Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 15:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является – выявление закономерностей изменения благосостояния населения.
Задачами данной курсовой работы является:
1. Рассмотреть основные аспекты и всестороннюю характеристику социально-экономического изучения уровня жизни населения;
2. Комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения основных показателей уровня жизни;
3. Рассмотреть дифференциацию различных групп населения по доходам и потреблению и сделать анализ влияния различных социально-экономических факторов на изменение уровня жизни;
4. Выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке.
Введение ………………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретические основы, общая теория статистики…………….......
1.1 Сводка статистических данных……………………………………………….
1.2 Сущность и классификация группировок………………………………..
1.3 Абсолютные и относительные показатели вариации ………………………
Глава 2 СТАТИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ ЖИЗНИ……………………………………………………………………………..
2.1 Социально – экономическая статистика……………………………………
2.2 Показатели уровня жизни населения………………………………………
2.3 Система показателей и организация экономической статистики…………...
2.4 Показатели статистики социальной сферы…………………………………..
Ситуационные задачи ……………………………………………..
Заключение ……………………………………………………..
Список литературы ………………………………………….
Услуги – полезные результаты деятельности, подразделяются на непроизводственные (например, услуги учреждений культуры и искусства) и производственные (например, услуги мастерских по ремонту бытовой техники).
Выделяют
четыре уровня жизни населения:
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)
Индекс каждого показателя рассчитывается по формуле
.
где хi – фактическое значение i-го показателя; хimin и хimax – соответственно минимальное и максимальное значение i-го показателя
Индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении
.
где хimin = 25 лет, хimax = 85 лет
Индекс достигнутого уровня образования
.
2.3 Система показателей и организация экономической статистики
Применяя
статистические методы и
В экономической статистике экономические показатели – это обобщающие данные, которые отражают какие-либо экономические явления или процессы. Объектом экономической статистики является экономика нашей страны, в которой все изучаемые процессы и явления не разрознены, а связаны между собой, следовательно, все статистические показатели, характеризующие эти явления и процессы, тоже не являются разрозненными. Таким образом, все статистические показатели связаны между собой и образуют систему статистических показателей.
Система статистических
Система показателей
Система
показателей экономической
- показать во взаимосвязанной
конфигурации устройство
- определить первостепенные
задачи анализа происходящих
в российской экономике
- установить систему показателей, которые необходимы для анализа как на федеральном, так и на региональном уровнях, с учетом отечественного и мирового опыта, рекомендаций международных экономических организаций;
- аргументировать современные подходы к способу организации статистической информации;
- вырабатывать статистическую
совокупность методов исходя
из содержательной стороны
Процесс
изучения экономических
Система показателей экономической статистики имеет следующие особенности:
- носит исторический характер: меняются условия жизни населения, общества – меняются и статистические показатели определенной экономической системы;
- совокупность методов расчета статистических показателей постоянно совершенствуется.
Основываясь
на системе показателей
Существует следующая классификация видов статистических показателей.
По охвату отдельных единиц совокупности:
- индивидуальные статистические
показатели, характеризующие отдельную
единицу статистической
- сводные статистические
показатели, которые делятся на
объемные статистические
- расчетные статистические
показатели, рассчитываемые по
По временному фактору:
- моментные статистические
показатели, которые являются
- интервальные статистические
показатели, которые являются
По форме формулировки:
- абсолютные показатели,
характеризующие безусловные
- относительные показатели,
показывающие равновесие между
количественными
- средний статистический
показатель – это обобщенная
количественная характеристика
свойства в статистической
Денежные расходы домашних
Денежные расходы не включают:
- инвестиции;
- затраты на приобретение иностранной валюты, ценных бумаг;
- средства, положенные на банковские счета.
Потребительские расходы домашних хозяйств – включают затраты на приобретение потребительских товаров и услуг, независимо от того, предназначены они для потребления в рамках домохозяйства или вне его: продукты питания; алкогольные напитки; непродовольственные товары для личного потребления; топливо; личные услуги (оплата жилищно-коммунальных услуг, расходы на пошив и ремонт одежды, обуви, электроприборов, плата за обучение, медицинские услуги и др.). Потребительские расходы не включают: покупку ювелирных изделий, оплату строительства и капитального ремонта жилья.
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают: - потребительские расходы;
- стоимость натуральных поступлений продуктов питания;
- стоимость предоставленных
в натуральном выражении
Статистические
органы должны применять
Экономические показатели харак
Социально-демографические пока
Деление
показателей на объективные и
субъективные связано с
К
стоимостным показателям
Для характеристики уровня
Как самостоятельные
можно выделить показатели, характеризующие
пропорции и структуру
Важную
роль при определении уровня
жизни играют статистические
показатели, которые включают обобщающие
показатели, показатели доходов, потребления
и расходов, денежных сбережений,
накопленного имущества и
2.4 Показатели статистики социальной сферы
Комплексное
исследование уровня жизни
Разработка подходов к построению обобщающих
показателей, позволяющих дать количественную
оценку уровня жизни по каждому из этих
направлений, является задачей статистики
социальной сферы, включающей в себя несколько
подотраслей: статистику охраны здоровья
населения, статистику образования и т.д.
Изучение жилищных условий
населения предполагает характеристику
размера жилищного фонда в стране, его
состава и благоустройства. Сопоставляя
размер всего жилищного фонда на конец
года с численностью постоянного населения
на эту же дату, исчисляют показатель обеспеченности
населения жильем, отражающий количество
общей и жилой площади, приходящейся на
одного жителя. Для статистического измерения
жилищных условий населения используются
также следующие показатели: численность
населения, проживающего в отдельной квартире,
в коммунальной квартире, в общежитии,
в отдельном доме, средняя площадь отдельных
квартир, среднее число жителей на одну
комнату, число семей, состоящих на учете
на получение жилья, размер жилого фонда,
капитально отремонтированного за текущий
период, и др.
Качество условий жизни
населения определяется в значительной
степени уровнем развития таких отраслей,
как бытовое обслуживание населения, коммунальное
хозяйство, торговля, транспорт, связь.
Для количественной оценки качества условий
жизни применяются показатели насыщенности
той или иной территории учреждениями
и организациями социальной инфраструктуры
(например, их количество на 1000 жителей,
на 1 кв. км, протяженность тепловых сетей,
протяженность маршрутов различных видов
транспорта), показатели объема потребления
и качества услуг учреждений и организаций
социальной инфраструктуры (число обслуженных
клиентов, количество выполненных заказов,
выручка по видам услуг, объем услуг в
натуральном и денежном выражении на душу
населения и др.).
Для изучения такой
составляющей уровня жизни, как здоровье
населения, необходимо иметь информацию
о продолжительности жизни, уровне смертности,
распространенности и частоте возникновения
заболеваний по населению целом и его
демографическим группам, уровне развития
лечебно-профилактической помощи населению.
Основными показателями для статистического
измерения состояния здоровья населения
являются: средняя ожидаемая продолжительность
жизни при рождении (для всего населения,
в том числе для мужчин и женщин); коэффициенты
смертности (общие, возрастные, младенческой
смертности, по основным классам причин
смертности); уровень заболеваемости по
основным группам болезней (число выявленных
и взятых на учет больных в течение года
с впервые установленным диагнозом на
100 тыс. чел.); контингент больных по основным
группам болезней (число больных, состоящих
на учете в лечебно-профилактических учреждениях,
на 100 тыс. чел.), уровень инвалидизации
(численность лиц, признанных инвалидами
на 10 тыс. чел.) и др. К показателям, характеризующим
уровень развития лечебно-профилактической
помощи населению, относятся показатели
насыщенности той или иной территории
медицинскими учреждениями (число учреждений
на 10 тыс. чел., число больничных коек на
10 тыс. чел., мощность амбулаторно-поликлинических
учреждений (число посещений в смену) на
10 тыс. чел.), показатели обеспеченности
населения медицинскими кадрами (численность
врачей, среднего медицинского персонала
на 10 тыс. чел.), показатели охвата населения
профилактической помощью, показатели
обращаемости населения в учреждения
здравоохранения (среднегодовая численность
госпитализированных больных, число обращений
за поликлинической помощью, длительность
пребывания в стационаре и др.). Огромное
влияние на уровень здоровья населения,
распространенность тех или иных заболеваний
оказывает состояние окружающей среды.
В связи с этим необходима информация
о качестве среды обитания человека: воды,
почвы, воздуха, соответствии фактических
уровней их загрязнения нормативным показателям.
Накопленный обществом
объем знаний и профессионального опыта
передается от поколения к поколению через
систему образования. Образование как
отрасль экономики охватывает деятельность
дошкольных учреждений, общеобразовательных
учреждений, учреждений начального, среднего
и высшего профессионального образования,
а также дополнительного образования.
Для характеристики состояния образования
в стране, количественных и качественных
изменений, происходящих в этой области,
используются такие показатели, как численность
и состав образовательных учреждений,
численность контингента обучающихся,
прием в учебные заведения, выпуск специалистов,
численность и состав преподавательского
персонала, учебные площади на одного
учащегося, обеспеченность техническими
средствами обучения, библиотечными фондами,
общежитиями, сетью общественного питания
и др. Уровень образования населения измеряется
следующими показателями:
- число грамотных на 100 чел. в возрасте от 9 до 49 лет;
- число лиц, имеющих определенный
уровень образования (высшее, незаконченное
высшее, среднее специальное, среднее
общее, не полное среднее, начальное)
на 1000 чел. в возрасте 15 лет и старше.
Уровень образования определяется
для всего населения, городского и сельского
населения, мужчин и женщин, занятого и
незанятого населения, для различных возрастных
групп населения.
В современных условиях
важнейшим аспектом изучения уровня благосостояния
населения является характеристика обеспеченности
населения информацией, степени развития
сети санаторно-курортных учреждений,
учреждений отдыха и туризма, сети спортивных
сооружений, учреждений культуры и искусства.
Для этих целей служат следующие группы
показателей: обеспеченность населения
теле- и радиоприемными средствами (например,
количество телевизоров на 1000 чел.), обеспеченность
населения книгами, брошюрами, журналами
и другими периодическими изданиями (общий
тираж и в среднем на 1000 чел.), показатели
работы массовых библиотек (насыщенность
библиотеками населенных пунктов, обеспеченность
населения библиотеками, численность
читателей, размер книжного фонда в среднем
на одну библиотеку и на одного читателя,
количество выданных книг и журналов на
одного читателя), показатели деятельности
театров, музеев и других учреждений культуры
и искусства (число учреждений, число посещений
всего и на 1000 человек, число выставок,
проведенных в течение года, число мест
в кинотеатрах), показатели деятельности
учреждений отдыха и туризма (число санаториев,
пансионатов, профилакториев, домов отдыха,
туристических баз и других учреждений,
число мест в них, численность обслуженных
лиц, количество пассажиров и пассажирооборот
на туристических и экскурсионных линиях,
численность занимающихся физической
культурой и спортом), расходы населения
на приобретение книг, журналов, газет,
посещение театров, кинотеатров и других
зрелищных мероприятий, на туризм, отдых
и физическую культуру и спорт.
Глава 1
Задача №1
Имеются следующие данные о рабочих – сдельщиках
№ п/п |
Стаж работы, лет |
Выработка одного раб. за один рабочий день, руб. |
№ п/п |
Стаж работы, лет |
Выработка одного раб. за один рабочий день |
1 |
1,0 |
200 |
16 |
10,5 |
276 |
2 |
1,0 |
202 |
17 |
1,0 |
234 |
3 |
3,0 |
205 |
18 |
9,0 |
270 |
4 |
6,5 |
290 |
19 |
9,0 |
264 |
5 |
9,2 |
298 |
20 |
6,5 |
252 |
6 |
4,4 |
250 |
21 |
5,0 |
241 |
7 |
6,9 |
280 |
22 |
6,0 |
256 |
8 |
2,5 |
230 |
23 |
10,1 |
262 |
9 |
2,7 |
223 |
24 |
5,5 |
245 |
10 |
16,0 |
310 |
25 |
2,5 |
240 |
11 |
13,2 |
284 |
26 |
5,0 |
244 |
12 |
14,0 |
320 |
27 |
5,3 |
252 |
13 |
11,0 |
295 |
28 |
7,5 |
253 |
14 |
12,0 |
279 |
29 |
7,0 |
252 |
15 |
4,5 |
222 |
30 |
8,0 |
262 |
Информация о работе Статистические показатели уровня жизни населения РФ