Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:18, курсовая работа
цель данной курсовой работы – изучение статистики платежного баланса.
Задачами являются:
- определение структуры и принципов формирования платежного баланса;
- выявить сущность, роль и особенности платежного баланса;
- изучить основные методы государственного регулирования и динамику платежного баланса России.
I. Теоретическая часть……………………………………………………………….3
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Платежный баланс как инструмент статистики…………………………….5
1. Понятие, сущность, роль и особенности платежного баланса……..5
2. Структура и принципы формирования платежного баланса………10
3. Международный опыт формирования и регулирования платежного баланса………………………………………………………………...13
2. Теории, значение и регулирование платежного баланса…………………20
1. Теории платежного баланса………………………………………….20
2. Основные методы государственного регулирования платежного баланса………………………………………………………………...22
3. Сальдо, дефицит и профицит платежного баланса………………..37
4. Динамика платежного баланса России ……………………………..40
Заключение………………………………………………………………………….43
II. Практическая часть……………………………………………………………...45
Задача 1………………………………………………………………………….45
Задача 2………………………………………………………………………….47
Задача 3………………………………………………………………………….51
Задача 4………………………………………………………………………….53
Библиографический список использованной литературы………………………55
Если
в стране наблюдается плавающий
валютный курс, это неизбежно приведет
к снижению курса национальной валюты;
при фиксированном курсе
потребуется привлечение значительных внешних дополнительных финансовых средств.
Менее часто бывает ситуация, связанная с отрицательным сальдо автономного передвижения капитала. Например, когда выплачиваются крупные
военные репарации или производятся расходы на содержание военных баз за границей.
Выплаты послевоенных репараций непосредственно воздействовали на внешнеторговый баланс Германии после первой и второй мировых войн. В послевоенный период, в годы «холодной войны», США тратили значительные средства на содержание своих военных баз за границей. Во всех случаях финансовые переводы компенсировались положительным сальдо торгового баланса [13, c. 216].
Практика показывает, что ошибочные оценки причин возникновения дефицита платежного баланса, а соответственно и проведение мер по его стабилизации, могут негативно воздействовать на финансовую ситуацию в стране, вызвать торгово-политические трудности.
Подобная ситуация, например, сложилась в Англии в конце 60-х годов. Правительство и Банк Англии, считая платежный дисбаланс Великобритании временным, пытались поддержать курс фунта стерлингов и для этой цели закупили значительное количество фунтов у США и МВФ. За период с 1964 по 1967 г. Великобритания исчерпала все имеющиеся резервы и вынуждена была сдаться, девальвировав фунт стерлингов.
Если
английское правительство потеряло на
накапливании обесценивающихся запасов
собственной валюты, то японское правительство
тратило средства на те же цели, покупая
обесценивавшиеся доллары. Японское правительство
пыталось стабилизировать низкий обменный
курс йены, несмотря на тенденцию к его
повышению в начале 70-х годов, так как это
позволило бы сохранить конкурентоспособность
японских экспортеров. Были скуплены
миллиарды долларов. Однако вскоре
правительство Японии
вынуждено было признать необходимость повышения курса йены по отношению к доллару на 30%.
Общим в обоих случаях был ошибочный анализ причин дисбаланса, а соответственно и проведение временных финансовых мер с целью воздействия на тенденции долгосрочного порядка [14].
Наличие диспропорций в платежном балансе требует государственного вмешательства с целью достижения его равновесия. Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо [15].
К основным методам регулирования платежного баланса относят: валютные, кредитные, финансовые и административные. Рассмотрим особенности каждого метода более подробно.
1. Валютные методы регулирования платежного баланса основаны на использовании элементов валютной системы и ориентированны на установление равновесных валютных курсов и использование динамики их изменения для корректировки платежного баланса. Основными элементами валютной системы являются валютный режим и механизм валютного регулирования.
Под валютным регулированием понимается совокупность форм и методов организации денежных потоков как в иностранной валюте, так и в национальной при проведении внешнеэкономических операций, в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, сохранения стабильной динамики валютного курса [3, с. 19].
Валютный
режим – это совокупность форм
и методов, используемых при установлении
валютного курса, т.е., режим установления
курса обмена валют.
Главная цель любого валютного
режима – сохранение внешней
конкурентоспособности экономики на основе укрепления платежного баланса и стабилизации производства. [3, с. 8]
Оптимальность валютного режима и механизма валютного регулирования проявляется в минимизации спекулятивных факторов, влияющих на динамику валютно-обменного курса национальной валюты, как на сегментах внутреннего валютного рынка, так и на внешнем валютном рынке «FOREX»; в повышении конкурентоспособности экспортной отечественной продукции, выражающейся как в сокращении дефицита текущего счета платежного баланса, так и минимизации оттока капитала [7, с. 23].
Валютный курс занимает особое место в числе показателей, используемых в качестве средства государственного регулирования платежного баланса. Причина заключается в том, что его повышение или понижение немедленно и непосредственно воздействует на экономическое положение страны. Изменяются ее внешнеэкономические показатели, валютные резервы, задолженность, динамика товарных и финансовых потоков.
В мировой практике образования валютно-обменного курса выделяют два основных режима: режим, основанный на свободноплавающих валютно-обменных курсах и механизм фиксирования или привязки курса национальной валюты по отношению к курсу другой валюты или корзине валют.
При выборе системы обменного курса (валютного режима) правительства, как правило, руководствуются следующими критериями:
- текущим уровнем конкурентоспособности экономики;
- состоянием платежного баланса и финансовой системы;
- состоянием валютных резервов;
- экономическим и политическим климатом в стране и др.
Плавающий валютный курс рассматривается в качестве важнейшего средства, обеспечивающего регулирование платежного баланса страны. Колебания цены валюты, происходящие параллельно платежному дисбалансу,
дают
возможность без привлечения
внешних источников финансирования,
осуществлять корректировку.
Валютный режим, ориентированный на плавающий валютный курс наиболее эффективен:
- в странах со стабильной экономикой с многосторонними внешнеторговыми отношениями и прогнозируемой фискальной и денежно-кредитной политикой;
- в условиях гиперинфляции;
- при системе управляемого плавания;
- для урегулирования кризиса платежного баланса [11, с. 69].
В современных условиях на валютный курс оказывают влияние настолько большое количество факторов, что их не могут спрогнозировать ни правительство, ни Центральный банк, ни какие-либо другие официальные органы. Именно «плавающий» валютный курс наиболее реально отображает эти воздействия и обеспечивает эффективную реакцию на них, свидетельствуя о действительной стоимости национальной валюты на мировом рынке. Такой подход объясняет, почему в большинстве стран полностью свободное «плавание» использовалось лишь в течение коротких периодов времени для определения реальной цены национальной валюты.
Ограниченное по времени свободное «плавание» было использовано в начале 70-х годов в Голландии и Дании, когда возникла необходимость проведения ревальвации обеих валют. Оставался неясным масштаб ревальвации. Решение было найдено в использовании механизма «плавающих» курсов, действовавшего в течение шести месяцев 1971 г. После того, как система свободного «плавания» определила курсы валют, они были официально зафиксированы.
В
то же время «плавающий» курс имеет
недостаток. Значительные краткосрочные
его колебания могут
заключенных
контрактов.
После образования СНГ политические деятели тех государств, которые сделали выбор в пользу независимой экономической политики, вынуждены были ввести собственную валюту с «плавающим» курсом по отношению к рублю. Это относится, прежде всего, к странам Балтии.
Примером использования «плавающего» валютного курса как средства, обеспечивающего независимую макроэкономическую политику, может быть Швейцария периода 70-х годов. В начале 70-х гг. большинство стран выбрало проведение инфляционных программ, обеспечивающих уменьшение безработицы и рост экономики. Швейцария ориентировалась на стабильную макроэкономическую политику. При фиксированном курсе страна неизбежно столкнулась бы с ростом положительного сальдо платежного баланса, поскольку относительная дешевизна швейцарской продукции, создаваемой в условиях стабильной макроэкономики, увеличивала бы поступление экспортной выручки. Страна оказалась бы вынужденной накапливать значительные иностранные резервы, потребность в которых в стране отсутствовала. Перейдя на систему «плавающего» курса, Швейцария смогла повысить стоимость продукции, что привело к снижению объемов экспорта, уменьшению притока денег. Падение производства привело к удорожанию национальной валюты. Дальнейшее сокращение производства происходило до тех пор, пока цены на отечественную продукцию не сравнялись с иностранными
Фиксированный курс валюты свидетельствует о прочности и надежности экономической политики правительства, которое берет на себя обязательство поддерживать стабильность валюты, а соответственно и положение страны в системе мирохозяйственных связей. Руководство страны подтверждает, что на национальном и международном уровнях имеется достаточно доверия и финансовых средств для того, чтобы поддержать стабильность национальной денежной единицы. При этом оно берет на себя расходы по «сглаживанию» возможных краткосрочных колебаний, особенно опасных для внешнеторговых
сделок.
Как показывает мировой опыт, фиксированный валютный курс наиболее эффективно действует в стране со следующими условиями в экономике:
- небольшая и открытая экономика, находящаяся под влиянием сильной валюты (или валюты основного торгового партнера);
- значительная часть внешней торговли осуществляется со страной, к валюте которой привязана национальная валюта (для создания стабильных условий торговли для национальных производителей);
- в стране осуществляются структурные реформы, и обеспечивается реальная независимость Центрального банка [11, с. 20].
Введение фиксированного валютного курса ставит перед национальным правительством ряд проблем. Важнейшая из них — поддержание «внешнего равновесия», т.е. балансирование внешних расчетов с целью поддержания валютного курса на постоянном уровне.
Примером
«сглаживания» колебаний
Особенно большие требования фиксированный валютный курс предъявляет к странам, валюта которых играет ключевую роль в международных расчетах. США, выступившие в 1973 г. за отказ от фиксированного курса доллара по отношению к золоту, исходили из необходимости проведения самостоятельной экономической политики вне зависимости от своей обязанности поставщика доллара как основного мирового платежного средства [8, c. 124].
Методы
регулирования валютного курса
могут быть направлены как на девальвацию
- снижение курса валюты, так и на ревальвацию
- повышение
курса валюты. Это зависит от экономической ситуации в стране и цели, которую на данный момент ставит перед собой правительство.
Девальвация направлена на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса [12, с. 284].