разработочная таблица 

№     группы

Группировка предприятий по уровню рентабельности

№  организации

Выпуск продукции, млн руб.

Затраты на производство продукции млн  руб.

Уровень рентабельности (%)

1

14,943-17,928

2

23,4

20,124

16,279

6

26,86

22,831

17,647

15

14,4

12,528

14,943

20

18,2

15,652

16,279

всего

4

82,86

71,135

65,148

2

17,928-20,914

1

36,45

30,255

20,476

10

30,21

25,376

19,049

14

35,42

29,753

19,047

16

36,936

31,026

19,049

21

31,8

26,394

20,482

22

39,204

32,539

20,483

24

28,44

23,89

19,046

29

35,903

30,159

19,046

всего

8

274,363

229,392

156,677

3

20,914-23,900

3

46,54

38,163

21,951

5

41,415

33,546

23,457

9

40,424

33,148

21,95

11

42,418

34,359

23,455

13

51,612

41,806

23,456

18

41

33,62

21,951

25

43,344

35,542

21,951

27

41,832

34,302

21,952

30

50,22

40,678

23,457

всего

9

398,805

325,164

203,581

4

23,900-26,885

4

59,752

47,204

26,582

8

54,72

43,776

25

12

64,575

51,014

26,583

17

53,392

42,714

24,999

19

55,68

43,987

26,583

23

57,128

45,702

25,001

всего

6

345,247

274,397

154,748

5

26,885-29,871

7

79,2

60,984

29,87

26

70,72

54,454

29,871

28

69,345

54,089

28,205

всего

3

219,265

169,527

87,947

итого

30

1320,54

1069,62

668,1


Сначала определяем длину интервала по формуле :

h=(хmax – xmin)/k,

где k – число выделенных интервалов.

h=(29,871 –14,943)/5=2,986 %.

Получим следующие интервалы:

14,943–17,928; 17,928–20,914; 20,914–23,900; 23,900–26,885; 26,885–29,871.

На основе групповых итоговых строк «Всего»  табл.3 формируем итоговую таблицу 4, представляющую интервальный ряд распределения  организаций по среднему уровню рентабельности.

Таблица 4

Интервальный ряд распределения организаций по уровню рентабельности

№ группы

Группы предприятий по уровню рентабельности продукции

Число предприятий в группе

Число предприятий, % к итогу

Накопленная частота

 

c

¦

d

S

I

II

III

IV

V

14,943-17,928

17,928-20,914

20,914-23,900

23,900-26,885

26,885-29,871

4

8

9

6

3

13,33

26,67

30

20

10

4

12

21

27

30

Итого

30

100

-


 

Т.о. ряд  распределения показывает, что наибольшее число организаций выборочной совокупности имеет уровень рентабельности продукции  в пределах 20,914-23,900%.

 

2. Построим  график полученного ряда распределения.

 

 

 


Рис.1. Гистограмма ряда  распределения по уровню рентабельности

Мода – это  значение признака, наиболее часто  встречающееся в изучаемой совокупности. Для интервальных вариационных рядов  распределения мода рассчитывается по формуле:

где xMo - нижняя граница модального интервала;

h - величина модального интервала;

fMo - частота модального интервала;

fMo-1 - частота интервала, предшествующего модальному;

fMo+1 - частота интервала, следующего за модальным.

Мо = 20,914 + 2,986* (9-8)/((9-8)+(9-6))=21,6605%.

Рис.2. Определение медианы графическим методом

Информация о работе Статистические методы изучения рентабельности