Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:20, курсовая работа
Авиакомпания — термин, определяющий организацию, которая производит пассажирские или грузовые воздушные перевозки. Наиболее известным примером авиакомпании в России является Аэрофлот, который базируется в московском аэропорту Шереметьево. По итогам 2011 года компания ОАО «Аэрофлот» является крупнейшим авиаперевозчиком в России как в сфере перевозок пассажиров, различных грузов и почты.
Введение …………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы изучения деятельности воздушного
1.1 ОАО «Аэрофлот» как объект статистического исследования ………..…6
1.2 Методы статистического исследования показателей авиационных перевозок ………………………………………………………………...16
Глава 2. Статистический анализ показателей ОАО «ДОНАВИА»
2.1 Анализ динамики объемов работы ОАО «ДОНАВИА …………….......20
2.2 Статистический анализ финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «ДОНАВИА» …………………………………………....26
Заключение …………………………………………………………..34
Список используемой литературы …………………………………………....37
Приложения ………………………………………………….…………….39
Количество рейсов находится в пределах от 7 112 до 12 162, и в среднем 9503 рейса, количество перевезенных пассажиров колеблется в пределах от 316,6 до 898 тыс. чел., и в среднем составляет 600,9 тыс. чел. Количество перевезенной почты находится в пределах от 1026 до 1703,6 тонн, и в среднем составляет 1319,9 тонн. Анализируя одини из главных показателей пассажирооборот и эксплуатационный тоннокилометраж, можно сказать, что в среднем пассажирооборот составляет 1216,8 млн. пассажирокилометров, а эксплуатационный тоннокилометраж - 106,3 млн. тоннокилометров. Характеризуя показатель асимметрии можно сказать, что три показателя из пяти, такие как количество рейсов, количество пассажиров и эксплуатационный тоннокилометраж имеют отрицательные значения, что говорит о преобладании данных с большими значениями, а два из них имеют положительную асимметрию, и, следовательно, имеют больше данных с меньшими значениями. Неформально говоря, коэффициент асимметрии положителен, если правый хвост распределения длиннее левого (правосторонняя асимметрия), и отрицателен в противном случае (левосторонняя асимметрия).
Коэффициент вариации используют для сравнения рассеивания двух и более признаков, имеющих различные единицы измерения. Коэффициент вариации представляет собой относительную меру рассеивания, выраженную в процентах. Он вычисляется по формуле путем деления среднеквадратического (стандартного) отклонения на среднюю величину признака. Возникает вариация в силу того, что отдельные значения признака статистической совокупности формируются под воздействием разнообразных факторов. Значение изучения вариации в том, что по колеблемости признаков можно судить о качественной однородности совокупности. Совокупности могут иметь одинаковые значения средней величины, но отличаться колеблемостью индивидуальных значений. Величина рассчитанного коэффициента вариации свидетельствует о том, что колеблемость значений пассажирооборота и перевозки грузов и почты невысокая и составляет 31,7% и 28,0% соответственно, что не противоречит условию V . Поэтому данную совокупность можно считать однородной, а ее среднюю надежной. Для таких признаков, как количество пассажиров, количество рейсов и эксплуатационный тоннокилометраж колеблемость значений наоборот высокая и составляет 63,0%, 42,0% и 33,5% соответственно. Поэтому эту совокупность нужно считать неоднородной, а ее среднюю ненадежной.
Далее произведем разбиение совокупности дочерних предприятий ОАО «Аэрофлот» на основе таких признаков, как количество рейсов, количество пассажиров, перевозка грузов и почты, пассажирооборот, эксплуатационный тоннокиломметраж.7
Для устранения несоответствия используем процедуру нормирования или стандартизации исходных данных.8
Теперь, когда
исходные данные не имеют единиц измерения.
Используя иерархическую
Рис.1 Дендрограмма объединения кластеров методом «ближнего соседа»
Построенная вертикальная дендрограмма служит достаточным основанием для того, чтобы сделать выводы по объединению дочерних предприятий ОАО «Аэрофлот». Первыми в кластер объединились «Шеротель» и «Аэрофлот Рига» и т.д. Таким образом, можно выделить больших 4 кластера.
Наряду с
методом одиночной связи
Рис.2 Дендрограмма объединения кластеров «методом Варда»
Данная вертикальная дендрограмма подтверждает объединение всех дочерних предприятий ОАО «Аэрофлот» в 4 кластера.
Теперь проведем кластеризацию методом К-средних. В данном случаем указывается уже определенное число кластеров. Особенностью метода является то, что выделенные в результате расчетов кластеры не будут пересекаться, то есть каждое предприятие будет относиться лишь к одному кластеру. Однако, чтобы убедиться, что классификация эффективна, необходимо провести дисперсионный анализ.
Таблица 3
Дисперсионный анализ абсолютных показателей
Дисперсионный анализ | ||||||
Между |
сс |
Внутри |
сс |
F |
значим. | |
Кол-во рейсов |
163391700 |
3 |
12632930 |
8 |
34,49011 |
0,000063 |
Кол-во пассажиров (тыс.чел.) |
1469901 |
3 |
102651 |
8 |
38,18526 |
0,000043 |
Перевезено почты (тонн) |
1019237 |
3 |
501914 |
8 |
5,41520 |
0,025009 |
Пассажирооборот (млн. пассажир/км) |
1390852 |
3 |
248112 |
8 |
14,94865 |
0,001212 |
Эксплуатационный тоннокилометраж (млн тоннокилометров) |
10795 |
3 |
3161 |
8 |
9,10757 |
0,005858 |
Выдвигаем гипотезу о неравенстве дисперсий между кластерами и внутри них. Поскольку анализируя полученные результаты, можно сказать, что межгрупповые и внутригрупповые дисперсии значительно отличаются друг от друга. Построим график средних.
Рис.3 График средних для кластеров
Средние значения по кластерам довольно значительно различаются, что говорит о эффективной классификации дочерних предприятий по факторам.
Таблица 4
Средние значения для кластеров
Средние для кластеров | ||||
Кластер 1 |
Кластер 2 |
Кластер 3 |
Кластер 4 | |
Кол-во рейсов |
10660,75 |
14238 |
7359 |
3299 |
Кол-во пассажиров (тыс.чел.) |
785,63 |
995,93 |
345,267 |
22,45 |
Перевезено почты (тонн) |
1508,3 |
1631,93 |
1025,267 |
916,95 |
Пассажирооборот (млн. пассажир/км) |
1281,53 |
1696,43 |
996,7 |
697,85 |
Эксплуатационный тоннокилометраж (млн тоннокилометров) |
123,88 |
136,4 |
89,4 |
51,6 |
Что же касается содержания каждого кластера, то анализируя данную таблицу по элементам кластеров, получим первый кластер содержит ЗАО «Шеротель», ЗАО «Аэрофлот-Карго», ООО «Аэрофлот-Рига», второй кластер ОАО «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы», ОАО «Оренбургские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «Россия», третий кластер содержит ЗАО «Аэрофест», ЗАО «АэроМАШ-Авиационная Безопаснось», ну и четвертый - самый многочисленный ОАО «ДОНАВИА», ООО «Аэрофлот-Финанс», ЗАО «Аэромар», ЗАО «Джеталлианс Восток».
Таблица 5
Содержание кластеров по элементам
1 кластер |
3 |
ЗАО «Шеротель» |
ООО «Аэрофлот-Рига» | ||
ЗАО «Аэрофлот-Карго» | ||
2 кластер |
3 |
ОАО «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы» |
ОАО «Оренбургские авиалинии» | ||
ОАО «Авиакомпания «Россия» | ||
3 кластер |
2 |
ЗАО «Аэрофест» |
ЗАО «АэроМАШ-Авиационная Безопаснось» | ||
4 кластер |
4 |
ОАО «ДОНАВИА» |
ООО «Аэрофлот-Финанс» | ||
ЗАО «Аэромар» | ||
ЗАО «Джеталлианс Восток» |
Более подробно рассмотрим предприятие ОАО «ДОНАВИА».
«ОАО «ДОНАВИА» - крупнейшая авиакомпания Юга России. С 2007 года 100% акций ОАО «ДОНАВИА» принадлежат ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» (г. Москва). В соответствии с решением ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» открытое акционерное общество «АЭРОФЛОТ-ДОН» с 25 сентября 2009 года переименовано в открытое акционерное общество «ДОНАВИА»9.
1.2 Методы статистического исследования показателей авиационных перевозок
Для того, чтобы правильно осуществить анализ предприятия ОАО «ДОНАВИА» необходимо знать методологию расчета. Поскольку в данной курсовой работе будет использоваться кластерный, корреляционно-регрессионный, аналитические показатели рассмотрим методологию расчета каждого по отдельности.
Анализ скорости и интенсивности развития явления во времени осуществляется с помощью аналитических показателей, которые получаются в результате сравнения уровней ряда динамики между собой.
Аналитические показатели ряда динамики10:
Абсолютный прирост
где: Dу - абсолютный прирост;
уi - текущий уровень ряда;
уi - 1 - предшествующий уровень при цепных показателях, при базисных - нулевой;
i - номер уровня.
Относительные величины выражают соотношение между явлениями в виде степени, доли или темпа. Исчисляются сопоставлением между собой абсолютных величин. Это такие показатели как, коэффициент роста, темпы роста и прироста.
Основным в изучении взаимосвязи явлений является множественный корреляционно-регрессионный анализ, который в свою очередь делится на корреляционный и регрессионный анализы.
Регрессионный анализ – это статистический метод исследования зависимости случайной величины Y-отклик от переменной (X) или переменных - предикторы; рассматриваются в регрессионном анализе как неслучайные величины, независимо от истинного закона их распределения. В ходе регрессионного анализа при помощи выбранного метода строится математическая модель, описывающая форму связи переменных – уравнение регрессии.11 Как правило, регрессионному анализу предшествует анализ корреляционной зависимости переменных, который позволяет установить наличие связи между анализируемыми переменными, оценить ее тесноту и определить направление (прямая или обратная связь). Кроме того, в ходе корреляционного анализа происходит отбор существенных факторов, включаемых в уравнение регрессии. Наиболее простой формы корреляционного анализа является парная корреляция – анализируется связь между парой признаков – откликом Y и одним предиктором X. В этом случае уравнение регрессии принимает вид y = f(x).
где Qр- объем реализованной за данный период продукции;
Rост.ср.- средний остаток оборотных средств за рассматриваемый период»12.
Статистическое описание развития экономических процессов во времени осуществляется с помощью временных рядов. Временным рядом (рядом динамики, динамическим рядом) называется последовательность значений показателя (признака), упорядоченная в хронологическом порядке, т.е. в порядке возрастания временного параметра. Отдельные наблюдения временного ряда называются уровнями этого ряда.13 В практике исследования динамики явлений и прогнозирования принято считать, что значения уровней временных рядов экономических показателей могут содержать следующие компоненты (составные части или структурно-образующие элементы):
• тренд;
• сезонную компоненту;
• циклическую компоненту;
• случайную составляющую.
Под трендом понимают изменение, определяющее общее направление развития, основную тенденцию временного ряда. Это систематическая составляющая долговременного действия. Решение любой задачи по анализу и прогнозированию временных рядов начинается с построения графика исследуемого показателя, тем более, что современные программные средства предоставляют пользователю большие возможности для этого. Таким образом, на стадии проведения графического анализа можно исследовать компонентный состав временных рядов, а также сделать первые шаги к выбору модели для описания их динамики и последующего прогнозирования. Если присутствие тренда во временном ряду прослеживается нечетко, то прежде чем перейти к определению тенденции и выделению тренда, нужно выяснить, существует ли вообще тенденция в исследуемом процессе. Основные подходы к решению этой задачи основаны на статистической проверке гипотез. Критерии выявления компонент ряда основаны на проверке гипотезы о случайности ряда.
Глава 2. Статистический анализ показателей ОАО «ДонАвиа»
2.1 Анализ динамики объемов работы ОАО «ДонАвиа»
ОАО «ДОНАВИА» - крупнейшая авиакомпания Юга России. С 2007 года 100% акций ОАО «ДОНАВИА» принадлежат ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» (г. Москва). В соответствии с решением ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» открытое акционерное общество «АЭРОФЛОТ-ДОН» с 25 сентября 2009 года переименовано в открытое акционерное общество «ДОНАВИА».
Основным направлением деятельности ОАО «ДОНАВИА» является перевозка пассажиров. По итогам 2011 года компания перевезла 864,2 тыс. чел., что на 62,3 % меньше перевезенного количества пассажиров в 2010 году. Причем прослеживается тенденция то к увеличению, то к уменьшению количества пассажиров на протяжении последних 5 лет.
Информация о работе Статистический анализ показателей деятельности авиакомпании ОАО «Аэрофлот»