Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:47, курсовая работа
В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения цен . Даются основные понятия и система показателей, необходимых для проведения анализа. Представлен обзор текущей ситуации на рынке товаров и услуг в Брянской области и прогноз на ближайшие годы. Во второй главе проводится комплексный статистический анализ объекта исследования: сводка и группировка данных, расчет средних показателей, анализ динамики изменения уровня занятости и безработицы населения, расчет специфических показателей. Результаты расчетов проиллюстрированы с помощью таблиц и графиков. В заключении сделан вывод о состоянии и перспективах развития уровня цен на товары и услуги в Брянской области на основе полученных результатов исследования.
Введение 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЦЕН
1.1 Сущность цены и ее основные функции. 5
1.2. Задачи статистики цен 7
1.3 Система показателей статистики цен 10
1.4 Принципы и методы регистрации цен 13
1.5 Прогноз темпов роста цен в секторах экономики на 2013 г. 18
Глава 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ЦЕН В РЕГИОНЕ 2.1 Группировка. 19
2.2. Расчет относительных величин. 20
2.3.Средние величины и показатели вариации 21
2.4 Применение выборочного метода 26
2.5. Расчет показателей динамики 27
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Кафедра «Экономика, организация производства, управление»
Курсовая работа
по дисциплине «Статистика»
Статистическое изучение цен в Брянской области
Студент гр. 11 ЭК-3
Лобачева М.К..
Проверила
к.э.н., доц. Новикова А.В.
Брянск 2013 г.
Темой данной курсовой работы является «Статистическое изучение цен в регионе». Курсовая работа состоит из двух глав.
В первой главе
рассматриваются теоретические
основы изучения цен . Даются основные
понятия и система показателей,
необходимых для проведения анализа.
Представлен обзор текущей
Во второй главе проводится комплексный статистический анализ объекта исследования: сводка и группировка данных, расчет средних показателей, анализ динамики изменения уровня занятости и безработицы населения, расчет специфических показателей. Результаты расчетов проиллюстрированы с помощью таблиц и графиков.
В заключении сделан вывод о состоянии и перспективах развития уровня цен на товары и услуги в Брянской области на основе полученных результатов исследования.
Оглавление
АННОТАЦИЯ 2
Введение 4
Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО
ИЗУЧЕНИЯ ЦЕН
1.1 Сущность цены и ее основные функции. 5
1.2. Задачи статистики цен 7
1.3 Система показателей статистики цен 10
1.4 Принципы и методы регистрации цен 13
1.5 Прогноз темпов роста цен в секторах экономики на 2013 г. 18
Глава
2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ
ЦЕН В РЕГИОНЕ
2.2. Расчет относительных величин. 20
2.3.Средние величины и показатели вариации 21
2.4 Применение выборочного метода 26
2.5. Расчет показателей динамики 27
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Приложения……………………………………………………
Актуальность темы курсовой работы заключаемся в том, что цена представляет собой чрезвычайно важный элемент стимулирования экономической активности населения страны. Кроме того, статистика цен играет немаловажную роль для принятия решений и в макроэкономике, десятилетие рыночных реформ привело к обнищанию жителей России и падению доходов более 27 % населения ниже прожиточного минимума. Именно по этому важнейшее значение приобретает контроль за уровнем цен и инфляции, чтобы приостановить сползание населения за черту бедности и дать достоверную информацию об уровне цен и прожиточном минимуме
Объектом исследования является рынок товаров и услуг Брянской области.
Предметом исследования выступает ситуация на рынке товаров и услуг, уровень цен на различные виды товаров и услуг в Брянской области.
Цель курсовой работы состоит в изучении цен на различные виды товаров и услуг в Брянской области с помощью системы общих и частных статистических показателей.
Основными задачами являются:
- дать характеристику
социально-экономического
- выявить тенденции и
- провести расчёт
- изучение динамики цен;
Цена
- многофункциональное экономическое
явление, ведущая рыночная категория.
Изменение цены часто влечет за собой
серьезнейшие социальные, экономические,
а также политические последствия.
Поэтому во всесторонней и объективной
информации о ценах, в глубоком
анализе закономерностей и
С другой стороны, цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.
Цены,
процессы их образования и изменения
представляют собой предмет статистического
исследования. Статистика цен - самостоятельный
блок, входящий как составная часть
в статистику рынка и соответственно
в социально-экономическую
Сущность
цены, ее экономическая природа
- индикатор, отражающий
- маркетинговый регулятор рынка,
Рыночная
цена выполняет различные функции.
Цена - это посредник и соизмеритель
при обмене товаров на деньги. Цена
- важный показатель конъюнктуры рынка,
фактор уровня, структуры и соотношения
спроса и предложения, территориального
размещения производства. Цена - инструмент
образования прибыли и
Рассматривая статистику цен нельзя не выделить такой показатель, как инфляция - повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.
Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин:
- инфляционный спрос (в России это выпуск не обеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизводительные расходы государства;);
- рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переориентация продукции в связи с общественными катаклизмами).
Рост заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при соответствующей политике государства трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические отношения, производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивается производство и накапливаются товары в расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели..
В основу современной классификации концептуальных задач статистики цен, кроме анализа динамики цен, изучения структуры цен, региональных различий цен, их колеблемости и сезонности, соотношения цен на различные товары могут быть так же положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.
Первая классификация включает три концептуальные задачи.
1.
Характеристика состояния (
2.
Характеристика цены как
3.
Анализ цен с позиции
Вторая классификация - с позиции пользователей и заказчиков статистической ценовой информации - выделяются следующие общие задачи статистики цен. [4]
1.
С позиции государства:
2.
С позиции производителя,
3.
С позиции покупателя: изучение
цен как фактора индексации
доходов, формирования
Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью конкретных функциональных задач, которые включают:
- регистрацию
цен, наблюдение за их
- анализ
уровня цен, его
- характеристику структуры цен;
- изучение
соотношений цен различных
- оценку, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;
- региональный анализ цен;
- анализ и моделирование динамики цен;
- выявление
и моделирование факторов, влияющих
на уровень, вариацию и
- прогнозирование цен.
Цены - сложная система, составной
элемент рыночного механизма.
Следовательно, статистическое
Таблица 1
Система показателей статистики цен
Блоки показателей |
Показатели |
Субпоказатели |
Уровень цен |
Индивидуальный уровень |
Моментная цена товарного вида, сорта товара-представителя |
Средний уровень |
Средняя цена на дату и за период: по товарной группе ( комплексу ); по территории, в том числе городу и селу; по субрынкам; по группам покупателей | |
Обобщающий уровень |
Стоимость потребительской корзины; отношение индивидуальной, средней и обобщающей цены к доходу | |
Структура цены |
Себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), налоги |
Удельный вес каждого элемента
в конечной (розничной) цене товара;
удельный вес валового дохода (реализованного
наложения) в товарообороте; соотношение
оптовых и розничных цен; соотношение
структурных элементов |
Соотношение цен |
Коэффициенты соотношения цен регионов, субрын-ков, товаров |
Отношение цен товаров к базовой цене; степень отклонения соотношений цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике |
Продолжение таблицы 1 | ||
Блоки показателей |
Показатели |
Субпоказатели |
Вариация цен |
Показатели вариа-ции цен в |
Распределение цен в пределах товарной группы (группировка одноименных товаров по уровню цен); уровень территориальной колеблимости цен; уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации трендовой модели); уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки) |
Динамика цен |
Показатели динамики отдельных товаров- |
Индивидуальные индексы цен; групповые индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен |
Соответствие цены качеству товара и покупательским мнениям |
Показатели влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен |
Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки |
Эластичность |
Показатели зависимости цен от соц-экономических факторов, зависимости цен одних товаров от цен других |
Эмпирический коэффициент |
Информация о работе Статистическое изучение цен в Брянской области