Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 13:06, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть экономическую сущность и содержание бюджета, структуру доходов и расходов бюджета, и исследовать структуру территориального бюджета Ивановской области за 2001-2010 годах.
В достижении этой цели нам помогут следующие задачи:
1. рассмотрение структуры доходов и расходов бюджета;
2. анализ динамики бюджета Ивановской области (расчёт аналитических показателей, средних показателей, расчёт линейного и параболического тренда);
3. изучение выявления зависимости темпа роста доходов от роста ВРП методом аналитической группировки и корреляционно – регрессионного анализа;
4. прогнозирование показателей территориального бюджета.
Введение 4
1 Цели и задачи территориального бюджета 5
1.1 Экономическая сущность и содержание бюджета 5
1.2 Основные принципы построения доходной части бюджета 7
1.3 Основные направления бюджетных расходов 10
1.4 Методы бюджетного анализа 13
2 Анализ бюджета Ивановской области 16
2.1 Структура доходов и расходов бюджета 16
2.2 Индексный анализ доходов и расходов бюджета 17
2.3 Анализ динамики доходов 20
2.4 Выявление зависимости темпа роста доходов от роста ВРП методом аналитической группировки и корреляционно – регрессионного анализа 26
2.5 Прогноз показателей территориального бюджета 28
Выводы и предложения 30
Список литературных источников 32
Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.
Наиболее простой метод — сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.
Следующий метод — группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.
Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.
В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты — относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.
Бюджетные коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.
Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.
Для бюджетного анализа могут использоваться:
1. горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
2. вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
3. трендовый анализ, который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;
4. факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т. д.);
В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели — бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.
Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета.
Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:
Проведение комплексного анализа бюджета
позволяет получить необходимую информацию
представительным и исполнительным органам
власти для принятия решений при формировании и осуществлении
финансовой политики, выявления резервов
в мобилизации средств в бюджет, повышения
эффективности их использования, усиления
контроля за их освоением. [5]
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Структура доходов и расходов бюджета
Проведем анализ структуры доходов и расходов бюджета Ивановской области. Сравнительный анализ структуры доходов и расходов в данной курсовой работе будет проведен за 2005 и 2010 годы.
Структура доходов бюджета за 2005 и 2010 года представлена в таблице 1 Приложения А.
В 2005 году в структуре доходов бюджета Ивановской области наибольшую долю занимали налоги на прибыль организаций (44,03 % общей суммы доходов). Налоги на доходы физических лиц составляют 27,35 % доходов, 10,58 % доходов принадлежит безвозмездным поступлениям, налоги на имущество занимают 7,44 % доходов. Также 3,91 % занимают налоги на товары, реализуемые на территории РФ, 2,94 % налоги на совокупный доход, а доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 2,47 % доходов. Наименьшую долю в структуре доходов бюджета занимают следующие виды доходов: платежи при пользовании природными ресурсами (0,77 %), безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (0,51 %).
В 2010 году в структуре доходов бюджета Ивановской области наибольшую долю занимали безвозмездные поступления (31,63 % общей суммы доходов). Налоги на доходы физических лиц составляют 31,60 % доходов, 12,41 % занимают налоги на прибыль организаций, налоги на имущество занимают 11,62 % доходов бюджета. Также 6,23 % занимают налоги на товары, реализуемые на территории РФ, 3,21 % налоги на совокупный доход, а доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 2,39 % доходов. Наименьшую долю в структуре доходов бюджета занимают платежи при пользовании природными ресурсами (0,91 %).
Сравнение доли каждого вида доходов в структуре 2005 и 2010 годов представлено в таблице 1 Приложения А.
В целом по таблице видно, что значительно изменился налог на прибыль организаций (в 2010 году он снизился по сравнению с 2005 годом на 31,62 %), а доля безвозмездных поступлений наоборот выросла на 21,05 %. Доля налогов на доходы физических лиц выросла на 4,25 %, доля налогов на имущество выросла на 4,18 %, также выросла на 2,32 % доля налогов на товары, реализуемые на территории РФ. Доля налогов на совокупный доход выросла на 0,27 %, а доля платежей при пользовании природными ресурсами выросла на 0,14 %. Снизились доля доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности на 0,08 % и доля безвозмездных поступлений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 0,51 %.
Структура расходов бюджета за 2005 и 2010 года представлена в таблице 2 Приложения А.
В 2005 году в структуре расходов бюджета Ивановской области наибольшую долю занимало образование (24,13 % общей суммы расходов). Социальная политика составляла 16,83 % расходов бюджета, национальная экономика занимала 16,64 % расходов, а здравоохранение, физическая культура и спорт 12,55 % расходов. Также жилищно-коммунальное хозяйство занимало 9,76 %, общегосударственные вопросы 9,02 %, национальная безопасность и правоохранительная деятельность 5,40 %, а культура, кинематография, средства массовой информации составляли 5,18 % расходов бюджета. Наименьшую долю в структуре расходов бюджета занимает охрана окружающей среды (0,49 %).
В 2010 году в структуре расходов бюджета Ивановской области наибольшую долю также занимало образование (24,49 % общей суммы расходов). Социальная политика составляла 21,11 % расходов бюджета, национальная экономика занимала 15,48 % расходов, а здравоохранение, физическая культура и спорт 11,78 % расходов. Также общегосударственные вопросы занимали 9,12 %, жилищно-коммунальное хозяйство 8,35 %, национальная безопасность и правоохранительная деятельность 5,23 %, а культура, кинематография, средства массовой информации составляли 4,02 % расходов бюджета. Наименьшую долю в структуре расходов бюджета занимает охрана окружающей среды (0,42 %).
Сравнение доли каждого вида расходов в структуре 2005 и 2010 годов представлено в таблице 2 Приложения А.
В целом по таблице видно, что значительных изменений в структуре расходов за год не произошло. Значительно изменилась доля расходов социальной политики (она выросла в 2010 году по сравнению с 2005 годом на 4,28 %), а доля жилищно-коммунального хозяйства снизилась на 1,41 %. Доля национальной экономики; культуры, кинематографии, средств массовой информации упала на 1,16 %. Снизилась также доля здравоохранения, физической культуры и спорта на 0,77 %, доля национальной безопасности и правоохранительной деятельности на 0,17 %, и доля охраны окружающей среды на 0,07 %. Доля расходов на образование выросла на 0,36 %, а доля общегосударственных вопросов выросла на 0,10 %.
2.2 Индексный анализ доходов и расходов бюджета
Индексный метод основан на использовании различных индексов, отражающих динамику цен, уровня жизни населения, доходов и расходов, индекса дефлятора и т. д.
Индекс реальных доходов может быть рассчитан по каждой из статей бюджета по следующей формуле:
где – индекс реальных доходов;
– индекс доходов;
– индекс потребительских цен.
Индекс потребительских цен для 2009 года – 1,072.
Данные вычислений по доходам сведём в таблицу 3.
Таблица 3 – Индексный анализ реальных доходов (млн. рублей)
Показатели |
2005 год |
2010 год |
||
Налог на прибыль организаций |
21837,8 |
4807,0 |
0,220 |
0,205 |
Налог на доходы физических лиц |
13564,5 |
12239,2 |
0,902 |
0,841 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
1938,4 |
2413,6 |
1,245 |
1,161 |
Налоги на совокупный доход |
1460,0 |
1244,0 |
0,852 |
0,795 |
Налоги на имущество |
3691,0 |
4501,2 |
1,219 |
1,137 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
382,7 |
354,0 |
0,925 |
0,863 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
1222,1 |
929,7 |
0,761 |
0,710 |
Безвозмездные поступления |
5248,7 |
12255,8 |
2,335 |
2,178 |
Безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
254,4 |
0 |
0 |
0 |
Доходы всего |
49599,6 |
38744,5 |
0,781 |
0,728 |
Из таблицы 3 видно, что реальные доходы бюджета Ивановской области в 20010 году в целом, были ниже, чем в 2005 году на 27,2 %.
Доходы увеличились по следующим показателям:
Снижение реальных доходов бюджета произошло по следующим показателям:
Индекс реальных расходов может быть рассчитан по каждой из статей бюджета по следующей формуле:
где – индекс реальных расходов;
– индекс расходов;
– индекс – дефлятор ВРП.
Индекс – дефлятор для 2010 года – 0,829
Данные вычислений по расходам сведём в таблицу 4.
Таблица 4 – Индексный анализ реальных расходов (млн. рублей)
Показатели |
2005 год |
2010 год |
||
Общегосударственные вопросы |
4330,3 |
4031,3 |
0,931 |
0,772 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2589,9 |
2317,3 |
0,895 |
0,742 |
Национальная экономика |
7991,0 |
6850,6 |
0,857 |
0,710 |
Охрана окружающей среды |
239,6 |
186,1 |
0,777 |
0,644 |
Образование |
11583,5 |
10842,5 |
0,936 |
0,776 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
2485,7 |
1779,5 |
0,716 |
0,594 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
6023,4 |
5214,0 |
0,866 |
0,718 |
Социальная политика |
8082,1 |
9346,6 |
1,156 |
0,958 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
4685,3 |
3695,8 |
0,789 |
0,654 |
Расходы всего |
48010,8 |
44263,7 |
0,922 |
0,764 |