Статистика региональных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:43, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является статистическое изучение современного состояния региональных бюджетов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты статистики региональных бюджетов: основные понятия, показатели и задачи их статистического исследования;
провести статистический анализ формирования доходной базы и направлений расходования средств областного бюджета Оренбургской области за 2009 – 2011 гг.; исследовать основные тенденции его развития, как в структуре, так и в динамике;
выполнить факторный анализ показателей регионального бюджета и построить прогн

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
1.1 Понятие и задачи статистического изучения регионального бюджета
1.2 Основные показатели статистики регионального бюджета
1.3 Система статистических показателей устойчивости региональных бюджетов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

без анализа контр.регион.стат.docx

— 168.26 Кб (Скачать файл)

Устойчивость  регионального бюджета не может  быть охарактеризована только сбалансированностью  в силу следующих причин:

1) сбалансированность  не выражается количественно,  это качественный принцип полного  покрытия расходов доходами бюджета; 

2) сбалансированность  на этапе формирования бюджета  вследствие неэффективного управления  финансами органами власти субъекта  РФ может привести к неисполнению  бюджета: данная ситуация не  является следствием неустойчивости  бюджета, это результат непрофессионализма  властных структур;

3) структура  и стоимостные показатели сбалансированного  бюджета текущего периода не  могут являться точным и объективным  ориентиром на последующие периоды,  поскольку меняются внешние и  внутренние факторы, влияющие  на финансовую ситуацию в регионе:  темпы инфляции, ставки рефинансирования, спад (подъем) производства, безработица  и т.д.;

4) сбалансированный  бюджет не стимулирует органы  власти к поиску   дополнительных источников формирования доходов бюджета, увеличению  финансовых ресурсов области [7, c.3].

Ограниченность  характеристики «сбалансированность  бюджета» обусловливает необходимость  поиска иных показателей его устойчивости.

2. Показатели  структуры доходов и расходов.

Структура бюджетов субъекта РФ анализируется  на основе расчета удельного веса отдельных статей доходов или  расходов в их общей сумме:

 

                                  (4)

 

где  Si – сумма доходов (расходов) по iй статье;

    – сумма доходов (расходов) по всем статьям;

     N – число статей доходов (расходов).

Относительные показатели доходов и расходов регионального  бюджета позволяют сделать вывод  о самых значимых источниках пополнения бюджета и о приоритетных направлениях расходования бюджетных средств. Кроме  того, данные показатели обеспечивают сопоставимость в динамике абсолютных показателей бюджета в рамках одной классификации [12, c.49].

3. Показатели  динамики доходов и расходов.

Статистический  анализ данных регионального бюджета  предполагает исчисление темпов роста (сокращения) доходов (расходов) и их соотношение:

 

                     (5)

 

где Тдох. (расх) – темп роста (сокращения) доходов (расходов);

    Sдох.1 (расх.1) – сумма доходов (расходов) анализируемого периода;

    Sдох.0 (расх.0) – сумма доходов (расходов) предыдущего периода, в качестве которого может быть выбран некоторый базовый период (при базисном темпе роста) или предшествующий период (при цепном темпе).

 

                                 (6)

 

где К4 – соотношение темпов роста (сокращения) доходов и расходов.

Аналитические показатели динамики доходов и расходов бюджета необходимо рассчитывать как  по каждой статье, так и по группам  доходов (расходов) и в целом по всем доходам (расходам).

При статистическом анализе бюджета региона целесообразным представляется расчет темпов роста (сокращения) дефицита (профицита) бюджета:

 

                                 (7)

 

где  ТК1 – темп роста (сокращения) дефицита (профицита) бюджета;

    – дефицит бюджета (%) в анализируемом периоде;

     – дефицит бюджета (%) в предыдущем периоде (базисном или предшествующем).

Подчеркнем, что в формуле (7) дефицит бюджета  задан не абсолютным стоимостным, а  относительным показателем, поскольку  изменение устойчивости характеризуется  не абсолютным изменением дефицита, а  сокращением удельного веса недостающих  доходов в общей сумме бюджетных  расходов [8].

Расчет  темпа сокращения дефицита должен сопровождаться анализом причин возникновения дефицита, сравнением их с причинами дефицита предшествующих периодов, поиском возможностей покрытия дефицита в будущем.

4. Показатели  динамики структуры доходов и  расходов.

Наличие данных о структуре доходов (расходов) бюджета дает возможность сделать  выводы о структурных сдвигах  в составе доходной (расходной) части  регионального бюджета. Изменение  удельного веса отдельных статей доходов (расходов), т. е. динамика структуры  фонда денежных средств субъектов  РФ определяется по формуле:

 

                             (8)

 

где – доля доходов (расходов) i го вида в анализируемом периоде;

– доля доходов (расходов) i –го вида в предыдущем периоде (базисном или предшествующем) [19, c.37].

5. Показатели  тенденции развития.

В качестве показателей, отражающих общую тенденцию  изменения устойчивости элементов  регионального бюджета, могут использоваться среднегодовые темпы роста доходов  за достаточно длительный период времени:

 

                           (9)

 

где  – среднегодовой темп роста доходов;

    Sдох.п – сумма доходов за последний (пй) анализируемый год;

    Sдох.0 – сумма доходов за базисный год в анализируемом периоде;

    п – число лет в анализируемом периоде,

или:

            (10)

 

где – цепные темпы роста доходов.

Значение  среднегодового темпа роста доходов, превышающее 1, свидетельствует о  стабильном росте финансовых ресурсов региона.

Сбалансированная  финансовая система должна иметь  пропорциональный рост доходов и  расходов, отсюда имеет смысл расчет среднегодового соотношения темпов роста доходов и расходов за период, по которому выявляются тенденции:

 

                  (11)

 

где – соотношение темпов роста доходов и расходов по годам анализируемого периода.

Чем ближе  значение этого показателя к единице, тем устойчивее финансовая система.

О тенденциях в отношении устойчивости бюджета  региона при наличии дефицита за длительный период может свидетельствовать  среднегодовой темп сокращения дефицита:

 

                      (12)

 

где – среднегодовой темп сокращения дефицита;

    К1п – относительный дефицит бюджета в последний год анализируемого периода;

   К10 – относительный дефицит в первый год анализируемого периода;

п – число лет в анализируемом периоде [11, c.18].

6. Показатели  исполнения регионального бюджета

Показатели  исполнения бюджета субъекта РФ могут  быть представлены в абсолютном (формула 13) и относительном (формула 14) выражении:

 

                       (13)

 

где   ∆Si – абсолютное исполнение бюджета по iи статье;

     – фактическая сумма доходов (расходов) по iи статье;

      – планируемая сумма доходов (расходов) по iй статье.

 

                             (14)

 

где   К5 – процент исполнения бюджета по iй статье [9, c.4].

Предполагаемая  система показателей оценки устойчивости бюджета региона может использоваться как на стадии прогноза бюджета, так и на этапе использования денежных фондов.

Формулы расчета системы показателей мониторинга устойчивости регионального бюджета с дифференциацией по группам (соотношение расходов и доходов, показатели структуры, динамики, тенденции развития, исполнения бюджетов) представлены в таблице В.1. приложения В.

В целом, статистическое изучение устойчивости региональной финансовой системы в  оперативном и постоянном режиме позволит своевременно выявлять возникающие  диспропорции в доходах и расходах бюджета региона и принимать  меры по их устранению или сглаживанию.

статистический региональный бюджет д

оход

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение основных показателей  регионального бюджета, определяющих содержание и направленность фискальной и бюджетной политики, является одним  из важнейших направлений статистики. Статистическое исследование бюджета  направлено как на удовлетворение потребностей органов управления и контроля по повышению эффективности и качества управления бюджетом, так и на интересы общественности в целях повышения  информативности.

В процессе написания курсовой работы было установлено, что региональные бюджеты формируют  основу финансовой базы органов власти субъектов РФ. В иерархически построенной  бюджетной системе РФ региональные бюджеты занимают промежуточное  положение.

Содержание регионального бюджета  необходимо раскрывать с различных  позиций. Региональный бюджет  это  финансовая категория; фонд денежных средств (бюджет в материальном смысле); плановый документ, отражающий конкретные доходы и расходы, относящиеся к компетенции  органов власти данного уровня (бюджет как правовая категория).

Построение  регионального бюджета основывается на принципе самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов; эффективности и экономности использования бюджетных средств; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Основными показателями статистики бюджета являются доходы и расходы. Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных  перечислений. Формирование расходов бюджетов субъектов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством  РФ разграничением полномочий между  уровнями власти.

С целью  обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней для проведения эффективного статистического анализа применяется Бюджетная классификация доходов и расходов.

В процессе статистического изучения устойчивости регионального бюджета целесообразно  использовать такие группы показателей, как показатели соотношения расходов и доходов, показатели структуры, динамики, тенденции развития, исполнения бюджетов. Применение обоснованной методики анализа  бюджетных показателей позволит выявить резервы при составлении  бюджета и разработать рекомендации по обеспечению своевременного и  полного финансирования расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бюджетный кодекс Российской федерации от 31.07.1998 N 145 ФЗ (ред. от 02.02.2006): [принят ГД ФС РФ 17.07.1998] // СПС КонсультантПлюс.
  2. Закон Орловской области от 06.04.2006 N 398ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2005 год" [принят ООСНД 26.03.2006] // СПС КонсультантПлюс.
  3. Закон Орловской области от 21.04.2007 N 512ОЗ " Об исполнении областного бюджета за 2006 год " [принят ООСНД 1.04.2007] // СПС КонсультантПлюс.
  4. Закон Орловской области от 12.05.2006 N 594ОЗ " Об исполнении областного бюджета за 2007 год " [принят ООСНД 5.05.2006] // СПС КонсультантПлюс.
  5. Федеральный закон от 15.08.1996 N 115ФЗ (ред. от 22.12.2007) "О Бюджетной классификации Российской Федерации" [принят ГД ФС РФ 07.06.1996] // СПС КонсультантПлюс.
  6. Горячева И.П. Методологические основы организации статистики государственных финансов / И.П. Горячева, Л.Н. Кобринская // Вопросы статистики.2007.N 8.  С. 79.
  7. Едронова, В.Н. Особенности оценки финансовых результатов и финансового состояния субъектов бюджетирования / В.Н. Едронова, М.В. Шахватова // Экономический анализ: теория и практика.2006.N 13.  С. 29.
  8. Ендронова, В.Н., Кавинов, А.А. Система показателей мониторинга устойчивости региональной финансовой системы / В.Н. Ендронова, А.А. Кавинов // Финансы и кредит. – 2007.  №19. – С.411.
  9. Зырянова, Т.В., Даниленко Н.И. Методика анализа исполнения региональных и местных бюджетов / Т.В. Зырянова, Н.И. Даниленко // Экономический анализ: теория и практика. – 2007.  №14. – С.26.
  10. Ивановский Л.В. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований / Л.В. Ивановский, А.Я. Чукалкин, А.А. Мазур // Финансы.2007.N 12.  С. 1416.
  11. Лапушинская, Г.К. Метод анализа территориальных бюджетов / Г.К. Лапушинская Г.К. // Финансы.2001.N9.С.1820.
  12. Мамий, Е.А. Анализ регионального бюджета: теория и практика / Е.А. Мамий // Региональная экономика: теория и практика.2007.N 12.  С. 4751.
  13. Мелкумов, Я.С. Социально-экономическая статистика: Учебно-методическое пособие. – М.: Издво ИМПЭПАБЛИШ. – 2006. – 200с.
  14. Региональная статистика: Учебник // Под ред. В.М. Рябцева, Г.И. Чудилина. – М.: «МИД». – 2001. – 380с.
  15. Социально-экономическое положение Орловской области за 20052007гг. // Аналитический доклад. – Орел: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, 2006 г.
  16. Ставцева, Л.И. Бюджетный момент / Ставцева Л.И. // Орловская правда. 2006.  № 27. – С.2.
  17. Ставцева, Л.И. Социальная направленность бюджета / Ставцева Л.И. // Орловская правда. 2006.  № 6. – С.3.
  18. Суркова, Т.И. Факторный анализ показателей исполнения бюджета и макроэкономических прогнозов / Т.И. Суркова// Финансы.2002.N6.С.5760.
  19. Ушвицкий, Л. И. Формирование механизма обеспечения устойчивой бюджетной системы региона / Л.И. Ушвицкий, Н.К. Васильева, М.Л. Ушвицкий // Региональная экономика: теория и практика.2007.N 10.  С. 3539.
  20. Финансовая статистика: Учеб. пособие / Под ред. Т.В. Тимофеева, А.А. Снатенкова. – М.: Финансы и статистика. – 2006. – 480с.
  21. Харченко, Л.П. Статистика: Учеб. пособие / Под ред. Л.П. Харченко. – М.: Финансы и статистика. – 2006. – 384c.
  22. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРАМ. – 2002. – 480с.
  23. Яшин, С.Н. Некоторые аспекты анализа бюджетного потенциала территорий / С.Н. Яшин // Финансы и кредит.2005.N5.С.3544.
  24. www.gks.ru

Информация о работе Статистика региональных бюджетов