Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:43, контрольная работа
Целью работы является статистическое изучение современного состояния региональных бюджетов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты статистики региональных бюджетов: основные понятия, показатели и задачи их статистического исследования;
провести статистический анализ формирования доходной базы и направлений расходования средств областного бюджета Оренбургской области за 2009 – 2011 гг.; исследовать основные тенденции его развития, как в структуре, так и в динамике;
выполнить факторный анализ показателей регионального бюджета и построить прогн
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
1.1 Понятие и задачи статистического изучения регионального бюджета
1.2 Основные показатели статистики регионального бюджета
1.3 Система статистических показателей устойчивости региональных бюджетов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Устойчивость регионального бюджета не может быть охарактеризована только сбалансированностью в силу следующих причин:
1) сбалансированность
не выражается количественно,
это качественный принцип
2) сбалансированность
на этапе формирования бюджета
вследствие неэффективного
3) структура
и стоимостные показатели
4) сбалансированный бюджет не стимулирует органы власти к поиску дополнительных источников формирования доходов бюджета, увеличению финансовых ресурсов области [7, c.3].
Ограниченность характеристики «сбалансированность бюджета» обусловливает необходимость поиска иных показателей его устойчивости.
2. Показатели структуры доходов и расходов.
Структура бюджетов субъекта РФ анализируется на основе расчета удельного веса отдельных статей доходов или расходов в их общей сумме:
где Si – сумма доходов (расходов) по iй статье;
– сумма доходов (расходов) по всем статьям;
N – число статей доходов (расходов).
Относительные
показатели доходов и расходов регионального
бюджета позволяют сделать
3. Показатели динамики доходов и расходов.
Статистический анализ данных регионального бюджета предполагает исчисление темпов роста (сокращения) доходов (расходов) и их соотношение:
(5)
где Тдох. (расх) – темп роста (сокращения) доходов (расходов);
Sдох.1 (расх.1) – сумма доходов (расходов) анализируемого периода;
Sдох.0 (расх.0) – сумма доходов (расходов) предыдущего периода, в качестве которого может быть выбран некоторый базовый период (при базисном темпе роста) или предшествующий период (при цепном темпе).
где К4 – соотношение темпов роста (сокращения) доходов и расходов.
Аналитические показатели динамики доходов и расходов бюджета необходимо рассчитывать как по каждой статье, так и по группам доходов (расходов) и в целом по всем доходам (расходам).
При статистическом
анализе бюджета региона
где ТК1 – темп роста (сокращения) дефицита (профицита) бюджета;
– дефицит бюджета (%) в анализируемом периоде;
– дефицит бюджета (%) в предыдущем периоде (базисном или предшествующем).
Подчеркнем,
что в формуле (7) дефицит бюджета
задан не абсолютным стоимостным, а
относительным показателем, поскольку
изменение устойчивости характеризуется
не абсолютным изменением дефицита, а
сокращением удельного веса недостающих
доходов в общей сумме
Расчет темпа сокращения дефицита должен сопровождаться анализом причин возникновения дефицита, сравнением их с причинами дефицита предшествующих периодов, поиском возможностей покрытия дефицита в будущем.
4. Показатели динамики структуры доходов и расходов.
Наличие данных о структуре доходов (расходов) бюджета дает возможность сделать выводы о структурных сдвигах в составе доходной (расходной) части регионального бюджета. Изменение удельного веса отдельных статей доходов (расходов), т. е. динамика структуры фонда денежных средств субъектов РФ определяется по формуле:
(8)
где – доля доходов (расходов) i го вида в анализируемом периоде;
– доля доходов (расходов) i –го вида в предыдущем периоде (базисном или предшествующем) [19, c.37].
5. Показатели тенденции развития.
В качестве
показателей, отражающих общую тенденцию
изменения устойчивости элементов
регионального бюджета, могут использоваться
среднегодовые темпы роста
(9)
где – среднегодовой темп роста доходов;
Sдох.п – сумма доходов за последний (пй) анализируемый год;
Sдох.0 – сумма доходов за базисный год в анализируемом периоде;
п – число лет в анализируемом периоде,
или:
(10)
где – цепные темпы роста доходов.
Значение среднегодового темпа роста доходов, превышающее 1, свидетельствует о стабильном росте финансовых ресурсов региона.
Сбалансированная финансовая система должна иметь пропорциональный рост доходов и расходов, отсюда имеет смысл расчет среднегодового соотношения темпов роста доходов и расходов за период, по которому выявляются тенденции:
(11)
где – соотношение темпов роста доходов и расходов по годам анализируемого периода.
Чем ближе значение этого показателя к единице, тем устойчивее финансовая система.
О тенденциях в отношении устойчивости бюджета региона при наличии дефицита за длительный период может свидетельствовать среднегодовой темп сокращения дефицита:
(12)
где – среднегодовой темп сокращения дефицита;
К1п – относительный дефицит бюджета в последний год анализируемого периода;
К10 – относительный дефицит в первый год анализируемого периода;
п – число лет в анализируемом периоде [11, c.18].
6. Показатели
исполнения регионального
Показатели исполнения бюджета субъекта РФ могут быть представлены в абсолютном (формула 13) и относительном (формула 14) выражении:
(13)
где ∆Si – абсолютное исполнение бюджета по iи статье;
– фактическая сумма доходов (расходов) по iи статье;
– планируемая сумма доходов (расходов) по iй статье.
(14)
где К5 – процент исполнения бюджета по iй статье [9, c.4].
Предполагаемая система показателей оценки устойчивости бюджета региона может использоваться как на стадии прогноза бюджета, так и на этапе использования денежных фондов.
Формулы расчета системы показателей мониторинга устойчивости регионального бюджета с дифференциацией по группам (соотношение расходов и доходов, показатели структуры, динамики, тенденции развития, исполнения бюджетов) представлены в таблице В.1. приложения В.
В целом, статистическое изучение устойчивости региональной финансовой системы в оперативном и постоянном режиме позволит своевременно выявлять возникающие диспропорции в доходах и расходах бюджета региона и принимать меры по их устранению или сглаживанию.
статистический региональный бюджет д
оход
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение основных показателей
регионального бюджета, определяющих
содержание и направленность фискальной
и бюджетной политики, является одним
из важнейших направлений
В процессе написания курсовой работы было установлено, что региональные бюджеты формируют основу финансовой базы органов власти субъектов РФ. В иерархически построенной бюджетной системе РФ региональные бюджеты занимают промежуточное положение.
Содержание регионального
Построение
регионального бюджета
Основными показателями статистики
бюджета являются доходы и расходы.
Доходы регионального бюджета
С целью обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней для проведения эффективного статистического анализа применяется Бюджетная классификация доходов и расходов.
В процессе
статистического изучения устойчивости
регионального бюджета
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ