Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 17:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение динамики себестоимости единицы продукции на основании анализа показателей статистики себестоимости и использовании статистических методов в их исчислении. Выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции должно опираться на комплексный анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 13
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
3. Основные показатели себестоимости товарной продукции
Себестоимость продукции (работ, услуг) может быть определена с помощью нескольких показателей.
Исходным
показателем для всех фирм является
себестоимость единицы
Затраты
на единицу продукции фирмы
где – средние затраты на единицу продукции;
– себестоимость i-го вида продукции;
– количество единиц i-го вида продукции.
Себестоимость
единицы продукции имеет
Система отнесения затрат на изделие (продукт) отражена в бухгалтерском учете.
Если
фирма производит однородную, одноименную
продукцию (например, сырьевые отрасли
промышленности), то себестоимость единицы
продукции является показателем, применяемым
в анализе выполнения плана и динамики
затрат.
4. Индексы себестоимости товарной продукции
Характеристика динамики себестоимости продукции дается при помощи индексов.
Имея данные о себестоимости единицы изделия за предыдущий период ( ), по плановым расчетам ( ) и за отчетный период ( ), можно дать общую характеристику степени выполнения планового задания по снижению себестоимости и ее динамики с помощью индексов, а также определить абсолютную сумму перерасхода или экономии в результате изменения себестоимости.
При изучении динамики себестоимости по группе предприятий, изготавливающих продукцию одного и того же вида, используется индекс переменного состава, индекс фиксированного состава и индекс влияния структурных сдвигов.
На тех предприятиях, на которых изготавливаются разные виды продукции и в общем выпуске преобладает сравнимая продукция, вычисляются показатели снижения себестоимости сравнимой товарной продукции.
К сравнимой относят продукцию, которая производилась в отчетном предыдущем периодах. Основным критерием сравнимости является сохранение продуктом потребительских свойств.
Для оценки выполнения плановых заданий и динамики себестоимости сравнимой товарной продукции используют следующие три индекса.
1. Индекс планового задания:
.
Данный индекс характеризует изменение плановой себестоимости единицы изделия по сравнению со средней годовой себестоимостью предыдущего года в расчете на плановый объем и ассортимент продукции. Разность между числителем и знаменателем дает плановую сумму общей экономии (перерасхода) от изменения себестоимости сравнимой товарной продукции:
.
2. Индекс выполнения планового задания:
.
Рассчитывается этот индекс только в аналитических целях и характеризует соотношение уровней фактической и плановой себестоимости в расчете на фактический объем и состав продукции, что устраняет влияние ассортиментных сдвигов. Разность между числителем и знаменателем дает размер сверхплановой суммы экономии (перерасхода), полученной вследствие снижения (повышения) себестоимости продукции:
.
3. Индекс фактического изменения себестоимости сравнимой товарной продукции:
.
Последний показатель характеризует динамику себестоимости продукции. Поскольку в знаменателе фигурирует фактическая себестоимость единицы продукции предыдущего года, то он охватывает только продукцию, сравнимую с предыдущим годом. Разность между числителем знаменателем дает сумму фактической экономии (перерасхода), полученную вследствие снижения (повышения) себестоимости продукции:
.
Имеются
следующие выборочные данные по предприятиям
одной из отраслей промышленности в
отчетном году (выборка 20%-ная, механическая):
№ предприятия п/п | Выпуск продук-ции, тыс. ед. | Затраты на производст-во продук-ции, млн руб. | № предприятия п/п | Выпуск продук-ции, тыс. ед. | Затраты на производст-во продук-ции, млн руб. |
1 | 160 | 18,240 | 16 | 148 | 17,612 |
2 | 140 | 17,080 | 17 | 110 | 13,970 |
3 | 105 | 13,440 | 18 | 146 | 17,666 |
4 | 150 | 17,850 | 19 | 155 | 17,980 |
5 | 158 | 18,170 | 20 | 169 | 19,266 |
6 | 170 | 19,210 | 21 | 156 | 17,940 |
7 | 152 | 17,936 | 22 | 135 | 16,335 |
8 | 178 | 19,580 | 23 | 122 | 15,250 |
9 | 180 | 19,440 | 24 | 130 | 15,860 |
10 | 164 | 18,860 | 25 | 200 | 21,000 |
11 | 151 | 17,818 | 26 | 125 | 15,250 |
12 | 142 | 17,040 | 27 | 152 | 17,784 |
13 | 120 | 15,000 | 28 | 173 | 19,030 |
14 | 100 | 13,000 | 29 | 115 | 14,490 |
15 | 176 | 19,360 | 30 | 190 | 19,950 |
Задание 1
По исходным данным:
1. Построить статистический ряд распределения предприятий по признаку выпуск продукции, образовав пять групп с равными интервалами.
2.
Рассчитайте характеристики
Сделайте
выводы по результатам выполнения задания.
Выполнение.
1. Для построения интервального вариационного ряда, характеризующего распределение предприятий по признаку выпуск продукции, необходимо вычислить величину и границы интервалов ряда.
При построении ряда с равными интервалами величина интервала определяется по формуле:
где , – наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности;
– число групп интервального ряда.
Определение величины интервала при заданных , , :
При границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид:
Номер группы | Нижняя граница,
тыс. ед. |
Верхняя граница,
тыс. ед. |
1 | 100 | 120 |
2 | 120 | 140 |
3 | 140 | 160 |
4 | 160 | 180 |
5 | 180 | 200 |
Для построения интервального ряда необходимо подсчитать число предприятий, входящих в каждую группу (частоты групп). При этом возникает вопрос, в какую группу включать единицы совокупности, у которых значения признака выступают одновременно и верхней, и нижней границами смежных интервалов. Отнесение таких единиц к одной из двух смежных групп рекомендуется осуществлять по принципу полуоткрытого интервала . Т.к. при этом нижние границы интервалов не принадлежат данным интервалам, то соответствующие им единицы совокупности включаются не в данную группу, а в следующую. В последний интервал включаются и нижняя, и верхняя границы.
Статистический
ряд распределения предприятий по выпуску
продукции представлен ниже:
Границы группы | Середины интервалов | Число предприятий |
100-120 | 110 | 4 |
120-140 | 130 | 5 |
140-160 | 150 | 11 |
160-180 | 170 | 7 |
180-200 | 190 | 3 |
2. Среднее арифметическое:
где – середины интервалов;
– количество значений в интервале.
.
Среднее квадратическое отклонение:
.
Коэффициент вариации:
.
В интервальном вариационном ряду модой приближенно считается центральное значение модального интервала (имеющего наибольшую частоту), в конкретном случае . Конкретное значение моды для интервального ряда рассчитывается по формуле:
где – нижняя граница модального интервала;
– величина модального интервала;
– частота модального интервала;
– частота интервала,
– частота интервала,
Медиана – это значение признака, приходящееся на середину ранжированного ряда. По обе стороны от медианы находится одинаковое количество единиц совокупности.
Конкретное значение медианы для интервального ряда рассчитывается по формуле:
где – нижняя граница медианного интервала;
– величина медианного интервала;
– сумма всех частот;
– частота медианного интервала;
– кумулятивная (накопленная)
частота интервала,
Для
расчета медианы необходимо, прежде
всего, определить медианный интервал.
Так как медиана делит
В рассматриваемом случае медианным интервалом является интервал 140-160 тыс. ед., так как именно в этом интервале накопленная частота 4+5+11=20 впервые превышает величину, равную половине численности единиц совокупности .
.
Выводы.
Анализ интервального ряда распределения изучаемой совокупности предприятий показывает, что распределение предприятий по выпуску продукции не является равномерным: преобладают предприятия с объемом выпуска продукции от 140 тыс. ед. до 160 тыс. ед.
Для рассматриваемой совокупности предприятий наиболее распространенный объем выпуска продукции характеризуется средней величиной 152 тыс. ед.
В рассматриваемой совокупности предприятий половина предприятий имеют в среднем выпуск продукции не более 150,91 тыс. ед., а другая половина – не менее 150,91 тыс. ед.
Средний объем выпуска продукции составляет 150 тыс. ед., отклонение от среднего объема в ту или иную сторону составляет в среднем 23,09 тыс. ед. (или 15,4%).
Значение коэффициента вариации не превышает 33%, следовательно, вариация выпуска продукции в исследуемой совокупности предприятий незначительна и совокупность по данному признаку качественно однородна. Расхождение между значениями , и незначительно, что подтверждает вывод об однородности совокупности предприятий. Таким образом, найденное среднее значение объема выпуска продукции предприятий (150 тыс. ед.) является типичной, надежной характеристикой исследуемой совокупности предприятий.
Задание 2
По исходным данным:
1. Установите наличие и характер корреляционной связи между признаками выпуск продукции и себестоимость единицы продукции методом аналитической группировки, образовав по факторному признаку заданное число групп с равными интервалами.
Информация о работе Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции