Статистический анализ занятости и безработицы в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проведение анализа занятости и безработицы в Республике Башкортостан. Проведен статистический анализ различных характеристик текущего состояния занятости и безработицы: анализ численности работников по районам РБ, средняя численность занятых в каждом районе РБ, рассмотрена динамика безработицы. Курсовая работа состоит из введения, двух основных частей, в которых раскрывается суть данной работы, и заключения. Первая основная часть – теоретическая, в ней рассматриваются общие понятия занятости и безработицы. Вторая часть посвящена статистическому анализу занятости и безработицы в РБ.

Содержание работы

Введение 5
1 Понятия занятости и безработицы 7
1.1 Понятие занятости: виды занятости 7
1.2 Экономически активное население 8
1.3 Безработица: причины и формы 10
1.4 Виды безработицы 13
2. Анализ текущего состояния занятости 15
3 Статистический анализ безработицы 22
4 Корреляционно регрессионный анализ 26
Заключение 32
Приложение А 33
Приложение Б 39
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсовая статистика УИ-205 Саттарова Е.Н..doc

— 638.50 Кб (Скачать файл)

 

Средняя численность занятых в каждом районе РБ.

Используем  среднюю арифметическую простую, для каждого района РБ:

 

Внутригрупповая дисперсия, для каждого  района:

Средняя из внутригрупповых дисперсий:

Межгрупповая  дисперсия:

 

Найдем общую дисперсию по правилу сложения дисперсий:

 

Сопоставив  межгрупповую дисперсию  с общей дисперсией, рассчитаем коэффициент  детерминации:

дисперсия объема численности  занятых зависит  от района РБ на 50%. Остальные 50% определяются множеством других неучтенных факторов.

Эмпирическое  корреляционное отношение.

Эмпирическое  корреляционное отношение – это  показатель тесноты связи между группировочным и результативным признаками. Величина эмпирического корреляционного отношения, равная 0,7, характеризует заметную связь между районами РБ и численностью занятых.[3]

 

 

 

 

3 Статистический анализ безработицы

Проанализируем безработицу в РБ по годам, с использованием показателей динамики. В табл.5 представлена информация для анализа уровня безработицы с 1999г. по 2007г.

Таблица 5

 Динамика безработицы в РБ.[6]

год

Безработные, тыс. человек

1999

234

2000

228

2001

205

2002

161

2003

161

2004

138

2005

143

2006

130

2007

133


 

Графическое отображение  таблицы 5.

Рисунок 2- Безработица

В исходных данных задан моментный ряд динамики с равно отстоящими датами (рис.2)

1) Абсолютный прирост:

цепной Δ = yi – y i-1  =228-234=-6 (тыс. человек), для 2000г. 

базисный Δ = yi – у0=205-234=-29(тыс. человек), для 2001г.

2) Темп роста:

 цепной  

  базисный

3) Темп прироста:

Цепной                  

Базисный

4) Темп наращивания:

Таблица 6

Показатели динамики безработицы РБ

   

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

 

года

yi, тыс. чел.

абсолютный  прирост, тыс. чел. 

темп роста, % 

темп прироста, % 

темп наращивания

1999

234

-

-

-

-

-

-

-

2000

228

-6

-6

97

97

-3

-3

-0,03

2001

205

-23

-29

90

88

-10

-12

-0,10

2002

161

-44

-73

79

69

-21

-31

-0,19

2003

161

0

-73

100

69

0,00

-31

0,00

2004

138

-23

-96

86

59

-14

-41

-0,10

2005

143

5

-91

104

61

4

-39

0,02

2006

130

-13

-104

91

56

-9

-44

-0,06

2007

133

3

-101

102

57

2

-43

0,01


 

Анализируя  полученные, видно, что максимальное значение абсолютного прироста (по цепной системе) зафиксировано в 2005г. (5 тыс.чел.), минимальное значение - в 2002г. (-44 тыс.чел.). Максимальное значение абсолютного прироста по базисной системе составило -6 тыс.чел. в 2000г., минимальное -104 тыс.чел. в 2006г. В общем 2006г. по сравнению с 1999г. численность безработных уменьшилась на 104 тыс.чел.. Наиболее высокие темпы роста зафиксированы в период 2004 - 2005 г. Наиболее низким является темп роста в период 2005-2006г. В целом можно сказать, что безработица уменьшалась, с течением времени.

5) Средний уровень динамики, для моментных рядов используем среднюю хронологическую.

За период с 1999г. по 2007г. в среднем в год, численность  безработных составляла 170 тыс. человек.

6) Средний темп роста:

Безработица в РБ с 1999-2007г., в среднем, ежегодно уменьшалась на 6% .

7) Средний темп прироста:

На протяжении 9 лет, динамика безработицы была не стабильна, об этом говорят различные значения цепных абсолютных приростов.

Ежегодно(с 1999-2000г.) число безработных в среднем уменьшилосья на 3%.

8) Средний абсолютный  прирост:

за период 1999-2007г. в среднем в год число безработных уменьшается на 12,6 тысяч человек.

9) Рассмотрим линии тренда, что позволит нам оценить основную тенденцию в ситуации, когда исходный ряд сильно колеблется, применяем 3х летнюю скользящую. Сначала найдем скользящие средние путем суммирования уровней ряда за каждые 3 года и разделив полученные суммы на 3.

Таблица 7

Численность безработных

Год

Безработные, тыс. человек

ссп3

1999

234

-

2000

228

222,33

2001

205

198

2002

161

175,66

2003

161

153,33

2004

138

147,33

2005

143

137

2006

130

135,33

2007

133

-


 

Графическое отображение  таблицы 7:

Рисунок 3 – Динамика численности безработных.

Скользящая  средняя дает более или менее  плавное изменение уровней. [3]

4 Корреляционно регрессионный анализ

Анализ влияния  численности учащихся государственных  и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений на численность безработных.

     Предположим,  что численность безработных  зависит от численности учащихся  государственных и муниципальных  дневных общеобразовательных учреждений. Проверить это можно с помощью  корреляционно-регрессионного анализа.

 Используем данные, представленные в таблице 8 (приложение А).

Для проведения анализа необходимо осуществить отбор фактора в модель. Для чего отбираем наиболее значимые признаки воздействующие на У факторы и проводим анализ на наличие мультиколлинеарности (табл. 8).

 

1) Рассчитаем линейный коэффициент корреляции по формуле:

Промежуточные расчеты представлены в таблице 9 (смотри приложение 2).

 

Линейный коэффициент  корреляции равен 0,68 свидетельствует о наличии сильной прямой связи между численностью безработных и численностью учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений.

2) Система нормальных уравнений для нахождения параметров a0 и a1 имеет вид:

                                                        

Таблица 8

Матрица корреляций

 

Трудоспособное население

Рождаемость

Среднедушевые денежные доходы (в месяц)

Среднемесячная номинальная  начисленная з/п

Удельный вес численности  населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

Численность учащихся гос. и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений по субъектам РФ

Безработные

Трудоспособное население

1

         

0,57

Рождаемость

0,97

1

       

0,7

Среднедушевые денежные доходы (в месяц)

0,16

0,12

1

     

-0,17

Среднемесячная номинальная  начисленная з/п

0,11

0,08

0,9

1

   

-0,18

Удельный вес численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

-0,35

-0,36

-0,48

-0,39

1

 

-0,23

Численность

учащихся гос. и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений по субъектам РФ

0,96

0,97

0,07

0,05

-0,33

1

0,71

Безработные

           

1


 

После преобразования системы  получаем:

3) Уравнение регрессии:

y= =59,2023+0,00154x

Рисунок 4

  1. Проведем оценку существенности коэффициента корреляции. По таблице критических точек распределения при уровне значимости α=0,05, критерий Стьюдента tкр=1,98.:

Коэффициент корреляции значим, а связь существенна.

Так как tкр < tрасч коэффициент корреляции значим.

5) Рассчитаем коэффициент эластичности

Численность безработных  изменяется на 0,27% при изменении численности учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений на 1%.

Параметр уравнения  регрессии a1=0,00154  показывает, что с увеличением численности учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений численность безработных возрастает в 0,00154 раз, а параметр уравнения регрессии а0=59,2023 учитывает влияние факторов, неучтенных в модели.

6) Оценка существенности коэффициентов регрессии:

,

Коэффициенты  а1 и а0 являются таким образом значимыми, а следовательно, составленное уравнение применимо для данной зависимости.

Проверка значимости уравнения регрессии в целом:

7) Для оценки адекватности модели применяется коэффициент Фишера.

Fкр=4, табличное значение. Так как Fрасч>Fкр (68,8>4), то для уровня значимости α=0,05 и числе степеней свободы ν1=1, ν2=82-1-1=80. Расчетное значение больше табличного, поэтому признается статистическая значимость найденного коэффициента парной корреляции между численностью учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений и численностью безработных. [3]

8) Спрогнозируем численность безработных на 2010 год.

Предположим что  в 2010г. численностью учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений составит, предположим, 100тыс. человек. Это величина признака х.

у – прогнозируемый признак.

y=59,2023+0,00154х=59,2023+0,00154*100=59,4

Можно сделать  вывод, что численность безработных в 2010 году увеличится по сравнению с предыдущим годом до 59,4 тысяч человек.

Таким образом, в результате проведения корреляционно-регрессионного анализа показано, что между численностью учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений и численностью безработных существует тесная связь. Проведена комплексная оценка значимости, как параметров регрессионного уравнения, так и регрессии в целом. Показана адекватность построенного уравнения регрессии. Следовательно, данная регрессионная модель зависимости может быть использована для принятия управленческих решений.           

Информация о работе Статистический анализ занятости и безработицы в РБ