Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 10:27, курсовая работа
Исходя из актуальности, целью исследования является выполнение статистико-экономического анализа безработицы Российской Федерации.
Для достижения данной цели выдвинуты следующие задачи:
Изучить систему показателей рынка труда;
Дать краткую характеристику Российской Федерации;
Провести анализ уровня безработицы Российской Федерации.
(количество лет) = , ,
Уравнение линейного тренда имеет вид:
На основании полученного уравнения составим прогноз до 2013 года
По данным таблицы 13 в 2012 году численность безработных прогнозируется: тыс. человек
В 2013 году прогнозируется: тыс. человек
Определим среднюю ошибку аппроксимации для уравнения тренда по формуле:
Таким образом, ошибка не значительна, что говорит об адекватности и качестве уравнения тренда.
Также необходимо отметит, что среднее количество безработных в РФ с каждым годом снижается на 48 тысячи человек. По прогнозам безработица будет незначительно снижаться, но при этом численность безработных по выравниванию значительно превышает численность безработных фактически.
По сравнению с фактическими
данными численность
Также это подтверждает прогнозы специалистов, что в 2012 году может увеличиться численность безработных, так как все мероприятия по ее снижению направлены на повышение социальной поддержки и переобучению, а при этом необходимо увеличивать рабочие места не для уборки, а для всех категорий работников, увеличивать объемы производства и т.д.
Построим ранжированные ряды распределения по уровню безработицы в 2011 году относительно субъектов Российской Федерации (таблица 14) [19].
Таблица 14 – Численность безработных по субъектам Российской Федерации в 2011 году
Административно- |
Численность безработных, тыс. человек |
Российская Федерация |
5020,2 |
Чукотский автономный округ |
1,7 |
в том числе Ненецкий автономный округ |
2,1 |
Магаданская область |
4,6 |
Еврейская автономная область |
8,2 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
12,1 |
Камчатский край |
12,8 |
Республика Алтай |
13,7 |
Новгородская область |
16,8 |
Республика Адыгея |
17,7 |
Костромская область |
19,3 |
Республика Хакасия |
19,4 |
Карачаево-Черкесская Республика |
20,1 |
Республика Калмыкия |
20,4 |
Республика Мордовия |
24,1 |
Сахалинская область |
24,2 |
Орловская область |
25,6 |
Республика Тыва |
25,6 |
Амурская область |
28,6 |
Липецкая область |
29,6 |
Республика Северная Осетия - Алания |
29,9 |
Калужская область |
30,6 |
Республика Карелия |
31,8 |
Псковская область |
33,5 |
Белгородская область |
34 |
Тамбовская область |
35,7 |
Ярославская область |
36,6 |
Пензенская область |
36,7 |
Ивановская область |
37,1 |
Республика Марий Эл |
37,3 |
Курская область |
37,7 |
Ленинградская область |
40,4 |
Архангельская область |
41 |
Смоленская область |
41,2 |
Рязанская область |
41,4 |
Республика Бурятия |
41,7 |
Тульская область |
42,5 |
Кабардино-Балкарская Республика |
42,8 |
Республика Саха (Якутия) |
43,2 |
Тверская область |
43,8 |
Мурманская область |
44,1 |
Владимирская область |
44,4 |
Республика Коми |
45,2 |
Брянская область |
46,2 |
Астраханская область |
47,4 |
Томская область |
47,9 |
Курганская область |
48 |
Ульяновская область |
48,5 |
Вологодская область |
48,8 |
Калининградская область |
49 |
г.Санкт-Петербург |
51,2 |
Чувашская Республика |
52,9 |
Хабаровский край |
53 |
в том числе: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
57,1 |
Удмуртская Республика |
58,8 |
Забайкальский край |
59,2 |
Кировская область |
62,7 |
Оренбургская область |
70,2 |
Воронежская область |
74,9 |
Саратовская область |
81,5 |
Ставропольский край |
82,4 |
г. Москва |
84,7 |
Омская область |
85,8 |
Приморский край |
87,4 |
Самарская область |
87,9 |
Волгоградская область |
92,4 |
Красноярский край |
94,3 |
Республика Татарстан |
95,5 |
Новосибирская область |
98,4 |
Пермский край |
109,3 |
Алтайский край |
111 |
Тюменская область |
113,4 |
Кемеровская область |
119,4 |
Иркутская область |
120,7 |
Республика Ингушетия |
121,1 |
Челябинская область |
127,8 |
Нижегородская область |
129,7 |
Московская область |
140,5 |
Краснодарский край |
154 |
Ростовская область |
157,9 |
Республика Башкортостан |
160,5 |
Республика Дагестан |
166,8 |
Свердловская область |
174,8 |
Чеченская Республика |
199,5 |
Далее построим интервальные ряды по уровню безработицы, данные представим в виде таблицы 15.
При построении ряда с равными интервалами
величина интервала h определяется
по формуле:
,
где – наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности, k- число групп интервального ряда.
Число групп k рассчитываем по
формуле Г. Стерджесса:
k=1+3,322 lg n,
где n - число единиц совокупности.
k=1+3,322 lg n = 1+3,322 х 1,92 = 7
Определение величины интервала при определенной k = 6, xmax = 6893, xmin = 1599:
Таблица 15 - Интервальные ряды по уровню безработицы
Интервал, численность безработных |
Количество субъектов РФ, частота |
Накопленная частота |
Частость, % |
Накопленная частость, % |
1-30 |
20 |
20 |
24 |
24 |
30-60 |
35 |
55 |
42 |
66 |
60-90 |
9 |
64 |
11 |
77 |
90-120 |
8 |
72 |
10 |
87 |
120-150 |
5 |
77 |
6 |
93 |
150-180 |
5 |
82 |
6 |
99 |
180-210 |
1 |
83 |
1 |
100 |
Итого |
83 |
100 |
Рисунок 2. Гистограмма уровня безработицы
Также по данным таблицы 15 построим огиву уровня безработицы (рис. 3).
Рисунок 3. Огива уровня безработицы
В итоге получаем, что максимальное количество субъектов РФ 35 имеет низкую численность безработицы, в среднем 43,732 тыс. человек. Максимальная численность безработицы приходится на 11 субъектов РФ. В Чеченской республике максимальная численность безработных 199,5 тыс. чел.
По данным таблицы выделим 3 группы субъектов РФ по низкой численности безработицы. На основе этого оставим следующую таблицу 16.
Таблица 16 - Сводка по уровню безработицы по субъектам РФ
Интервал, численность безработных |
Количество субъектов РФ |
Наименования субъектов |
Средняя численность безработных по группе |
1-30 |
20 |
Чукотский автономный округ Ненецкий автономный округ Магаданская область Еврейская автономная область Ямало-Ненецкий автономный округ Камчатский край, Республика Алтай Новгородская область, Республика Адыгея Костромская область Республика Хакасия Карачаево-Черкесская Республика Республика Калмыкия Республика Мордовия Сахалинская область Орловская область Республика Тыва Амурская область Липецкая область Республика Северная Осетия |
17,825 |
30-60 |
35 |
Калужская область Республика Карелия Псковская область Белгородская область Тамбовская область Ярославская область Пензенская область Ивановская область Республика Марий Эл Курская область Ленинградская область Архангельская область Смоленская область Рязанская область Республика Бурятия Тульская область Кабардино-Балкарская Республика Республика Саха (Якутия) Тверская область Мурманская область Владимирская область Республика Коми Брянская область Астраханская область Томская область Курганская область Ульяновская область Вологодская область Калининградская область г.Санкт-Петербург Чувашская Республика Хабаровский край в том числе: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Удмуртская Республика Забайкальский край |
43,742 |
60-90 |
9 |
Кировская область Оренбургская область Воронежская область Саратовская область Ставропольский край г. Москва Омская область Приморский край Самарская область |
79,722 |
Не представленные субъекты имеют высокую численность безработных от 90 до 200 тыс. человек.
В ходе выполнения работы, была достигнута цель и выполнены все установленные задачи по проведению анализ уровня безработицы Российской Федерации. Были рассмотрены основные теоретические аспекты системы показателей рынка труда и безработицы.
Безработица является наиболее значимой категорией рынка труда и самой проблемной ситуацией, особенно в периоды экономического кризиса.
Государство призвано решать проблемы по безработице и проводить необходимые мероприятия для ее снижения.
На основании статистических данных службы занятости населения, федеральной службы государственной статистики РФ был проведен анализ и сделаны следующие выводы:
Средний уровень безработного населения за анализируемый период составил 1639,83 тыс. человек, выявлено также, что за период безработного населения снизилась в среднем на 91,2 тыс. человек или на 3,36%. Соответственно это характеризует тенденцию к снижению безработного населения Российской Федерации.
Уровень безработицы зависит от возраста, от уровня образования, опыта работы, в меньшей степени от продолжительности поиска работы и пола человека, относительно пола, теснота связи слабая и отрицательная, чем больше занятых мужчин, тем больше безработных женщин.
Наблюдается рост безработицы за анализируемый период как в возрасте 15-72 года на 0,8%, так и в трудоспособном возрасте на 0,7%. В 2010 году уровень зарегистрированной безработицы снижается и практически достигает докризисного уровня – 2,1% в 2007 году, в связи со снижением отрицательного влияния экономического кризиса.
Безработные женщины, как правило, имеют более высокий уровень образования, чем мужчины. Так в 2010 г. среди безработных женщин в РФ 17,3% имели высшее профессиональное образование, и это на 4,6% выше, чем среди мужчин.
Наиболее часто безработные обращаются по поводу поисков работы к своим друзьям, знакомым и родственникам, а затем уже в государственные службы занятости, администрации предприятия.
Безработные мужчины за исследуемый период обращались непосредственно к работодателю чаще, чем безработные женщины. Численность безработных, обратившихся в государственную службу занятости, в 2010 г. по сравнению с 2006 г. имеет тенденцию к увеличению на 7,5% среди мужчин, что свидетельствует о возрастающем доверии безработного мужского населения к данному способу поиска работы. Численность безработных уволившихся по собственному желанию больше чем уволенных при сокращении штата, у мужчин больше на 2,2% в 2010 году и среди женщин меньше на 2,7%. Женская безработица часто является следствием разнообразных дискриминационных процессов в политике найма на работу: отбор по критерию пола, первоочередность в увольнении работников и т.д.
Наблюдается рост безработных, как мужчин, так и женщин с опытом работы, а без опыта работы наоборот численность безработных за анализируемый период среди мужчин снизилась на 4,8%, среди женщин на 6,4%.
Органы государственной службы занятости трудоустраивают только 60% из числа обратившихся, но при этом сфера здравоохранения и других социальных услуг испытывает неудовлетворенность в работниках, это вызвано несоответствием спроса и предложений на рынке труда.
По уравнению линейного
тренда был получен прогноз
По сравнению с фактическими данными численность безработных в 2012 году должна увеличиться на 189 тыс. человек, это свидетельствует о том, что наблюдается периодическое снижение и повышение уровня безработицы.
Также это подтверждает прогнозы специалистов, что в 2012 году может увеличиться численность безработных, так как все мероприятия по ее снижению направлены на повышение социальной поддержки и переобучению, а при этом необходимо увеличивать рабочие места не для уборки, а для всех категорий работников, увеличивать объемы производства и т.д.
По данным сводки уровня безработицы по субъектам РФ, самый низкий уровень безработицы составляет 1,7 Чукотский автономный округ.
Максимальное количество субъектов РФ 35 имеет низкую численность безработицы, в среднем 43,732 тыс. человек. Максимальная численность безработицы приходится на 11 субъектов РФ. В Чеченской республике максимальная численность безработных 199,5 тыс. чел.
В качестве предложений по снижению уровня безработицы были разработаны следующие мероприятия:
1. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.
2. Опережающее профессиональное обучение работников организаций, включая работников, находящихся под риском увольнения.
3. Стажировка выпускников учреждений профессионального образования.
4. Профессиональное обучение
и аттестация ищущих работу
граждан с целью получения
документа, удостоверяющего
5. Содействие трудоустройству безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда.
6. Создание новых
7. Повышение мотивации
работодателя по расширению