Статистический анализ воздействия туризма на экономику Бурятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать перспективы развития туризма и сделать прогноз количества туристических прибытий и объемов доходов туристической отрасли в Кабанском районе республики Бурятия.
Делая вывод из поставленной цели, объектом данной курсовой работы является туризм, а предметом исследования являются перспективы развития туризма в Кабанском районе.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 139.68 Кб (Скачать файл)

Материальная база туризма

Развитие материальной базы туризма осуществляется как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных источников. По характеру использования объекты материальной базы  подразделяются на объекты, используемые только для целей туризма, а также на объекты более широкого назначения, используемые как для приема и обслуживания туристов, так и для обслуживания лиц, не относящихся к данной категории, а также для удовлетворения потребностей других отраслей экономики. В собственную материальную базу туризма входят объекты движимости и недвижимости туристских организаций, а также объекты размещения туристов. К материальной базе туризма относятся объекты различного назначения, в том числе, объекты питания, транспорта, объекты спортивно-оздоровительного, культурно-развлекательного типа и иные объекты.

По неполным данным 2002 года собственная материальная база туризма Республики Бурятия включает 317 объектов размещения туристов, определенных в ГОСТ Р как средства размещения туристов, в том числе гостиниц, туристских баз, баз и домов отдыха, санаториев, профилакториев, пансионатов, домов рыбака и охотника, кемпингов, домов и квартир, сдаваемых внаем. В связи с тем, что инвентаризация объектов после 1995 года не проводилась, на период 2002 года нет точных данных о состоянии и собственниках объектов размещения, количестве мест, их сезонности, категории и условиях работы. Ориентировочно 72% принадлежит организациям - собственникам, расположенным в Республике Бурятия, 28% организациям – собственникам из других регионов, в том числе, 25% -организациям из Иркутской области. Туристским организациям и санаторно-курортным учреждениям Республики Бурятия принадлежит на правах собственности 11 объектов размещения, в том числе: ООО «Турист» – 6 объектов, СКУП «Байкалкурорт» – 5 объектов. Остальные туристские организации не имеют собственных объектов размещения и арендуют места по договорам. 60% туристских предприятий не имеют в собственности помещений для офисов.

В Республике Бурятия идет процесс изменения отношений собственности на объекты размещения туристов. Часть объектов, относившихся ранее к объектам соцкультбыта предприятий и организаций, передается органам местного самоуправления в Республике Бурятия в соответствии с законодательством о приватизации, часть объектов продается новым собственникам. 

Более 80% объектов размещения туристов по состоянию на 1995 год нуждалось в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции, так как было построено в период до 1980 года по устаревшим проектам. В связи с этим некоторые объекты были включены федеральные программы развития туризма и курортов, но финансирование по данным объектам открыто не было. В Республике Бурятия нет гостиниц класса выше 1 звезды, услуги большинства объектов размещения не сертифицированы, ими предоставляется неполный комплекс услуг.

Все объекты размещения подразделяются на 2 категории по признаку их участия, либо неучастия в свободной продаже услуг на рынке туризма. Количество объектов 1 категории составляет по экспертной оценке около 30% от их общего количества. Количество объектов 2 категории составляет ориентировочно 70% от общего количества. Ко 2 категории относятся основном «ведомственные» турбазы, базы отдыха, обеспечивающих отдых для работников промышленных и иных организаций, являющихся собственниками данных объектов.  Примерно 15% таковых объектов законсервировано и не ведет прием.

По итогам 2001 года в республике отмечена 100% загрузка всех объектов размещения 1 категории в летнее время на Байкале. Высока загрузка объектов 2 категории, но точные данные отсутствуют, так как не все объекты данной категории ведут учет. Загрузка объектов зимой составляет  в среднем 10-20%.

В сельских населенных пунктах развивается сеть альтернативных средств размещения, к которым относятся сельские домашние гостиницы и сельские дома, а также квартиры, сдаваемые внаем туристам. Количество таковых объектов ориентировочно составляет 130 объектов. Деятельность альтернативных объектов размещения туристов носит неорганизованный характер, так как в Республике Бурятия пока не сложились формы самоорганизации сельского туризма.

Анализ деятельности объектов размещения по реализации гостиничных услуг показывает, что в республике в настоящее время сформирован преимущественно стихийный по  своим характеристикам рынок средств размещения, на котором отсутствует необходимая информация, нет достаточных гарантий обеспечения качества услуг, нет единой централизованной системы продажи свободных мест, что существенно снижает как эффективность эксплуатации самих объектов размещения, так и вклад гостиничного бизнеса в развитие экономики.

Инвестиции в сфере туризма.

Инвестиционное обеспечение развития туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия осуществляется через механизм государственной поддержки и рыночные механизмы, влияние которых на туристский процесс увеличивается. Обеспечение из бюджетов осуществляется за счет финансирования целевых программ развития туризма и курортов.

 

 

Динамика финансирования программ в сфере туризма и курортов

(1997-2003 годы)

Республиканская целевая Программа

«Развитие туризма в Республике Бурятия на 1997-2005 гг.»

Годы

План

Факт, тыс.руб.

% выполнения

1997

320+10 тыс.долл. (курс 6 руб.)

161,4

42,5

1998

610+10 тыс.долл (курс 25 руб.)

180,6

27

1999

600+10 тыс.долл. (курс 25 руб.)

144,3

17

2000

795+10 тыс.долл. (курс 28 руб.)

250

23

2001

850+10 тыс.долл. (курс 29 руб.)

591

52

2002

850+10 тыс.долл. (курс 31 руб.)

825

71

2003

1026

-

-

Республиканская целевая Программа «Развитие курортов Республики Бурятия (1998-2005 гг.)»

 

Годы

План

     

1998

282,0

0,0

0,0

 

1999

144,3

49,4

34,2

 

2000

150,0

137,1

91,4

 

2001

150,0

148,0

98,7

 

2002

525,0

483,0

92,0

 

2003

700,0

-

-

 

 

 

 

На рынке туризма начиная с 1997 года активизировалась инвестиционная деятельность различных организаций в сфере туризма. Причиной этого стало увеличение объемов реализации услуг и доходности сферы туризма, что в целом повысило инвестиционную привлекательность рынка. Следствием этого стала  разработка и реализация нескольких крупных и средних инвестиционных проектов, находящихся в настоящий период на различных стадиях выполнения.

 

 

Структура инвестиций в сфере туризма.

 

 

Объем инвестиций в развитие предприятия, (тыс. руб.)

2001г.

%

Всего

10844.1

100

Собственные средства предприятия

7144.8

65.89

Привлеченные средства партнеров

3529.3

32.55

Кредиты

170.0

1.56


 

 

 

По состоянию на 2002 год в различной стадии подготовки находится более 30 проектов строительства и модернизации объектов туризма.  Анализ состава организаций-инвесторов показывает, что 50% проектов инициировано и выполняется организациями туристского профиля, 50% - организациями нетуристского профиля. Одним из главных факторов, сдерживающих инвестиционную активность местных субъектов туристской деятельности, является отсутствие в Республике Бурятия внутренних источников недорогих инвестиционных ресурсов, позволяющих хозяйствующим субъектам получать долгосрочные кредиты на приемлемых условиях.  Иностранных инвестиций в туристскую отрасль официально не зарегистрировано.

 

 

Развитие межотраслевого сотрудничества

Развитие межотраслевого сотрудничества организаций туризма и организаций других отраслей экономики развито недостаточно. Отдельными производителями выпускается ограниченное количество товаров для отдыха и туризма преимущественно для реализации в местной торговой сети. В то же время спрос на данные виды продукции не изучается, промышленные предприятия не ориентируются на их выпуск.

Анализ спроса на товары в сфере туризма показывает, что наибольшим спросом у туристов пользуются сувениры – 25,7 %, рыбопродукты – 24,3 %, украшения из золота, серебра – 10,9 %. Определенным спросом пользуются художественные изделия – 9,9 %; изделия из дерева, кости, посуда – 9,8 %;  мясопродукты – 9,8 %; наборы камней – 9,6 %; изделия из меха – 9,2 %; одежда с символикой Байкала, Бурятии – 7,9 %; вино - водочные изделия – 7,8 %; религиозные атрибуты – 7,1 %; изделия из кожи – 6,7 %; кондитерские изделия – 6,7 %; национальная одежда – 5,5 %.

При этом удовлетворенность спроса по данным группам товаров составляет: по вино - водочным изделиям – 100 %;  по мясопродуктам – 93,9 %; по кондитерским изделиям – 83,6 %;  по рыбопродуктам – 76,1 %;  по сувенирам – 55,6 %;  по наборам камней – 54,2 %;  по религиозным атрибутам – 45,1 %;  по украшениям из золота, серебра – 35,8 %; по изделиям из кожи – 31,3 %;  по изделиям из меха – 27,2 %; по изделиям из дерева, кости, посуде – 26,5 %; по национальной одежде – 23,6 %; по одежде с символикой Байкала, Бурятии – 21,5 %; по художественным изделиям – 17,2 %.

В предложениях на рынке туризма мало товаров местного производства, которые традиционно используются в туризме, в том числе: туристско-спортивного снаряжения и оборудования, одежды и обуви, продуктов в специальных упаковках и других товаров.

 

 Механизм  реализации  концепции

        Реализация Концепции обеспечивается за счет выполнения мероприятий целевых программ развития туризма, а также подпрограмм, включенных в программы развития отраслей экономики и социальной сферы. Функции государственного заказчика Концепции выполняет Правительство Республики Бурятия. Функции координатора – исполнителя Концепции выполняет Государственный комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту. Функции государственных заказчиков подпрограмм, включенных в программы развития отраслей экономики и социальной сферы, в которых реализуются отдельные направления Концепции, выполняют органы исполнительной власти Республики Бурятия в соответствие с их полномочиями и функциями в структуре Правительства Республики Бурятия.

Рекомендации по разработке данных подпрограмм готовит Межведомственный совет по туризму, от лица которого в Правительство Республики Бурятия вносятся соответствующие предложения.

Координатор – исполнитель Концепции осуществляет взаимодействие  государственных заказчиков по вопросам подготовки и выполнения данных подпрограмм.

К реализации Концепции привлекаются органы местного самоуправления в Республике Бурятия, а также организации-производители товаров и услуг для туризма и в сфере туризма, некоммерческие организации, за счет чего осуществляется практическое взаимодействие отраслей, а также обеспечивается участие всех уровней государственной власти и общества. Представители организаций включаются в состав комиссий Межведомственного совета по туризму и привлекаются к разработке программ, планов и схем.

Механизм реализации концепции обеспечивает выполнение задач по качественному изменению сферы туризма в  Республики Бурятия, развитию республики как региона туризма в рамках Концепции устойчивого развития Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Программа  развития.

 

В программе социально-экономического развития Бурятии на 2008-2010 годы и на период до 2017 года туризм признан одним из стратегических направлений развития экономики республики. Об этом было заявлено в ходе расширенного заседания Комиссии по делам молодежи и туризму Совета Федерации на тему «О приоритетных направлениях и мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Бурятия».

По словам президента Бурятии Вячеслава Наговицына, в 2008 году поток туристов в республику увеличился в полтора раза. В прошлом году регион посетили 250 тысяч гостей, но, в основном, это «дикие» туристы. Республика ставит перед собой цель довести количество приезжающих туристов до 2 млн. в год, но организовать потоки так, чтобы не нанести ущерба уникальной природе Прибайкалья. Однако созданию комфортных условий для развития туризма мешают противоречия, в которые вступают природоохранное законодательство и подзаконные акты по созданию особых экономических зон туристско-рекреационного типа. В результате, как отмечали многие выступавшие, проект создания ОЭЗ в Бурятии развивается не особенно динамично. По словам заместителя руководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ Дмитрия Федоткина, за два года с момента принятия решение о создании особых экономических зон, в республике появилось лишь три резидента.

Помимо несовершенного законодательства, по словам министра экономики Республики Татьяны Думновой, выступившей на заседании с основным докладом, развитию туризма в регионе мешают высокие тарифы на авиаперевозки, отсутствие достаточной инфраструктуры и информационной поддержки внутреннего туризма.

В обсуждении доклада принял участие президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. Комментируя состоявшийся обмен мнениями для RATA-news, он отметил, что Министерством экономики республики проделана большая работа в отношении районирования ее территории и формирования туристических кластеров как основы для развития индустрии гостеприимства, в том числе особо экономической зоны. Нельзя не согласиться с некоторыми пунктами, предложенными в резолюцию, в частности, о субсидировании транспортных расходов и применении понижающего коэффициента единого налога на вмененный доход (ЕДНВ) для малых гостиниц. В свое время, во многом благодаря инициативе Бурятского регионального отделения РСТ, при введении ЕДНВ для малых гостиниц и гостевых домов в республике к базовой ставке налога был применен понижающий коэффициент 0,1. Это снизило налоговую нагрузку на гостиничное хозяйство Бурятии и стимулировало его развитие.

  В республике даже рассматривался  вопрос о частичном субсидировании  расходов на получение финансовых  гарантий, что для немногочисленных, небогатых, но давно работающих  на рынке туроператоров региона  эта тема актуальна, и сегодня  особенно.

Также глава республики отметил тот момент, что участие в федеральной целевой программе развития Дальнего Востока и Забайкалья изменило Бурятию до неузнаваемости.

- В период с 2009 по 2013 годы  в республике были построены  около 70 объектов, в том числе  социальных, - отметил он на пресс-конференции  в ИТАР-ТАСС. - Это больницы, школы, промышленные предприятия, туристические  базы, детсады, спортивные сооружения. Сейчас мы активно участвуем  в реализации программ модернизации  здравоохранения и образования. Республика в полном смысле  этого слова изменяется буквально  на глазах.

2.4 Достопримечательности  региона  Бурятии.

Иволгинский дацан — главный буддийский храм России. Фото: Аркадий Зарубин

Старообрядческая Никольская церковь в этнографическом музее народов Забайкалья

Зрительный зал Бурятского театра оперы и балета

  1. Анинский дацан

  1. Ацагатский дацан

  1. Байкал — самое древнее, глубокое и чистое озеро на Земле, крупнейшее мировое хранилище и фабрика высококачественной питьевой воды, святыня для народов, живущих на его берегах, место необычайной красоты и мощной энергетики, привлекательный туристический бренд России, объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Информация о работе Статистический анализ воздействия туризма на экономику Бурятии