Статистика государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, в отечественной статистике отражаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления.

Содержание работы

I.Теоритическая часть
Введение………………………………………………………………………….4
1. Статистика государственных финансов………………………………10
2. Факторы, влияющие на уровень доходов бюджета………………….14
3. Доходы и расходы государственного бюджета………………………15
4. Современное состояние статистики государственного бюджета…...18
II. Практическая часть…………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….28
Приложение………………………………………………………………………30
Список используемой литературы……………………………………………...32

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 100.89 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО Волгоградский  Государственный Аграрный Университет

 

 

Кафедра: «Экономический анализ и финансы»

 

 

Курсовая работа

Статистика государственного бюджета

                                                              

 

 

 

                                                                                          Выполнил:

                                                                                     Студент группы БЭМ-22

                                                                        Кубанцева Ю.В.

                                                              Проверил:

                                                                                      Старший преподователь

                                                                     Смотрова Е.Е.

Волгоград 2012 год                                                  

                                                              

Содержание:

I.Теоритическая часть

Введение………………………………………………………………………….4

1. Статистика государственных финансов………………………………10

2. Факторы, влияющие на уровень доходов бюджета………………….14

3. Доходы и расходы государственного бюджета………………………15

4. Современное состояние  статистики государственного бюджета…...18

II. Практическая часть…………………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………….28

Приложение………………………………………………………………………30

Список используемой литературы……………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Государственный бюджет —  важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения.

Целью данной курсовой работы является статистический анализ государственного бюджета.

Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:

- общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);

- структуру доходов государственного бюджета;

- структуру расходов государственного бюджета;

- источники финансирования бюджетного дефицита;

- размеры государственного внутреннего долга;

- эффективность проведения государством фискальной политики;

- влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, в отечественной статистике отражаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления.

В работе использовался монографический  метод исследования и следующие  статистические методы:

- анализ рядов динамики

- индексный метод

- корреляционный и реляционный  анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Статистика государственных финансов.

Государственные финансы – сфера финансовой системы страны, т. е. это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и его использования.

Специфическая часть государственных  финансов – это государственные  кредиты, которые возникают в  связи с мобилизацией временно свободных  денежных средств предприятий и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов.

Привлечение государством свободных  средств осуществляется путем продажи  на финансовом рынке облигаций и  других видов государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы, ссуды.

Статистика государственных  финансов ведет учет доходов и  расходов сектора государственного управления.

Государственные доходы – это финансовые отношения, связанные с формированием финансов государства и государственных предприятий. Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход.

Информационная база статистики государственных финансов сформирована на основе:

1) предоставленных Министерством финансов РФ отчетов по исполнению консолидированного, федерального, территориального бюджета;

2) данных налоговой статистики;

3) отчетов внебюджетных фондов.

Начиная с 1995 г. для составления отчетов об использовании бюджетов разных уровней (местных, федерального, консолидированного) используются единая классификация доходов бюджета и единая функциональная классификация расходов бюджета в соответствии с новой бюджетной классификацией, утвержденной Министерством финансов РФ.

Местные бюджеты используются для регулирования экономических процессов на местах, влияя на работу местных предприятий, способствуя повышению выпуска продукции и т. д. Важной ролью местных бюджетов является реализация социальных программ.

Бюджет территорий – основной финансовый план формирования и использования  денежного фонда региона, который  утверждается высшими органами власти национально-государственных и административно-территориальных  образований РФ.

Консолидированный бюджет не подлежит утверждению и используется для расчетов и анализов.

Федеральный бюджет – это централизованный бюджет, который утвержден высшими законодательными органами РФ.

Задача статистики государственных  финансов состоит в разработке показателей, характеризующих бюджетный процесс  на каждой временной стадии:

1) составления;

2) рассмотрения;

3) утверждения;

4) использования.

Существует бюджетная  классификация, которая включает статьи доходов (налоговые и неналоговые) и расходы:

1) доходов и полученных официальных трансфертов;

2) расходов и кредитования за вычетом погашения;

3) операций финансирования бюджетного дефицита;

4) государственного долга.

В бюджетном процессе предполагается хозяйственная операция (наличие  двух сторон – участников операции). Отсюда и следует создание второго  потока к участнику поступления  от участника платежа.

Государственный бюджет – это централизованный денежный фонд государства, который определяет экономическую, социальную, политическую стороны общественной жизни и используется для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджетная классификация является основой изучения госбюджета, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджета.

Доходы включают обязательные безвозвратные платежи, которые  поступают в бюджет и делятся  на три группы:

1) налоговые;

2) неналоговые;

3) безвозмездные перечисления.

Центральное место в системе  государственных доходов занимают налоговые поступления от юридических  и физических лиц (налог на добавленную  стоимость, акцизы, налоги на прибыль, на доходы от банковской и страховой  деятельности, от операций с ценными  бумагами, подоходный налог и др.). Налоги являются главным инструментом перераспределения национального  дохода и обеспечивают органам государственной  власти необходимые источники денежных средств, а также регулируют доходы разных социальных групп населения. Освобождаются от налогов лица, находящиеся  за чертой бедности. Налоговые доходы являются конечным источником для большинства  бюджетных расходов. Соответственно, более низкие доходы ведут к бюджетному дефициту, а низкие доходы могут  сыграть отрицательную роль для  привлечения инвестиций.

Неналоговые доходы являются составной частью государственных  доходов и к ним относятся  довольно разнородные платежи, получение  которых бюджетом имеет различные  основания, но их объединяет тот факт, что они не являются налогами.

Бюджетным кодексом РФ определяется состав неналоговых доходов, к которым  отнесены:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;

2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;

3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия;

4) иные неналоговые доходы.

К капитальным доходам  относятся доходы от продажи основных фондов, государственных запасов  и резервов, земли, целевые перечисления на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и  учреждений, на покупку оборудования.

К безвозмездным и безвозвратным  перечислениям относятся перечисления в виде:

1) финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

2) субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

3) субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

4) иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;

5) безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

6) безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Расходы включают все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными (в обмен на что-то) или безвозмездными и для  каких целей осуществляются (текущих  или капитальных). Динамика расходов анализируется по направлениям на народное хозяйство, социально-культурные нужды, управление, оборону и др.

Бюджетный дефицит – это финансовое явление, когда расходы бюджета превышают его доходы, которое не обязательно относится к разряду чрезвычайных явлений.

Государственные займы используются для покрытия бюджетного дефицита и  для обеспечения инвестирования средств в государственный сектор экономики. Еще одним способом мобилизации денежных средств в государственные доходы является эмиссия: бумажно-денежная и кредитная. К эмиссии государство прибегает тогда, когда налоги и займы не обеспечили покрытие государственных расходов. Если бумажно-денежная и кредитная эмиссии не связаны с потребностями народного хозяйства, а обусловлены необходимостью покрытия дефицита, то такие эмиссии ведут к усилению инфляции.

Профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами.

Статистическое изучение доходов и расходов государственного бюджета происходит на основе рядов  динамики с вычислением относительных  величин динамики, интенсивности, структуры, а также роли и значения каждого  из основных источников дохода или  направлений расхода во всем объеме бюджета. В связи с тем, что  важнейшим звеном финансовой политики в современных условиях выступают  налоги, анализ их динамики требует  выявления влияния отдельных  факторов на изменение общей суммы  каждого вида налога.

К таким факторам относятся:

1) численность налогоплательщиков (ni);

2) объем налогооблагаемого показателя, приходящийся на одного налогоплательщика (Si);

3) процентная ставка налога (Кi).

Произведение уровней  трех названных факторов дает сумму  уплаченного налога (Ui):

U= ni × Si × Кi.

Сумма полученного налога представляет собой трехфакторную  мультипликативную модель, для оценки воздействия каждого фактора  применяется индексный метод  анализа. Если отсутствуют данные о  численности налогоплательщиков, сумму  полученного налога можно представить  в виде двухфакторной модели, где  факторами являются сумма облагаемого  дохода, процентная ставка налога. Для  того чтобы оценить, насколько тесно  взаимосвязаны между собой общая  сумма бюджета и отдельные  виды расходов, а также величина национального дохода и суммы  доходов по отдельным статьям, можно  использовать эмпирические коэффициенты эластичности.

Информация о работе Статистика государственного бюджета