Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:25, курсовая работа
В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой выполняет статистика. Независимо от уровня и стадии экономического развития, характера политической системы, статистика на протяжении сотен лет своего существования всегда выступала как необходимый и эффективный инструмент государственного управления и одновременно как наука, исследующая количественную сторону массовых явлений. Выполняя самые разнообразные функции сбора, систематизации и анализа сведений, характеризующих экономическое и социальное развитие общества, она всегда играла роль главного поставщика факторов для управленческих, научно-исследовательских и прикладных практических нужд различного рода структур, организаций и населения.
Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….............................. 3
1. Понятие статистики……….................................................................................... 4
1.1 Определение статистики …………………………………………...…….4
2. История статистики………..................................................................................... 6
2.1 Статистика как практическая деятельность людей .............................. 6
2.2 Английская научная школа политических арифметиков ..................... 6
2.3 Статистико-математическая научная школа ......................................... 7
2.4 Становление русской статистической научной школы ........................ 8
3. Предмет, методы и задачи статистики………….................................................11
3.1 Предмет и методы статистики ........................................................... 11
3.2 Задачи статистики ............................................................................... 13
4. Задание 1. .…………………………………………………….………..…..…….15
5. Задание 2. .…………………………………………….………………..…..…….21
6. Задание 3….. .…………………………………………………………..…..…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….…31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
1. Понятие статистики……….................
1.1 Определение статистики …………………………………………...…….4
2. История статистики……….................
2.1 Статистика как практическая деятельность людей .............................. 6
2.2 Английская научная школа политических арифметиков ..................... 6
2.3 Статистико-математическая научная
школа ..............................
2.4 Становление русской статистической научной школы ........................ 8
3. Предмет, методы и задачи статистики…………................
3.1 Предмет и методы статистики
..............................
3.2 Задачи статистики
..............................
4. Задание 1. .…………………………………………………….………..…..
5. Задание 2. .…………………………………………….………………..…..
6. Задание 3….. .…………………………………………………………..…..……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….……32
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе важную
роль в механизме управления экономикой
выполняет статистика. Независимо от
уровня и стадии экономического развития,
характера политической системы, статистика
на протяжении сотен лет своего существования
всегда выступала как необходимый
и эффективный инструмент государственного
управления и одновременно как наука,
исследующая количественную сторону
массовых явлений. Выполняя самые разнообразные
функции сбора, систематизации и
анализа сведений, характеризующих
экономическое и социальное развитие
общества, она всегда играла роль главного
поставщика факторов для управленческих,
научно-исследовательских и
Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистической методологии в повседневной практике. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определённой системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает необходимые для себя выводы и предпринимает определённые решения и действия.
Таким образом, в каждом человеке
генетически заложены элементы статистического
мышления, представляющего собой
способности к анализу и
Глава 1. ПОНЯТИЕ СТАТИСТИКИ
1.1 Определение статистики
Статистика - от латинского "статус" (status) - "определенное положение вещей".
Понятие об исследовании количественных сторон объектов и явлений сформировалось очень давно, с момента развития у человека элементарных навыков работы с информацией. Однако, термин "статистика", дошедший до нашего времени заимствован гораздо позднее из латинского языка и происходит от слова "status", что означает "определенное состояние вещей". "Status" употреблялось также в значении "политическое состояние" и закрепилось почти во всех европейских языках именно в этом смысловом значении. Широкое применение слово "статистика" получило в XVIII веке и применялось в значение "государствоведение".
Статистика – это общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляя действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности, причем в конкретных условиях места и времени.
Термин употребляется в нескольких значениях:
- отрасль практической деятельности людей, направленная на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое развитие страны, ее регионов, отраслей экономики, отдельных предприятий;
- отрасль общественных наук, занимающаяся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой;
- совокупность статистических данных, представленных в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономик, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые представляют собой результат статистической работы.
Принято считать, что термин «статистика» введен в науку немецким профессором физиологии и права Готфридом Ахенвалем (1719-1772 гг.) в 1746 г., когда он начал читать студентам новую учебную дисциплину, которую и назвал статистикой.
Основное предназначение статистики – осуществлять научное прогнозирование и способствовать принятию правильных решений на основе исследования тенденций социально-экономического развития общества.
2. ИСТОРИЯ СТАТИСТИКИ
2.1 Статистика как практическая деятельность людей
Статистика как практическая деятельность людей зародилась в глубокой древности. За несколько лет до нашей эры проводились переписи населения в Китае и Египте для военных и налоговых целей. Учёт осуществлялся по полу и возрасту, собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства.
В античном мире учитывали родившихся; в специальные списки вносились юноши, достигшие возраста военнообязанных (18 лет), а также 20 лет (возраст полноправных граждан). Составлялись земельные списки (кадастры), в которые включались сведения о строениях, рабах, скоте, инвентаре, доходах. Греческий философ Аристотель ещё за триста лет до нашей эры составил описание 157 городов государств.
В 1061 г. в Англии проведена всеобщая перепись населения, в ходе которой обследовано 240 тысяч дворов. Монгольские ханы проводили переписи в середине XIIIв. для взимания дани с захваченных русских земель.
На Руси первыми статистическими источниками были летописи, в которых упоминается о сборе различной информации в IX-XI вв.: возникновении и развитии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений.
В процессе практических статистических работ начали складываться определённые правила сбора и обработки данных, приёмы анализа информации.
2.2 Английская научная школа политических арифметиков
У истоков статистики как науки, а не только практической деятельности стояли две школы: английская научная школа политических арифметиков и немецкая описательная школа.
Английская научная школа политических арифметиков возникла в середине XVIIв. и ставила целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик. Предметом статистического изучения являлись не отдельные, а массовые общественные явления, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объёме анализируемой совокупности. Школа английских арифметиков имела два направления: демографическое, представленное Д. Граунтом и Э. Галлеем, и статистико-экономическое, разработанное В. Петти.
Английские учёные впервые не описывали социально-экономические явления, а давали им числовую оценку. Конкретными цифрами они стремились охарактеризовать состояние и развитие общества, показать закономерности развития общественных явлений на основе изучения массовых данных. Наибольшее развитие школа политических арифметиков получила в XVII и XVIIIвв. в Англии, Голландии, Франции. История показала, что именно эта научная школа явилась истоком современной теории статистики.
2.3 Статистико-математическая научная школа
В первой половине XIXв. возникло третье направление статистической науки – статистико-математическое. Особый вклад в это направление внёс бельгийский статистик Адольф Кетле. По правилам, разработанным А. Кетле, с середины XIXв. в развитых странах проводятся регулярные переписи населения.
С начала XX в. при социально-экономических исследованиях уровня жизни населения, покупательского спроса, качества продукции начали применяться методы теории вероятностей. Наиболее известным учёным в этой области является Р.Фишер.
В России развитие математической статистики интенсивно проходило с начала XX в. В 1949 г. был издан учебник Н.К. Дружинина, в котором статистика определена как наука о количественных закономерностях массовых явлений, как учение о тех принципах, на которых основывается сбор обработки этих сведений. Н.К. Дружинин последовательно отстаивал в своих трудах мысль, что статистические методы применимы не только в общественных науках, но и науках о природе.
2.4 Становление русской статистической научной школы
Становление статистической науки в России не обнаруживает столь чёткого обособления школ и направлений, и тем не менее можно отметить русскую описательную школу, русскую школу политических арифметиков, статистическую мысль революционеров-демократов русской социологической школы, различные технологии в русской академической статистике.
Среди ярких представителей русской описательной школы статистики выделяется один из первых просветителей России В.Н.Татищев (1686-1750), поставивший вопрос о едином текущем учёте населения, указал на недостатки ревизий, разработал конкретные предложения по их проведению; рост народонаселения он рассматривал в неразрывной связи с развитием экономике и культуры России.
К представителям этого относят и учённого энциклопедических знаний М.В. Ломоносов(1711-1765). М.В. Ломоносов усовершенствовал программу обследования Татищева, разослал её в города и уезды. Материалы о населении и экономике России в разрезе сельского хозяйства, торговли, транспорта в течение длительного времени поступали в Российскую академию наук и были обработаны уже после смерти М.В.Ломоносова. Его работы не были чисто описательными, им был присущ аналитический характер. Также яркими представителями русской описательной школы являются И.К. Кириллов (1689-1737), И.И. Голиков (1735-1801), М.И. Чулков (1740-1793) и другие.
Превращению статистики из науки описательной в науку теоретическую, формированию статистики как науки положили начало представители школы политических арифметиков, которые изучали общественные явления с использованием меры, веса и числа. Основными представителями этого направления русской статистики были Д. Бернулли (1700-1782), И.Ф. Герман (1755-1815) и другие.
Уже в начале XIX в. статистика нуждалась в уточнении организационных и методологических основ, что было вызвано изменениями в системе государственного управления и распространением прогрессивно-демократических идей. В этот период выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книги «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К.Ф. Герман(1767-1838) изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большое значение имеют работы К.И. Арсеньева (1789-1856), в которых он утверждал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.
Наиболее прогрессивные для этого времени теоретические основы статистики как самостоятельной науки были созданы Д.П. Журавским (1810-1856). Он дал системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, определение статистической науки, уделил большое внимание вопросу достоверности данных, методу группировок, раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.
Академическая статистика и её представители оказали большое положительное влияние на развитие статистической наук в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия была одним из признанных центров научной статистической мысли.
В послевоенный период внимание статистической науки было приковано к вопросу о предмете статистики, её соотношении с математической статистикой. В 1954 г. этот вопрос обсуждался на научном совещании, которое ещё раз подтвердило значение статистики как самостоятельной общественной науки. После совещания вышли в свет новые монографии, учебники по общей теории статистики. Большим шагом вперёд к развитию статистической науки послужило комплексное применение, наряду со статистическими, экономико-математических методов и широкое использование компьютерной техники в анализе социально-экономических явлений.
В настоящее время ведётся работа по совершенствованию статистической методологии и переходу РФ на принятую в международной практике систему учёта и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
3. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ
3.1 Предмет и методы статистики
Как и любая другая наука, статистика имеет свой предмет и метод исследования. Статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной или содержанием, а также исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Такое изучение основывается на системе категорий (понятий), отражающих наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.