Статистика трудовых ресурсов (на примере ОАО «ПФМК»)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 10:14, курсовая работа
Описание работы
Цель работы: охарактеризовать трудовые ресурсы на предприятии. Исходя из цели, формируются задачи работы: 1. дать понятие трудовым ресурсам; 2. обозначить этапы развития трудовых ресурсов предприятий; 3. рассмотреть структуру трудовых ресурсов и их формирование.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. Теоретическая часть 5 1.1. Сущность трудовых ресурсов, понятие и состав 5 1.2. Развитие трудовых ресурсов 12 1.3. Формирование трудовых ресурсов и их структура 16 ГЛАВА II. Трудовые Ресурсы Татарстана. Современное состояние использования трудовых ресурсов на примере предприятия ОАО «Поволжский фанерно-мебельный комбинат» 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Структурная характеристика
персонала фирмы определяется составом
и количественным соотношением отдельных
категорий и групп работников предприятия.
В зависимости от выполняемых функций
работники производственного предприятия
разделяются на несколько категорий и
групп. Работники торговли и общественного
питания, жилищного хозяйства, медицинских
и оздоровительных учреждений, учебных заведений
и курсов, а также учреждений дошкольного
воспитания и культуры, состоящих на балансе
предприятия, относятся к непромышленному
персоналу предприятия.
Кадры предприятия, непосредственно
связанные с процессом производства продукции
(услуг), т. е. занятые основной производственной
деятельностью, представляют собой промышленно-производственный
персонал. К нему относятся все работники
основных, вспомогательных, подсобных
и обслуживающих цехов; научно-исследовательских,
конструкторских, технологических организаций
и лабораторий, находящихся на балансе
предприятия; заводоуправления со всеми
отделами и службами, а также служб, занятых
капитальным и текущим ремонтом оборудования
и
транспортных средств предприятия.
Работники промышленно-производственного
персонала подразделяются на две основные
группы - рабочие и служащие. К рабочим
относятся лица, непосредственно занятые
созданием материальных ценностей, ремонтом
основных средств, перемещением грузов,
перевозкой пассажиров, оказанием материальных
услуг и др. В свою очередь, рабочие обычно
подразделяются на основных и вспомогательных.
В группе служащих обычно выделяются такие категории
работающих, как руководители, специалисты
и собственно служащие. Отнесение работников
фирмы к той или иной группе определяется
классификатором профессий рабочих, должностей
и тарифных разрядов служащих, имеющих,
по существу, значение общероссийского
государственного стандарта. К руководителям относятся работники, занимающие
должности руководителей фирмы и ее структурных
подразделений, а также их заместители
по следующим должностям: директора, начальники,
управляющие, заведующие на предприятии,
в структурных единицах и подразделениях;
главные специалисты (главный бухгалтер,
главный инженер, главный механик, главный
технолог, главный экономист и др.). К специалистам относятся работники, занятые
инженерно-техническими, экономическими,
бухгалтерскими, юридическими и другими
аналогичными видами деятельности. К собственно
служащим относятся работники, осуществляющие
подготовку и оформление документации,
учет и контроль, хозяйственное обслуживание
и делопроизводство (агенты, кассиры, контролеры,
делопроизводители, учетчики, чертежники
и др.).
В зависимости от характера
трудовой деятельности кадры предприятия
подразделяются по профессиям, специальностям
и уровням квалификации. Профессионально-квалификационная
структура кадров складывается под воздействием
профессионального и квалификационного
разделения труда. При этом под профессией подразумевается особый вид
трудовой деятельности, требующий определенных
теоретических знаний и практических
навыков, а под специальностью - вид деятельности в пределах
профессии, который имеет специфические
особенности и требует от работников дополнительных
специальных знаний и навыков. Специальность
определяет вид трудовой деятельности
в рамках одной и той же профессии.
Работники каждой профессии
и специальности различаются уровнем
квалификации, т. е. степенью овладения работниками
той или иной профессией или специальностью,
которая отражается в квалификационных
(тарифных) разрядах и категориях. Тарифные
разряды и категории - это одновременно
и показатели, характеризующие степень
сложности работ.
Профессионально-квалификационная
структура служащих фирмы находит отражение
в штатном расписании - документе, ежегодно утверждаемом
ее руководителем и представляющем собой
перечень сгруппированных по отделам
и службам должностей служащих с указанием
разряда (категории) работ и должностного
оклада. Пересмотр штатного расписания
осуществляется в течение года путем внесения
в него соответствующих изменений в соответствии
с приказом руководителя предприятия.
В зависимости от срока, на который
заключается договор найма, работники
фирмы подразделяются на постоянных ,
временных и сезонных. К постоянным относятся
работники, поступившие на работу без
указания срока; к временным - поступившие на работу на определенный
срок, но не свыше двух месяцев (для замещения
отсутствующих работников, за которыми
сохраняется их место работы, - четырех
месяцев); к сезонным - поступившие на работу
на период сезонных работ ( например, сплав,
леса) на срок, не превышающий шести месяцев.
В международной практике в
зависимости от характера деятельности
персонала предприятия разделяют на работников
управления (менеджеров высшего, среднего
и низшего звена); инженерно-технический
персонал и конторских служащих; рабочих,
занятых физическим трудом и работников
социальной инфраструктуры.
1.2 РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Современные организации, в
которых хорошо поставлено дело управления,
считают, что набор подходящих людей является
всего лишь началом. В то время как большая
часть ресурсов организации представлена
материальными объектами, стоимость которых
со временем снижается посредством амортизации,
ценность людских ресурсов с годами может
и должна возрастать. Таким образом, как
для блага самой организации, так и для
личного блага служащих своей организации,
руководство должно постоянно работать
над всемерным повышением потенциала
кадров.
Успешная программа по развитию
кадров способствует созданию рабочей
силы обладающей более высокими способностями
и сильной мотивацией к выполнению задач,
стоящих перед организацией. Естественно,
что это должно вести к росту производительности,
а значит, и к увеличению ценности людских
ресурсов организации. Если, например,
в результате реализации такой программы
производительность труда рабочих на
сборке возрастает на 10% без увеличения заводской стоимости
изделий, то доход на капитал, вложенный
организацией в развитие людских ресурсов,
гораздо выше этого показателя.
Первым шагом к тому, чтобы сделать
труд работника как можно более производительным,
является профессиональная ориентация
и социальная адаптация в коллективе.
Если руководство заинтересовано в успехе
работника на новом рабочем месте, оно
должно всегда помнить, что организация - это общественная система, а
каждый работник это личность. Когда новый
человек приходит в организацию, он приносит
с собой ранее приобретенные опыт и взгляды,
которые могут вписаться или не вписаться
в новые рамки.
Организации имеют постоянную
потребность в повышении производительности
труда своих работников. Многие организации
при этом заботятся и об общем качестве
трудовых ресурсов. Одним из способов
достижения этой цели является набор и
отбор наиболее квалифицированных и способных
новых работников. Однако этого недостаточно.
Руководство должно также проводить программы
систематического обучения и подготовки
работников, помогая полному раскрытию
их возможностей в организации.
Подготовка представляет собой
обучение работников навыкам, позволяющим
поднять производительность их труда.
Конечная цель обучения заключается в
обеспечении своей организации достаточным
количеством людей с навыками и способностями,
необходимыми для достижения целей организации.
Обучение полезно и требуется
в трех основных случаях. Во-первых, когда
человек поступает в организацию. Во-вторых,
когда служащего назначают на новую должность
или когда ему поручают новую работу. В-третьих,
когда проверка установит, что у человека
не хватает определенных навыков для эффективного
выполнения своей работы.
Следующим шагом после того,
как работник адаптировался в коллективе
и получил необходимую подготовку для
эффективного выполнения своей работы,
будет определение степени эффективности
труда. В этом заключается цель оценки
результатов деятельности, которую можно
представить себе как продолжение функции
контроля. Процесс контроля предусматривает
учреждение стандартов и измерение результатов
для определения отклонения от установленных
норм и при необходимости принятие корректирующих
мер. Аналогичным образом, оценка результатов
деятельности требует, чтобы руководители
собирали информацию о том, насколько
эффективно каждый работник выполняет
делегированные ему обязанности. Сообщая
эти сведения своим подчиненным руководитель
информирует их о том, как хорошо они справляются
со своей работой, и дает им возможность
исправить свое поведение, если оно не
соответствует принятому. Вместе с тем,
оценка результатов деятельности позволяет
руководству определить наиболее выдающихся
работников и реально поднять уровень
их достижений, переводя их на более привлекательные
должности.
В основном, оценка результатов
деятельности служит трем целям: административной, информационной и мотивационной.
Каждая организация должна
выполнять оценку труда своего персонала
для принятия административных
решений о повышении, переводе и прекращении трудового договора. Продвижение
по службе помогает организации, поскольку позволяет
ей заполнить вакансии служащими, которые
уже проявили свои способности. Оно помогаете
служащим, поскольку удовлетворяет их
стремление к успеху, достижениям и самоуважению.
Продвижение по службе - отличный способ признания
выдающегося исполнения работы. Однако
при принятии решений о продвижении по
службе руководство должно повышать только
тех, кто имеет способности для эффективного
исполнения обязанностей на новой должности.
К сожалению, иногда повышают тех работников,
которые хорошо исполняют свои нынешние
обязанности, но не располагают потенциалом
для эффективной работы в новой должности.
Очень многие отделы сбыта впадали в ошибку,
выдвигая отличного продавца на должность
заведующей. В результате они теряли хорошего
продавца и приобретали посредственного
заведующего.
Перевод можно использовать,
чтобы расширить опыт работника, а также
в тех случаях, когда руководство считает,
что он или она будут работать более эффективно
на другой должности. Иногда перевод используется
и в тех случаях, когда человек работает
неудовлетворительно, но в связи с его
большим стажем или прошлыми заслугами
руководство считает, что прекращение
трудового договора с ним было бы неэтичным.
Оценка результатов деятельности
нужна для того, чтобы можно было информировать
людей об относительном уровне их работы.
При должной постановке этого дела работник
узнает, не только достаточно ли хорошо
он или она работает, но и что конкретно
является его силой или слабостью и в каком
направлении он может совершенствоваться.
Оценка результатов трудовой
деятельности представляет собой важное
средство мотивации поведения людей. Определив
сильных работников, администрация может
должным образом вознаградить их благодарностью,
зарплатой или повышением в должности.
Положительное систематическое подкрепление
поведения, ассоциирующегося с высокой
производительностью, должно вести к аналогичному
поведению и в будущем. Как вы могли уже
понять, информационные, административные
и мотивационные функции оценки трудовой
деятельности взаимосвязаны, т.е. информация,
ведущая к административному решению
о повышении по службе, должна положительно
мотивировать человека к хорошей работе.
Для достижения максимальной
точности оценки результатов трудовой
деятельности желательно, чтобы собеседование
носило двусторонний характер. Работник
должен иметь возможность свободно обсуждать,
почему его работа не соответствует стандарту,
что могло послужить причиной этого и
что будет предпринято для исправления
положения.
Подготовка сводится к развитию
навыков и умений, необходимых служащим
для эффективного выполнения своих должностных
обязанностей или производственных заданий
в будущем. На практике систематические
программы подготовки наиболее часто
используют для того, чтобы готовить руководителей
к продвижению по службе. Для успешной
подготовки руководящих кадров, как и
для обучения вообще, нужны тщательный
анализ и планирование.
Посредством оценки результатов
деятельности организация прежде всего
должна определить способности своих
менеджеров. Затем, на основе анализа содержания
работы, руководство должно установить - какие способности и навыки
требуются для выполнения обязанностей
на всех линейных и штабных должностях
в организации. Это позволяет организации
выяснить, кто из руководителей обладает
наиболее подходящей квалификацией для
занятия тех или иных должностей, а кто
нуждается в обучении и переподготовке.
Решив все эти вопросы, руководство может
разработать график подготовки конкретных
лиц, намечаемых к возможному продвижению
по службе или переводу на другие должности.
Подготовка руководящих кадров в основном
ведется для того, чтобы руководящие работники
овладели умениями и навыками, требующимися
для реализации целей организации. Другим
соображением, неотделимым от предыдущего,
является необходимость удовлетворения
потребностей более высокого уровня: профессионального
роста, успеха, испытания своих сил.
1.3 ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ
РЕСУРСОВ И ИХ СТРУКТУРА
При определении целей своей
организации руководство должно также
определить необходимые для их достижения
ресурсы. Необходимость в деньгах, оборудовании
и материалах является вполне очевидной.
Редко кто из руководителей упустит эти
моменты при планировании. Потребность
в людях - тоже кажется вполне очевидной.
К сожалению, зачастую планирование людских
ресурсов ведется ненадлежащим образом
или же ему не уделяется того внимания,
которого оно заслуживает.
Планирование людских ресурсов
по существу представляет собой применение
процедур планирования для комплектации
штатов и персонала. Для удобства можно
считать, что процесс планирования включает
в себя три этапа: