Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ изучения уровня и динамики себестоимости продукции и использование статистических методов.
В ходе подготовки к написанию курсовой работы использовались материалы учебной литературы и периодических изданий, разработанные ведущими специалистами в области статистики и экономистами, указанные в списке литературы.
Для выполнения курсовой работы использованы следующие программы:
1. Текстовый редактор (MicrosoftOfficeWord 2007)
2. Табличныйредактор (MicrosoftOfficeExcel 2007)
3. Графические редакторы Paintи FastStoneImageViewer для создания скриншотов в работе.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть………………………………………………………..5
1.1 Себестоимость как объект статистического изучения…………........5
1.2 Система статистических показателей, характеризующих себестоимость продукции….……………………………………………………………...10
1.3 Применение индексного метода в изучении себестоимости……………………………………………………………22
2. Расчётная часть……………………………………………………………27
Задание 1…………………………………………………………….…….27
Задание 2………………………………………….……………………….37
Задание 3…………………………….…………………………………….47
Задание 4…………………………………….…………………………….52
3. Аналитическая часть……………………………………………………...56
Заключение…………………………………………………………………...60
Список литературы…………………………………………………………..
Требуется рассчитать затраты на производство .
Для того, чтобы произвести расчет затрат на производство продукции, необходимо воспользоваться формулой: Зпр = МЗ + Ам + Отр + Пр.
Следовательно, Зпр = 130264 + 872 + 71245 + 27138 + 20661 = 250180 тыс. руб.
2) Себестоимость валовой продукции вычисляется по формуле:
Zвал = Зпр – НПС – Рб.п.,
где Zвал – себестоимость валовой продукции;
Зпр – затраты на производство;
НПС – непроизводственные
счета (в них включаются затраты
на капстроительство и капремонт
своего предприятия, услуги транспорта
сторонних организаций и
Рб.п. – расходы будущих периодов
Пример 2.
По результатам предыдущего примера затраты на производство составили 250180 тыс. руб. По данным предприятия известны показатели затрат по элементам:
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
1. затраты на производство продукции |
250180 |
2. непроизводственные счета, из них: |
150846 |
затраты на капстроительство |
76325 |
затраты на капремонт |
44638 |
транспортные услуги сторонних организаций и непромышленных хозяйств данного предприятия |
21567 |
стоимость НИОКР |
8316 |
3. Расходы будущих периодов |
49106 |
Требуется произвести расчет
себестоимости валовой
Для определения себестоимости валовой продукции применяется формула: Zвал = Зпр – НПС – Рб.п.
Следовательно, Zвал = 250180 – 150846 – 49106 = 50228 тыс. руб.
3) Производственная себестоимость товарной (готовой) продукции вычисляется по формуле:
Zпр = Zвал + ИОнзп,
где Zпр – производственная себестоимость товарной (готовой) продукции;
Zвал – себестоимость валовой продукции;
ИОнзп – изменение остатков незавершенного производства
Пример 3.
В соответствии с полученными данными по предыдущему примеру стали известны следующие показатели:
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
1. Себестоимость валовой продукции |
50228 |
2. Изменение остатков незавершенного производства |
3423 |
Требуется произвести расчет производственной себестоимости товарной (готовой) продукции.
Для определения производственной себестоимости товарной (готовой) продукции воспользуемся формулой: Zпр = Zвал + ИОнзп.
Следовательно, Zпр = 50228 + 3423 = 53651 тыс. руб.
4) Полная себестоимость товарной продукции вычисляется по формуле:
Zполн = Zпр + Рвнепр
где Zполн – полная себестоимость товарной продукции;
Zпр – производственная себестоимость;
Рвнепр – внепроизводственные расходы (в них включаются расходы на упаковку, транспортировку, складские расходы, комиссионные сборы и др.)
Пример 4.
По данным компании ООО «Техпром» известны следующие показатели для определения полной себестоимости товарной продукции:
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
1. производственная |
53651 |
2. внепроизводственные расходы на: |
27860 |
упаковка |
6652 |
транспортировка |
9348 |
складские расходы |
6007 |
комиссионные сборы и др. |
5853 |
Для расчета полной себестоимости товарной продукции необходимо воспользоваться формулой: Zполн = Zпр + Рвнепр
Следовательно, Zполн = 53651 + 27860 = 81511 тыс. руб.
5) Себестоимость реализованной продукции вычисляется по формуле:
Zреализ = Zполн + К – ПОн.п.,
где Zреализ – себестоимость реализованной продукции;
Zполн – полная себестоимость;
К – коммерческие расходы (реклама, маркетинг);
ПОн.п. – переходящие остатки нереализованной продукции
Пример 5.
Для расчета себестоимости реализованной продукции по предприятию ООО «Техпром» используются следующие данные:
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
1. полная себестоимость товарной продукции |
81511 |
2. коммерческие расходы, в т.ч.: |
31630 |
реклама |
18115 |
маркетинг |
13515 |
3. переходящие остатки нереализованной продукции |
43650 |
Чтобы определить себестоимость
реализованной продукции
Следовательно, Zреализ = 81511 + 31630 – 43650 = 69491 тыс. руб.
1.3 Применение индексного метода анализа в изучении себестоимости
Для изучения себестоимости
применяется множество
Для характеристики изменения динамики себестоимости используют систему индексов.
Индексный метод широко применяется для изучения динамики средних величин и выявления факторов, влияющих на динамику средних. В тех случаях, когда мы анализируем изменение во времени сравниваемой продукции, мы можем поставить вопрос о том, как в различных условиях (на различных участках) меняются составляющие индекса (цена, физический объем, структура производства или реализации отдельных видов продукции). С этой целью исчисляется система взаимосвязанных индексов: переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.
Индекс переменного состава представляет собой отношение двух взвешенных величин с переменными весами, характеризующее изменение индексируемого (осредняемого) показателя. Используется для характеристики изменения средней цены в текущем и базисном периодах.
Величина этого индекса
характеризует изменение
Индекс постоянного (фиксированного) состава представляет собой отношение средних взвешенных с одними и теми же весами (при постоянной структуре). Данных индекс не учитывает изменение объема продажи продукции на различных рынках в текущем и базисном периодах.
Для расчета индекса постоянного состава можно использовать агрегатную форму индекса:
Индекс влияния структурных сдвигов характеризует влияние изменения структуры изучаемого явления на динамику среднего уровня индексируемого показателя и рассчитывается по формуле:
Под структурными изменениями понимается изменение доли отдельных групп единиц совокупности в общей их численности (d). Система взаимосвязанных индексов при анализе динамики среднего уровня качественного показателя имеет вид:
В индексах средних уровней в качестве весов могут быть взяты удельные веса единиц совокупности (d=f/Ʃf), которые отражают изменения в структуре изучаемой совокупности. Тогда систему взаимосвязанных индексов можно записать в следующем виде:
или
индекс
средней
величины = постоянного х структурных
(переменного состава)
Аналогично приведенным формулам строятся индексы средних уровней: цен, себестоимости продукции, фондоотдачи, производительности труда, оплаты труда и др.
В статистике под индексом понимается относительная величина (показатель), выражающая изменение сложного экономического явления во времени, в пространстве или по сравнению с планом. В связи с этим различают динамические, территориальные индексы, а также индексы выполнения плана.
К какому бы экономическому явлению ни относились индексы, чтобы рассчитать их, необходимо сравнивать различные уровни, которые относятся либо к различным периодам времени, либо к плановому заданию, либо к различным территориям. В связи с этим различают базисный период (период, к которому относится величина, подвергаемая сравнению) и отчетный период (период, к которому относится сравниваемая величина).
Показатели, характеризующие изменение более или менее однородных объектов, входящих в состав сложного явления, называются индивидуальными индексами – ix.
Индекс получает название по названию индексируемой величины. Индексы измеряются либо в виде процентов (%), либо в виде коэффициентов.
Пример 6.
Имеются данные о выпуске однородной продукции по предприятиям АО:
№ предприятия АО |
Выпуск продукции |
Себестоимость единицы продукции, руб. |
Индивидуальный индекс себестоимости
iz=z1/z0 | ||||
I квартал |
II квартал |
I квартал |
II квартал | ||||
тыс.ед q0 |
% d0 |
тыс.ед. q1 |
% d1 |
z0 |
z1 | ||
1 |
40 |
40 |
36 |
30 |
7,0 |
8,0 |
1,143 |
2 |
60 |
60 |
84 |
70 |
6,0 |
6,5 |
1,083 |
Итого |
100 |
100 |
120 |
100 |
6,4 |
6,95 |
1,086 |
Определить для двух предприятий:
1) среднюю себестоимость единицы продукции;
2) индекс средней себестоимости продукции;
3) среднее изменение
4) индекс структурных сдвигов.
Решение:
1. Средняя себестоимость единицы данного вида продукции по двум предприятиям АО определяется как средняя арифметическая взвешенная:
2. Индекс себестоимости продукции переменного состава равен
(средняя себестоимость единицы продукции по двум предприятия возросла на 8,6%).
3.
Это означает, что в среднем по двум предприятиям себестоимость единицы продукции повысилась на 10,3%.
4. Индекс структурных сдвигов может быть рассчитан с помощью взаимосвязи индексов:
Средняя себестоимость единицы продукции по двум предприятиям снизилась на 1,5% за счет изменения удельного веса отдельных предприятий в общем выпуске продукции.
Если в качестве весов взять удельные веса отдельных предприятий в общем объеме выпуска продукции (d=q/Ʃq), то получим следующую систему взаимосвязанных индексов:
1,086 = 1,103·0,985
Общий вывод: если бы происшедшие изменения себестоимости продукции не сопровождались структурными перераспределениями в ее выпуске, то средняя себестоимость продукции по двум предприятиям возросла бы на 10,3%. Изменение структуры выпуска продукции отдельных предприятий в общем объеме выпуска вызвало снижение себестоимости на 1,5%. Одновременное воздействие двух факторов увеличило среднюю себестоимость продукции по двум предприятиям на 8,6%.
2. Расчетная часть
При проведении статистического наблюдения за деятельностью предприятий за исследуемый период получены выборочные данные об объеме выпуска продукции и себестоимости по 30-ти предприятиям (выборка 20%-ная, механическая).
В проводимом статистическом исследовании эти предприятия выступают как единицы выборочной совокупности. Генеральную совокупность образуют все предприятия. Анализируемыми признаками изучаемых единиц совокупности являются Выпуск продукции и Затраты на производство продукции предприятий.
Выборочные данные представлены в табл.2.1.
Таблица 2.1
№ пред-приятия п/п |
Выпуск продукции, тыс. ед. |
Затраты на производ-ство продукции, млн. руб. |
№ пред-приятия п/п |
Выпуск продукции, тыс. ед. |
Затраты на производ-ство продукции, млн. руб. |
1 |
160 |
18,240 |
16 |
148 |
17,612 |
2 |
140 |
17,080 |
17 |
110 |
13,970 |
3 |
105 |
13,440 |
18 |
146 |
17,666 |
4 |
150 |
17,850 |
19 |
155 |
17,980 |
5 |
158 |
18,170 |
20 |
169 |
19,266 |
6 |
170 |
19,210 |
21 |
156 |
17,940 |
7 |
152 |
17,936 |
22 |
135 |
16,335 |
8 |
178 |
19,580 |
23 |
122 |
15,250 |
9 |
180 |
19,440 |
24 |
130 |
15,860 |
10 |
164 |
18,860 |
25 |
200 |
21,000 |
11 |
151 |
17,818 |
26 |
125 |
15,250 |
12 |
142 |
17,040 |
27 |
152 |
17,784 |
13 |
120 |
15,000 |
28 |
173 |
19,030 |
14 |
100 |
13,000 |
29 |
115 |
14,490 |
15 |
176 |
19,360 |
30 |
190 |
19,950 |
Информация о работе Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции