Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 13:06, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть экономическую сущность и содержание бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, и исследовать структуру территориального бюджета Ивановской области за 2001-2010 годах.
В достижении этой цели нам помогут следующие задачи:
1. рассмотрение структуры доходов и расходов бюджета;
2. анализ динамики бюджета Ивановской области (расчёт аналитических показателей, средних показателей, расчёт линейного и параболического тренда);
3. изучение выявления зависимости темпа роста доходов от роста ВРП     методом аналитической группировки и корреляционно – регрессионного анализа;
4. прогнозирование показателей территориального бюджета.
Введение                                                                                                                         4
1 Цели и задачи территориального бюджета                                                        5
   1.1 Экономическая сущность и содержание бюджета                                      5
   1.2 Основные принципы построения доходной части бюджета                       7
   1.3  Основные  направления бюджетных расходов                                             10
   1.4  Методы  бюджетного анализа                                                                      13
2  Анализ бюджета  Ивановской области                                                              16
    2.1  Структура  доходов и расходов бюджета                                                  16
    2.2  Индексный  анализ доходов и расходов  бюджета                                        17
    2.3  Анализ динамики доходов                                                                                20
    2.4  Выявление  зависимости темпа роста доходов от роста ВРП    методом аналитической группировки и корреляционно – регрессионного анализа        26
    2.5  Прогноз  показателей территориального бюджета                                   28
Выводы и предложения                                                                                              30
Список литературных источников                                                                          32
(Приложение Б)
0,88 – нижняя граница
1,32 – верхняя граница
Выше верхней границы, автокорреляции в остатках нет, уравнение пригодно для прогноза.
%
До 10 %, значит колебания слабые, уравнение пригодно для прогнозирования.
Таблица 8 – Расчёт параболического тренда
Годы  | 
  |||||||
2001  | 
  26,8  | 
  27,6  | 
  -0,8  | 
  -  | 
  -  | 
  0,64  | 
  0,030  | 
2002  | 
  31,2  | 
  29,545  | 
  1,655  | 
  -0,8  | 
  -1,324  | 
  2,739  | 
  0,053  | 
2003  | 
  32,0  | 
  31,402  | 
  0,598  | 
  1,655  | 
  0,990  | 
  0,358  | 
  0,019  | 
2004  | 
  31,9  | 
  33,171  | 
  -1,271  | 
  0,598  | 
  -0,760  | 
  1,615  | 
  0,040  | 
2005  | 
  35,4  | 
  34,852  | 
  0,548  | 
  -1,271  | 
  -0,696  | 
  0,300  | 
  0,015  | 
2006  | 
  32,6  | 
  36,445  | 
  -3,845  | 
  0,548  | 
  -2,107  | 
  14,784  | 
  0,118  | 
2007  | 
  39,5  | 
  37,95  | 
  1,55  | 
  -3,845  | 
  -5,960  | 
  2,402  | 
  0,039  | 
2008  | 
  41,4  | 
  39,367  | 
  2,033  | 
  1,55  | 
  3,151  | 
  4,133  | 
  0,049  | 
2009  | 
  42,1  | 
  40,696  | 
  1,404  | 
  2,033  | 
  2,854  | 
  1,971  | 
  0,033  | 
2010  | 
  40,1  | 
  41,937  | 
  -1,837  | 
  1,404  | 
  -2,579  | 
  3,374  | 
  0,046  | 
Итог  | 
  353  | 
  353  | 
  0  | 
  1,837  | 
  -6,431  | 
  32,318  | 
  0,442  | 
(Приложение Б)
0,70 – нижняя граница
1,64 – верхняя граница
Между нижней и верхней границей, значит, не можем оценить.
%
До 10 %, значит колебания слабые, уравнение пригодно для прогнозирования.
Таким образом, делаем вывод о том, что наиболее пригоден для прогнозирования линейный тренд.
2.4 Выявление зависимости 
темпа роста доходов от роста 
ВРП методом аналитической 
Корреляционно-регрессионный анализ учитывает межфакторные связи, измеряя прямое и косвенное влияние каждого фактора на результативный признак, а также влияние всех факторов на него.
Корреляционно-регрессионный анализ включает в себя измерение тесноты, направления связи и установление аналитической формы связи.
Корреляционно-регрессионная модель (КРМ) – это множественное уравнение регрессии, найденное при анализе системы связанных рядов динамики, и используемое как основа для принятия управленческих решений и прогнозирования.
Для того чтобы провести корреляционно-регрессионный анализ необходимо выявить факторы или фактор наиболее влияющие на результативный признак.
В данной курсовой работе в качестве результативного признака взяты доходы бюджета по Ивановской области ( ), а в качестве факторных – ВРП в млрд. руб. ( ), среднемесячная номинальная заработная плата, руб. ( ) и сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий, млн. руб. ( ). Все факторы взяты по Ивановской области. Данные приведены в Приложении .
Парная корреляция – это изучение корреляционной связи между двумя переменными.
Парная регрессия показывает связь между двумя признаками – результативным и факторным.
Уравнение парной регрессии имеет вид:
                              
В этом уравнении параметр экономического смысла не имеет, а параметр - коэффициент регрессии, который показывает изменение результативного признака при изменении факторного на единицу своего измерения.
Наиболее приемлемый способ выбора уравнения регрессии – метод перебора различных уравнений (экспериментальный). Большое число уравнений регрессии отобранных для описания явления или процесса реализуются на ЭВМ с помощью алгоритма перебора уравнений с последующей статистической проверкой на основе t и F критериев.
Таблица 9 – Итоги парного корреляционно-регрессионного анализа
Уравнение регрессии  | 
  t  | 
  P  | 
  F  | 
  P  | ||
  | 
  0,759  | 
  57,6  | 
  3,3  | 
  0,989  | 
  10,9  | 
  0,981  | 
  | 
  0,948  | 
  89,9  | 
  8,5  | 
  0,999  | 
  71,5  | 
  0,999  | 
0,232  | 
  5,4  | 
  0,7  | 
  0,478  | 
  0,45  | 
  0,442  | 
По таблицам Стьюдента и Фишера определяем критические значения критериев [3]:
Уравнение, описывающее зависимость доходов бюджета от ВРП, имеет следующий вид:
Связь между признаками тесная (коэффициент корреляции (>0,700)). С увеличением факторного признака на единицу своего измерения результативный признак увеличится на 0,16 единиц своего измерения. Вариация результативного признака обусловлена на 57,6 % факторным, а на 42,4 % случайным.
При сравнении критических значений с фактическими видно, что , значит коэффициент регрессии достоверен. Нулевая гипотеза о равенстве коэффициентов регрессии нулю в генеральной совокупности отвергается и коэффициент регрессии равен 0,95. , значит модель адекватна. Влияние факторного признака на результативный существенна и статистически доказано с вероятностью 0,95.
Уравнение, описывающее зависимость доходов бюджета от среднемесячной заработной платы, имеет следующий вид:
Связь между признаками тесная (коэффициент корреляции (>0,700)). С увеличением факторного признака на единицу своего измерения результативный признак увеличится на 0,001 единиц своего измерения. Вариация результативного признака обусловлена на 89,9 % факторным, а на 10,1 % случайным.
При сравнении критических значений с фактическими видно, что , значит коэффициент регрессии достоверен. Нулевая гипотеза о равенстве коэффициентов регрессии нулю в генеральной совокупности отвергается и коэффициент регрессии равен 0,95. , значит модель адекватна. Влияние факторного признака на результативный существенна и статистически доказано с вероятностью 0,95.
Уравнение, описывающее зависимость доходов бюджета от сальдированного финансового результата крупных и средних предприятий, имеет следующий вид:
Связь между признаками отсутствует (коэффициент корреляции (<0,300)). С увеличением факторного признака на единицу своего измерения результативный признак увеличится на 0,00004 единиц своего измерения. Вариация результативного признака обусловлена на 5,4 % факторным, а на 94,6 % случайным.
При сравнении критических значений с фактическими видно, что , значит нулевая гипотеза о равенстве коэффициента регрессии нулю принимается. , значит его нельзя использовать для прогнозирования.
Множественный КРА.
Изучение связи между тремя и более связанными между собой признаками называется множественной регрессией.
Уравнение множественной регрессии имеет вид:
                              
где - теоретические значения результативного признака, полученные в результате подстановки соответствующих значений факторных признаков в уравнение регрессии;
- факторные признаки, отобранные в модель;
- коэффициенты регрессии (параметры модели);
- свободный член уравнения.
Коэффициенты регрессии показывают, на сколько единиц в среднем изменится результативный признак при изменении факторного на единицу своего измерения и при условии закрепления прочих введенных в уравнение предопределенных переменных (факторных признаков) на среднем уровне.
В данной курсовой работе при построении множественной модели мы не получим адекватных моделей.
2.5 Прогноз показателей территориального бюджета
Прогнозирование - это оценка будущего на основе глубокого анализа тенденций развития социально-экономических явлений и их взаимосвязей.
Процесс прогнозирования предполагает выявление возможных альтернатив развития для обоснованного их выбора и принятия оптимальных решений. Первоначальный этап прогнозирования в экономике всегда связан с анализом временных рядов. Период, на который дается оценка в будущем, называется периодом упреждения. По времени упреждения прогнозы классифицируются на оперативные (до 1 мес.), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
При прогнозировании на основе экстраполяции тренда будем использовать аналитический метод. Чтобы прогноз был надежен необходимо, чтобы параметры тренда были надежны и период прогнозирования должен быть не больше половины длительности базы, а также чем дальше будет удален прогнозируемый уровень от базы, тем больше буде ошибка прогноза.
Прогноз доходов бюджета будем проводить по линейному тренду (Приложение Б):
Точечный прогноз – точка, через которую с наибольшей вероятностью пройдет линия тренда в прогнозируемом периоде. Прогноз можно построить аналитически (подставить в уравнение номер прогнозируемого периода) или графически (продолжить линию тренда до номера прогнозируемого периода и посмотреть значение показателя). Цифра должна быть одинакова при любом способе построения.
Точечный прогноз для доходов бюджета на 2013 год (Приложение Б):
млрд. руб.
Чтобы точечный прогноз был более реален, его дополняют расчетом предельной ошибки, т.е. интервальной оценкой прогноза.
Средние ошибки прогноза исследуемого уравнения тренда (Приложение Б):
млрд. руб.
Далее рассчитывается предельная ошибка прогноза:
                              
где – критерий Стьюдента при уровне значимости 0,05 и числом степеней свободы .
Предельные ошибки прогноза:
млрд. руб.
Интервальный прогноз:
                              
млрд. руб.
Таким образом, прогнозируемое значение уровня доходов бюджета для 2013 года от 38,903 до 55,607 млрд. руб.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В данной курсовой работе был проведён статистический анализ бюджета по Ивановской области за период с 2001 по 2010 годы.
В курсовой работе был проведен сравнительный анализ структуры доходов за 2005 и 2010 годы. В целом, что значительно изменился налог на прибыль организаций (в 2010 году он снизился по сравнению с 2005 годом на 31,62 %), а доля безвозмездных поступлений наоборот выросла на 21,05 %. Доля налогов на доходы физических лиц выросла на 4,25 %, доля налогов на имущество выросла на 4,18 %, также выросла на 2,32 % доля налогов на товары, реализуемые на территории РФ. Доля налогов на совокупный доход выросла на 0,27 %, а доля платежей при пользовании природными ресурсами выросла на 0,14 %. Снизились доля доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности на 0,08 % и доля безвозмездных поступлений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 0,51 %. Также был проведён сравнительный анализ структуры расходов за 2005 и 2010 годы. В целом по таблице видно, что значительных изменений в структуре расходов за год не произошло. Значительно изменилась доля расходов социальной политики (она выросла в 2010 году по сравнению с 2005 годом на 4,28 %), а доля жилищно-коммунального хозяйства снизилась на 1,41 %. Доля национальной экономики; культуры, кинематографии, средств массовой информации упала на 1,16 %. Снизилась также доля здравоохранения, физической культуры и спорта на 0,77 %, доля национальной безопасности и правоохранительной деятельности на 0,17 %, и доля охраны окружающей среды на 0,07 %. Доля расходов на образование выросла на 0,36 %, а доля общегосударственных вопросов выросла на 0,10 %.