Статистический анализ исполнения федерального бюджета РФ (территориального бюджета региона)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть экономическую сущность и содержание бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, и исследовать структуру территориального бюджета Ивановской области за 2001-2010 годах.
В достижении этой цели нам помогут следующие задачи:
1. рассмотрение структуры доходов и расходов бюджета;
2. анализ динамики бюджета Ивановской области (расчёт аналитических показателей, средних показателей, расчёт линейного и параболического тренда);
3. изучение выявления зависимости темпа роста доходов от роста ВРП методом аналитической группировки и корреляционно – регрессионного анализа;
4. прогнозирование показателей территориального бюджета.

Содержание работы

Введение 4
1 Цели и задачи территориального бюджета 5
1.1 Экономическая сущность и содержание бюджета 5
1.2 Основные принципы построения доходной части бюджета 7
1.3 Основные направления бюджетных расходов 10
1.4 Методы бюджетного анализа 13
2 Анализ бюджета Ивановской области 16
2.1 Структура доходов и расходов бюджета 16
2.2 Индексный анализ доходов и расходов бюджета 17
2.3 Анализ динамики доходов 20
2.4 Выявление зависимости темпа роста доходов от роста ВРП методом аналитической группировки и корреляционно – регрессионного анализа 26
2.5 Прогноз показателей территориального бюджета 28
Выводы и предложения 30
Список литературных источников 32

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota 2.doc

— 468.00 Кб (Скачать файл)

 

(Приложение Б)

0,88 – нижняя граница

1,32 – верхняя граница

Выше верхней границы, автокорреляции в остатках нет, уравнение пригодно для прогноза.

%

До 10 %, значит колебания слабые, уравнение пригодно для прогнозирования.

 

Таблица 8 – Расчёт параболического тренда

 

Годы

2001

26,8

27,6

-0,8

-

-

0,64

0,030

2002

31,2

29,545

1,655

-0,8

-1,324

2,739

0,053

2003

32,0

31,402

0,598

1,655

0,990

0,358

0,019

2004

31,9

33,171

-1,271

0,598

-0,760

1,615

0,040

2005

35,4

34,852

0,548

-1,271

-0,696

0,300

0,015

2006

32,6

36,445

-3,845

0,548

-2,107

14,784

0,118

2007

39,5

37,95

1,55

-3,845

-5,960

2,402

0,039

2008

41,4

39,367

2,033

1,55

3,151

4,133

0,049

2009

42,1

40,696

1,404

2,033

2,854

1,971

0,033

2010

40,1

41,937

-1,837

1,404

-2,579

3,374

0,046

Итог

353

353

0

1,837

-6,431

32,318

0,442


 

(Приложение Б)

0,70 – нижняя граница

1,64 – верхняя граница

Между нижней и верхней границей, значит, не можем оценить.

%

До 10 %, значит колебания слабые, уравнение пригодно для прогнозирования.

Таким образом, делаем вывод о том, что наиболее пригоден для прогнозирования линейный тренд.

 

 

 

 

2.4 Выявление зависимости  темпа роста доходов от роста  ВРП методом аналитической группировки  и корреляционно – регрессионного  анализа

 

Корреляционно-регрессионный анализ учитывает межфакторные связи, измеряя прямое и косвенное влияние каждого фактора на результативный признак, а также влияние всех факторов на него.

Корреляционно-регрессионный анализ включает в себя измерение тесноты, направления связи и установление аналитической формы связи.

Корреляционно-регрессионная модель (КРМ) – это множественное уравнение регрессии, найденное при анализе системы связанных рядов динамики, и используемое как основа для принятия управленческих решений и прогнозирования.

Для того чтобы провести корреляционно-регрессионный анализ необходимо выявить факторы или фактор наиболее влияющие на результативный признак.

В данной курсовой работе в качестве результативного признака взяты доходы бюджета по Ивановской области ( ), а в качестве факторных – ВРП в млрд. руб. ( ), среднемесячная номинальная заработная плата, руб. ( ) и сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий, млн. руб. ( ). Все факторы взяты по Ивановской области. Данные приведены в Приложении .

Парная корреляция – это изучение корреляционной связи между двумя переменными.

Парная регрессия показывает связь между двумя признаками – результативным и факторным.

Уравнение парной регрессии имеет вид:

                                                    

                                                    (22)

В этом уравнении параметр экономического смысла не имеет, а параметр  - коэффициент регрессии, который показывает изменение результативного признака при изменении факторного на единицу своего измерения.

Наиболее приемлемый способ выбора уравнения регрессии – метод перебора различных уравнений (экспериментальный). Большое число уравнений регрессии отобранных для описания явления или процесса реализуются на ЭВМ с помощью алгоритма перебора уравнений с последующей статистической проверкой на основе t и F критериев.

 

Таблица 9 – Итоги парного корреляционно-регрессионного анализа

 

Уравнение регрессии

t

P

F

P

0,759

57,6

3,3

0,989

10,9

0,981

0,948

89,9

8,5

0,999

71,5

0,999

0,232

5,4

0,7

0,478

0,45

0,442


По таблицам Стьюдента и Фишера определяем критические значения критериев [3]:

Уравнение, описывающее зависимость доходов бюджета от ВРП, имеет следующий вид:

Связь между признаками тесная (коэффициент корреляции (>0,700)). С увеличением факторного признака на единицу своего измерения результативный признак увеличится на 0,16 единиц своего измерения. Вариация результативного признака обусловлена на 57,6 % факторным, а на 42,4 % случайным.

При сравнении критических значений с фактическими видно, что , значит коэффициент регрессии достоверен. Нулевая гипотеза о равенстве коэффициентов регрессии нулю в генеральной совокупности отвергается и коэффициент регрессии равен 0,95. , значит модель адекватна. Влияние факторного признака на результативный существенна и статистически доказано с вероятностью 0,95.

Уравнение, описывающее зависимость доходов бюджета от среднемесячной заработной платы, имеет следующий вид:

Связь между признаками тесная (коэффициент корреляции (>0,700)). С увеличением факторного признака на единицу своего измерения результативный признак увеличится на 0,001 единиц своего измерения. Вариация результативного признака обусловлена на 89,9 % факторным, а на 10,1 % случайным.

При сравнении критических значений с фактическими видно, что , значит коэффициент регрессии достоверен. Нулевая гипотеза о равенстве коэффициентов регрессии нулю в генеральной совокупности отвергается и коэффициент регрессии равен 0,95. , значит модель адекватна. Влияние факторного признака на результативный существенна и статистически доказано с вероятностью 0,95.

Уравнение, описывающее зависимость доходов бюджета от сальдированного финансового результата крупных и средних предприятий, имеет следующий вид:

Связь между признаками отсутствует (коэффициент корреляции (<0,300)). С увеличением факторного признака на единицу своего измерения результативный признак увеличится на 0,00004 единиц своего измерения. Вариация результативного признака обусловлена на 5,4 % факторным, а на 94,6 % случайным.

При сравнении критических значений с фактическими видно, что , значит нулевая гипотеза о равенстве коэффициента регрессии нулю принимается. , значит его нельзя использовать для прогнозирования.

Множественный КРА.

Изучение связи между тремя и более связанными между собой признаками называется множественной регрессией.

Уравнение множественной регрессии имеет вид:

                                     

,                                  (23)

где - теоретические значения результативного признака, полученные в  результате подстановки соответствующих значений факторных признаков в уравнение регрессии;

- факторные признаки, отобранные  в модель;

- коэффициенты регрессии (параметры модели);

- свободный член уравнения.

Коэффициенты регрессии  показывают, на сколько единиц в среднем изменится результативный признак при изменении факторного на единицу своего измерения и при условии закрепления прочих введенных в уравнение предопределенных переменных (факторных признаков) на среднем уровне.

В данной курсовой работе при построении множественной модели мы не получим адекватных моделей.

 

 

2.5 Прогноз показателей  территориального бюджета

 

Прогнозирование - это оценка будущего на основе глубокого анализа тенденций развития социально-экономических явлений и их взаимосвязей.

Процесс прогнозирования предполагает выявление возможных альтернатив развития для обоснованного их выбора и принятия оптимальных решений. Первоначальный этап прогнозирования в экономике всегда связан с анализом временных рядов. Период, на который дается оценка в будущем, называется периодом упреждения. По времени упреждения прогнозы классифицируются на оперативные (до 1 мес.), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

При прогнозировании на основе экстраполяции тренда будем использовать аналитический метод. Чтобы прогноз был надежен необходимо, чтобы параметры тренда были надежны и период прогнозирования должен быть не больше половины длительности базы, а также чем дальше будет удален прогнозируемый уровень от базы, тем больше буде ошибка прогноза.

Прогноз доходов бюджета будем проводить по линейному тренду (Приложение Б):

Точечный прогноз – точка, через которую с наибольшей вероятностью пройдет линия тренда в прогнозируемом периоде. Прогноз можно построить аналитически (подставить в уравнение номер прогнозируемого периода) или графически (продолжить линию тренда до номера прогнозируемого периода и посмотреть значение показателя). Цифра должна быть одинакова при любом способе построения.

Точечный прогноз для доходов бюджета на 2013 год (Приложение Б):

  1. 13 период (2013 год):

млрд. руб.

Чтобы точечный прогноз был более реален, его дополняют расчетом предельной ошибки, т.е. интервальной оценкой прогноза.

Средние ошибки прогноза исследуемого уравнения тренда (Приложение Б):

 млрд. руб.

Далее рассчитывается предельная ошибка прогноза:

                                                       ,                                              (24)

где – критерий Стьюдента при уровне значимости 0,05 и числом степеней свободы .

Предельные ошибки прогноза:

 млрд. руб.

Интервальный прогноз:

                                                                                                            (25)

млрд. руб.

 

Таким образом, прогнозируемое значение уровня доходов бюджета для 2013 года от 38,903 до 55,607 млрд. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

 

В данной курсовой работе был проведён статистический анализ бюджета по Ивановской области за период с 2001 по 2010 годы.

В курсовой работе был проведен сравнительный анализ структуры доходов за 2005 и 2010 годы. В целом, что значительно изменился налог на прибыль организаций (в 2010 году он снизился по сравнению с 2005 годом на 31,62 %), а доля безвозмездных поступлений наоборот выросла на 21,05 %. Доля налогов на доходы физических лиц выросла на 4,25 %, доля налогов на имущество выросла на 4,18 %, также выросла на 2,32 % доля налогов на товары, реализуемые на территории РФ. Доля налогов на совокупный доход выросла на 0,27 %, а доля платежей при пользовании природными ресурсами выросла на 0,14 %. Снизились доля доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности на 0,08 % и доля безвозмездных поступлений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 0,51 %. Также был проведён сравнительный анализ структуры расходов за 2005 и 2010 годы. В целом по таблице видно, что значительных изменений в структуре расходов за  год не произошло. Значительно изменилась доля расходов социальной политики (она выросла в 2010 году по сравнению с 2005 годом на 4,28 %), а доля жилищно-коммунального хозяйства снизилась на 1,41 %. Доля национальной экономики; культуры, кинематографии, средств массовой информации упала на 1,16 %. Снизилась также доля здравоохранения, физической культуры и спорта на 0,77 %, доля национальной безопасности и правоохранительной деятельности на 0,17 %, и доля охраны окружающей среды на 0,07 %. Доля расходов на образование выросла на 0,36 %, а доля общегосударственных вопросов выросла на 0,10 %.

Информация о работе Статистический анализ исполнения федерального бюджета РФ (территориального бюджета региона)