Статистический анализ показателей деятельности авиакомпании ОАО «Аэрофлот»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Авиакомпания — термин, определяющий организацию, которая производит пассажирские или грузовые воздушные перевозки. Наиболее известным примером авиакомпании в России является Аэрофлот, который базируется в московском аэропорту Шереметьево. По итогам 2011 года компания ОАО «Аэрофлот» является крупнейшим авиаперевозчиком в России как в сфере перевозок пассажиров, различных грузов и почты.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы изучения деятельности воздушного
1.1 ОАО «Аэрофлот» как объект статистического исследования ………..…6
1.2 Методы статистического исследования показателей авиационных перевозок ………………………………………………………………...16
Глава 2. Статистический анализ показателей ОАО «ДОНАВИА»
2.1 Анализ динамики объемов работы ОАО «ДОНАВИА …………….......20
2.2 Статистический анализ финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «ДОНАВИА» …………………………………………....26
Заключение …………………………………………………………..34
Список используемой литературы …………………………………………....37
Приложения ………………………………………………….…………….39

Файлы: 1 файл

Касаткина.doc

— 2.28 Мб (Скачать файл)

Одним из индикаторов  определения наличия мультиколлинеарности между признаками является превышение парным коэффициентом корреляции величины 0,8. В данном случае между признаками отсутствует мультиколлинеарность, поэтому на данном этапе анализа в модель войдут все переменные. Наибольшая связь  между результативным и факторным признаком наблюдается между выручкой от продаж и себестоимостью продаж. Так, коэффициент парной корреляции равен 0,71, что свидетельствует о сильной и прямой связи. Что же касается остальных факторов, то между выручкой от продаж и количеством пассажиров и прочих доходов связь прямая умеренная, а с такими факторам, как управленческие расходы связь умеренная, но обратная.

Проверим включенные в модель факторы по уровню значимости р.

Таблица 11

Итоги регрессии  для зависимой переменной

 Итоги регрессии для зависимой переменной: Выручка от продаж, тыс.руб.

 

БЕТА

Стд.Ош.

B

Стд.Ош.

t(17)

p-уров.

Св.член

   

-23313829

37181328

-0,627031

0,538970

Кол-во пассажиров тыс. чел.

0,051461

0,189713

4571

16850

0,271256

0,789460

Себестоимость продаж, тыс.руб.

0,803155

0,275653

2

1

2,913648

0,009678

Управленческие  расходы,тыс.руб.

0,179943

0,288452

17

27

0,623823

0,541025

Прочие  доходы, тыс.руб.

0,042503

0,212119

-0

1

-0,200374

0,843565


Таким образом, анализируя полученные результаты по уровню значимости р, такие факторы как количество пассажиров, управленческие расходы и прочие доходы исключаются из модели. Исключим данные факторы, используя пошаговую регрессию с процедурой пошагового исключения. Свободный член установим равным 0. Рассмотрим этапы исключения.

Таблица 12

Этапы пошаговой  регрессии

Итоги пошаговой  регрессии ; ЗП: Выручка от продаж, тыс.руб.

 

Шаг

Множест.

Множест.

R-квадр.

F -

p-уров.

Перем.

Прочие  доходы, тыс.руб.

-1

0,981550

0,963441

-0,000130

0,064424

0,802513

3

Управленческие  расходы,тыс.руб.

-2

0,981261

0,962872

-0,000569

0,295555

0,593005

2

Кол-во пассажиров тыс. чел.

-3

0,980700

0,961773

-0,001099

0,591869

0,450688

1


Получим, что  на первом этапе исключили прочие доходы с уровнем значимости р 0,8, на втором этапе управленческие расходы  с уровнем значимости р 0,59 и на последнем этапе количество пассажиров с уровнем значимости р 0,45. Таким образом, в модели остался один фактор – себестоимость продаж.

Таблица 13

Итоги регрессии

Итоги регрессии  для зависимой переменной: Выручка  от продаж, тыс.руб

 

БЕТА

Стд.Ош.

B

Стд.Ош.

t(21)

p-уров.

Себестоимость продаж, тыс.руб.

0,980700

0,042665

1,621215

0,070531

22,98600

0,000000


Для измерения  тесноты связи при множественной  корреляционной зависимости вычисляется  множественный коэффициент корреляции.

Таблица 14

Коэффициенты  множественной корреляции

R

0,981

R2

0,962

Скорректированный R2

0,9599

F(1,21)

528,36


Итак, множественный коэффициент корреляции = 0,981, что показывает сильную зависимость между результативным и факторным признаками.

Коэффициент детерминации, равный 0,962, говорит о том, что  выручка от продаж предприятия ОАО «ДОНАВИА»  на 96,2% объясняется вариацией себестоимости продукции и на 3,8% другими факторами.

Теперь, когда  все факторы проверены на уровень  значимости составим аналитическую  форму выражения связи между  выручкой от продаж и себестоимостью продаж. Поскольку в модели всего один фактор, уравнение регрессии примет линейный вид.

Y = 1,62х

Связь между  результативным и факторным признаками прямая, о чем свидетельствует  положительный параметр уравнения. Таким образом, при увеличении себестоимости продаж на 1 тыс.руб. выручка от продаж увеличится на 1,62 тыс.руб.

Оценим влияние себестоимости продукции на выручку от продаж, рассчитав коэффициент эластичности:

Э=

Значит, при увеличении себестоимости общей суммы продаж на предприятии         ОАО   «ДОНАВИА» на 1% выручка от продаж вырастет в среднем на 1,148%.

Проверим полученную модель на адекватность с помощью  расчета F-критерия Фишера. Если Fрасч>Fкрит, при α=0,001, то Но-гипотеза о несоответствии заложенных в уравнение регрессии связей реально существующим, отвергается. По таблице «Распределения Фишера-Снедекора»  Fкрит (1,21) = 14,62. Получаем, что Fрасч > F крит поэтому регрессионная модель в целом признается значимой.

При статистическом анализе финансовой деятельности                  ОАО «ДОНАВИА» также необходимо учитывать  оборачиваемость собственных средств. Рассмотрим далее показатели оборачиваемости и проанализируем эффективность работы данного предприятия.

Собственный капитал  – это общая стоимость средств  организации, принадлежащих ей на праве  собственности и используемых для формирования некоторой части активов. Собственный капитал представляет собой часть капитала предприятия, остающуюся в его распоряжении после вычета всех обязательств. Показателем деловой активности предприятия является коэффициент оборачиваемости собственного капитала.

Коэффициент оборачиваемости – это финансовый коэффициент показывающий интенсивность использования (скорость оборота) определенных активов или обязательств.

Рассчитаем  данный показатель по предприятию ОАО  «ДОНАВИА». Для этого воспользуемся данными, которые отражены в бухгалтерском балансе. Получим следующую таблицу:

Таблица 15

Расчет финансовых показателей

Года

Среднегодовой собственный капитал, тыс. руб. (

)

Выручка от продаж, тыс. руб(pq)

Коб, (оборот)

П1оборота,(в днях)

2011

265 035

6 095 800

23

16

2010

282 060

7 051 493

25

14

2009

112 436

6 071 549

54

7

2008

288 313

7 207 817

25

15

2007

325 871

4 236 329

13

27


 

Так, значение коэффициента оборачиваемости активов равное 25 показывает, что организация в течение 2010 года получает выручку в 25 раз большую стоимости своих активов (активы за год «оборачиваются» 25 раз). В 2011 году ситуация немного иная. Активы за год «оборачиваются» всего 23 раза. Наибольший оборот собственные средства совершили в 2009 году и составили 25 оборотов, а меньше всего оборотов капитал соверши в 2007 году, всего 13.

Далее проанализируем  такой показатель, как продолжительность  одного оборота. Так, в 2010 году собственный  капитал совершил 25 оборотов продолжительностью 16 дней, а в 2011 году 23 оборота продолжительностью 14 дней. По этим показателям видно, что предприятие работает эффективно. Однако, в 2010 году коэффициент оборачиваемости был больше, а количество дней, за которые капитал совершал обороты был наоборот меньше. Это и позволило добиться предприятию ОАО «ДОНАВАИА» более высоких результатов, нежели в 2011 году.

Для более детального анализа использования собственного капитала, рассмотрим способ абсолютных разниц. Способ абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях. При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели. 
Применим способ абсолютных разниц, чтобы узнать на сколько изменился объем выручки в 2011 году по сравнению с 2010 годом под влиянием коэффициента оборачиваемости и среднегодового собственного капитала. Мультипликативная модель будет выглядеть следующим образом:

Теперь рассмотрим влияние каждого фактора на выручку от продаж (qp):

тыс. руб.

тыс. руб.

Таким образом, объем выручки от продаж  в 2011 уменьшился на         391 575 тыс. руб. за счет изменения собственного капитала и на 564  120 тыс. руб. уменьшится за счет изменения оборачиваемости собственных средств.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного статистического исследования были решены все поставленные задачи. Были рассмотрены как теоретические  и методологические основы статистического  изучения авиационных перевозок, так и произведен статистический анализ предприятия ОАО «ДОНАВИА».

 Выделяя  основные моменты, отметим, что  авиационная деятельность России  играет значительную роль в  социально-экономическом развитии  страны и продолжает на сегодняшний день успешно развиваться.

В данной курсовой работе были рассмотрены такие предприятия, как  ОАО «Аэрофлот» и ОАО «ДОНАВИА».

ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» - крупнейшая российская авиакомпания, национальный авиаперевозчик. Авиакомпания «Аэрофлот» занимает среди российских авиаперевозчиков первое место по международным перевозкам. Благодаря тому, что авиакомпания занимается большим количеством пассажирских перевозок и грузоперевозок, так же на их долю приходится большое количество чартерных рейсов. Одна из дочерних компаний «Аэрофлот» это компании «ДОНАВИА» - крупнейшая авиакомпания Юга России.

Основным направлением деятельности ОАО «ДОНАВИА» является перевозка пассажиров. По итогам 2011  года компания перевезла 864,2 тыс. чел., что на 62,3 % меньше перевезенного количества пассажиров в  2010 году. Причем прослеживается тенденция то к увеличению, то к уменьшению количества пассажиров на протяжении последних 5 лет. Прослеживая тенденцию перевезенных пассажиров, можно сказать, что количество перевезенных пассажиров в 1 квартале 2013 года будет равен 306,8 тыс. чел., что на 65,6 тыс.чел. больше, чем в 1 квартале 2012г., во 2 квартале 296,5 тыс. чел., что на 71,4 тыс. чел.   больше, чем во 2 квартале 2012г., в 3 квартале 283,9 тыс. чел., что на 17,3 тыс.чел. больше, чем в 3 квартале 2012г, и в 4 квартале 269,12 тыс. чел., что на 45,88 тыс.чел. меньше, чем в 4 квартале 2012г.

Что же касается результатов деятельности предприятия  ОАО «ДОНАВИА», то за 2007-2011г. динамика выручки от продаж в целом положительна, что говорит об успешной работе компании. Анализируя изменения, видно, что  на предприятии прослеживается тенденция то повышения объем выручки от продаж, то понижение. Так, в 2008 году отмечается наибольший прирост выручки. Он составил 70,14% или 2 971 488 тыс. руб. Положительное динамика нарушается в 2009 году, что объясняется кризисным положением в стране в 2008 году. Выручка от продаж уменьшилась на 1 136 268 тыс.руб. относительно 2008 года. Соответственно темп снижения составил 15,76%.  В среднем, за период с 2007 по 2011 год ежегодно темп роста выручки от продаж составил 9,5%.

Проводя анализ зависимости объема выручки от продаж от факторов, выявили, что выручка  на  96,2% объясняется вариацией  себестоимости продаж и на 3,8% другими  факторами.

При статистическом анализе финансовой деятельности ОАО «ДОНАВИА» также необходимо учитывать  оборачиваемость собственных средств. Так, в 2010 году собственный капитал совершил 25 оборотов продолжительностью 16 дней, а в 2011 году 23 оборота продолжительностью 16 дней. Наибольший оборот собственные средства совершили в 2009 году и составили 54 оборота, а меньше всего оборотов капитал соверши в 2007 году, всего 13.

Для более детального анализа использования собственного капитала, был рассмотрен способ абсолютных разниц. Таким образом, было выявлено, что объем выручки от продаж  в 2011 уменьшился на   391 575 тыс. руб. за счет изменения собственного капитала и на 564  120 тыс. руб. уменьшился за счет изменения оборачиваемости собственных средств.

Список  используемой литературы

Учебные пособия:

  1. Бараз В.Р. Корреляционно-регрессионный анализ связи показателей коммерческой деятельности с использованием программы Excel : учебное пособие / В.Р. БАРАЗ. – Екатеринбург : ГОУ ВПО «УГТУ–УПИ», 2005. – 102 с.
  2. Дуброва Т.А., Архипова М.Ю. Статистические методы прогнозирования в экономике: Учебное пособие, практикум, тесты, программа курса / Дуброва Т.А.; руководство по изучению дисциплины / Дуброва Т.А., Архипова М.Ю. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М., 2004. — 136 с.
  3. Экономика предприятия: Учебник для вузов. Под ред. А.Е. Карлика и М. Л. Шухгальтер 2-е изд., переработанное и дополненное,- СПб.: Питер, 2009.-464 с.:ил.
  4. Калинина В. Н., Соловьев В. И. Введение в многомерный статистический анализ: Учебное пособие / ГУУ. – М., 2003.-66с.
  5. Мхитарян В.С.. Статистика: учебник – М.: Экономист, 2005 стр 669с
  6. Р.А. Шмойлова Теория статистики: учебник/ под ред Р.А.Шмойловой.-5 изд.-М.:Финансы и статистика, 2007.-654с
  7. Проскурина Н.В. ЭР «Обучающий комплекс: методы многомерного статистического анализа, моделирования и прогнозирования»

Информация о работе Статистический анализ показателей деятельности авиакомпании ОАО «Аэрофлот»