Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:43, контрольная работа
Целью работы является статистическое изучение современного состояния региональных бюджетов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты статистики региональных бюджетов: основные понятия, показатели и задачи их статистического исследования;
провести статистический анализ формирования доходной базы и направлений расходования средств областного бюджета Оренбургской области за 2009 – 2011 гг.; исследовать основные тенденции его развития, как в структуре, так и в динамике;
выполнить факторный анализ показателей регионального бюджета и построить прогн
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
1.1 Понятие и задачи статистического изучения регионального бюджета
1.2 Основные показатели статистики регионального бюджета
1.3 Система статистических показателей устойчивости региональных бюджетов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Возвратные поступления
Невозвратные платежи
Принимая во внимание указанные
параметры, доходы бюджета субъекта
Федерации можно определить как
обязательные безвозвратные платежи,
формирующие доходную часть бюджета
субъекта Федерации как
Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.
В процессе статистического изучения доходов региональных бюджетов широко используется метод группировок, видовое многообразие которых представлено на рисунке 3.
Рисунок 3 – Классификация доходов бюджетов субъектов РФ
Важное значение при статистическом анализе регионального бюджета имеет классификация доходов по способу бюджетного распределения. С учетом этого критерия выделяют доходы: собственные и регулирующие.
Собственные доходы региональных бюджетов доходы, которые в соответствии с законодательством закреплены за бюджетами субъектов РФ на постоянной или долгов долговременной основе (не менее пяти лет), полностью или в твердо фиксированной доле. К собственным доходом относят:
1.Налоговые
поступления – обязательные, безвозмездные,
невозвратные платежи,
2. Неналоговые
поступления – возмездные
Регулирующими доходами бюджетов субъектов РФ следует считать закрепленные Бюджетным кодексом РФ и утверждаемые законом о федеральном бюджете на предстоящий год формы прямой финансовой поддержки субъектов РФ, а также процентные отчисления от федеральных налогов и иных платежей, которые на долговременной основе (не менее трех лет) передаются в бюджеты субъектов РФ в целях бюджетного регулирования [1].
Нормативы отчислений федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ согласно Бюджетному кодексу РФ приведены в приложении А.
Из федерального бюджета бюджетам
субъектов может
Необходимость финансовой поддержки региональных бюджетов обуславливает выделение из федерального бюджета денежных сумм не только на безвозвратных и безвозмездных условиях, но и путем предоставления финансовой помощи на возвратной, срочной и (или) возмездной основах. К числу таких методов кредитования относятся бюджетный кредит, привлекаемый для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов региональных бюджетов по погашению возникших долговых обязательств, и бюджетная ссуда, выдаваемая субъекту РФ на финансирование кассовых расходов, возникающих в ходе исполнения бюджета [10, c.16].
В целом, в процессе статистического исследования собственных и регулирующих доходов бюджета субъекта РФ необходимо руководствоваться моделью, представленной на рисунке 4.
Рисунок 4 – Модель формирования доходов регионального бюджета по способу бюджетного распределения
Применительно к конкретному бюджету его доходы выстраиваются в соответствии с одним из разделов Бюджетной классификации РФ, таким как «классификация доходов бюджетов РФ».
Таким образом, кроме представленных
критериев классификации
Группы доходов региональных бюджетов
состоят из подгрупп доходов объединяющих
конкретные виды доходов по источникам
и способам их получения. Группами доходов
бюджетов субъектов РФ являются: налоговые
доходы, неналоговые доходы, безвозмездные
поступления. Данная группировка доходов
региональных бюджетов обусловливает
детальную регламентацию
Назначение этой классификации доходов региональных бюджетов в статистике состоит в том, чтобы обеспечивать сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Она используется в бюджетном процессе при составлении проекта бюджета, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов, а также при составлении исполнительными органами консолидированных бюджетов. Кроме того, такая классификация имеет немаловажное значение для статистического анализа источников доходов, их объема, перспектив использования [22, c.329].
В соответствие с Бюджетной классификации РФ формируется и расходная часть бюджетов субъектов РФ. В статистике под расходами регионального бюджета понимаются все невозвратные платежи, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта РФ. Группировка расходов бюджетов субъектов Федерации, применяемая при их статистическом изучении, представлена на рисунке 5.
Рисунок
5 – Структура Бюджетной
Функциональная классификация расходов бюджетов субъектов РФ отражает направления бюджетных средств на выполнение основных функций органов власти субъектов.
Функциональная классификация включает четыре уровня:
Экономическая классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов этих бюджетов по их экономическому содержанию. Исходя из экономической классификации расходы бюджетов субъектов РФ подразделяются на текущие и капитальные.
Капитальные расходы – часть расходов бюджетов субъектов РФ, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Текущие расходы – часть расходов бюджетов субъектов РФ, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти субъекта РФ, бюджетных учреждений, финансируемых из регионального бюджета, оказание государственной поддержки местным бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Ведомственная
классификация расходов бюджетов субъектов
РФ отражает распределение бюджетных
ассигнований по главным распорядителям
средств бюджетов субъектов РФ по
разделам, подразделам, целевым статьям
и видам расходов функциональной
классификации расходов бюджетов РФ,
группам расходов, предметным статьям,
подстатьям и элементам расходов
экономической классификации
Бюджетная классификация РФ в части функциональной и экономической классификации расходов является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В то же время законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ могут производить дальнейшую детализацию ее объектов в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ [5].
При статистическом изучении расходов
регионального бюджета
В целом, необходимо отметить, что бюджет субъектов РФ обсуждается и утверждается представительным (законодательным) органом субъекта РФ в форме закона, после чего исполнительные органы субъектов РФ получают право на использование бюджетных средств.
Таким образом, функционирование бюджета
происходит посредством особых объективно
обусловленных категорий, каждая из
которых имеет специфичное
1.3 Система статистических
бюджетов
Рассмотрение
в статистике содержания понятия
«устойчивость региональных бюджетов»
позволяет определить основные группы
показателей (рисунок 6), характеризующих
устойчивость как состояние
Рисунок
6 – Система показателей
Рассмотрим
формулы расчета, критерии и область
применения показателей устойчивости
региональной финансовой системы в
разрезе указанных групп
1. Показатели
соотношения доходов и
Соотношение доходов и расходов характеризуется такими взаимосвязанными понятиями, как «дефицит» («профицит») и сбалансированность, при этом дефицит отражает объем недостающих доходных источников, необходимых для количественного соответствия расходов источникам их финансирования, т. е. сбалансированности бюджета.
Соотношение
доходов и расходов денежных фондов
может быть представлено в абсолютном
и относительном выражении
Дефицит (профицит) в абсолютном выражении исчисляется как разница между доходами и расходами:
(1)
где ∆S – дефицит (профицит) в абсолютном выражении;
Sдох. – сумма доходов бюджета за анализируемый период;
Sрасх. – сумма расходов бюджета за анализируемый период.
В относительном выражении дефицит (профицит) регионального бюджета может быть рассчитан двумя способами:
– как соотношение дефицита (профицита) в абсолютном выражении к сумме расходов бюджета:
(2)
– как отношение дефицита (профицита) в абсолютном выражении к валовому региональному продукту:
(3)
где ВРП – валовой региональный продукт.
На основе сопоставления дефицита бюджета с объемом ВРП можно сделать вывод о состоянии финансового положения региона. Если данный показатель не превышает 3%, финансовое положение считается нормальным.
Отметим, что и дефицит, и профицит бюджета не способствуют стабилизации финансовой системы. При дефиците не реализуются в полном объеме задачи социально-экономического развития субъекта Федерации, при профиците – «замораживаются» финансовые ресурсы, нарастает социальная напряженность в обществе, отсутствует контроль за расходованием средств.
Сбалансированность бюджета должна осуществляться не по принципу «расходы по доходам», а от ведущей роли расходов по отношению к доходам: следует не сокращать расходы, особенно на социально значимые отрасли, а изыскивать дополнительные доходы на основе легализации теневого сектора, повышения собственных доходов, оптимизации федеральной финансовой помощи субъектам РФ [8, c.5].
В целом, необходимо отметить, что показатель сбалансированности бюджета не может в полной мере отражать устойчивость региональной финансовой системы в силу того, что это статический показатель, фиксирующий состояние бюджета на определенном временном отрезке, но не в перспективе с учетом долговременной финансовой стратегии развития региона.