Статистика серого импорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в курсовой работе занимает рассмотрение механизма борьбы таможенных органов с «серым» импортом, причины его возникновения, а так же анализ объема «серого» импорта по реальным статистическим данным Федеральной таможенной службы. Несмотря на несовершенство таможенного законодательства, из-за нововведений, в связи с вступлением России в Таможенный союз и ВТО таможенные органы эффективно справляются с уменьшением доли «серого» импорта, за счет модернизации технологий (интернет-декларирование, система управления рисками, зеркальная статистика и т. д.).

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы статистики «серого» импорта
Понятие «серого» импорта…………………………………………………...4
Меры по выявлению «серого» импорта и борьбе с ним…………………..5
Таможенная статистика как показатель «серого» импорта………………11
Динамика «серого» импорта в РФ в январе-сентябре 2011-2012 г………12

Глава II. Практическая часть.
2.1 Средние величины и показатели вариации……………………………...…15
2.2 Анализ ряда динамики……………………………………………………....20

Заключение…………………………………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

КР по Статистике серого импорта.docx

— 177.12 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию РФ

 «Нижегородский  государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Финансовый  факультет

Дневное отделение

Специальность «Таможенное дело»

 

 

            Курсовая работа

По дисциплине: таможенная статистика

На тему:

«Статистика «серого» импорта»

 

 

Выполнила: студентка дневного отделения 3 курса группа 13311

Шкляева Яна Игоревна

Проверил: кандидат

экономических наук Чалиев Александр Александрович 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012 г.

Содержание:

Введение............................................................................................................3

Глава I. Теоретические  основы статистики «серого» импорта

    1. Понятие «серого» импорта…………………………………………………...4
    2. Меры по выявлению «серого» импорта и борьбе  с ним…………………..5
    3. Таможенная статистика как показатель «серого» импорта………………11
    4. Динамика «серого» импорта в РФ в январе-сентябре 2011-2012 г………12

 

Глава II. Практическая часть.

2.1 Средние величины и  показатели вариации……………………………...…15

2.2 Анализ ряда динамики……………………………………………………....20

 

Заключение…………………………………………………………………………………………….24

Список  литературы………………………………………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Современная таможенный контроль представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Тема «Статистика «серого» импорта» очень актуальна, так как таможенные органы контролируют непосредственно импорт товара, а «серый» импорт является его неотъемлемой частью.

«Серый» импорт заключается  в том, что товар ввезен в страну и растаможен  с явными нарушениями ТК ТС, в частности недостоверным декларированием, с целью уменьшить таможенные платежи.

Эффективное функционирование таможенных органов - необходимое условие для снижения доли «серого» импорта, что объективно определяет ключевую роль ФТС в обеспечении соблюдения таможенного законодательства и пресечения нарушений.

Центральное место в курсовой работе занимает рассмотрение механизма  борьбы таможенных органов с «серым» импортом, причины его возникновения, а так же анализ объема «серого» импорта по реальным статистическим данным Федеральной таможенной службы.

Несмотря на несовершенство таможенного законодательства, из-за нововведений, в связи с вступлением России в Таможенный союз и ВТО таможенные органы эффективно справляются с уменьшением доли «серого» импорта, за счет модернизации технологий (интернет-декларирование, система управления рисками, зеркальная статистика и т. д.).

Это доказывает, что таможенные органы способствуют интеграции  экономических интересов России и зарубежных стран. Странам-экспортерам, выгодно продавать свои товары официально, получая с них большую прибыль, а Россия улучшает свое положение на мировом финансовом рынке, и увеличивает свой бюджет за счет поступления полноценной уплаты таможенных платежей.

 

 

Глава I. Теоретические  основы статистики «серого» импорта.

    1. Понятие «серого» импорта.

 

Импорт товаров в Россию осуществляется по 3 схемам:

  1. «Белой» – абсолютно легально, соответствуя требованиям ФТС;
  2. «Черной» – нелегально (контрабанда);
  3. «Серой» (полулегально) – условное название большого спектра технологий, существенно различающихся по степени и формам отклонения практики от нормативных требований.[1]

«Серый» импорт - товары, которые провозятся в страну с занижением тарифных платежей за счет недостоверного декларирования. Серый импорт с точки зрения Таможенного и Уголовного кодексов - это та же контрабанда, закамуфлированная под легальный ввоз товара.[2]

«Серый» импорт заключается  в том, что товар ввезен в страну и растаможен  с явными нарушениями ТК ТС (Таможенного Кодекса Таможенного союза). Качество изделия сомнительно, так как в большинстве случаев товар не имеет гарантийного талона, дающего потребителю право на сервисное обслуживание. При использовании торговцами и конечными потребителями  дифференциации цен между разными странами возникает «Серый» импорт, при этом искусственно занижается таможенная оценка товара, уменьшается налогооблагаемая база и вместе с ней – себестоимость товара. В основном цель достигается за счет снижения таможенных сборов, путем предоставления недостоверной информации в декларации о количестве ввозимого товара, цене или таможенном коде.

Конечно, у появления "серых" схем есть свои предпосылки. Главная  из них - несбалансированность ценовой  политики производителей на различных  локальных рынках сбыта. Поэтому  у поставщика возникает искушение привезти "серый" товар, чтобы увеличить норму прибыли, продав его по ценам, сложившимся на внутреннем рынке. Многообразие этих схем дает возможность быстро приспосабливаться к новациям таможенного контроля.

В осуществлении как «серых», так и «черных» схем, как правило, задействуются следующие участники:

  1. Продавец товара – это чаще всего крупная зарубежная компания, которая может и не знать, что сделка осуществляется с нарушением закона;
  2. Российский банк, обеспечивающий перевод необходимой суммы для закупки товара;
  3. Компания, закупающая товар и зарегистрированная, как правило, в оффшоре;
  4. «Черный брокер», имеющий «окно» на таможне;
  5. Несколько фирм-однодневок и конечный покупатель, дистрибьютор продукции.

Вся эта цепочка по закону несет ответственность за нарушение  таможенного режима.[3]

 

 

    1. Меры по выявлению «серого» импорта и борьбе  с ним.

 

«Зеркальная» статистика.

Чтобы оценить качество данных об импорте, одним из основных методов являются так называемые "зеркальные" сопоставления, которые и позволяют вычислить его теневую составляющую. Зеркальна статистика - это сопоставление данных об импорте с соответствующей встречной информацией стран-партнеров. Такой подход позволяет оценивать каждый отдельный поток с двух точек зрения: со стороны отправителя груза и со стороны его получателя. При этом предполагается, что оценки импортера и экспортера должны быть близки. «Правомерность такого подхода обуславливается единством международных правил составления таможенной статистики, независимостью составителей друг от друга, доступностью сводной информации из официальных источников государств и международных организаций. В качестве источника данных зеркальной статистики используются публикации Международного валютного фонда, аккумулирующие сведения о внешнеторговых операциях всех стран - членов МВФ».[4]

Проблема несоответствия информации о товарных потоках существует на практике и имеет многоотраслевой характер. Специалисты в области составления платежного баланса, таможенного контроля, и налогово-бюджетной сферы совместно занимаются этой проблемой, в рамках соответствующих двусторонних межправительственных соглашений.

Типы расхождений можно представить тремя основными блоками: методологические, технические и ассоциируемые с умышленным искажением декларируемых сведений.

Умышленное искажение  данных состоит, как правило, в использовании  импортерами целого ряда схем по недостоверному декларированию сведений о ценах, количестве, стране происхождения, номенклатуре ввозимых изделий. В целом анализ показывает, что искажение данных играет превалирующую роль, так как большинство участников ВЭД считают «серую» схему таможенного оформления наиболее оптимальной и выгодной. Она позволяет экономить деньги (на таможенных платежах и пошлинах, оплате грамотного специалиста по ВЭД, дополнительных расходах, связанных с выгрузкой и хранением, простоем автомашины) и время (на согласовании вида и перечня документов с таможенными органами, транспортными компаниями, поставщиками, самой процедуре таможенного оформления).

Многие компании не осознают, что «белый» импорт для них  может оказаться более удобным и выгодным, так как:

·  при полной оплате таможенных сборов можно сэкономить на стоимости услуг таможенного брокера (при оформлении «серого» товара брокер берет деньги не только за свои услуги, но и за риск);

·  при правильном оформлении товаросопроводительных документов можно сэкономить на непредвиденных расходах в пути;

·  упростится таможенное оформление грузов;

·  статус добросовестного импортера крайне полезен, а долголетняя репутация «белой» фирмы даст шанс получить освобождение от рисков совершенно бесплатно;

·  импортер получает большую стабильность.

·  «белой компании» легче получать кредитные ресурсы

По сугубо экономическим  причинам стоит опасаться недостоверного декларирования товаров из-за: введения системы управления рисками, сводок контрольных показателей и, как  следствие, корректировки таможенной стоимости.

 

Система управления рисками.

Внедрение автоматизированной Системы управления рисками (СУР) в таможенную практику помогло значительно сократить долю «серого» импорта в РФ. В Системе управления рисками действует принцип выборочности (т. е. предполагается не тотальный контроль товаров, а сосредоточение только на рисковых партиях) Автоматизированное выявление профилей риска – одна из самых важных задач автоматизации Системы управления рисками. За время работы СУР, количество проводимых досмотров сокращается, а эффективность таможенных досмотров значительно увеличивается. «За I полугодие 2012 года, по результатам работы СУР, одним из наиболее распространенных выявленных нарушений является недостоверное декларирование товаров – 319 дел или 11,9%».[5]

 

Вступление  России в ВТО.

В России действовал территориальный принцип борьбы с «серым» импортом. Активная борьба началась в начале 21 века, путем внесения изменений в Закон «О товарных знаках». Вплоть до декабря 2002 года в статье 23 об исчерпании прав правообладателя не содержался принцип ограничения территориальности применения закона. Текст документа звучал следующим образом: «Регистрация товарного знака не дает право его владельцу запретить использование этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия».[6] Но в декабре 2002 года в статью добавили всего несколько слов – «на территории Российской Федерации», – и суть документа изменилась. Фактически Россия изменила принцип с международного на территориальный.

По территориальному принципу предполагалось, что любое юридическое или физическое лицо, въезжая на территорию РФ, должно иметь при себе документ, который подтверждает, что правообладатель разрешил ему ввести указанный товар в Россию. Но из-за активной борьбы правообладателей с «серым» импортом частные лица просто не могли получать разрешения на ввоз покупок в разовом порядке, а только юридические лица, декларирующие и ввозящие на территорию страны товары для продажи.

Переломить ситуацию можно было, только изменив принцип борьбы с «серым» импортом, заложенный в 4-й части ГК РФ. Сегодня уже и Федеральная антимонопольная служба говорит о том, что России необходимо было перейти на международный принцип, и присоединение к ВТО – было оптимальным поводом сделать это. Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации вступил в силу в среду, 22 августа 2012 года. 
После вступления России в организацию новый принцип начал действовать с момента его принятия.

А до этого момента стоимость многих товаров в нашей стране была в два–три раза дороже, чем в других странах, потому что государство позволяло правообладателю устанавливать такие цены, борясь с «серым» импортом.

 

Электронное декларирование.

Электронное декларирование - проведение удаленной процедуры таможенного оформления товаров и транспортных средств, в ходе которой производится представление таможенной декларации и прилагаемых документов в формализованном виде по сети Интернет удаленным способом с рабочего места декларанта на рабочее место таможенного инспектора. Это предоставляет значительные преимущества участникам ВЭД: отказ от бумажных документов; упрощение таможенных формальностей и максимальное сокращение необходимости личного контакта с инспектором; протоколирование при электронном декларировании всех действий, как декларанта, так и таможенного инспектора, что позволяет обеспечить строгое соблюдение сроков принятия и выпуска таможенной декларации. 

Электронное декларирование - одно из важнейших требований для внедрения рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли, так как представление предварительной информации, базируется на мировых стандартах и рекомендациях Всемирной таможенной организации. Целью внедрение электронного декларирования в таможенную систему РФ является ускорение товарооборота, борьба с недостоверным декларированием и коррупцией, повышение прозрачности таможенных процедур. Это способствует сокращению расхождений статистических данных между Российской Федерацией и странами-контрагентами и повышает эффективность борьбы с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости. 

Оптимизация таможенных процедур, повышение их прозрачности способствует налаживанию электронного документооборота, созданию благоприятных  условий внешнеэкономической деятельности, а также оказывает влияние на темпы роста экономического развития и активность в сфере бизнеса, что способствует дальнейшему сокращению издержек, связанных с осуществлением внешнеторговых сделок, а, следовательно, и сокращению «серого» импорта.

Информация о работе Статистика серого импорта