Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение анализа занятости и безработицы в Республике Башкортостан. Проведен статистический анализ различных характеристик текущего состояния занятости и безработицы: анализ численности работников по районам РБ, средняя численность занятых в каждом районе РБ, рассмотрена динамика безработицы. Курсовая работа состоит из введения, двух основных частей, в которых раскрывается суть данной работы, и заключения. Первая основная часть – теоретическая, в ней рассматриваются общие понятия занятости и безработицы. Вторая часть посвящена статистическому анализу занятости и безработицы в РБ.
Введение 5
1 Понятия занятости и безработицы 7
1.1 Понятие занятости: виды занятости 7
1.2 Экономически активное население 8
1.3 Безработица: причины и формы 10
1.4 Виды безработицы 13
2. Анализ текущего состояния занятости 15
3 Статистический анализ безработицы 22
4 Корреляционно регрессионный анализ 26
Заключение 32
Приложение А 33
Приложение Б 39
Список литературы 43
Средняя численность занятых в каждом районе РБ.
Используем среднюю арифметическую простую, для каждого района РБ:
Внутригрупповая дисперсия, для каждого района:
Средняя из внутригрупповых дисперсий:
Межгрупповая дисперсия:
Найдем общую дисперсию по правилу сложения дисперсий:
Сопоставив межгрупповую дисперсию с общей дисперсией, рассчитаем коэффициент детерминации:
дисперсия объема численности занятых зависит от района РБ на 50%. Остальные 50% определяются множеством других неучтенных факторов.
Эмпирическое корреляционное отношение.
Эмпирическое корреляционное отношение – это показатель тесноты связи между группировочным и результативным признаками. Величина эмпирического корреляционного отношения, равная 0,7, характеризует заметную связь между районами РБ и численностью занятых.[3]
Проанализируем безработицу в РБ по годам, с использованием показателей динамики. В табл.5 представлена информация для анализа уровня безработицы с 1999г. по 2007г.
Таблица 5
Динамика безработицы в РБ.[6]
год |
Безработные, тыс. человек |
1999 |
234 |
2000 |
228 |
2001 |
205 |
2002 |
161 |
2003 |
161 |
2004 |
138 |
2005 |
143 |
2006 |
130 |
2007 |
133 |
Графическое отображение таблицы 5.
Рисунок 2- Безработица
В исходных данных задан моментный ряд динамики с равно отстоящими датами (рис.2)
1) Абсолютный прирост:
цепной Δ = yi – y i-1 =228-234=-6 (тыс. человек), для 2000г.
базисный Δ = yi – у0=205-234=-29(тыс. человек), для 2001г.
2) Темп роста:
цепной
базисный
3) Темп прироста:
Цепной
Базисный
4) Темп наращивания:
Таблица 6
Показатели динамики безработицы РБ
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
||||
года |
yi, тыс. чел. |
абсолютный прирост, тыс. чел. |
темп роста, % |
темп прироста, % |
темп наращивания | ||||
1999 |
234 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
2000 |
228 |
-6 |
-6 |
97 |
97 |
-3 |
-3 |
-0,03 | |
2001 |
205 |
-23 |
-29 |
90 |
88 |
-10 |
-12 |
-0,10 | |
2002 |
161 |
-44 |
-73 |
79 |
69 |
-21 |
-31 |
-0,19 | |
2003 |
161 |
0 |
-73 |
100 |
69 |
0,00 |
-31 |
0,00 | |
2004 |
138 |
-23 |
-96 |
86 |
59 |
-14 |
-41 |
-0,10 | |
2005 |
143 |
5 |
-91 |
104 |
61 |
4 |
-39 |
0,02 | |
2006 |
130 |
-13 |
-104 |
91 |
56 |
-9 |
-44 |
-0,06 | |
2007 |
133 |
3 |
-101 |
102 |
57 |
2 |
-43 |
0,01 |
Анализируя полученные, видно, что максимальное значение абсолютного прироста (по цепной системе) зафиксировано в 2005г. (5 тыс.чел.), минимальное значение - в 2002г. (-44 тыс.чел.). Максимальное значение абсолютного прироста по базисной системе составило -6 тыс.чел. в 2000г., минимальное -104 тыс.чел. в 2006г. В общем 2006г. по сравнению с 1999г. численность безработных уменьшилась на 104 тыс.чел.. Наиболее высокие темпы роста зафиксированы в период 2004 - 2005 г. Наиболее низким является темп роста в период 2005-2006г. В целом можно сказать, что безработица уменьшалась, с течением времени.
5) Средний уровень динамики, для моментных рядов используем среднюю хронологическую.
За период с 1999г. по 2007г. в среднем в год, численность безработных составляла 170 тыс. человек.
6) Средний темп роста:
Безработица в РБ с 1999-2007г., в среднем, ежегодно уменьшалась на 6% .
7) Средний темп прироста:
На протяжении 9 лет, динамика безработицы была не стабильна, об этом говорят различные значения цепных абсолютных приростов.
Ежегодно(с 1999-2000г.) число безработных в среднем уменьшилосья на 3%.
8) Средний абсолютный прирост:
за период 1999-2007г. в среднем в год число безработных уменьшается на 12,6 тысяч человек.
9) Рассмотрим линии тренда, что позволит нам оценить основную тенденцию в ситуации, когда исходный ряд сильно колеблется, применяем 3х летнюю скользящую. Сначала найдем скользящие средние путем суммирования уровней ряда за каждые 3 года и разделив полученные суммы на 3.
Таблица 7
Численность безработных
Год |
Безработные, тыс. человек |
ссп3 |
1999 |
234 |
- |
2000 |
228 |
222,33 |
2001 |
205 |
198 |
2002 |
161 |
175,66 |
2003 |
161 |
153,33 |
2004 |
138 |
147,33 |
2005 |
143 |
137 |
2006 |
130 |
135,33 |
2007 |
133 |
- |
Графическое отображение таблицы 7:
Рисунок 3 – Динамика численности безработных.
Скользящая средняя дает более или менее плавное изменение уровней. [3]
Анализ влияния
численности учащихся государственных
и муниципальных дневных
Предположим,
что численность безработных
зависит от численности
Используем данные, представленные в таблице 8 (приложение А).
Для проведения анализа необходимо осуществить отбор фактора в модель. Для чего отбираем наиболее значимые признаки воздействующие на У факторы и проводим анализ на наличие мультиколлинеарности (табл. 8).
1) Рассчитаем линейный коэффициент корреляции по формуле:
Промежуточные расчеты представлены в таблице 9 (смотри приложение 2).
Линейный коэффициент корреляции равен 0,68 свидетельствует о наличии сильной прямой связи между численностью безработных и численностью учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений.
2) Система нормальных уравнений для нахождения параметров a0 и a1 имеет вид:
Таблица 8
Матрица корреляций
Трудоспособное население |
Рождаемость |
Среднедушевые денежные доходы (в месяц) |
Среднемесячная номинальная начисленная з/п |
Удельный вес численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума |
Численность учащихся гос. и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений по субъектам РФ |
Безработные | |
Трудоспособное население |
1 |
0,57 | |||||
Рождаемость |
0,97 |
1 |
0,7 | ||||
Среднедушевые денежные доходы (в месяц) |
0,16 |
0,12 |
1 |
-0,17 | |||
Среднемесячная номинальная начисленная з/п |
0,11 |
0,08 |
0,9 |
1 |
-0,18 | ||
Удельный вес численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума |
-0,35 |
-0,36 |
-0,48 |
-0,39 |
1 |
-0,23 | |
Численность учащихся гос. и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений по субъектам РФ |
0,96 |
0,97 |
0,07 |
0,05 |
-0,33 |
1 |
0,71 |
Безработные |
1 |
После преобразования системы получаем:
3) Уравнение регрессии:
y= =59,2023+0,00154x
Рисунок 4
Коэффициент корреляции значим, а связь существенна.
Так как tкр < tрасч коэффициент корреляции значим.
5) Рассчитаем коэффициент эластичности
Численность безработных изменяется на 0,27% при изменении численности учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений на 1%.
Параметр уравнения регрессии a1=0,00154 показывает, что с увеличением численности учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений численность безработных возрастает в 0,00154 раз, а параметр уравнения регрессии а0=59,2023 учитывает влияние факторов, неучтенных в модели.
6) Оценка существенности коэффициентов регрессии:
,
Коэффициенты а1 и а0 являются таким образом значимыми, а следовательно, составленное уравнение применимо для данной зависимости.
Проверка значимости уравнения регрессии в целом:
7) Для оценки адекватности модели применяется коэффициент Фишера.
Fкр=4, табличное значение. Так как Fрасч>Fкр (68,8>4), то для уровня значимости α=0,05 и числе степеней свободы ν1=1, ν2=82-1-1=80. Расчетное значение больше табличного, поэтому признается статистическая значимость найденного коэффициента парной корреляции между численностью учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений и численностью безработных. [3]
8) Спрогнозируем численность безработных на 2010 год.
Предположим что в 2010г. численностью учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений составит, предположим, 100тыс. человек. Это величина признака х.
у – прогнозируемый признак.
y=59,2023+0,00154х=59,2023+0,
Можно сделать вывод, что численность безработных в 2010 году увеличится по сравнению с предыдущим годом до 59,4 тысяч человек.
Таким образом, в результате проведения корреляционно-регрессионного анализа показано, что между численностью учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений и численностью безработных существует тесная связь. Проведена комплексная оценка значимости, как параметров регрессионного уравнения, так и регрессии в целом. Показана адекватность построенного уравнения регрессии. Следовательно, данная регрессионная модель зависимости может быть использована для принятия управленческих решений.
Информация о работе Статистический анализ занятости и безработицы в РБ