Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:43, курсовая работа
Цель: изучить статистические методы, которые используются при анализе показателей уровня рентабельности предприятий и раскрыть их в аналитической, практической и в теоретической частях. Задачи:
- изучить показатели рентабельности
- рассмотреть анализ рентабельности деятельности предприятия
- научиться использовать статистическую информацию в решении задач
- научится анализировать статистические данные
Введение 3
ГЛАВА 1. Рентабельность………………………………………………………..5
1. Статистические методы изучения уровня рентабельности 5
1.1. Показатели рентабельности 5
1.2. Анализ рентабельности деятельности предприятия 8
ГЛАВА 2. Практическая часть 14
Задача №1 14
Задача №2 21
Задача №3 26
Задача №4 28
ГЛАВА 3. Аналитическая часть 31
Заключение 37
Список литературы 38
Интервал 20,914 – 23,900 является медианным, его нижняя граница равна хн=20,914 е=2,986
Me= хн+е(15+SMe-1)/mMe
Me=20,914+2,986*(15-12)/9=21,
3. Рассчитываем характеристики ряда распределения предприятий по сумме прибыли, для этого составим расчетную таблицу :
Таблица 5
Расчетная таблица для нахождения характеристик ряда распределения
Уровень рентабельности (%) |
Число предприятий, |
Середина интервала, |
|||
14,943-17,928 |
4 |
16,436 |
65,742 |
31,047 |
124,188 |
17,928-20,914 |
8 |
19,421 |
155,368 |
6,693 |
53,544 |
20,914-23,900 |
9 |
22,407 |
201,663 |
0,159 |
1,431 |
23,900-26,885 |
6 |
25,393 |
152,358 |
11,458 |
68,748 |
26,885-29,871 |
3 |
28,373 |
85,119 |
40,640 |
121,92 |
∑ |
30 |
660,25 |
89,997 |
369,831 |
Средняя арифметическая взвешенная:
получаем : = 660,25: 30 = 22,008 ≈ 22%.
Среднее квадратическое отклонение :
получаем : σ=√(369,831/30)=√12,328=3,511 ≈ 3%.
Определяем дисперсию:
получаем: =12,328
Коэффициент вариации :
=(3,511/22,008)*100% = 15,95%
Анализ полученных значений показателей и σ говорит о том, что средняя величина уровня рентабельности организаций составляет 22%, отклонение от этой величины в ту или иную сторону составляет в среднем 3% , наиболее характерный уровень рентабельности находиться в пределах от 19 до 25% (диапазон ± σ ).
Значение = 15,95% не превышает 33% следовательно вариация среднего уровня рентабельности исследуемой совокупности по данному признаку однородна. Расхождение между значениями , Мо и Ме незначительно ( = 22,008%, Мо = 21, 66%, Ме =21,909%), что подтверждает вывод об однородности совокупности организаций. Таким образом, найдено среднее значение уровня рентабельности (22%) является типичной, надежной характеристикой исследуемой совокупности организаций.
4. Вычислим среднюю арифметическую по исходным данным.
.
При округлении обеих рассматриваемых средних величин, рассчитанных по исходным данным (22,27%) и по интервальному ряду (22,008%) их значения совпадают, что говорит о достаточно равномерном распределении уровня рентабельности внутри каждой группы интервального ряда.
Связь между признаками – выпуск продукции и уровень рентабельности.
1. Установим наличие и характер связи между признаками выпуск продукции и уровень рентабельности, образовав заданное число групп с равными интервалами по обоим признакам, методами:
а) аналитической группировки,
б) корреляционной таблицы.
2. Измерим тесноту
корреляционной связи между
1а. Используя таблицу 3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х - уровнем рентабельности и результативным признаком Y – выпуском продукции. Аналитическая таблица имеет следующий вид (табл. 6).
Таблица 6
Зависимость выпуска продукции от уровня рентабельности
Номер группы |
Группы предприятий по уровню рентабельности, %, х |
Число предприятий, f |
Выпуск продукции, млн.руб. | |
Всего |
В среднем на одну фирму, | |||
1 |
14,943-17,928 |
4 |
82,860 |
20,715 |
2 |
17,928-20,914 |
8 |
274,363 |
34,295375 |
3 |
20,914-23,900 |
9 |
398,805 |
44,3116667 |
4 |
23,900-26,885 |
6 |
345,247 |
57,5411667 |
5 |
26,885-29,871 |
3 |
219,265 |
73,0883333 |
ИТОГО |
30 |
1320,54 |
229,95 |
Анализ данных таблицы 6 показывает что с увеличением уровня рентабельности от группы к группе систематически возрастает и средний выпуск продукции по каждой группе фирм, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.
1б. Для построения корреляционной таблицы необходимо знать величины и границы интервалов по двум признакам Х и Y. Для факторного признака Х - уровнем рентабельности эти величины известны из табл.4. Определяем величину интервала для результативного признака Y – выпуском продукции при k=5, уmax =79,2 млн руб., уmin=14,4 млн руб.:
h=(уmax – уmin)/k,
h=(79,2-14,4)/5=12,96 млн руб.
Таблица 7
Интервальный ряд распределения фирм по выпуску продукции
Группы фирм по выпуску продукции, млн руб., у |
Число фирм, f |
14,4 - 27,36 |
4 |
27,36 - 40,32 |
8 |
40,32 - 53,28 |
9 |
53,28 - 66,24 |
6 |
66,24 - 79,2 |
3 |
ИТОГО |
30 |
Используя группировки по факторному и результативному признаку, строим корреляционную таблицу (табл.8)
Таблица 8
Корреляционная таблица зависимости выпуска продукции от уровня рентабельности
Группы предприятий по уровню рентабельности, %. |
Группы фирм по выпуску продукции, млн руб., у |
|||||
14,4 - 27,36 |
27,36 - 40,32 |
40,32 - 53,28 |
53,28 - 66,24 |
66,24 - 79,2 | ||
14,943-17,928 |
4 |
4 | ||||
17,928-20,914 |
8 |
8 | ||||
20,914-23,900 |
9 |
9 | ||||
23,900-26,885 |
6 |
6 | ||||
26,885-29,871 |
3 |
3 | ||||
ИТОГО |
4 |
8 |
9 |
6 |
3 |
30 |
Анализ данных табл.8 показывает, что распределение частот групп произошло вдоль диагонали, идущей из левого угла в правый нижний угол таблицы. Это свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между уровнем рентабельности и выпуском продукции.
2. Коэффициент детерминации характеризует силу влияния факторного (группировочного) признака Х на результативный признак Y и рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии признака Y в его общей дисперсии :
Для нахождения общей дисперсии по формуле:
Построим таблицу 9.
Таблица 9
Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии
№ организации |
Выпуск продукции, млн руб. |
yi - |
(yi - |
1 |
36,45 |
7,57 |
57,3049 |
2 |
23,4 |
20,62 |
425,1844 |
3 |
46,54 |
2,52 |
6,3504 |
4 |
59,752 |
15,73 |
247,4329 |
5 |
41,415 |
2,60 |
6,76 |
6 |
26,86 |
17,16 |
294,4656 |
7 |
79,2 |
35,18 |
1237,6324 |
8 |
54,72 |
10,70 |
114,49 |
9 |
40,424 |
3,59 |
12,8881 |
10 |
30,21 |
13,81 |
190,7161 |
11 |
42,418 |
1,60 |
2,56 |
12 |
64,575 |
20,56 |
422,7136 |
13 |
51,612 |
7,59 |
57,6081 |
14 |
35,42 |
8,60 |
73,96 |
15 |
14,4 |
29,62 |
877,3444 |
16 |
36,936 |
7,08 |
50,1264 |
17 |
53,392 |
9,37 |
87,7969 |
18 |
41 |
3,02 |
9,1204 |
19 |
55,68 |
11,66 |
135,9556 |
20 |
18,2 |
25,82 |
666,6724 |
21 |
31,8 |
12,22 |
149,3284 |
22 |
39,204 |
4,81 |
23,1361 |
23 |
57,128 |
13,11 |
171,8721 |
24 |
28,44 |
15,58 |
242,7364 |
25 |
43,344 |
0,67 |
0,4489 |
26 |
70,72 |
26,70 |
712,89 |
27 |
41,832 |
2,19 |
4,7961 |
28 |
69,345 |
25,33 |
641,6089 |
29 |
35,903 |
8,12 |
65,9344 |
30 |
50,22 |
6,20 |
38,44 |
Итого |
1320,54 |
7028,2739 |
Рассчитаем общую дисперсию:
= 234,27
Рассчитаем общую среднюю :
= = 44,018
Для расчета межгрупповой дисперсии строится вспомогательная таблица 10.
Таблица 10
Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии
Группы предприятий по уровню рентабельности, %, х |
Число предприятий, f |
Среднее значение в группе, млн руб., |
yi - |
(yi - |
14,943-17,928 |
4 |
20,715 |
-23,303 |
2172,119 |
17,928-20,914 |
8 |
34,295 |
-9,723 |
756,235 |
20,914-23,900 |
9 |
44,312 |
0,294 |
0,776 |
23,900-26,885 |
6 |
57,541 |
13,523 |
1097,297 |
26,885-29,871 |
3 |
73,088 |
29,070 |
2535,253 |
ИТОГО |
30 |
229,95 |
6561,680 |
межгрупповая дисперсия, находится по формуле:
= = 218,723.
Определяем коэффициент детерминации:
=0,934 или 93,4%
93,8% вариации выпуска
продукции организациями
Эмпирическое корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле:
= √ = √
Рассчитаем :
=√0,934 = 0,97.
Согласно шкале Чэддока
связь между уровнем
По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:
Информация о работе Статистические методы изучения уровня рентабельности