Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:17, курсовая работа
В курсовой работе поставлены следующие цели: изучить специфику качества и уровня развития сферы услуг.
Следовательно, задачей работы является анализ научной и публицистической литературы по данной теме; сопоставление теоретического материала об основных тенденциях формирования видов услуг, об уровне качества и уровня развития сферы услуг в настоящее время.
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Природа и характеристика услуги…………………………7
1. История развития сферы услуг………………………………..7
2. Определение понятия услуга ………………………………..12
3. Характеристики услуг и их виды……………………………14
Глава 2. Показатели, характеризующие развитие сферы услуг ….20
Глава 3 Особенности развития сферы услуг……………………….22
3.1. Международный рынок услуг ……………………………..22
3.2. Развитие сферы услуг в России (на примере туристической отрасли)………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………...39
Список используемой литературы…………………………………..41
Приложение 1
Приложение 2
Практическая часть
Далее К. Маркс выделяет 2 типа услуг: " Услуги воплощенные в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязательных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товар". [6]
К услугам часто относят все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей, то есть главным критерием отнесения той или иной деятельности к сфере услуг служит неосязаемый, невидимый характер производимого в данной сфере продукта.
На практике сфера услуг рассматривается как совокупность многих видов деятельности и фактически сводится к их перечислению. Это вызвано разнообразием видов услуг, а также тем, что услуга может сопровождаться товаром (отчет, компьютерная программа, и т. д.).
Снимая комнату в гостинице, откладывая деньги в банк, путешествуя, обедая в ресторане или кафе, посещая врача, просматривая кинофильм, консультируясь у юриста, мы во всех этих случаях приобретаем услуги.
Рынок услуг совершенно не похож на другие рынки, главным образом из-за своих характеристик:
Для укрепления доверия организация, которая оказывает услуги, может предпринять ряд мер: повысить осязаемость своей услуги; заострить внимание на выгодах от данной услуги, привлечь к пропаганде своей услуги какую-либо знаменитость и т. п.
Исследования показывают, что в сбыте услуг требуется больше личного внимания, контактов и получения информации от потребителей, чем при реализации товаров. [7]
Для обеспечения контроля
качества услуг организации
необходимо:
- выделять средства на обучение квалифицированных специалистов;
- следить за степенью удовлетворенности клиентов с помощью системы "жалоб и предложений".
Для снижения изменчивости услуг необходимо выявить причины этого явления. Часто эта изменчивость качества услуг связана с квалификацией работников, с отсутствием конкуренции, нужной информации, с личными чертами характера работников данной сферы. Другим источником изменчивости качества услуг является покупатель.
Неспособность услуг к хранению требует разработки стратегий, которые обеспечивают соответствие спроса и предложения на услуги.
Четыре вышеизложенных признака относятся к основным отличительным чертам сервисной деятельности от материального производства. В некоторой литературе принято выделять дополнительные признаки. В частности в книге Тультаева Т.А. «Маркетинг услуг» приводятся два дополнительных пункта (схема 1):
1. отсутствие владения;
2. взаимозаменяемость услуг товарами, имеющими материальную форму.
Схема 1 - Дополнительные признаки услуг
1. Отсутствие владения - потребитель услуги, как правило, может использовать ее на протяжении ограниченного количества времени.
В отличие от товаров, имеющих материальную форму, услуги не могут использоваться вечно, их нельзя хранить. Отсюда следует, что услуга не может являться чьей-либо собственностью. Человек, приобретая услугу, получает кратковременный эффект, не удовлетворяя тем самым потребность во владении.
2. Взаимозаменяемость услуг товарами, имеющими материальную форму - способность товаров заменять те услуги, которые удовлетворяют одинаковые или аналогичные потребности.
В результате между материальными товарами и услугами возникают конкурентные отношения. Таким образом, можно говорить о так называемой межродовой конкуренции, поскольку относятся к разным родам: к роду товаров, имеющих материальную форму и к роду услуг, т.е. товаров, не обладающих вещественными характеристиками.
Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:
1. Деловые услуги — 46 отраслевых видов услуг.
2. Услуги связи — 25 видов.
3. Строительные и инжиниринговые услуги — 5 видов.
4. Дистрибьюторские услуги — 5 видов.
5. Общеобразовательные услуги — 5 видов.
6. Услуги по защите окружающей среды — 4 вида.
7. Финансовые услуги, включая страхование, — 17 видов.
8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги — 4 вида.
9. Туризм и путешествия — 4 вида.
10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта — 5 видов.
11. Транспортные услуги — 33 вида.
12. Прочие услуги.
При всем разнообразии услуг их можно объединить в несколько групп:
В обществе постоянно появляются новые виды услуг:
Возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику вызвало необходимость проведения исследований с целью классификации услуг и выявления уровней регулирования сферы услуг.
В настоящее время сфера услуг является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консультационные фирмы, медицинские учреждения, музеи, театры и кинотеатры относятся к сфере услуг. Практически все организации оказывают в той или иной степени услуги.
Глава 2. Показатели, характеризующие развитие сферы услуг
Методы оценки уровня развития сферы услуг имеют важное научное и практическое значение. Научное значение состоит в том, что правильность методов повышает значимость данной сферы в экономике стран различного социально-экономического типа. Практическое значение определяется эффективным решением различных проблем в секторе услуг, уточнением системы показателей, а также построение отчетности по отдельным отраслям в сфере услуг в целом.
Безусловно, многообразие различных подходов к изучению сферы услуг исключает возможность создания единого перечня показателей, отражающих особенности социально-экономической ситуации отдельных стран, но мы постараемся выделить наиболее значимые из них.
Для оценки природных условий: площадь сельскохозяйственных угодий на одного жителя; число дней с экстремальными погодными условиями, нарушающими функционирование передвижного обслуживания населения; сейсмичность (в баллах) и т.д.
Для оценки национальных и демографический особенностей: удельный вес лиц отдельных национальностей, в том числе считающих родным язык этой же национальности; рождаемость; удельный вес населения в возрасте 20-39 лет; удельный вес занятых в сфере услуг (процент женщин и мужчин от общего показателя занятых), что позволяет сделать вывод о социальном положение страны, возможности масштаба вовлечения трудовых ресурсов, роли традиций в выбранном районе.
При оценке экономических особенностей сектора услуг различают две группы показателей:
1) Характеристика общего уровня развития района и специализация хозяйства в нем (капиталовложения в народное хозяйство в расчете на одного жителя; число занятых в народном хозяйстве на 1000 жителей; доля сферы услуг в ВВП (в процентах); объем экспорта и импорта услуг (процент в ВВП); доля различных видов услуг в структуре третичного сектора (в процентах); секторальная структура экономики в целом (процентное соотношение секторов) и тд.)
2) Характеристика особенностей расселения (удельный вес населения, проживающего в городах; удельный вес сельскохозяйственного населения и др.)
Приведенные показатели общего уровня экономического развития и расселения позволяют объяснять сложившиеся различия в уровнях развития как отдельных отраслей, так и сектора услуг в целом. Также следует уточнить, что в зависимости от масштаба исследования (республика, область, район, населенный пункт) круг учитываемых показателей меняется.
Глава 3 Особенности развития сферы услуг
3.1. Международный рынок услуг
Итальянский производитель спортивной одежды звонит в свое рекламное агентство в Лондоне, чтобы подтвердить планы об установке новых рекламных щитов в Венесуэле. Немецкий бизнесмен останавливается в гостиничном номере в Атланте, гостиница принадлежит британской компании и управляется американской фирмой. Цюрихский филиал японского банка участвует в выпуске новых облигаций авиационной лизинговой компании в Ирландии. Британская строительная фирма строит аэропорт в Японии, американская страховая компания работает на рынке Германии. Это всего лишь несколько примеров тысяч сделок в сфере услуг, которые ежедневно заключаются во всем мире. Сейчас, когда мы говорим о международной торговле, мы больше не представляем себе товары, которые помещают в контейнеры и импортируют за рубеж на кораблях. Рынок услуг по своему объему выходит в мировой экономике на ведущее место.