Статистический анализ воздействия туризма на экономику Бурятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать перспективы развития туризма и сделать прогноз количества туристических прибытий и объемов доходов туристической отрасли в Кабанском районе республики Бурятия.
Делая вывод из поставленной цели, объектом данной курсовой работы является туризм, а предметом исследования являются перспективы развития туризма в Кабанском районе.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 139.68 Кб (Скачать файл)
  • Однодневные экскурсии. Не требуется заботы о ночлеге. Согласно закону о туризме подобные мероприятия не являются турами, а деятельность по их организации - туристской. Но поскольку экскурсии за пределы своего населенного пункта являются разновидностью отдыха вне дома, то они также являются предметом рассмотрения рекреационной географии.
  • Кратковременный ("weekend"). Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2—4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально — три ночлега.
  • Многодневный. Любой тур продолжительности более 3 дней. Его длительность ограничена продолжительностью средних отпусков, а также стремлением не перенасытить тур (слишком много впечатлений - тоже плохо). Для активного или транспортно-экскурсионного туризма это, как правило, 7-15 дней, для стационарного - 2-3 недели.

Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов:

  • дети (до 14 лет), путешествующие как со своими родителями, так и без них;

  • молодежь (15-24 года);

  • относительно молодые, экономически активные люди (25-44 года), путешествующие семьями (с детьми);

  • экономически активные люди среднего возраста (45-60 лет), путешествующие без детей;

  • туристы старшего возраста (60 лет и старше).

Классификация по удаленности от места постоянного проживания:

1). Пригородный отдых. Ограничивается расстоянием, на которое может уехать отдыхающий на 1-2 дня. Это около 100 км для автобусных экскурсий, кратковременного дачного или пикникового отдыха, около 50 км для однодневного отдыха на природе всех видов. Территории, находящиеся на расстоянии, не больше указанного, от крупных городов, подвергаются наибольшему рекреационному прессу, а расположенные на них рекреационные объекты приобретают особую ценность и становятся местами массового посещения. Потенциальные клиенты турфирм - население своего города или городской агломерации.

2). Местный туризм. Ограничивается расстоянием около 200-300 км, как правило, территорией своего субъекта федерации и близлежащими участками соседних области. Турфирмы, как правило, проявляют наибольшую активность в своем городе, а отдыхающие ориентируются в первую очередь на услуги местных турфирм. Организовать любое предприятие в пределах своей местности всегда легче. Потенциальные клиенты - население своей области.

3). Дальний туризм. Поездка на отдых на большое расстояние, в большинстве случаев многодневная. Имеет смысл для посещения каких-либо объектов, отсутствующих в местах постоянного проживания, то есть относительно уникальных. Например, для жителей Средней полосы России это поездка на Черное море или в горы Кавказа или на озеро Байкал. Для фирм, работающих на выезд, потенциальные клиенты - население своей области. Фирмы, работающих на прием, могут обслуживать население соседних регионов, страны или всего мира в зависимости от уникальности тура, объектов, с которыми связан тур, а также своих способностей по продвижению тура.

4). Международный туризм предполагает дополнительные услуги от организаторов туров - правовое обеспечение посещения иностранного государства. В России фирма, работающая на прием иностранных туристов, должна обеспечивать сервис международного уровня, а не тот, который достаточен для русских. Иначе фирма прекратит свое существование (примеры известны).

Таким образом, туризм рассматривается как катализатор региональной экономики, позволяющий задействовать не только весь комплекс рекреационных ресурсов, но и наиболее эффективным образом использовать совокупный производственный и социально-культурный потенциал территории при сохранении экологического и культурного разнообразия.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности развития  туризма в Республике Бурятия

 

Республика Бурятия  — автономная республика, субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского Федерального округа, образована 30 мая 1923 года. Столица — г. Улан-Удэ. Площадь Республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв.км. Республика с севера и запада (по акватории оз. Байкал) граничит с Иркутской областью, на крайнем западе на сравнительно коротком расстоянии пролегает граница с Республикой Тыва, на юге проходит государственная граница с Монголией, на востоке — граница с Забайкальским краем.

Бурятия расположена в центральной части Азии. Это удивительная и прекрасная земля страна гор и степей, полноводных рек и многочисленных озер, бескрайней тайги и зеленых долин. Она находится в глубине материка, вдали от морей и океанов, обладает контрастным климатом, сочетающим холодные зимы и жаркое лето. Климат Бурятии полезен из-за обилия солнечного света, сухости воздуха и малой облачности.

Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия базируется на крупном рекреационном потенциале, одним из составляющих которого являются природные и историко-культурные ресурсы туризма. Ареалы распространения максимального и высокого потенциала ресурсов туризма занимают 45,6% от общей площади территории республики. При этом наиболее крупные ресурсы находятся в границах 14 административных единиц (прибрежная зона озера Байкал - Баргузинский, Кабанский, Прибайкальский, Северо-Байкальский районы, г.Северобайкальск; горные и курортные районы - Тункинский, Окинский, Курумканский; историко-культурные районы – г.Улан-Удэ, Кяхта, Мухоршибирский, Тарбагатайский, Иволгинский, Хоринский районы). В Республике Бурятия сложилось несколько основных зон массового туризма и отдыха, в том числе: озера Котокель и Щучье; побережье озера Байкал на участках Посольский сор, участок от дельты р.Селенги до с.Заречье Кабанского района, а также от с.Гремячинск Прибайкальского района до турбазы «Максимиха» в Баргузинском районе; территории государственных национальных парков «Забайкальский» и «Тункинский»; несколько территорий в Северо-Байкальском районе (бухта Хакусы, озеро Фролиха, Давша, коса Ярки, озеро Слюдянское). Территории горных хребтов Хамар-Дабан (озеро Соболиное, озеро Таглей, р.Снежная), Восточного Саяна, Баргузинского и Байкальского хребтов.

Рынок туризма Бурятии характеризуется положительной динамикой.

За период 2006-2010 гг. в 2,8 раз увеличился общий туристский поток, в 2,3 раза — объем платных услуг, предоставляемых в сфере туризма. Согласно оценке «Эксперт РА» Бурятия поднялась с 45-го места в 2006 г. на 14-е место в 2010 г. по туристическому потенциалу и занимает лидирующие позиции среди регионов Дальнего Востока и Забайкалья по темпам роста основных показателей.

В 2010 г. количество туристских прибытий составило 471,2 тыс. чел., что на 30,4 % больше, чем в 2009 г. Объем платных услуг, оказанных туристам, за 2010 г. составил 1302,3 млн. руб. и увеличился по сравнению с 2009 г. на 21,8%.

География въездного туризма обширна и охватывает 61 страну. Количество иностранных граждан, посетивших республику в 2010 г., составило 22,2 тыс. чел. Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона составляет 53,3%, Европы — 18,1%, США — 4,4%.

Согласно статистическим данным количество туристских прибытий в Республику Бурятия за 1 полугодие 2011 года составило 225,4 тыс.чел., что на 16,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года, объем платных услуг, оказанных туристам, - 533,4 млн.руб., что на 24 % больше, чем за 1 полугодие 2010 года.

На туристском рынке Бурятии работают 27 туроператоров, 10 из которых осуществляют деятельность в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках, 39 турагентств, 4 профессиональные общественные организации (Бурятская региональная организация Российского Союза Туриндустрии, Некоммерческое Партнерство Бурятский Туристский Альянс, Байкальский филиал Российской Гостиничной Ассоциации, Бурятская Ассоциация Хотельеров).

В республике насчитывается 411 коллективных средства размещения (КСР) туристов общей вместимостью 13198 мест. 2 гостиницы имеют категорию 4 звезды. В структуре КСР 100 гостиниц, 226 пансионатов, турбаз и домов отдыха, 11 санаторно-курортных учреждений, 74 гостевых домов.

В 2010 году введено 45 коллективных средства размещения, из них: 7 турбаз, баз отдыха, 3 гостиницы, остальные 35 КСР являются гостевыми домами и минигостиницами различной емкости. Крупные объекты: гостевой дом "Syndbad" в пос.Усть-Баргузин Баргузинского района (50 мест), туристический комплекс «Далан» в Еравнинском районе (80 мест), отель «Принцесса Кристина» в с.Аршан Тункинского района (96 мест). 1/3 введенных средств размещения составляют миниотели г.Улан-Удэ.

В первом полугодии 2011 г. в г.Улан-Удэ введено в строй 11 минигостиниц на 198 мест.1

На территории республики постепенно формируются туристские направления, связанные с международным туризмом. Таковыми направлениями являются направление по «Чайному пути» (Китай, Монголия, Россия), и по маршруту Байкал-Хубсугул (Монголия).

Наибольшая активность рынка внутреннего и въездного туризма отмечается в летний период, что придает туризму Республики Бурятия ярко выраженный сезонный характер. Активность рынка выездного туризма также подвержена колебаниям, тем не менее, она имеет более стабильный характер.

В первом полугодии 2011 г. в г.Улан-Удэ введено в строй 11 минигостиниц на 198 мест.2

На территории республики постепенно формируются туристские направления, связанные с международным туризмом. Таковыми направлениями являются направление по «Чайному пути» (Китай, Монголия, Россия), и по маршруту Байкал-Хубсугул (Монголия).

Наибольшая активность рынка внутреннего и въездного туризма отмечается в летний период, что придает туризму Республики Бурятия ярко выраженный сезонный характер. Активность рынка выездного туризма также подвержена колебаниям, тем не менее, она имеет более стабильный характер.

Таблица1 – Статистические данные туризма в Республике Бурятия

Показатели

2008

Темп роста, %

2009

Темп роста, %

2010

Темп роста, %

Количество обслуженных туристов, чел.

341588

134,6

392408

114,88

505366

128,8

- внутренний туризм

291022

135,97

347662

119,46

454577

130,8

- въездной туризм

16484

86,65

17200

104,34

22244

129,4

- выездной туризм

34082

164,72

27546

80,82

28545

103,7

Объем платных услуг, оказанных туристам, млн. руб.

868,96

131,76

1069,2

123,04

1302,3

121,8

Численность работников, чел.

3899

141,52

3553

91,13

4300

121,1


 

     На местном рынке преобладают следующие основные тенденции:

- быстрое увеличение спроса  на точную и полную туристскую  информацию. Потребность туристов  в информации крайне мало удовлетворяется  за счет источников информации  в самой сфере туризма. Более 80% туристов получают информацию  от знакомых, друзей и родственников, 20% из средств массовой информации  и туристской рекламы;

- растущий спрос на  комфортабельные объекты размещения  туристов.

Наибольшим спросом у туристов пользуются благоустроенные туристские базы (базы отдыха) - 26,8%; отдельные коттеджи – 22,6%; малые и средние гостиницы с полным набором услуг – 18,7%. Популярным средством размещения в активном и кемпинговом туризма являются палатки 18,9%.

Несколько меньшим спросом пользуются санатории – 15,7%, еще меньшим - комфортабельные крупные гостиничные комплексы – 12,1%. Спрос на услуги альтернативных объектов размещения сельского туризма составляет 9,9%, что является реакцией рынка на эти предложения, а также следствием недостатка свободных мест летом;

- стабильный спрос на  зимний отдых. 69,9% туристов относятся  положительно к возможности зимнего  туризма. Этому способствует увеличение  количества отпусков в зимний  период. В то же время, рынок  межсезонного и зимнего туризма республике не развит, что связано как с недостатком зимних объектов размещения;

- достаточно высокий спрос  на семейный отдых. 29% туристов  предпочитают отдыхать с детьми, 27,1% - с родственниками. Вместе с  тем, количество предложений по  организации семейного туризма  ограничено;

- растущий спрос на  более разнообразные туристские  программы, комбинированные туры, а  также отдых, включающий различные  виды туристских занятий.

Инфраструктура туризма включает в себя совокупность объектов тепло- электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации отходов, телекоммуникации, дорожной инфраструктуры. Значительная часть данных инфраструктурных единиц относится к инфраструктуре общего пользования и используется для целей туризма параллельно с использованием в других целях. Вместе с тем сфера туризма создает и свою внутреннюю специальную инфраструктуру, к которой относятся подъездные пути на территориях объектов туризма, а также пешеходные тропы и дорожки, автономные системы канализации и утилизации, отдельные сети и объекты энергетики, телекоммуникации.

К инфраструктуре общего пользования в республике относится ряд объектов, обладающих различными характеристиками:

Системы тепло- и электроснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации функционируют в основном в населенных пунктах, прежде всего, в городах. Инфраструктура газоснабжения пока не развита. Вместе с тем в зонах туризма и отдыха данные системы не развиты, либо вообще отсутствуют.

Системы телекоммуникации, в том числе, телевизионное вещание и радиовещание распространяется на большинство районов республики, вместе с тем в зонах туризма и отдыха сигнал часто обладает недостаточной устойчивостью, что делает невозможным использование принимающих устройств. Системы спутниковой связи и радиосвязи также развиты недостаточно.

Дорожная сеть Республики Бурятия имеет мало дорог с твердым покрытием. В основном дороги с твердым покрытием связывают г. Улан-Удэ с районными центрами, а также с гг.Иркутск, Кяхта. Вместе с тем, по отдельным направлениям (Баргузинский, Прибайкальский, Еравнинский, Окинский районы) действуют участки грунтовых дорог, что ухудшает условия движения легкового транспорта и туристских автобусов. Не развита дорожная сеть, либо мало дорог с твердым покрытием в зонах туризма и отдыха (национальный парк «Забайкальский», правобережье р.Селенга у озера Байкал.). Данное обстоятельство, наряду с неразвитостью придорожного сервиса, является серьезным препятствием для развития автомобильного туризма и доставки туристов к местам отдыха. С учетом того, что 53,3 % туристов использует для поездок к местам отдыха личные автомобили, 40,4% туристов использует автобусы, неразвитость дорожной сети и придорожного сервиса является проблемой, требующей быстрого разрешения.

Информация о работе Статистический анализ воздействия туризма на экономику Бурятии