Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 13:06, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть экономическую сущность и содержание бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, и исследовать структуру территориального бюджета Ивановской области за 2001-2010 годах.
В достижении этой цели нам помогут следующие задачи:
1. рассмотрение структуры доходов и расходов бюджета;
2. анализ динамики бюджета Ивановской области (расчёт аналитических показателей, средних показателей, расчёт линейного и параболического тренда);
3. изучение выявления зависимости темпа роста доходов от роста ВРП методом аналитической группировки и корреляционно – регрессионного анализа;
4. прогнозирование показателей территориального бюджета.
Введение 4
1 Цели и задачи территориального бюджета 5
1.1 Экономическая сущность и содержание бюджета 5
1.2 Основные принципы построения доходной части бюджета 7
1.3 Основные направления бюджетных расходов 10
1.4 Методы бюджетного анализа 13
2 Анализ бюджета Ивановской области 16
2.1 Структура доходов и расходов бюджета 16
2.2 Индексный анализ доходов и расходов бюджета 17
2.3 Анализ динамики доходов 20
2.4 Выявление зависимости темпа роста доходов от роста ВРП методом аналитической группировки и корреляционно – регрессионного анализа 26
2.5 Прогноз показателей территориального бюджета 28
Выводы и предложения 30
Список литературных источников 32
(Приложение Б)
0,88 – нижняя граница
1,32 – верхняя граница
Выше верхней границы, автокорреляции в остатках нет, уравнение пригодно для прогноза.
%
До 10 %, значит колебания слабые, уравнение пригодно для прогнозирования.
Таблица 8 – Расчёт параболического тренда
Годы |
|||||||
2001 |
26,8 |
27,6 |
-0,8 |
- |
- |
0,64 |
0,030 |
2002 |
31,2 |
29,545 |
1,655 |
-0,8 |
-1,324 |
2,739 |
0,053 |
2003 |
32,0 |
31,402 |
0,598 |
1,655 |
0,990 |
0,358 |
0,019 |
2004 |
31,9 |
33,171 |
-1,271 |
0,598 |
-0,760 |
1,615 |
0,040 |
2005 |
35,4 |
34,852 |
0,548 |
-1,271 |
-0,696 |
0,300 |
0,015 |
2006 |
32,6 |
36,445 |
-3,845 |
0,548 |
-2,107 |
14,784 |
0,118 |
2007 |
39,5 |
37,95 |
1,55 |
-3,845 |
-5,960 |
2,402 |
0,039 |
2008 |
41,4 |
39,367 |
2,033 |
1,55 |
3,151 |
4,133 |
0,049 |
2009 |
42,1 |
40,696 |
1,404 |
2,033 |
2,854 |
1,971 |
0,033 |
2010 |
40,1 |
41,937 |
-1,837 |
1,404 |
-2,579 |
3,374 |
0,046 |
Итог |
353 |
353 |
0 |
1,837 |
-6,431 |
32,318 |
0,442 |
(Приложение Б)
0,70 – нижняя граница
1,64 – верхняя граница
Между нижней и верхней границей, значит, не можем оценить.
%
До 10 %, значит колебания слабые, уравнение пригодно для прогнозирования.
Таким образом, делаем вывод о том, что наиболее пригоден для прогнозирования линейный тренд.
2.4 Выявление зависимости
темпа роста доходов от роста
ВРП методом аналитической
Корреляционно-регрессионный анализ учитывает межфакторные связи, измеряя прямое и косвенное влияние каждого фактора на результативный признак, а также влияние всех факторов на него.
Корреляционно-регрессионный анализ включает в себя измерение тесноты, направления связи и установление аналитической формы связи.
Корреляционно-регрессионная модель (КРМ) – это множественное уравнение регрессии, найденное при анализе системы связанных рядов динамики, и используемое как основа для принятия управленческих решений и прогнозирования.
Для того чтобы провести корреляционно-регрессионный анализ необходимо выявить факторы или фактор наиболее влияющие на результативный признак.
В данной курсовой работе в качестве результативного признака взяты доходы бюджета по Ивановской области ( ), а в качестве факторных – ВРП в млрд. руб. ( ), среднемесячная номинальная заработная плата, руб. ( ) и сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий, млн. руб. ( ). Все факторы взяты по Ивановской области. Данные приведены в Приложении .
Парная корреляция – это изучение корреляционной связи между двумя переменными.
Парная регрессия показывает связь между двумя признаками – результативным и факторным.
Уравнение парной регрессии имеет вид:
В этом уравнении параметр экономического смысла не имеет, а параметр - коэффициент регрессии, который показывает изменение результативного признака при изменении факторного на единицу своего измерения.
Наиболее приемлемый способ выбора уравнения регрессии – метод перебора различных уравнений (экспериментальный). Большое число уравнений регрессии отобранных для описания явления или процесса реализуются на ЭВМ с помощью алгоритма перебора уравнений с последующей статистической проверкой на основе t и F критериев.
Таблица 9 – Итоги парного корреляционно-регрессионного анализа
Уравнение регрессии |
t |
P |
F |
P | ||
|
0,759 |
57,6 |
3,3 |
0,989 |
10,9 |
0,981 |
|
0,948 |
89,9 |
8,5 |
0,999 |
71,5 |
0,999 |
0,232 |
5,4 |
0,7 |
0,478 |
0,45 |
0,442 |
По таблицам Стьюдента и Фишера определяем критические значения критериев [3]:
Уравнение, описывающее зависимость доходов бюджета от ВРП, имеет следующий вид:
Связь между признаками тесная (коэффициент корреляции (>0,700)). С увеличением факторного признака на единицу своего измерения результативный признак увеличится на 0,16 единиц своего измерения. Вариация результативного признака обусловлена на 57,6 % факторным, а на 42,4 % случайным.
При сравнении критических значений с фактическими видно, что , значит коэффициент регрессии достоверен. Нулевая гипотеза о равенстве коэффициентов регрессии нулю в генеральной совокупности отвергается и коэффициент регрессии равен 0,95. , значит модель адекватна. Влияние факторного признака на результативный существенна и статистически доказано с вероятностью 0,95.
Уравнение, описывающее зависимость доходов бюджета от среднемесячной заработной платы, имеет следующий вид:
Связь между признаками тесная (коэффициент корреляции (>0,700)). С увеличением факторного признака на единицу своего измерения результативный признак увеличится на 0,001 единиц своего измерения. Вариация результативного признака обусловлена на 89,9 % факторным, а на 10,1 % случайным.
При сравнении критических значений с фактическими видно, что , значит коэффициент регрессии достоверен. Нулевая гипотеза о равенстве коэффициентов регрессии нулю в генеральной совокупности отвергается и коэффициент регрессии равен 0,95. , значит модель адекватна. Влияние факторного признака на результативный существенна и статистически доказано с вероятностью 0,95.
Уравнение, описывающее зависимость доходов бюджета от сальдированного финансового результата крупных и средних предприятий, имеет следующий вид:
Связь между признаками отсутствует (коэффициент корреляции (<0,300)). С увеличением факторного признака на единицу своего измерения результативный признак увеличится на 0,00004 единиц своего измерения. Вариация результативного признака обусловлена на 5,4 % факторным, а на 94,6 % случайным.
При сравнении критических значений с фактическими видно, что , значит нулевая гипотеза о равенстве коэффициента регрессии нулю принимается. , значит его нельзя использовать для прогнозирования.
Множественный КРА.
Изучение связи между тремя и более связанными между собой признаками называется множественной регрессией.
Уравнение множественной регрессии имеет вид:
где - теоретические значения результативного признака, полученные в результате подстановки соответствующих значений факторных признаков в уравнение регрессии;
- факторные признаки, отобранные в модель;
- коэффициенты регрессии (параметры модели);
- свободный член уравнения.
Коэффициенты регрессии показывают, на сколько единиц в среднем изменится результативный признак при изменении факторного на единицу своего измерения и при условии закрепления прочих введенных в уравнение предопределенных переменных (факторных признаков) на среднем уровне.
В данной курсовой работе при построении множественной модели мы не получим адекватных моделей.
2.5 Прогноз показателей территориального бюджета
Прогнозирование - это оценка будущего на основе глубокого анализа тенденций развития социально-экономических явлений и их взаимосвязей.
Процесс прогнозирования предполагает выявление возможных альтернатив развития для обоснованного их выбора и принятия оптимальных решений. Первоначальный этап прогнозирования в экономике всегда связан с анализом временных рядов. Период, на который дается оценка в будущем, называется периодом упреждения. По времени упреждения прогнозы классифицируются на оперативные (до 1 мес.), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
При прогнозировании на основе экстраполяции тренда будем использовать аналитический метод. Чтобы прогноз был надежен необходимо, чтобы параметры тренда были надежны и период прогнозирования должен быть не больше половины длительности базы, а также чем дальше будет удален прогнозируемый уровень от базы, тем больше буде ошибка прогноза.
Прогноз доходов бюджета будем проводить по линейному тренду (Приложение Б):
Точечный прогноз – точка, через которую с наибольшей вероятностью пройдет линия тренда в прогнозируемом периоде. Прогноз можно построить аналитически (подставить в уравнение номер прогнозируемого периода) или графически (продолжить линию тренда до номера прогнозируемого периода и посмотреть значение показателя). Цифра должна быть одинакова при любом способе построения.
Точечный прогноз для доходов бюджета на 2013 год (Приложение Б):
млрд. руб.
Чтобы точечный прогноз был более реален, его дополняют расчетом предельной ошибки, т.е. интервальной оценкой прогноза.
Средние ошибки прогноза исследуемого уравнения тренда (Приложение Б):
млрд. руб.
Далее рассчитывается предельная ошибка прогноза:
где – критерий Стьюдента при уровне значимости 0,05 и числом степеней свободы .
Предельные ошибки прогноза:
млрд. руб.
Интервальный прогноз:
млрд. руб.
Таким образом, прогнозируемое значение уровня доходов бюджета для 2013 года от 38,903 до 55,607 млрд. руб.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В данной курсовой работе был проведён статистический анализ бюджета по Ивановской области за период с 2001 по 2010 годы.
В курсовой работе был проведен сравнительный анализ структуры доходов за 2005 и 2010 годы. В целом, что значительно изменился налог на прибыль организаций (в 2010 году он снизился по сравнению с 2005 годом на 31,62 %), а доля безвозмездных поступлений наоборот выросла на 21,05 %. Доля налогов на доходы физических лиц выросла на 4,25 %, доля налогов на имущество выросла на 4,18 %, также выросла на 2,32 % доля налогов на товары, реализуемые на территории РФ. Доля налогов на совокупный доход выросла на 0,27 %, а доля платежей при пользовании природными ресурсами выросла на 0,14 %. Снизились доля доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности на 0,08 % и доля безвозмездных поступлений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 0,51 %. Также был проведён сравнительный анализ структуры расходов за 2005 и 2010 годы. В целом по таблице видно, что значительных изменений в структуре расходов за год не произошло. Значительно изменилась доля расходов социальной политики (она выросла в 2010 году по сравнению с 2005 годом на 4,28 %), а доля жилищно-коммунального хозяйства снизилась на 1,41 %. Доля национальной экономики; культуры, кинематографии, средств массовой информации упала на 1,16 %. Снизилась также доля здравоохранения, физической культуры и спорта на 0,77 %, доля национальной безопасности и правоохранительной деятельности на 0,17 %, и доля охраны окружающей среды на 0,07 %. Доля расходов на образование выросла на 0,36 %, а доля общегосударственных вопросов выросла на 0,10 %.