Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:37, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение статистических методов анализа рентабельности предприятия, расчета ее показателей и применение их на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить показатели рентабельности
- рассмотреть анализ рентабельности деятельности предприятия
- научиться использовать статистическую информацию в решении задач
- провести анализ показателей рентабельности деревообрабатывающей промышленности Новосибирской области.
Введение 2
1. Статистические методы изучения уровня рентабельности 4
1.1. Показатели рентабельности 4
1.2. Анализ рентабельности деятельности предприятия 7
II. Практическая часть 13
Задача №1 13
Задача №2 20
Задача №3 25
Задача №4 27
III. Аналитическая часть 30
Заключение 38
Список литературы 39
Рис. 2. Кумулята распределения организаций по уровню рентабельности продукции
Найдем медианный интервал, т.е. интервал, накопленная частота которого впервые больше или равна половине всей сумме частот, в данном случае 15.
Интервал 20,914 – 23,900 является медианным, его нижняя граница равна хн=20,914 е=2,986
Me= хн+е(15+SMe-1)/mMe
Me=20,914+2,986*(15-12)/9=21,
3. Рассчитываем характеристики ряда распределения предприятий по сумме прибыли, для этого составим расчетную таблицу :
Таблица 5
Расчетная таблица для нахождения характеристик ряда распределения
Уровень рентабельности (%) |
Число предприятий, |
Середина интервала, |
|||
14,943-17,928 |
4 |
16,436 |
65,742 |
31,047 |
124,188 |
17,928-20,914 |
8 |
19,421 |
155,368 |
6,693 |
53,544 |
20,914-23,900 |
9 |
22,407 |
201,663 |
0,159 |
1,431 |
23,900-26,885 |
6 |
25,393 |
152,358 |
11,458 |
68,748 |
26,885-29,871 |
3 |
28,373 |
85,119 |
40,640 |
121,92 |
∑ |
30 |
660,25 |
89,997 |
369,831 |
Средняя арифметическая взвешенная:
получаем : = 660,25: 30 = 22,008 ≈ 22%.
Среднее квадратическое отклонение :
получаем : σ=√(369,831/30)=√12,328=3,511 ≈ 3%.
Определяем дисперсию:
получаем: =12,328
Коэффициент вариации :
=(3,511/22,008)*100% = 15,95%
Анализ полученных значений показателей и σ говорит о том, что средняя величина уровня рентабельности организаций составляет 22%, отклонение от этой величины в ту или иную сторону составляет в среднем 3% , наиболее характерный уровень рентабельности находиться в пределах от 19 до 25% (диапазон ± σ ).
Значение = 15,95% не превышает 33% следовательно вариация среднего уровня рентабельности исследуемой совокупности по данному признаку однородна. Расхождение между значениями , Мо и Ме незначительно ( = 22,008%, Мо = 21, 66%, Ме =21,909%), что подтверждает вывод об однородности совокупности организаций. Таким образом, найдено среднее значение уровня рентабельности (22%) является типичной, надежной характеристикой исследуемой совокупности организаций.
4. Вычислим среднюю арифметическую по исходным данным.
.
Более точное значение показывает простая средняя арифметическая = 22,27%, т.к. средняя арифметическая взвешенная = 22,008% рассчитывается по приближенным данным, в качестве которых берутся центры интервалов.
Расхождение между средними может быть объяснено характером распределения индивидуальных значений признака внутри каждого интервала, т.е. их отклонением от центра интервала.
Связь между признаками – выпуск продукции и уровень рентабельности.
1. Установим наличие и характер связи между признаками выпуск продукции и уровень рентабельности, образовав заданное число групп с равными интервалами по обоим признакам, методами:
а) аналитической группировки,
б) корреляционной таблицы.
2. Измерим тесноту
1а. Используя таблицу 3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х - уровнем рентабельности и результативным признаком Y – выпуском продукции. Аналитическая таблица имеет следующий вид (табл. 6).
Таблица 6
Аналитическая группировка организаций по уровню рентабельности
Номер группы |
Группы предприятий по уровню рентабельности, %, х |
Число предприятий, f |
Выпуск продукции, млн.руб. |
Уровень рентабельности продукции, % | ||
Всего |
В
среднем на одну фирму, |
Всего |
В
среднем на одну фирму, | |||
1 |
14,943-17,928 |
4 |
82,860 |
20,715 |
65,148 |
16,287 |
2 |
17,928-20,914 |
8 |
274,363 |
34,295 |
156,677 |
19,585 |
3 |
20,914-23,900 |
9 |
398,805 |
44,312 |
203,581 |
22,620 |
4 |
23,900-26,885 |
6 |
345,247 |
57,541 |
154,748 |
25,791 |
5 |
26,885-29,871 |
3 |
219,265 |
73,088 |
87,947 |
29,316 |
ИТОГО |
30 |
1320,54 |
229,95 |
668,1 |
113,599 |
Анализ данных таблицы 6 показывает, что с увеличением уровня рентабельности от группы к группе закономерно и однонаправленно возрастает и средний выпуск продукции по каждой группе фирм, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.
1б. Для построения корреляционной таблицы необходимо рассчитать величины и границы интервалов по двум признакам Х и Y. Для факторного признака Х - уровня рентабельности эти величины известны из табл.4. Определяем величину интервала для результативного признака Y – выпуска продукции при k=5, уmax =79,2 млн руб., уmin=14,4 млн руб.:
h=(уmax – уmin)/k,
h=(79,2-14,4)/5=12,96 млн руб.
Таблица 7
Интервальный ряд распределения фирм по выпуску продукции
Группы фирм по выпуску продукции, млн руб., у |
Число фирм, f |
14,4 - 27,36 |
4 |
27,36 - 40,32 |
8 |
40,32 - 53,28 |
9 |
53,28 - 66,24 |
6 |
66,24 - 79,2 |
3 |
ИТОГО |
30 |
Используя группировки по факторному и результативному признаку, строим корреляционную таблицу (табл.8)
Таблица 8
Корреляционная таблица
Группы предприятий по уровню рентабельности, %. |
Группы фирм по выпуску продукции, млн руб., у |
Итого | ||||
14,4 - 27,36 |
27,36 - 40,32 |
40,32 - 53,28 |
53,28 - 66,24 |
66,24 - 79,2 | ||
14,943-17,928 |
4 |
4 | ||||
17,928-20,914 |
8 |
8 | ||||
20,914-23,900 |
9 |
9 | ||||
23,900-26,885 |
6 |
6 | ||||
26,885-29,871 |
3 |
3 | ||||
ИТОГО |
4 |
8 |
9 |
6 |
3 |
30 |
Анализ
данных табл.8 показывает, что распределение
частот групп произошло вдоль
диагонали, идущей из левого угла в
правый нижний угол таблицы. Это свидетельствует
о наличии прямой корреляционной
связи между уровнем
2. Коэффициент детерминации характеризует силу влияния факторного (группировочного) признака Х на результативный признак Y и рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии признака Y в его общей дисперсии :
Для нахождения общей дисперсии по формуле:
Построим таблицу 9.
Таблица 9
Расчетная таблица для расчета общей дисперсии
№ организации |
Выпуск продукции, млн руб. |
yi - |
(yi - |
1 |
36,45 |
7,57 |
57,3049 |
2 |
23,4 |
20,62 |
425,1844 |
3 |
46,54 |
2,52 |
6,3504 |
4 |
59,752 |
15,73 |
247,4329 |
5 |
41,415 |
2,60 |
6,76 |
6 |
26,86 |
17,16 |
294,4656 |
7 |
79,2 |
35,18 |
1237,6324 |
8 |
54,72 |
10,70 |
114,49 |
9 |
40,424 |
3,59 |
12,8881 |
10 |
30,21 |
13,81 |
190,7161 |
11 |
42,418 |
1,60 |
2,56 |
12 |
64,575 |
20,56 |
422,7136 |
13 |
51,612 |
7,59 |
57,6081 |
14 |
35,42 |
8,60 |
73,96 |
15 |
14,4 |
29,62 |
877,3444 |
16 |
36,936 |
7,08 |
50,1264 |
17 |
53,392 |
9,37 |
87,7969 |
18 |
41 |
3,02 |
9,1204 |
19 |
55,68 |
11,66 |
135,9556 |
20 |
18,2 |
25,82 |
666,6724 |
Продолжение таблицы 9
21 |
31,8 |
12,22 |
149,3284 |
22 |
39,204 |
4,81 |
23,1361 |
23 |
57,128 |
13,11 |
171,8721 |
24 |
28,44 |
15,58 |
242,7364 |
25 |
43,344 |
0,67 |
0,4489 |
26 |
70,72 |
26,70 |
712,89 |
27 |
41,832 |
2,19 |
4,7961 |
28 |
69,345 |
25,33 |
641,6089 |
29 |
35,903 |
8,12 |
65,9344 |
30 |
50,22 |
6,20 |
38,44 |
Итого |
1320,54 |
7028,2739 |
Рассчитаем общую дисперсию:
= 234,27
Рассчитаем общую среднюю :
= = 44,018
Для расчета межгрупповой дисперсии строится вспомогательная таблица 10.
Таблица 10
Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии
Группы предприятий по уровню рентабельности, %, х |
Число предприятий, f |
Среднее значение в группе, млн руб., |
yi - |
(yi - |
14,943-17,928 |
4 |
20,715 |
-23,303 |
2172,119 |
17,928-20,914 |
8 |
34,295 |
-9,723 |
756,235 |
20,914-23,900 |
9 |
44,312 |
0,294 |
0,776 |
23,900-26,885 |
6 |
57,541 |
13,523 |
1097,297 |
26,885-29,871 |
3 |
73,088 |
29,070 |
2535,253 |
ИТОГО |
30 |
229,95 |
6561,680 |
Информация о работе Статистические методы изучения рентабельности