Статистика уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

А.П.Егоршин дает такое понятие качеству трудовой жизни: « С развитием рынка труда важной функцией организации является повышение качества трудовой жизни - уровня удовлетворения личных потребностей работников через их деятельность в организации.
Качество трудовой жизни - это интегральное понятие, всесторонне характеризующее уровень и степень благосостояния, социального и духовного развития человека».

Содержание работы

I. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Содержание понятий «Качество трудовой жизни» и «Качество жизни»
населения
1.2. Определение качества жизни в трудах российских и зарубежных авторов.
Рейтинг зарубежных стран по качеству жизни
1.3. Оценка качества трудовой жизни на разных уровнях
1.4. Основные группы показателей качества жизни
II. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Повышение уровня жизни – основная цель развития государства.
Признаки классификации уровня жизни населения
2.2. Система показателей уровня жизни Госкомстата
2.3. Классификация показателей и индикаторов ВЦУЖ (Всероссийский центр
уровня жизни) для оценки уровня жизни
2.4. Доходы населения, их уровень и структура, степень дифференциации
Ш. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КАЧЕСТВА
И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
3.1. Расчет макроэкономических показателей на основе консолидированных
счетов СНС
3.2. Анализ доходов, расходов и сбережения населения
3.3. Анализ динамики показателей среднедушевых денежных доходов и
прожиточного минимума населения
3.4. Анализ динамики уровня покупательной способности денежных доходов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Regina_kursach.docx

— 324.60 Кб (Скачать файл)
    1. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

1.1. Содержание понятия  «Качества трудовой жизни и  «Качества жизни» населения

А.П.Егоршин дает такое понятие качеству трудовой жизни: « С развитием рынка труда важной функцией организации является повышение качества трудовой жизни - уровня удовлетворения личных потребностей работников через их деятельность в организации. 

Качество трудовой жизни - это интегральное понятие, всесторонне  характеризующее уровень и степень  благосостояния, социального и духовного развития человека».

Существует множество  определений того, что называется качеством трудовой жизни. В данной работе оно определяется как степень (уровень) удовлетворения членами организации  своих личных потребностей, достижения своих личных целей и исполнения сильных желаний посредством  работы в данной организации. Создание программ и методов повышения  качества трудовой жизни является одним  из важных аспектов управления персоналом.

Общей целью качества трудовой жизни  как сочетания организационных условий и практических мероприятий является создание удовлетворительного, располагающего к производительному труду рабочего места как для рядовых работников, так и для менеджеров, организация которого способствует производству качественных товаров и услуг. Качество трудовой жизни  предполагает, что работник не просто бездумный исполнитель заданий, а мыслящий человек, и окружающая среда должна не подавлять его интеллект, а способствовать его развитию и использованию. Если окружение работника располагает к этому, выигрывают все: сотрудник, менеджер, покупатель, клиент.

Концепция качества трудовой жизни (КТЖ) – общечеловеческое движение в сторону создания условий, препятствующих процессу отчуждения труда, восстановления целостности труда и культуры, возвышения человека как самостоятельной творческой личности. 

Согласно этой концепции  люди рассматриваются не просто в  качестве трудовых ресурсов определенного  состава, но в тесной связи с условиями, в которых они могут оптимально реализовывать себя как личности, т.е. со всеми условиями вплоть до культурных, национальных, нравственных, бытовых. 

Системно изучаются все  факторы: воспитание, образование, профессиональная подготовка, физические и психические способности и здоровье, моральные и духовные ценности, а также условия и организация труда, быта и отдыха. 

Основу концепции качества трудовой жизни составляют два положения: 

Во-первых, главным мотиватором  труда должна являться не заработная плата, не карьера, а удовлетворенность  от достижений в процессе труда в  результате самореализации и самовыражения, т.е. в данном случае моральные формы  принуждения к труду выше материальных. 

Во-вторых, предполагается, что полная самореализация и самовыражение  работника могут состояться только в условиях трудовой демократии. 

Высокое качество трудовой жизни должно характеризоваться  следующим:

  1. Работа должна быть интересной;
  2. Рабочие должны получать справедливое вознаграждение и признание своего труда;
  3. Рабочая среда должна быть чистой, с низким уровнем шума и хорошей освещенностью;
  4. Надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость;
  5. Рабочие должны принимать участие в принятии решений, затрагивающих их и работу;
  6. Должны быть обеспечены гарантия работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами;
  7. Должны быть обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания.

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под  уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными  благами и услугами, достигнутый  уровень их потребления и степень  удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве  в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному  уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия  жизни, труда и занятости, быта и  досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д. В таком случае чаще употребляется  термин «качество жизни».

Можно выделить четыре уровня жизни  населения:

1)         достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);

2)         нормальный уровень (рациональное потребление по научно-обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

3)         бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);

4)         нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление  общественного развития.

Еще у древних римлян одним из главных девизов был такой: «Благо народа – высшая цель». Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально-ориентированной  рыночной экономике, где центральной  фигурой становится человек. Рыночная экономика – экономика массового  потребления, именно потребитель –  король рынка с его законом: нельзя производить что-либо, не имея в виду предстоящего потребления.

Важнейшими составляющими качества жизни выступают доходы населения  и его социальное обеспечение, потребление  им материальных благ и услуг, условия  жизни, свободное время.

Условия жизни можно укрупнено  разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические  условия. Условия быта – это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время – часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три аспекта изучения качества жизни: применительно ко всему  населению; к его социальным группам; к домохозяйствам с различной  величиной дохода.

 

1.2. Определение качества  жизни в трудах российских  и зарубежных авторов. 
Рейтинг зарубежных стран по качеству жизни

Возникновение исследований качества жизни в американской социологии относится к началу 1960-х годов, когда стало проявляться понятное отечественному читателю общественное беспокойство по поводу эффективности  федеральных социальных программ. Обнаружилось, что исследователи, работавшие над  проблемой в разных дисциплинах, подходят к качеству жизни по-разному, что обусловлено различиями предметов  их дисциплин. Психологи и социальные психологи сосредоточивали внимание на аффективных и когнитивных  структурных компонентах качества жизни - эмоциональных ответах и  когнитивных ценностных суждениях. Социологи и экономисты фокусировали внимание на инвайронментальных индикаторах: уровни преступности, доходов, качество продуктов, доступность учреждений здравоохранения, степень (не)решенности социальных проблем, уровень образования, плотность населения и т.д. Поэтому в виде самостоятельных предметов изучения социологи выделили субъективные и объективные компоненты качества жизни, - "воспринимаемая сторона качества жизни" как общая оценка личного существования, его счастья и степени удовлетворенности жизнью, и восприятие качества жизни крупными социальными единицами (семья, локальное сообщество). При этом в теоретико-методологических исследованиях правомерно указывалось, что субъективные индикаторы качества жизни дополняют объективные. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, они могут отражать различия того, как разные люди "взвешивают" внешние социальные переменные. Во-вторых, глобальные ответы могут и не быть простой линейной суммой реакций низшего порядка; в третьих, индивиды могут по-разному реагировать на одни и те же внешние обстоятельства в зависимости от их ценностей, ожиданий и желаний.

Субъективные подходы  к качеству жизни сосредоточились  на рассмотрении ценностных установок  и переживаний, в то время как  объективные подходы – на таких  компонентах как пища, жилье, образование. В первом случае элементами структуры  качества жизни являются самочувствие, удовлетворенность жизнью, счастье (или комбинация этих элементов). Во втором - качество жизни определяется как "качество социальной и физической (как искусственной, так и естественной) окружающей среды, в которой люди пытаются реализовать свои нужды и потребности".

А. Кемпбелл фокусирует внимание на "внутреннем самочувствии" американцев. Р. Инглхарт и Дж. Рабье отмечают, что удовлетворенность жизнью в целом (глобальная сторона восприятия качества жизни) аддитивна, отражая сумму степеней удовлетворенности индивидов разными областями жизни. При этом исследователи отмечают, что ощущение счастья, удовлетворенность и самочувствие неизоморфны, хотя и могут перекрываться. Люди существуют как члены семей, организаций и локальных сообществ и могут оценивать их. Поэтому многие исследователи рассматривают оценки качества жизни в разнообразных контекстах (локальных сообществ, этнических групп, региональных групп, наций и т.д.).

Несмотря на то, что у непредвзятого исследователя  могут возникать сомнения в возможности  измерения субъективных компонентов  качества жизни, проведенные исследования раскрывают высокие степени достоверности  и надежности этих измерений. Самоотчеты о долгосрочном самочувствии коррелируют  с внешними оценками, например, мнениями окружающих, выявленными в интервью.

Исследования последних 20 лет раскрыли связь с качеством  жизни личностного статуса и  ценностей индивидов. В общем  случае статусные индикаторы, имеющие  отношение к качеству жизни, состоят  в следующем.

Индикаторы качества жизни:

1.Доход положительно  связан с субъективными и с  объективными замерами качества  жизни. Правда, доход объясняет  только часть изменений в субъективной  компоненте качества жизни. С  другой стороны, степень удовлетворенности  доходом и стандартами жизни  сильно коррелирует с субъективной  компонентой качества жизни.

2.Занятость. В  целом, она дает небольшой вклад.  Исполнители и профессионалы  дают самые высокие оценки  субъективных компонент качества  жизни. "Белые воротнички" счастливее  людей в "синих воротничках", но люди из престижных категорий,  подобных профессионалам-производственникам, менеджерам, собственникам, существенно  не различаются в оценке субъективных  компонентов.

3.Образование прямо  не связано с качеством жизни.

4.Возраст. Молодые  люди меньше удовлетворены жизнью, чем люди в возрасте, вне зависимости  от места проживания. Уровни удовлетворенности  всеми аспектами жизни, кроме  здоровья, растут вместе с возрастом.  Оценки качества жизни пожилыми  людьми зависят от состояния  жилья и от здоровья.

5.Гендер. Мужчины  и женщины в процессе самооценки  субъективных компонент качества  жизни: несчастий, недостатка  признания, чувств незащищенности, недостатка уверенности, неопределенности  и стрессов, – используют одни  и те же шесть базовых категорий  оценки.

6.Брачный статус  связан с общей оценкой счастья.  Кросс-национальные данные показывают, что находящиеся в браке индивиды  относятся к наиболее удовлетворенными жизнью группам населения, разведенные – к наименее довольным. При этом женщины в меньшей степени удовлетворены в браке, чем мужчины. Образование понижает степени удовлетворенности брачной жизнью.

7.Этничность. Американцы  азиатского происхождения более  довольны жизнью, чем другие этнические  группы, а черные и чиканос (испаноязычные американцы) чуть меньше ею довольны, чем в среднем по США. При этом существует связь между расовыми признаками и доходами. Так, черные американцы с доходами менее 30 000 долларов в год гораздо менее довольны жизнью, чем белые с теми же доходами. При повышении дохода сверх 30 000 разница исчезает.

8.Национальность. Международные  исследования показывают много  общего в оценке степеней удовлетворенности  жизнью в разных странах.

9.Место проживания (город-село). Горожане в среднем  менее довольны жизнью, чем жители  села.

10.Здоровье важно  для пожилых и для тех, у  кого с ним проблемы.

11.Внешность. Люди, оцениваемые как привлекательные,  оценивают свою жизнь и самочувствие  выше, но менее довольны жизнью.

Согласно современным  американским исследованиям, соответствие объективной окружающей среды и  субъективного опыта сложно. "Если мы попытаемся объяснить мироощущение людей на основе объективных обстоятельств, мы оставим непонятой большую  часть того, что нам необходимо объяснить". Более того, общая  оценка людьми своего существования  является суммой оценок частных сфер: семейная жизнь, дружеские отношения, уровень жизни (в частности, дом  и машина), город или другое место  жительства, нация, домовладение (имеющее  физический и физиологический смыслы), образование, здоровье и т.д.

Информация о работе Статистика уровня жизни населения