Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:49, курсовая работа
Центральное место в курсовой работе занимает рассмотрение механизма борьбы таможенных органов с «серым» импортом, причины его возникновения, а так же анализ объема «серого» импорта по реальным статистическим данным Федеральной таможенной службы. Несмотря на несовершенство таможенного законодательства, из-за нововведений, в связи с вступлением России в Таможенный союз и ВТО таможенные органы эффективно справляются с уменьшением доли «серого» импорта, за счет модернизации технологий (интернет-декларирование, система управления рисками, зеркальная статистика и т. д.).
Введение............................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы статистики «серого» импорта
Понятие «серого» импорта…………………………………………………...4
Меры по выявлению «серого» импорта и борьбе с ним…………………..5
Таможенная статистика как показатель «серого» импорта………………11
Динамика «серого» импорта в РФ в январе-сентябре 2011-2012 г………12
Глава II. Практическая часть.
2.1 Средние величины и показатели вариации……………………………...…15
2.2 Анализ ряда динамики……………………………………………………....20
Заключение…………………………………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………………………..25
Ответственность за недостоверное декларирование.
Наиболее распространенной
формой нарушения является заведомо
неправильное заполнение таможенной декларации.
Декларация не является таможенным документом,
пока она не подписана представителем
таможни.
Следовательно, неправильное заполнение
декларации является лишь попыткой скрыть
от таможенного контроля провозимые товары и
влечет за собой ответственность по признаку
«недостоверное декларирование». Если
же таможенная декларация после ее заполнения
была подписана таможенным работником,
она становится документом, исходящим
от таможенного учреждения, и внесение
в нее каких-либо дополнений после этого
и использование для перемещения предметов
через таможенную границу должно рассматриваться
как обманное использование таможенных
документов.
Правонарушение может быть выявлено как на стадии проведения таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, так и в ходе контроля после выпуска товаров, в том числе по результатам проведенной таможенной ревизии.
Часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ наиболее часто применяется сотрудниками таможенных органов и предусматривает ответственность за заявление при декларировании товаров и транспортных средств недостоверных, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. В ходе административного расследования по делу об АП возможно изъятие товара, а также возможно наложение ареста на товары и транспортные средства, явившиеся предметом АП.
Если недостоверное декларирование
расценивается, как административное
правонарушение, то наложение штрафа на
граждан и юридических лиц в размере от
одной второй до двукратной суммы неуплаченных
таможенных пошлин, налогов с конфискацией
товаров и (или) транспортных средств или
без таковой; на должностных лиц - от ста
до двухсот минимальных размеров оплаты
труда.[7]
Если товар расценивается таможенными
органами как контрабанда: уголовная ответственность
составляет вплоть до 5 лет лишения свободы,
товар же в этом случае конфискуется.
Даже если импортеру удалось
доказать стоимость груза и товар
был выпущен из таможни, «спать спокойно»
ему все же не придется.
В соответствии с Таможенным кодексом
(ТК) сотрудники таможенной инспекции
имеют право в течение года после выпуска
товара в свободное обращение проверить
легальность его ввоза. То есть, таможенный
инспектор может прийти в любую фирму,
торгующую импортной продукцией, и проверить
достоверность коммерческих документов
на товар, его маркировку, спецзнаки и
т. п. Если обнаружится, что маркировки
нет, либо она поддельная, либо в документах
сведения о выпуске товаров таможенными
органами недостоверны или отсутствуют,
продукция арестовывается или изымается.
В условиях реального рынка формула «импорт + внутреннее производство – экспорт» не соответствует действительным данным, так как импорт, представляющий собой учётный показатель официальной таможенной статистики, включает в себя «белый» и «серый» импорт.
Способы определения "серого» импорта:
1) «непрямой» канал поставки (доставка товара через страны-посредники). Причины: снижение реальной закупочной стоимости и экономия на таможенных платежах; исключение ввозимого товара из перечня контролируемых по стране происхождения товаров и избежание корректировки таможенной стоимости.
2) Подозрительная компания без официальных данных и финансовой отчетности.
3) Контрактная цена значительно отличается от розничной на аналогичные товары на российском рынке более чем в 2-3 раза.
4) товар известного производителя, отражается в таможенной статистике под не соответствующим данной номенклатуре кодом ТН ВЭД или содержит описание, отличное от опубликованного производителем. Цель подобной операции: ввоз под более низкую ставку импортной пошлины или попытка избежать применения к ввозимому товару мер нетарифного регулирования.
Доля «серого» импорта, который
не учтен в официальной
В период с 1997 г. по 2004 г. доля «серого» импорта РФ находилась на уровне 30-40%. Затем он пошел на спад. Это можно связать с темпами экономического развития РФ (в период спада ВВП доля «серого» импорта, снижалась и увеличивалась при ускорении темпов роста ВВП). Но начиная с 2005 г. в результате повышения эффективности борьбы с контрабандой и занижением стоимости декларируемых товаров связь «серого» импорта с темпами экономического развития ослабла. Как показывают результаты расчетов, снижение доли «серого» импорта с тех пор приобрело устойчивость.
По итогам 2009 г., в условиях кризиса, доля «серого» импорта была на максимально низкой отметке. Но по мере восстановления темпов экономического развития, масштабы «серого» импорта опять увеличиваются.
Согласно официальной статистике Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции ущерб от реализации «серого» импорта составил более 861 млн. руб. в 2011 г., а за 9 месяцев 2012г. - 360 млн. руб. Большая часть контрафакта поступает в Россию из стран Юго-Восточной Азии, в частности из Китая.
Начальник ГУЭБиП Денис Сугробов рассказал, что уровень контрафактной продукции на рынке разнится в зависимости от отрасли: "Если посмотреть по сферам экономики, то по промышленности и по продовольственным товарам контрафакт составляет примерно 15-17%, в текстильной и легкой промышленности доля контрафактной продукции доходит до 30%, в сфере производства парфюмерно-косметических товаров, обуви, одежды, предметов бытовой химии, продуктов питания, чая, кофе, кондитерских изделий доля на рынке - также от 15% до 20%".[9]
Данные о статистике внешней торговли предоставляют Центробанк и Федеральная таможенная служба (ФТС). Оценки ЦБ подготовлены в соответствии с методологией платежного баланса и несколько отличаются от оценок ФТС. В статистике ЦБ не учитывается досчет на объем "серого" импорта. Следовательно, чтобы узнать динамику «серого» импорта, необходимо вычесть оценку ФТС из оценки ЦБ.
«Таблица динамики «серого» импорта в январе-сентябре 2011-2012 г. (в млн. $ США)».[10]
Данные ФТС |
данные ЦБ |
Объем "серого" импорта (данные ЦБ-данные ФТС) |
% объема "серого" импорта к общему объему импорта | |||||
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 | |
Январь |
14664,195 |
17928,436 |
16309 |
19219 |
1644,805 |
1290,564 |
11,216 |
7,198 |
Февраль |
20459,835 |
23561,159 |
21825 |
24793 |
1365,165 |
1231,841 |
6,672 |
5,228 |
Март |
26007,748 |
27069,406 |
26943 |
28574 |
935,252 |
1504,594 |
3,596 |
5,558 |
Апрель |
26047,953 |
24982,080 |
27116 |
26796 |
1068,047 |
1813,920 |
4,100 |
7,261 |
Май |
26940,689 |
26369,244 |
28177 |
28145 |
1236,311 |
1775,756 |
4,589 |
6,734 |
Июнь |
26417,928 |
25359,856 |
27745 |
26919 |
1327,072 |
1559,144 |
5,023 |
6,148 |
Июль |
26028,788 |
27921,744 |
27490 |
29594 |
1461,212 |
1672,257 |
5,614 |
5,989 |
Август |
28738,340 |
27725,718 |
30172 |
29414 |
1433,660 |
1688,282 |
4,989 |
6,089 |
Сентябрь |
26145,741 |
24892,157 |
27554 |
26916 |
1408,259 |
2023,843 |
5,386 |
8,130 |
Итого: |
221451,218 |
225809,799 |
233331 |
240370 |
11879,783 |
14560,201 |
5,365 |
6,448 |
По данным ЦБ и ФТС импорт товаров в 2012 г. значительно больше, чем в 2011 г. в январе и феврале и значительно меньше – в апреле и сентябре. В 2011 году заметен стабильный рост из месяца в месяц, за исключением последнего месяца, а в 2012 г. видны колебания. В итоге импорт 2012 г. превышает почти на 4500 млн. $. импорт предыдущего года.
Что касается «серого» импорта, его максимальное количество замечено в сентябре 2012 г. чуть больше 2000 млн. $. В марте, апреле и сентябре 2012 года «серый» импорт значительно больше, чем в предыдущем году. В среднем доля «серого» импорта составляет 6% от объема общего импорта. При этом максимальная доля составляет 11% в январе 2011 г., а минимальная - 3,5% в марте 2011 г. По сравнению с 2011 г., в 2012 г. суммарная доля «серого» импорта выросла на 1%.
Глава II. Практическая часть
«Таблица 1.1 динамика «серого» импорта в январе-сентябре 2011-2012 г. (в млн. $ США)».[11]
Объем "серого" импорта (данные ЦБ-данные ФТС) |
% объема "серого" импорта к общему объему импорта |
Темп роста "серого" импорта в 2012 г. к предыдущему году(%) | |||
2011 |
2012 |
2011 |
2012 | ||
Январь |
1644,805 |
1290,564 |
11,216 |
7,198 |
78,463 |
Февраль |
1365,165 |
1231,841 |
6,672 |
5,228 |
90,234 |
Март |
935,252 |
1504,594 |
3,596 |
5,558 |
160,876 |
Апрель |
1068,047 |
1813,920 |
4,100 |
7,261 |
169,835 |
Май |
1236,311 |
1775,756 |
4,589 |
6,734 |
143,633 |
Июнь |
1327,072 |
1559,144 |
5,023 |
6,148 |
117,488 |
Июль |
1461,212 |
1672,257 |
5,614 |
5,989 |
114,443 |
Август |
1433,660 |
1688,282 |
4,989 |
6,089 |
117,760 |
Сентябрь |
1408,259 |
2023,843 |
5,386 |
8,130 |
143,712 |
Итого: |
11879,783 |
14560,201 |
5,365 |
6,448 |
122,563 |
Темпы роста в 3 кварталах 2012 года, по сравнению с 2011 г., увеличились на 22,563 %, что может негативно отразиться на деятельности таможенных органов и государства в целом, так как при увеличении объема «серого» импорта уменьшаются таможенные платежи из-за недостоверного декларирования товаров.
2.1 Средние величины и показатели вариации.
Расчет средней арифметической.
Расчет средней величины объема «серого» импорта (в млн. $) осуществляется по формуле средней арифметической простой (данные из таблицы 1.1):
(млн. $) [12]
(млн. $) [12]
В среднем объем «серого» импорта составил 1319,976 млн. $ за 3 квартала 2011 г. и 1617,8 млн. $ за 3 квартала 2012 г. При этом средняя величина объема 2012 г. выше, в сравнении с 2011 г.
Расчет средней геометрической:
Для расчета средней геометрической применяются исходные данные по темпу роста объема «серого» импорта в 2012 г. к предыдущему году.
(млн. $) [12]
По сравнению с предыдущим годом, в 2012 г. средний темп роста за 3 квартала увеличился на 22,7%.
Показатели вариации.
Расчет абсолютных показателей вариации по таблице 1.1 будет рассматриваться по показателям объема «серого» импорта 2012 г. (млн. $), так как показатели они наиболее актуальны.
Абсолютные показатели вариации.
(млн. $) [13]
2) Среднее линейное отклонение:
(млн. $) [13]
В среднем величина объема «серого» импорта в 2012 г. в 3 кварталах по месяцам отклонялась на 196,679 млн. $.
3)Дисперсия отклонения и среднее квадратическое отклонение:
(млн. $) [13]
[13]
Среднее квадратическое отклонение по величине в реальных совокупностях всегда больше среднего линейного отклонения. Для нормального закона распределения отношение . , т.е. в изучаемой совокупности особо не наблюдается сильно отличающимися от основной массы объемы «серого» импорта.
Относительные показатели вариации.
[14]
2) Линейный коэффициент вариации:
[14]
3)Квадратический коэффициент вариации:
[14]