Статистика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой выполняет статистика. Независимо от уровня и стадии экономического развития, характера политической системы, статистика на протяжении сотен лет своего существования всегда выступала как необходимый и эффективный инструмент государственного управления и одновременно как наука, исследующая количественную сторону массовых явлений. Выполняя самые разнообразные функции сбора, систематизации и анализа сведений, характеризующих экономическое и социальное развитие общества, она всегда играла роль главного поставщика факторов для управленческих, научно-исследовательских и прикладных практических нужд различного рода структур, организаций и населения.

Содержание работы

Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….............................. 3
1. Понятие статистики……….................................................................................... 4
1.1 Определение статистики …………………………………………...…….4
2. История статистики………..................................................................................... 6
2.1 Статистика как практическая деятельность людей .............................. 6
2.2 Английская научная школа политических арифметиков ..................... 6
2.3 Статистико-математическая научная школа ......................................... 7
2.4 Становление русской статистической научной школы ........................ 8
3. Предмет, методы и задачи статистики………….................................................11
3.1 Предмет и методы статистики ........................................................... 11
3.2 Задачи статистики ............................................................................... 13
4. Задание 1. .…………………………………………………….………..…..…….15
5. Задание 2. .…………………………………………….………………..…..…….21
6. Задание 3….. .…………………………………………………………..…..…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….…31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

Файлы: 1 файл

Курсовик Статистика.docx

— 348.12 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….............................. 3

1. Понятие статистики……….................................................................................... 4

          1.1 Определение статистики …………………………………………...…….4

2. История статистики………..................................................................................... 6

           2.1 Статистика как практическая деятельность людей .............................. 6

           2.2 Английская научная школа политических арифметиков ..................... 6

           2.3 Статистико-математическая научная школа ......................................... 7

           2.4 Становление русской статистической научной школы ........................ 8

3. Предмет, методы и задачи статистики………….................................................11

           3.1 Предмет и методы статистики   ........................................................... 11

3.2  Задачи  статистики   ............................................................................... 13

4. Задание 1. .…………………………………………………….………..…..…….15

5. Задание 2. .…………………………………………….………………..…..…….21

6. Задание 3….. .…………………………………………………………..…..…….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….…31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….……32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой выполняет статистика. Независимо от уровня и стадии экономического развития, характера политической системы, статистика на протяжении сотен лет своего существования  всегда выступала как необходимый  и эффективный инструмент государственного управления и одновременно как наука, исследующая количественную сторону  массовых явлений. Выполняя самые разнообразные  функции сбора, систематизации и  анализа сведений, характеризующих  экономическое и социальное развитие общества, она всегда играла роль главного поставщика факторов для управленческих, научно-исследовательских и прикладных практических нужд различного рода структур, организаций и населения.

Роль статистики в нашей  жизни настолько значительна, что  люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистической методологии в повседневной практике. Работая и отдыхая, делая  покупки, знакомясь с другими  людьми, принимая какие-то решения, человек  пользуется определённой системой имеющихся  у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует  их, делает необходимые для себя выводы и предпринимает определённые решения и действия.

Таким образом, в каждом человеке генетически заложены элементы статистического  мышления, представляющего собой  способности к анализу и синтезу  информации об окружающем нас мире.

 

 

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ СТАТИСТИКИ

 

     1.1  Определение статистики

     Статистика - от латинского "статус" (status) - "определенное положение вещей".

     Понятие об исследовании количественных сторон объектов и явлений сформировалось очень давно, с момента развития у человека элементарных навыков работы с информацией. Однако, термин "статистика", дошедший до нашего времени заимствован гораздо позднее из латинского языка и происходит от слова "status", что означает "определенное состояние вещей". "Status" употреблялось также в значении "политическое состояние" и закрепилось почти во всех европейских языках именно в этом смысловом значении. Широкое применение слово "статистика" получило в XVIII веке и применялось в значение "государствоведение".

     Статистика – это общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляя действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности, причем в конкретных условиях места и времени.

     Термин употребляется в нескольких значениях:

-  отрасль практической деятельности людей, направленная на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое развитие страны, ее регионов, отраслей экономики, отдельных предприятий;

- отрасль общественных наук, занимающаяся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой;

- совокупность статистических данных, представленных в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономик, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые представляют собой результат статистической работы.

     Принято считать, что термин «статистика» введен в науку немецким профессором физиологии и права Готфридом Ахенвалем (1719-1772 гг.) в 1746 г., когда он начал читать студентам новую учебную дисциплину, которую и назвал статистикой.

     Основное предназначение статистики – осуществлять научное прогнозирование и способствовать принятию правильных решений на основе исследования тенденций социально-экономического развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИСТОРИЯ СТАТИСТИКИ

     2.1 Статистика как практическая деятельность людей

     Статистика как практическая деятельность людей зародилась в глубокой древности. За несколько лет до нашей эры проводились переписи населения в Китае и Египте для военных и налоговых целей. Учёт осуществлялся по полу и возрасту, собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства.

     В античном мире учитывали родившихся; в специальные списки вносились юноши, достигшие возраста военнообязанных (18 лет), а также 20 лет (возраст полноправных граждан). Составлялись земельные списки (кадастры), в которые включались сведения о строениях, рабах, скоте, инвентаре, доходах. Греческий философ Аристотель ещё за триста лет до нашей эры составил описание 157 городов государств.

     В 1061 г. в Англии проведена всеобщая перепись населения, в ходе которой обследовано 240 тысяч дворов. Монгольские ханы проводили переписи в середине XIIIв. для взимания дани с захваченных русских земель.

     На Руси первыми статистическими источниками были летописи, в которых упоминается о сборе различной информации в IX-XI вв.: возникновении и развитии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений.

     В процессе практических статистических работ начали складываться определённые правила сбора и обработки данных, приёмы анализа информации.

    2.2 Английская научная школа политических арифметиков

     У истоков статистики как науки, а не только практической деятельности стояли две школы: английская научная школа политических арифметиков и немецкая описательная школа.

     Английская научная школа политических арифметиков возникла в середине XVIIв. и ставила целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик. Предметом статистического изучения являлись не отдельные, а массовые общественные явления, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объёме анализируемой совокупности. Школа английских арифметиков имела два направления: демографическое, представленное Д. Граунтом и Э. Галлеем, и статистико-экономическое, разработанное В. Петти.

     Английские учёные впервые не описывали социально-экономические явления, а давали им числовую оценку. Конкретными цифрами они стремились охарактеризовать состояние и развитие общества, показать закономерности развития общественных явлений на основе изучения массовых данных. Наибольшее развитие школа политических арифметиков получила в XVII и XVIIIвв. в Англии, Голландии, Франции. История показала, что именно эта научная школа явилась истоком современной теории статистики.

     2.3 Статистико-математическая научная школа

      В первой половине XIXв. возникло третье направление статистической науки – статистико-математическое. Особый вклад в это направление внёс бельгийский статистик Адольф Кетле. По правилам, разработанным А. Кетле, с середины XIXв. в развитых странах проводятся регулярные переписи населения.

     С начала XX в. при социально-экономических исследованиях уровня жизни населения, покупательского спроса, качества продукции начали применяться методы теории вероятностей. Наиболее известным учёным в этой области является Р.Фишер.

     В России развитие математической статистики интенсивно проходило с начала XX в. В 1949 г. был издан учебник Н.К. Дружинина, в котором статистика определена как наука о количественных закономерностях массовых явлений, как учение о тех принципах, на которых основывается сбор обработки этих сведений. Н.К. Дружинин последовательно отстаивал в своих трудах мысль, что статистические методы применимы не только в общественных науках, но и науках о природе.

     2.4 Становление русской статистической научной школы

     Становление статистической науки в России не обнаруживает столь чёткого обособления школ и направлений, и тем не менее можно отметить русскую описательную школу, русскую школу политических арифметиков, статистическую мысль революционеров-демократов русской социологической школы, различные технологии в русской академической статистике.

     Среди ярких представителей русской описательной школы статистики выделяется один из первых просветителей России В.Н.Татищев (1686-1750), поставивший вопрос о едином текущем учёте населения, указал на недостатки ревизий, разработал конкретные предложения по их проведению; рост народонаселения он рассматривал в неразрывной связи с развитием экономике и культуры России.

     К представителям этого относят и учённого энциклопедических знаний М.В. Ломоносов(1711-1765). М.В. Ломоносов усовершенствовал программу обследования Татищева, разослал её в города и уезды. Материалы о населении и экономике России в разрезе сельского хозяйства, торговли, транспорта в течение длительного времени поступали в Российскую академию наук и были обработаны уже после смерти М.В.Ломоносова. Его работы не были чисто описательными, им был присущ аналитический характер. Также яркими представителями русской описательной школы являются И.К. Кириллов (1689-1737), И.И. Голиков (1735-1801), М.И. Чулков (1740-1793) и другие.

     Превращению статистики из науки описательной в науку теоретическую, формированию статистики как науки положили начало представители школы политических арифметиков, которые изучали общественные явления с использованием меры, веса и числа. Основными представителями этого направления русской статистики были Д. Бернулли (1700-1782), И.Ф. Герман (1755-1815) и другие.

     Уже в начале XIX в. статистика нуждалась в уточнении организационных и методологических основ, что было вызвано изменениями в системе государственного управления и распространением прогрессивно-демократических идей. В этот период выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книги «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К.Ф. Герман(1767-1838) изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большое значение имеют работы К.И. Арсеньева (1789-1856), в которых он утверждал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

     Наиболее прогрессивные для этого времени теоретические основы статистики как самостоятельной науки были созданы Д.П. Журавским (1810-1856). Он дал системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, определение статистической науки, уделил большое внимание вопросу достоверности данных, методу группировок, раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

     Академическая статистика и её представители оказали большое положительное влияние на развитие статистической наук в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия была одним из признанных центров научной статистической мысли.

     В послевоенный период внимание статистической науки было приковано к вопросу о предмете статистики, её соотношении с математической статистикой.        В 1954 г. этот вопрос обсуждался на научном совещании, которое ещё раз подтвердило значение статистики как самостоятельной общественной науки. После совещания вышли в свет новые монографии, учебники по общей теории статистики. Большим шагом вперёд к развитию статистической науки послужило комплексное применение, наряду со статистическими, экономико-математических методов и широкое использование компьютерной техники в анализе социально-экономических явлений.

     В настоящее время ведётся работа по совершенствованию статистической методологии и переходу РФ на принятую в международной практике систему учёта и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ

 

     3.1 Предмет и методы статистики

     Как и любая другая наука, статистика имеет свой предмет и метод исследования. Статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной или содержанием, а также исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Такое изучение основывается на системе категорий (понятий), отражающих наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

Информация о работе Статистика как наука