Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ изучения уровня и динамики себестоимости продукции и использование статистических методов.
В ходе подготовки к написанию курсовой работы использовались материалы учебной литературы и периодических  изданий, разработанные ведущими специалистами в области  статистики  и  экономистами, указанные в списке литературы.
Для выполнения курсовой работы использованы следующие программы:
1. Текстовый редактор (MicrosoftOfficeWord 2007)
2. Табличныйредактор (MicrosoftOfficeExcel 2007)
3. Графические редакторы Paintи FastStoneImageViewer для создания скриншотов в работе.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть………………………………………………………..5
1.1 Себестоимость как объект статистического изучения…………........5
1.2 Система статистических показателей, характеризующих себестоимость продукции….……………………………………………………………...10
1.3 Применение индексного метода в изучении себестоимости……………………………………………………………22
2. Расчётная часть……………………………………………………………27
Задание 1…………………………………………………………….…….27
Задание 2………………………………………….……………………….37
Задание 3…………………………….…………………………………….47
Задание 4…………………………………….…………………………….52
3. Аналитическая часть……………………………………………………...56
Заключение…………………………………………………………………...60
Список литературы…………………………………………………………..
Требуется рассчитать затраты на производство .
Для того, чтобы произвести расчет затрат на производство продукции, необходимо воспользоваться формулой: Зпр = МЗ + Ам + Отр + Пр.
Следовательно, Зпр = 130264 + 872 + 71245 + 27138 + 20661 = 250180 тыс. руб.
2) Себестоимость валовой продукции вычисляется по формуле:
Zвал = Зпр – НПС – Рб.п.,
где Zвал – себестоимость валовой продукции;
Зпр – затраты на производство;
НПС – непроизводственные 
счета (в них включаются затраты 
на капстроительство и капремонт 
своего предприятия, услуги транспорта 
сторонних организаций и 
Рб.п. – расходы будущих периодов
Пример 2.
По результатам предыдущего примера затраты на производство составили 250180 тыс. руб. По данным предприятия известны показатели затрат по элементам:
Показатель  | 
  Сумма, тыс. руб.  | 
1. затраты на производство продукции  | 
  250180  | 
2. непроизводственные счета, из них:  | 
  150846  | 
затраты на капстроительство  | 
  76325  | 
затраты на капремонт  | 
  44638  | 
транспортные услуги сторонних организаций и непромышленных хозяйств данного предприятия  | 
  21567  | 
стоимость НИОКР  | 
  8316  | 
3. Расходы будущих периодов  | 
  49106  | 
Требуется произвести расчет 
себестоимости валовой 
Для определения себестоимости валовой продукции применяется формула: Zвал = Зпр – НПС – Рб.п.
Следовательно, Zвал = 250180 – 150846 – 49106 = 50228 тыс. руб.
3) Производственная себестоимость товарной (готовой) продукции вычисляется по формуле:
Zпр = Zвал + ИОнзп,
где Zпр – производственная себестоимость товарной (готовой) продукции;
Zвал – себестоимость валовой продукции;
ИОнзп – изменение остатков незавершенного производства
Пример 3.
В соответствии с полученными данными по предыдущему примеру стали известны следующие показатели:
Показатель  | 
  Сумма, тыс. руб.  | 
1. Себестоимость валовой продукции  | 
  50228  | 
2. Изменение остатков незавершенного производства  | 
  3423  | 
Требуется произвести расчет производственной себестоимости товарной (готовой) продукции.
Для определения производственной себестоимости товарной (готовой) продукции воспользуемся формулой: Zпр = Zвал + ИОнзп.
Следовательно, Zпр = 50228 + 3423 = 53651 тыс. руб.
4) Полная себестоимость товарной продукции вычисляется по формуле:
Zполн = Zпр + Рвнепр
где Zполн – полная себестоимость товарной продукции;
Zпр – производственная себестоимость;
Рвнепр – внепроизводственные расходы (в них включаются расходы на упаковку, транспортировку, складские расходы, комиссионные сборы и др.)
Пример 4.
По данным компании ООО «Техпром» известны следующие показатели для определения полной себестоимости товарной продукции:
Показатель  | 
  Сумма, тыс. руб.  | 
1. производственная   | 
  53651  | 
2. внепроизводственные расходы на:  | 
  27860  | 
упаковка  | 
  6652  | 
транспортировка  | 
  9348  | 
складские расходы  | 
  6007  | 
комиссионные сборы и др.  | 
  5853  | 
Для расчета полной себестоимости товарной продукции необходимо воспользоваться формулой: Zполн = Zпр + Рвнепр
Следовательно, Zполн = 53651 + 27860 = 81511 тыс. руб.
5) Себестоимость реализованной продукции вычисляется по формуле:
Zреализ = Zполн + К – ПОн.п.,
где Zреализ – себестоимость реализованной продукции;
Zполн – полная себестоимость;
К – коммерческие расходы (реклама, маркетинг);
ПОн.п. – переходящие остатки нереализованной продукции
Пример 5.
Для расчета себестоимости реализованной продукции по предприятию ООО «Техпром» используются следующие данные:
Показатель  | 
  Сумма, тыс. руб.  | 
1. полная себестоимость товарной продукции  | 
  81511  | 
2. коммерческие расходы, в т.ч.:  | 
  31630  | 
реклама  | 
  18115  | 
маркетинг  | 
  13515  | 
3. переходящие остатки нереализованной продукции  | 
  43650  | 
Чтобы определить себестоимость 
реализованной продукции 
Следовательно, Zреализ = 81511 + 31630 – 43650 = 69491 тыс. руб.
1.3 Применение индексного метода анализа в изучении себестоимости
Для изучения себестоимости 
применяется множество 
Для характеристики изменения динамики себестоимости используют систему индексов.
Индексный метод широко применяется для изучения динамики средних величин и выявления факторов, влияющих на динамику средних. В тех случаях, когда мы анализируем изменение во времени сравниваемой продукции, мы можем поставить вопрос о том, как в различных условиях (на различных участках) меняются составляющие индекса (цена, физический объем, структура производства или реализации отдельных видов продукции). С этой целью исчисляется система взаимосвязанных индексов: переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.
Индекс переменного состава представляет собой отношение двух взвешенных величин с переменными весами, характеризующее изменение индексируемого (осредняемого) показателя. Используется для характеристики изменения средней цены в текущем и базисном периодах.
Величина этого индекса 
характеризует изменение 
Индекс постоянного (фиксированного) состава представляет собой отношение средних взвешенных с одними и теми же весами (при постоянной структуре). Данных индекс не учитывает изменение объема продажи продукции на различных рынках в текущем и базисном периодах.
Для расчета индекса постоянного состава можно использовать агрегатную форму индекса:
Индекс влияния структурных сдвигов характеризует влияние изменения структуры изучаемого явления на динамику среднего уровня индексируемого показателя и рассчитывается по формуле:
Под структурными изменениями понимается изменение доли отдельных групп единиц совокупности в общей их численности (d). Система взаимосвязанных индексов при анализе динамики среднего уровня качественного показателя имеет вид:
В индексах средних уровней в качестве весов могут быть взяты удельные веса единиц совокупности (d=f/Ʃf), которые отражают изменения в структуре изучаемой совокупности. Тогда систему взаимосвязанных индексов можно записать в следующем виде:
или
индекс 
средней           
                              
величины = постоянного х структурных
(переменного состава)         
Аналогично приведенным формулам строятся индексы средних уровней: цен, себестоимости продукции, фондоотдачи, производительности труда, оплаты труда и др.
В статистике под индексом понимается относительная величина (показатель), выражающая изменение сложного экономического явления во времени, в пространстве или по сравнению с планом. В связи с этим различают динамические, территориальные индексы, а также индексы выполнения плана.
К какому бы экономическому явлению ни относились индексы, чтобы рассчитать их, необходимо сравнивать различные уровни, которые относятся либо к различным периодам времени, либо к плановому заданию, либо к различным территориям. В связи с этим различают базисный период (период, к которому относится величина, подвергаемая сравнению) и отчетный период (период, к которому относится сравниваемая величина).
Показатели, характеризующие изменение более или менее однородных объектов, входящих в состав сложного явления, называются индивидуальными индексами – ix.
Индекс получает название по названию индексируемой величины. Индексы измеряются либо в виде процентов (%), либо в виде коэффициентов.
Пример 6.
Имеются данные о выпуске однородной продукции по предприятиям АО:
№ предприятия АО  | 
  Выпуск продукции  | 
  Себестоимость единицы продукции, руб.  | 
  Индивидуальный индекс себестоимости 
 
 iz=z1/z0  | ||||
I квартал  | 
  II квартал  | 
  I квартал  | 
  II квартал  | ||||
тыс.ед q0  | 
  % d0  | 
  тыс.ед. q1  | 
  % d1  | 
  
   
 z0  | 
  
   
 z1  | ||
1  | 
  40  | 
  40  | 
  36  | 
  30  | 
  7,0  | 
  8,0  | 
  1,143  | 
2  | 
  60  | 
  60  | 
  84  | 
  70  | 
  6,0  | 
  6,5  | 
  1,083  | 
Итого  | 
  100  | 
  100  | 
  120  | 
  100  | 
  6,4  | 
  6,95  | 
  1,086  | 
Определить для двух предприятий:
1) среднюю себестоимость единицы продукции;
2) индекс средней себестоимости продукции;
3) среднее изменение 
4) индекс структурных сдвигов.
Решение:
1. Средняя себестоимость единицы данного вида продукции по двум предприятиям АО определяется как средняя арифметическая взвешенная:
2. Индекс себестоимости продукции переменного состава равен
(средняя себестоимость единицы продукции по двум предприятия возросла на 8,6%).
3.
Это означает, что в среднем по двум предприятиям себестоимость единицы продукции повысилась на 10,3%.
4. Индекс структурных сдвигов может быть рассчитан с помощью взаимосвязи индексов:
Средняя себестоимость единицы продукции по двум предприятиям снизилась на 1,5% за счет изменения удельного веса отдельных предприятий в общем выпуске продукции.
Если в качестве весов взять удельные веса отдельных предприятий в общем объеме выпуска продукции (d=q/Ʃq), то получим следующую систему взаимосвязанных индексов:
1,086 = 1,103·0,985
Общий вывод: если бы происшедшие изменения себестоимости продукции не сопровождались структурными перераспределениями в ее выпуске, то средняя себестоимость продукции по двум предприятиям возросла бы на 10,3%. Изменение структуры выпуска продукции отдельных предприятий в общем объеме выпуска вызвало снижение себестоимости на 1,5%. Одновременное воздействие двух факторов увеличило среднюю себестоимость продукции по двум предприятиям на 8,6%.
2. Расчетная часть
При проведении статистического наблюдения за деятельностью предприятий за исследуемый период получены выборочные данные об объеме выпуска продукции и себестоимости по 30-ти предприятиям (выборка 20%-ная, механическая).
В проводимом статистическом исследовании эти предприятия выступают как единицы выборочной совокупности. Генеральную совокупность образуют все предприятия. Анализируемыми признаками изучаемых единиц совокупности являются Выпуск продукции и Затраты на производство продукции предприятий.
Выборочные данные представлены в табл.2.1.
Таблица 2.1
№ пред-приятия п/п  | 
  Выпуск продукции, тыс. ед.  | 
  Затраты на производ-ство продукции, млн. руб.  | 
  № пред-приятия п/п  | 
  Выпуск продукции, тыс. ед.  | 
  Затраты на производ-ство продукции, млн. руб.  | 
1  | 
  160  | 
  18,240  | 
  16  | 
  148  | 
  17,612  | 
2  | 
  140  | 
  17,080  | 
  17  | 
  110  | 
  13,970  | 
3  | 
  105  | 
  13,440  | 
  18  | 
  146  | 
  17,666  | 
4  | 
  150  | 
  17,850  | 
  19  | 
  155  | 
  17,980  | 
5  | 
  158  | 
  18,170  | 
  20  | 
  169  | 
  19,266  | 
6  | 
  170  | 
  19,210  | 
  21  | 
  156  | 
  17,940  | 
7  | 
  152  | 
  17,936  | 
  22  | 
  135  | 
  16,335  | 
8  | 
  178  | 
  19,580  | 
  23  | 
  122  | 
  15,250  | 
9  | 
  180  | 
  19,440  | 
  24  | 
  130  | 
  15,860  | 
10  | 
  164  | 
  18,860  | 
  25  | 
  200  | 
  21,000  | 
11  | 
  151  | 
  17,818  | 
  26  | 
  125  | 
  15,250  | 
12  | 
  142  | 
  17,040  | 
  27  | 
  152  | 
  17,784  | 
13  | 
  120  | 
  15,000  | 
  28  | 
  173  | 
  19,030  | 
14  | 
  100  | 
  13,000  | 
  29  | 
  115  | 
  14,490  | 
15  | 
  176  | 
  19,360  | 
  30  | 
  190  | 
  19,950  | 
Информация о работе Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции