Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение анализа занятости и безработицы в Республике Башкортостан. Проведен статистический анализ различных характеристик текущего состояния занятости и безработицы: анализ численности работников по районам РБ, средняя численность занятых в каждом районе РБ, рассмотрена динамика безработицы. Курсовая работа состоит из введения, двух основных частей, в которых раскрывается суть данной работы, и заключения. Первая основная часть – теоретическая, в ней рассматриваются общие понятия занятости и безработицы. Вторая часть посвящена статистическому анализу занятости и безработицы в РБ.
Введение 5
1 Понятия занятости и безработицы 7
1.1 Понятие занятости: виды занятости 7
1.2 Экономически активное население 8
1.3 Безработица: причины и формы 10
1.4 Виды безработицы 13
2. Анализ текущего состояния занятости 15
3 Статистический анализ безработицы 22
4 Корреляционно регрессионный анализ 26
Заключение 32
Приложение А 33
Приложение Б 39
Список литературы 43
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Институт экономики и управления
Кафедра экономики предпринимательства
Курсовая работа
по дисциплине
«Статистика»
Тема
«Статистический анализ занятости и безработицы в РБ»
Выполнил: студент группы УИ-205
Саттарова Е. Н.
Проверил: кандидат экономических наук, доцент
Смольянинов Н.Е.
______________________
Уфа 2012
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Институт экономики и управления
Кафедра экономики предпринимательства
Задание на курсовую работу
Статистический анализ занятости и безработицы в РБ
Исходные данные: Данные статистической отчётности государственного комитета РФ, отражающие безработицу и занятость в РФ.
Перечень подлежащих разработке вопросов:
а) изучить понятие, сущность, функции и виды занятости, понятие экономически активное население;
б) понятие, причины, виды и формы безработицы;
в) проанализировать динамику уровня безработицы;
г) определить влияние численности учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений на численность безработных.
Перечень графического материала:
Линейные, столбиковые диаграммы, характеризующие динамику изменения показателей, определяющих уровень занятости и безработицы.
Дата выдачи задания «___» ______________2012 г.
Руководитель ______________________Смольяни
Исполнитель студент группы УИ-205_______________ Саттарова Е.Н. Срок защиты работы «___» _____________ 2012 г.
Аннотация
Целью данной курсовой работы является проведение анализа занятости и безработицы в Республике Башкортостан. Проведен статистический анализ различных характеристик текущего состояния занятости и безработицы: анализ численности работников по районам РБ, средняя численность занятых в каждом районе РБ, рассмотрена динамика безработицы.
Курсовая работа состоит из введения, двух основных частей, в которых раскрывается суть данной работы, и заключения. Первая основная часть – теоретическая, в ней рассматриваются общие понятия занятости и безработицы. Вторая часть посвящена статистическому анализу занятости и безработицы в РБ.
Общий объем работы составляет 43 страниц.
Содержание
Осуществляемый в России переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Безработица - не просто отсутствие работы. Она ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное и разрушительное влияние на людей.
Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. И хотя она может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю. Более того, сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности заболевания на нервной почве (депрессии) и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне. Человек просто-напросто теряет ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь. Он просто начинает существовать, а не жить.
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение.
Цель данной работы –
рассмотреть понятие
В ходе работы были решены следующие задачи:
- раскрыты основные причины и формы безработицы, занятости.
- рассмотрены основные
тенденции безработицы,
- рассмотрены методы, используемые для измерения состояния безработицы и занятости.
- сделан статистический анализ и прогнозирование безработицы, занятости.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений и списка литературы.
ЗАНЯТОСТЬ - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Вопросы занятости населения в РФ и государственная политика в этой сфере регулируются Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в ред. от 20 апреля 1996 г. и КЗоТ РФ.
Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, «полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100 % рабочей силы. Уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы.
Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное явление. Ведь «фрикционным» безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. «Структурным» безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается «нехватка» рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня.
Частичная занятость предполагает заранее обусловленную работу в течение неполного рабочего дня, неполной рабочей недели. Она присуща странам с высоким уровнем экономического развития, где состояние науки создает экономические условия для частичной занятости.
Скрытая занятость (потенциальная безработица), при которой работники трудятся не по своей воле в режиме неполной занятости, пользуются отпусками по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Такая неполная видимая занятость преуменьшает реальное число безработных. [3,стр. 293]
Экономически активное население — население страны, которое имеет или желает и потенциально может иметь самостоятельный источник средств существования. По методологии Международной организации труда в эту категорию включают людей в возрасте от 10 до 72 лет:
- занятых (предпринимателей и нанятых работников);
- безработных
Особенность данного показателя заключается в том, что он зависит от самоопределения человека. Так, некоторые группы граждан могут быть отнесены к экономически активному населению лишь частично (например, студенты дневных отделений вузов или пенсионеры относятся к этой категории не полностью, а в зависимости от того, есть ли у гражданина потребность в работе, готовность приступить к работе и ищут ли они работу).
В зависимости от уровня развития страны «плавает» нижний возрастной порог, по которому собираются и публикуются данные. Так, в странах Африки из-за высокого распространения детского труда в экономически активное население включают начиная с 10 лет. Условно считается, что в развитых странах в возрасте человека от 10 лет до нижней границы возрастного порога нет занятости, например, в России — нижняя граница возраста, с которого человек включается в экономически активное население- 15 лет, в США — с 16 лет. В России, в соответствии с требованиями МОТ учёт экономически активного населения ведётся в рамках обследования населения по проблемам занятости, которое проводится раз в квартал. Росстат один раз в два года публикует статистический сборник «Труд и занятость в России», а так же периодически выходит в свет статистический сборник «Экономически активное население».
Уровень занятости (в, %) = численность занятых_____________________ *100% (1)
численность экономически активного населения
Уровень занятости характеризует
степень использования
Приведенные взаимосвязи показателей справедливы лишь в целом. В ряде случаев возможны их нарушения, если в составе безработных окажется велика доля лиц нетрудоспособного возраста (например, пенсионеров, ищущих работу и готовых к ней приступить), ибо возрастные границы для категорий "трудовые ресурсы" и "экономически активное население" не совпадают. Однако в большинстве случаев приведенные равенства имеют место.
Экономически не активное население в трудоспособном возрасте, т. е. население, которое не входит в состав рабочей силы. К нему относятся:
По методологии МОТ экономически не активное население включает еще две категории лиц, не входящие в состав трудовых ресурсов:
Безработица - это
социально-экономическое
К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
При отнесении к безработным должны присутствовать все три критерия, перечисленных выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, получаемые через службы занятости.
По методологии МОТ к безработным могут быть отнесены и учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимались поиском работы и были готовы к ней приступить. В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными.
Информация о работе Статистический анализ занятости и безработицы в РБ