Статистика уровня безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности, целью исследования является выполнение статистико-экономического анализа безработицы Российской Федерации.
Для достижения данной цели выдвинуты следующие задачи:
Изучить систему показателей рынка труда;
Дать краткую характеристику Российской Федерации;
Провести анализ уровня безработицы Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 661.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 1 – Социально-экономическая  характеристика РФ

Показатель

2008

2009

2010

Естественный прирост, убыль (-) населения:

     

всего, тыс. человек

-362,0

-248,8

-239,6

на 1000 человек населения

-2,5

-1,8

-1,7

Среднегодовая численность занятых  в экономик, тыс. человек

68474

67463

67577

Численность безработных,  тыс. человек

5289

6373

5636

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (на конец года)  тыс. человек

1522

2147

1589

Численность пенсионеров (на конец года), тыс. человек

38598

39090

39706

Численность населения  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. человек

18,8

18,2

17,9

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб.

14948,0

17008,6

18881,3

Среднемесячная номинальная  начисленная заработная плата работников организаций, руб.

17290,1

18637,5

20952,2

Средний размер назначенных  пенсий, руб.

4198,6

5191,1

7476,3

Валовой внутренний продукт: всего, млрд. руб.

41277

38786

44939

на душу населения, руб.

290771

273318

314396

Основные фонды в  экономике (по полной учетной стоимости; на конец года), млрд. руб.

74441

82303

93186

Объем отгруженных товаров  собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами  по видам экономической деятельности, млрд. руб.:

     

добыча полезных ископаемых

5272

5091

6212

обрабатывающие производства

16864

14352

18287

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

2573

3050

3616

Продукция сельского хозяйства  млрд. руб.

2461,4

2515,9

2618,5

в том числе:

     

продукция растениеводства

1306,4

1238,9

1179,8

продукция животноводства

1155,0

1277,0

1438,7

Ввод в действие общей  площади  
жилых домов, млн. м2

64,1

59,9

58,4

Оборот розничной торговли,  млн. руб.

13924897

14584747

16468608

Платные услуги населению,   млн. руб.

4079603

4504455

4851018

Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета, млн. руб. 

2012072

-2448618

-1584726

Международные резервы Российской Федерации, включая  золото  
(на конец года), млрд. долл. США

426,3

439,5

479,4

Внешний долг органов  государственного управления, млрд. долл. США

29,5

31,3

34,5

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

8781616

7976013

9151411

Индекс потребительских  цен (декабрь  к декабрю предыдущего года), процентов

113,3

108,8

108,8

Индекс цен производителей промышленных товаров (декабрь к декабрю предыдущего года),  процентов

93,0

113,9

116,7

Индекс цен производителей  сельскохозяйственной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов

102,5

98,2

123,6

Внешнеторговый оборот, млрд. долл. США

763,5

495,2

649,2

в том числе: экспорт

471,6

303,4

400,4

импорт

291,9

191,8

248,7


 

По данным таблицы 1 можно  определить, что численность населения  Российской Федерации за три года снижается и имеет отрицательный  естественный прирост населения, при этом наблюдается увеличение численности пенсионеров.  Численность безработных также к 2010 году снижается до 1589 тыс. человек.

Среднедушевые денежные доходы населения к 2010 году повышаются до 18287 тыс. человек и соответственно падает уровень населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Валовой внутренний продукт и основные фонды в экономике находятся в положительной динамике.

Добыча полезных ископаемых и продукция сельского хозяйства  также увеличивается, при этом наблюдается дефицит консолидированного бюджета.  Инвестиции в основной капитал существенно увеличиваются.

Таким образом, наблюдается  противоречивая ситуация с одной  стороны качество жизни повышается в связи с ростом доходов населения  с другой стороны снижается численность населения. Аналогично наблюдается ситуация в части увеличения валового внутреннего продукта, инвестиций, оборот от добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства, торговли увеличивается, но при этом образуется дефицит консолидированного бюджета.

Место России как ведущего поставщика стабильной и дешевой  энергии на значительную часть Евразийского рынка усиливается ключевой ролью  России в формировании единой европейской  энергетической стратегии. Уже сегодня  Германия обеспечивает свои потребности российским газом на 42%, Италия - на 32%, Франция - на 30%, Австрия - на 75%, а в целом его получает каждый четвертый европейский потребитель.

Важнейшим фактором укрепления авторитета России остается вопрос расширения ее сотрудничества с крупнейшими экономическими и финансовыми институтами мира, беспрепятственного выхода со своей продукцией на международные рынки. Опираясь на благоприятное географическое положение, Россия имеет возможность эффективно реализовать свой потенциал и в столь перспективной сфере как современные коммуникации, фактически объединяющие огромный мир в единое целое [3].

Также  в итоге необходимо отметить, что Россия - уникальная евразийская цивилизация, центр устойчивости и неустойчивости геополитического, глобального развития человеческой цивилизации. Такая функция России в механизмах социально-глобального развития человечества обусловлена особенностями Евразии как единственного места, где на единой территории происходит соединение Запада и Востока.

 

3. АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

3.1. Организация  статистического наблюдения за  уровнем безработицы

В основе государственной  системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных  уровней. На федеральном уровне - это  Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

Службы занятости имеют  право запрашивать на безвозмездной  основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

Органы служб занятости  на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей  и представителей трудящихся разрабатывают  программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти.

Взаимодействие служб  занятости с предприятиями - работодателями, работниками или их представителями - строится на принципах социального  партнерства. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

  1. анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;
  2. вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  3. информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;
  4. оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
  5. организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;
  6. оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;
  7. регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
  8. разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;
  9. публиковать статистические данные о состоянии рынка труда и др..

Также удовлетворение потребностей органов власти и управления, средств  массовой информации, населения, научной  общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций в разнообразной, объективной и полной статистической информации – главная задача Федеральной службы государственной статистики. Для ее решения действует система государственной статистики, в состав которой входят центральный аппарат на федеральном уровне и территориальные органы Росстата, расположенные во всех субъектах Российской Федерации, а это более 23 тысяч работников.

Данные службу организуют статистическое наблюдение за уровнем безработицы.

3.2. Динамика  численности безработных

 

Проведем анализ динамики численности безработных по таблице 2.

Таблица 2 – Динамика численности безработных за период с 2006 – 2011 гг. [13, 12, с. 9]

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

2011

По данным Роструда

Численность безработных, тыс. человек

1742

1553

1522

2147

1589

1286

Из них безработные, которым  назначено  пособие по безработице - всего

1522

1305

1253

1872

1359

1070


По данным статистики таблицы 2 с 2010 по 2011 году наблюдается положительная динамика по снижению численности безработных и назначенных пособий по безработице, за анализируемый период численность безработных снизилась на 456 тыс. человек.

Существенное увеличение численности безработных на 405 тыс. чел. было в 2009 году по сравнению с 2006 годом, что обусловлено влиянием экономического мирового кризиса. В данный период было существенное увеличение увольнений с места работы, предприятия сокращали свои трудовые кадры.

С 2010 года наблюдается  возвращение численности безработных  до кризисного уровня, по России, в общем, число безработных, снизилось в 2011 году до 1286 тыс. человек, т.е. очень многие нашли новое место работы в связи с тем, что региональные службы занятости проводили определенную работу по снижению численности безработных.

В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению.

Эффективность мер по организации  общественных работ подвергается критике. Эти работы в основном заключались  в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты. В 2011 году выделено 6,2 миллиарда рублей на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это востребованная мера, как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.

Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия — создание новых рабочих мест для безработных.

В 2009 году минимальное пособие по безработице составило 850 рублей, максимальное — 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане Российской Федерации, уволенные в течение 2009 года и работавшие на последней работе не менее 26 недель. Такие меры увеличивают социальное напряжение в обществе, одновременно лишая безработных стимулов к труду.

Повышенные пособия увеличивают  нагрузку на экономически активную часть  населения.

В 2009 году 189 тысяч человек прошли переобучение. Этого количества недостаточно, так как по данным Центра социальной политики в России нуждаются 10 миллионов человек. Общая безработица в России 5,4 миллиона человек, 1.6 миллиона безработных зарегистрировано в центрах занятости, 189 тысяч человек прошли переобучение в 2009 году, 95 тысяч человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.

Улучшилась ситуация для высокооплачиваемого  персонала, но с рабочими и инженерными  кадрами ситуация как была тяжёлой, так и осталась.

Также выполним анализ рядов  динамики, определим цепные, базисные темпы роста и средние показатели анализа рядов динамики по численности безработных (таблица 3).

Таблица 3.  Показатели анализа рядов динамики

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

2011

По данным Роструда численность безработных, тыс. человек

1742

1553

1522

2147

1589

1286

Абсолютные приросты, тыс. человек

цепные

-

- 189

-31

+ 625

- 558

- 303

базисные

-

- 189

- 220

+ 405

- 153

-456

Темп прироста, %

цепные

-

- 10,8

- 2,0

+ 41,0

- 26,0

- 19,0

базисные

-

- 10,8

- 12,6

+ 23,2

- 8,8

- 26,2


Средний уровень ряда численности безработного населения составит: тыс. чел.

Средний абсолютный прирост  численности безработного населения составит: тыс. чел.

Информация о работе Статистика уровня безработицы в России