Статистический анализ исполнения федерального бюджета РФ (территориального бюджета региона)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть экономическую сущность и содержание бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, и исследовать структуру территориального бюджета Ивановской области за 2001-2010 годах.
В достижении этой цели нам помогут следующие задачи:
1. рассмотрение структуры доходов и расходов бюджета;
2. анализ динамики бюджета Ивановской области (расчёт аналитических показателей, средних показателей, расчёт линейного и параболического тренда);
3. изучение выявления зависимости темпа роста доходов от роста ВРП методом аналитической группировки и корреляционно – регрессионного анализа;
4. прогнозирование показателей территориального бюджета.

Содержание работы

Введение 4
1 Цели и задачи территориального бюджета 5
1.1 Экономическая сущность и содержание бюджета 5
1.2 Основные принципы построения доходной части бюджета 7
1.3 Основные направления бюджетных расходов 10
1.4 Методы бюджетного анализа 13
2 Анализ бюджета Ивановской области 16
2.1 Структура доходов и расходов бюджета 16
2.2 Индексный анализ доходов и расходов бюджета 17
2.3 Анализ динамики доходов 20
2.4 Выявление зависимости темпа роста доходов от роста ВРП методом аналитической группировки и корреляционно – регрессионного анализа 26
2.5 Прогноз показателей территориального бюджета 28
Выводы и предложения 30
Список литературных источников 32

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota 2.doc

— 468.00 Кб (Скачать файл)

Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.

Наиболее простой метод — сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Следующий метод — группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты — относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.

Бюджетные коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1. горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2. вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3. трендовый анализ, который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

4. факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т. д.);

В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели — бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета.

Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:

  • анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;
  • анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;
  • анализ показателей сводного финансового баланса;
  • анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;
  • анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств. Анализ исполнения бюджета включает;
  • анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства;
  • анализ исполнения плана расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы;
  • анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;
  • анализ кассового исполнения бюджета.

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением. [5]                                   

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

2.1 Структура доходов  и расходов бюджета

 

Проведем анализ структуры доходов и расходов бюджета Ивановской области. Сравнительный анализ структуры доходов и расходов в данной курсовой работе будет проведен за 2005 и 2010 годы.

Структура доходов бюджета за 2005 и 2010 года представлена в таблице 1 Приложения А.

В 2005 году в структуре доходов бюджета Ивановской области наибольшую долю занимали налоги на прибыль организаций (44,03 % общей суммы доходов). Налоги на доходы физических лиц составляют 27,35 % доходов, 10,58 % доходов принадлежит безвозмездным поступлениям, налоги на имущество занимают 7,44 % доходов. Также 3,91 % занимают налоги на товары, реализуемые на территории РФ, 2,94 % налоги на совокупный доход, а доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 2,47 % доходов. Наименьшую долю в структуре доходов бюджета занимают следующие виды доходов: платежи при пользовании природными ресурсами (0,77 %), безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (0,51 %).

В 2010 году в структуре доходов бюджета Ивановской области наибольшую долю занимали безвозмездные поступления (31,63 % общей суммы доходов). Налоги на доходы физических лиц составляют 31,60 % доходов, 12,41 % занимают налоги на прибыль организаций, налоги на имущество занимают 11,62 % доходов бюджета. Также 6,23 % занимают налоги на товары, реализуемые на территории РФ, 3,21 % налоги на совокупный доход, а доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 2,39 % доходов. Наименьшую долю в структуре доходов бюджета занимают платежи при пользовании природными ресурсами (0,91 %).

Сравнение доли каждого вида доходов в структуре 2005 и 2010 годов представлено в таблице 1 Приложения А.

В целом по таблице видно, что значительно изменился налог на прибыль организаций (в 2010 году он снизился по сравнению с 2005 годом на 31,62 %), а доля безвозмездных поступлений наоборот выросла на 21,05 %. Доля налогов на доходы физических лиц выросла на 4,25 %, доля налогов на имущество выросла на 4,18 %, также выросла на 2,32 % доля налогов на товары, реализуемые на территории РФ. Доля налогов на совокупный доход выросла на 0,27 %, а доля платежей при пользовании природными ресурсами выросла на 0,14 %. Снизились доля доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности на 0,08 % и доля безвозмездных поступлений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 0,51 %.

Структура расходов бюджета за 2005 и 2010 года представлена в таблице 2 Приложения А.

В 2005 году в структуре расходов бюджета Ивановской области наибольшую долю занимало образование (24,13 % общей суммы расходов). Социальная политика составляла 16,83 % расходов бюджета, национальная экономика занимала 16,64 % расходов, а здравоохранение, физическая культура и спорт 12,55 % расходов. Также жилищно-коммунальное хозяйство занимало 9,76 %, общегосударственные вопросы 9,02 %, национальная безопасность и правоохранительная деятельность 5,40 %, а культура, кинематография, средства массовой информации составляли 5,18 % расходов бюджета. Наименьшую долю в структуре расходов бюджета занимает охрана окружающей среды (0,49 %).

В 2010 году в структуре расходов бюджета Ивановской области наибольшую долю также занимало образование (24,49 % общей суммы расходов). Социальная политика составляла 21,11 % расходов бюджета, национальная экономика занимала 15,48 % расходов, а здравоохранение, физическая культура и спорт 11,78 % расходов. Также общегосударственные вопросы занимали 9,12 %, жилищно-коммунальное хозяйство 8,35 %, национальная безопасность и правоохранительная деятельность 5,23 %, а культура, кинематография, средства массовой информации составляли 4,02 % расходов бюджета. Наименьшую долю в структуре расходов бюджета занимает охрана окружающей среды (0,42 %).

Сравнение доли каждого вида расходов в структуре 2005 и 2010 годов представлено в таблице 2 Приложения А.

В целом по таблице видно, что значительных изменений в структуре расходов за  год не произошло. Значительно изменилась доля расходов социальной политики (она выросла в 2010 году по сравнению с 2005 годом на 4,28 %), а доля жилищно-коммунального хозяйства снизилась на 1,41 %. Доля национальной экономики; культуры, кинематографии, средств массовой информации упала на 1,16 %. Снизилась также доля здравоохранения, физической культуры и спорта на 0,77 %, доля национальной безопасности и правоохранительной деятельности на 0,17 %, и доля охраны окружающей среды на 0,07 %. Доля расходов на образование выросла на 0,36 %, а доля общегосударственных вопросов выросла на 0,10 %.

 

 

2.2 Индексный анализ  доходов и расходов бюджета

 

Индексный метод основан на использовании различных индексов, отражающих динамику цен, уровня жизни населения, доходов и расходов, индекса дефлятора и т. д.

Индекс реальных доходов может быть рассчитан по каждой из статей бюджета по следующей формуле:

                                                

                                               

,                                                      (1)

где – индекс реальных доходов;

– индекс доходов;

– индекс потребительских цен.

Индекс потребительских цен для 2009 года – 1,072.

Данные вычислений по доходам сведём в таблицу 3.

 

Таблица 3 – Индексный анализ реальных доходов (млн. рублей)

 

Показатели

2005 год

2010 год

Налог на прибыль организаций

21837,8

4807,0

0,220

0,205

Налог на доходы физических лиц

13564,5

12239,2

0,902

0,841

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1938,4

2413,6

1,245

1,161

Налоги на совокупный доход

1460,0

1244,0

0,852

0,795

Налоги на имущество

3691,0

4501,2

1,219

1,137

Платежи при пользовании природными ресурсами

382,7

354,0

0,925

0,863

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

1222,1

929,7

0,761

0,710

Безвозмездные поступления

5248,7

12255,8

2,335

2,178

Безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

254,4

0

0

0

Доходы всего

49599,6

38744,5

0,781

0,728


 

Из таблицы 3 видно, что реальные доходы бюджета Ивановской области в 20010 году в целом, были ниже, чем в 2005 году на 27,2 %.

Доходы увеличились по следующим показателям:

  • налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ на 16,1 %
  • налоги на имущество на 13,7 %
  • безвозмездные поступления на 117,8 %

Снижение реальных доходов бюджета произошло по следующим показателям:

  • налог на прибыль организаций на 79,5 %
  • налог на доходы физических лиц на 15,9 %
  • налоги на совокупный доход на 20,5 %
  • платежи при пользовании природными ресурсами на 13,7 %
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности на 29 %

Индекс реальных расходов может быть рассчитан по каждой из статей бюджета по следующей формуле:

 

                                              

,                                                     (2)

где – индекс реальных расходов;

– индекс расходов;

– индекс – дефлятор ВРП.

Индекс – дефлятор для 2010 года – 0,829

Данные вычислений по расходам сведём в таблицу 4.

 

Таблица 4 – Индексный анализ реальных расходов (млн. рублей)

 

Показатели

2005 год

2010 год

Общегосударственные вопросы

4330,3

4031,3

0,931

0,772

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2589,9

2317,3

0,895

0,742

Национальная экономика

7991,0

6850,6

0,857

0,710

Охрана окружающей среды

239,6

186,1

0,777

0,644

Образование

11583,5

10842,5

0,936

0,776

Культура, кинематография, средства массовой информации

2485,7

1779,5

0,716

0,594

Здравоохранение, физическая культура и спорт

6023,4

5214,0

0,866

0,718

Социальная политика

8082,1

9346,6

1,156

0,958

Жилищно-коммунальное хозяйство

4685,3

3695,8

0,789

0,654

Расходы всего

48010,8

44263,7

0,922

0,764

Информация о работе Статистический анализ исполнения федерального бюджета РФ (территориального бюджета региона)