Статистический анализ воздействия туризма на экономику Бурятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать перспективы развития туризма и сделать прогноз количества туристических прибытий и объемов доходов туристической отрасли в Кабанском районе республики Бурятия.
Делая вывод из поставленной цели, объектом данной курсовой работы является туризм, а предметом исследования являются перспективы развития туризма в Кабанском районе.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 139.68 Кб (Скачать файл)

В Республике Бурятия функционирует 1 аэропорт федерального значения, но его реконструкция не произведена, нет оборудованного контрольно-пропускного пункта, что препятствует организации международных туристских авиаперевозок. Остановлена деятельность большинства районных аэропортов. Недостаточно комфортабельных самолетов, приспособленных для организации воздушных путешествий и перевозки туристов на местных линиях, отсутствуют вертолеты туристского класса и малые самолеты.

В Бурятии функционирует несколько железнодорожных путей, связывающих ее с западными, восточными регионами России, а также с Монголией. 21,9% туристов пользуется услугами железной дороги, преимущественно для поездок в республику и из республики. Внутренние железнодорожные перевозки в ее границах развиты слабо, в тоже время потребность в данного рода перевозок достаточно высокая.

Развитие инфраструктуры общего пользования в Республике Бурятия осуществляется в соответствие с отраслевыми федеральными и республиканскими программами, причем потребности сферы туризма в них учитываются недостаточно.

Инвестиционное обеспечение развития туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия осуществляется через механизм государственной поддержки и рыночные механизмы, влияние которых на туристский процесс увеличивается. Обеспечение из бюджетов осуществляется за счет финансирования целевых программ развития туризма и курортов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методика расчета статистических  показателей туризма

 

 

Становление и развитие туризма как отрасли характеризуется системой определенных показателей.

Показатели развития отрасли туризма отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов (агентств, бюро, фирм, комплексов, кооперативов и т.п.).

Система показателей развития туризма включает показатели, характеризующие:

- объем туристского потока;

- состояние и развитие  материально-технической базы туризма;

- финансово-экономическую  деятельность туристской фирмы;

- развитие международного  туризма.

Туристский поток - это постоянное прибытие туристов в страну или данный регион. К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок, койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе (в одном месте или населенном пункте).

Количество туродней определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность в днях пребывания одного туриста в стране или регионе:

 

Д = Ч * tcр          (1)

 

где Д - количество туродней, чел-дней;

Ч - количество туристов, чел.;

tср - средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней.

Туристский поток - явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициент неравномерности. В зависимости от цели и задачи анализа динамики туристского потока используют три способа расчета коэффициента неравномерности.

Первый способ:

 

        (2)

 

где КH -коэффициент неравномерности туристского потока, %;

Дmах – количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел-дней;

Дmin – количество туродней в месяце минимального туристского потока, чел.-дней.

Второй способ:

 

        (3)

 

где КH - коэффициент неравномерности туристского потока, %;

Дmах – количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел.-дней.;

Дгод - годовое количество туродней, чел.-дней.

Третий способ

 

        (4)

 

где КН - коэффициент неравномерности туристского потока, %;

Дmах – количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел.-дней;

Дсм - среднемесячное количество туродней, чел.-дней.

Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев

 

        (5)

 

Материальной основой воспроизводственной деятельности любого хозяйствующего субъекта являются производственные потребности. Производственные потребности в туризме выражаются в первую очередь в потребностях в материально-технической базе. Материально-техническая база является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для обслуживания туристов полным комплексом услуг (размещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии и др.).

В состав материально-технической базы туризма входят:

- туристские фирмы и  агентства;

- гостиницы;

- туристские базы;

- предприятия питания  и торговли;

- автотранспортные предприятия;

- пункты проката туристского  снаряжения и инвентаря;

- бюро реализации туристских  путевок;

- контрольно-спасательные  службы (посты);

- туристские клубы, станции  и т. п.

Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе).

К ним относятся:

- коечный фонд домов  отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т. п.;

- число коек, предоставляемых  местными жителями;

- число мест в торговых  залах предприятий питания для  туристов;

- число мест в театрах, отведенных для туристов;

- число ванн в водолечебницах  для туристов и т. д.

Мощность коечного фонда определяется по формуле:

 

МК = Kг*365+ КС* t        (6)

 

где МК - общее количество койко-мест, ед.;

Kг - число койко-мест круглогодичного использования, ед.;

КС - число койко-мест сезонного использования, ед.;

t - число дней сезонного использования, дней.

Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.); показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.); себестоимость услуг туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Стратегия развития туристического бизнеса.

2.1 Развитие  охотничьего туризма.

В Бурятии развивают охотничий туризм, при этом тур для охотников из-за рубежа обходится в 100-200 тыс. рублей. Впрочем, желающие набираются – в прошлом году в республику на охоту приехало порядка 20-30 иностранцев. В Народном Хурале такой туризм ставят альтернативой турзоне, в которую, как считают они, «люди не поедут». 

 

Депутаты Народного Хурала ознакомились с проблемами охотничьего хозяйства. Их, как выяснилось, немало – это и отсутствие квалифицированных кадров, и браконьеры, и деление участка с другими пользователями. «Самый больной вопрос – это снижение ставки платы за охотничьи угодья, – сказал руководитель Бурприроднадзора Сергей Щепин. – Он в регионе составляет пять рублей за гектар, это непосильная ноша для наших охотников». Охотничьи угодья в Бурятии занимают 29 млн. гектаров, самих охотхозяйств в республике насчитывается 65. При этом владения их исчисляются десятками тысяч гектаров. Неудивительно, что по итогам 2012 года, ряд охотсообществ, по данным Сергея Щепина, перестали работать. 

 

Одной из значимых статей в строке «прибыль» для охотников становится охотничий туризм, особенно с участием иностранцев. Как выяснилось, гости из-за рубежа приезжают на охоту в Бурятию с 1990-х годов. Они и создали предпосылки для того, чтобы сегодня сформировались команды охотников из Австрии, Германии, Польши, стран СНГ. Особый интерес вызывают такие виды, как охота на медведя, дичь, охота «на реву». 

 

Стоимость для иностранных охотников в разы выше, чем для местных – €4,5 тыс., например, за тур на медведя. Для сравнения, лицензия на изюбря для охотника из Бурятии составляет порядка 6-7 тыс. рублей. Впрочем, по заверению самих охотников, спрос есть. В целом иностранные охотники в 2012 году пополнили бюджет республики на 84 млн. рублей. Впрочем, до становления Бурятии как охотничьей республики ещё идти и идти. Необходимо построить всю необходимую инфраструктуру – хорошие охотничьи базы, зимовья, расширить сферы охотничьих услуг. 

 

Есть и другая проблема – вывоз охотничьих трофеев за рубеж. На неё пожаловались сами охотники. «Мы не можем напрямую работать с теми, кто приезжает к нам из-за рубежа, – сообщил руководитель охотхозяйства «Новый Промой» Сергей Садовский. – Необходимо разрешение на вывоз трофеев, которое делается только в Минсельхозе страны. Вывоз получается очень сложный». 

 

В целом депутаты признали перспективность развития охотничьего туризма в Бурятии и предложили поручить правительству расширить возможности охотресурсов в целях развития турбизнеса. Заместитель председателя парламента Цыденжап Батуев сказал агентству «Байкал-daily»: «Какую бы мы турзону ни построили, люди к нам не поедут. Привлечь их может либо исторический туризм, либо экологический, либо лечебные туры, либо охота. Значит именно эти направления нам и нужно развивать».

 

 

 

2.2 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА  НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА.

 

Доля туризма в экономике Республики Бурятия

Данные государственной статистики отражают часть прямых доходов в сфере туризма, на основании которых доля туризма в структуре ВРП определена в размере 0.07%. По экспертной оценке, произведенной по методике Всемирной Туристской Организации (ВТО), общий объем доходов сферы туризма, включающий доходы организаций туризма, а также косвенные доходы организаций смежных отраслей экономики, полученные от реализации товаров и услуг для туристов и туризма, составляет ориентировочно 600 млн. руб.,  объемы прямых выплат сферы туризма республики в бюджеты всех уровней составили 30,5 млн.руб., косвенных – 61 млн.руб. В связи с тем, что в республике не проведены маркетинговые исследования, целью которых является изучение движения денежных потоков из сферы туризма в другие отрасли, не представляется возможным расчет мультипликативного эффекта туризма, который может составлять 8-20 кратное обращение поступивших по каналам туризма денежных единиц в смежных и сопряженных с туризмом отраслях экономики.

Сфера туризма, являясь по своей специфике экономическим кластером, группирует вокруг себя определенное количество отраслей экономики, стимулируя их развитие и формируя спрос на товары и услуги для нужд туризма. По состоянию на 2002 год роль туризма как кластера развития экономики Республики Бурятия может быть определена лишь оценочно, так как исследования в данной области не проводились. Отраслевой заказ туризма на товары, которые могут выпускаться местными товаропроизводителями и реализовываться как на рынке Республики Бурятия, так и на других рынках также не определен. Не изучен также  вопрос о потенциальной доле, которую могут занимать товаропроизводители республики на этом рынке.

Конъюнктура местного рынка и диверсификация туристского продукта.

Наибольшая активность рынка внутреннего и въездного туризма отмечается в летний период, что придает туризму Республики Бурятия ярко выраженный сезонный характер. Активность рынка выездного туризма также подвержена колебаниям, тем не менее, она имеет более стабильный характер.

На местном рынке преобладают следующие основные тенденции:

быстрое увеличение спроса на точную и полную туристскую информацию. Потребность туристов в информации крайне мало удовлетворяется за счет источников информации в самой сфере туризма. Более 80% туристов получают информацию от знакомых, друзей и родственников, 20% из средств массовой информации и туристской рекламы;

растущий спрос на комфортабельные объекты размещения туристов. Наибольшим  спросом у туристов пользуются благоустроенные туристские базы (базы отдыха) - 26,8%; отдельные коттеджи – 22,6%; малые и средние гостиницы с полным набором услуг – 18,7%. Популярным средством размещения в активном и кемпинговом туризма являются палатки – 18,9%. Несколько меньшим спросом пользуются санатории – 15,7%, еще меньшим - комфортабельные крупные гостиничные комплексы – 12,1%. Спрос на услуги альтернативных объектов размещения сельского туризма составляет 9,9%, что является реакцией рынка на эти предложения, а также следствием недостатка свободных мест летом;

стабильный спрос на зимний отдых. 69,9% туристов относятся положительно к возможности зимнего туризма. Этому способствует увеличение количества отпусков в зимний период. В то же время, рынок межсезонного и зимнего туризма республике не развит, что связано как с недостатком зимних объектов размещения;

достаточно высокий спрос на семейный отдых. 29% туристов предпочитают отдыхать с детьми, 27,1% - с родственниками. Вместе с тем, количество предложений по организации семейного туризма ограничено;

- растущий спрос на  более разнообразные туристские  программы, комбинированные туры, а  также отдых, включающий различные  виды туристских занятий.

Процесс диверсификации туристского продукта в республике идет достаточно быстрыми темпами в области выездного туризма. Несколько медленнее процесс идет в области внутреннего и въездного туризма, что связано с недостаточным развитием материальной базы и инфраструктуры туризма, недостатком квалифицированных кадров. Наряду с традиционными предложениями стационарного отдыха, появляются новые предложения, расширяется география туристских маршрутов. На территории республики постепенно формируются туристские направления, связанные с международным туризмом. Таковыми направлениями являются направление по «Чайному пути» (Китай, Монголия, Россия), и по маршруту Байкал-Хубсугул (Монголия).

 

 

Информация о работе Статистический анализ воздействия туризма на экономику Бурятии