Статистика жилищных условий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 04:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть статистику жилищных условий и бытового обслуживания населения. Задача рассмотреть статистику источника данных, характеристику жилищных условий, статистику развития бытового и транспортного обслуживания населения.

Содержание работы

I. Введение………………………………………………………………….
II. Теоретические аспекты уровня жизни населения
1 .Жилищные условия. Цели и задачи…………………………………….
2 Характеристика жилищных условий……………………………………
3 Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда…....
4. Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры……………………………………………………………..
III. Расчетно-аналитическая часть…………………………………………
IV. Заключение………………………………………………………………
V. Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

статистика 123.doc.docx

— 135.75 Кб (Скачать файл)

Жилищный фонд учитывается  по типам жилых помещений.

Типы жилых помещений: индивидуальный дом, отдельная квартира, общая (коммунальная) квартира, общежитие рабочих, служащих, учащихся, дом-интернат для престарелых и инвалидов, детский дом и т.д., прочие институционные учреждения, другое жилое помещение, отсутствие дома.

Значительная часть населения  Российской Федерации проживает  в общежитиях. Особенно велика доля живущих в общежитиях в крупных  городах. Например, в Санкт-Петербурге в общежитиях проживает примерно 8% всего населения; они занимают 5,5% жилой и 6,3% общей площади жилищного  фонда города.[6]

Учет жилищного фонда  ведется по видам собственности:

• частный жилищный фонд

• государственный жилищный фонд

• муниципальный жилищный фонд

• общественный жилищный фонд

• жилищный фонд в коллективной собственности.

Жилищный фонд может группироваться и по типам расселения: жилищный фонд с поквартирным расселением, жилищный фонд в домах коридорного типа, общежитиях конечного типа, жилищный фонд в бараках, подвалах и полуподвалах. Очевидно, что такая группировка скорее отражает мрачную картину распределения жилищного фонда в недавнем прошлом и может быть не вполне актуальна для настоящего. С этих позиций интереснее в жилищном фонде выделять площадь квартир с улучшенной планировкой и т. д.

2. Движение жилищного  фонда:

1) убыль жилищного фонда,  всего, кв. м:

в том числе по причинам выбытия:

• по ветхости и аварийности;

• от стихийных бедствий;

• в связи с переоборудованием  жилых помещений под нежилые;

• в связи с реконструкцией и отводом земель под новое  строительство;

2) жилищное строительство

• ввод жилья (общая площадь, жилая площадь, кв. м);

• число построенных квартир  — всего, ед., в том числе с  количеством комнат: одна, две, три  и т. д.;

• средний размер построенных  квартир, кв. м;

• ввод жилья по источникам финансирования, кв. м;

• структура нового жилищного  строительства по этажности, %:

• ввод в действие жилых  домов по формам собственности;

• ввод в действие жилых  домов в городской и сельской местностях;

• ввод в действие домов-интернатов для престарелых, инвалидов и  детей-инвалидов.

Жилищное строительство  является основным источником пополнения жилого фонда. Оно осуществляется государственными и негосударственными предприятиями  и организациями, жилищно-строительными  кооперативами, индивидуальными застройщиками  с помощью бюджетных средств, ипотеки, личных средств граждан  и других источников финансирования. Год от года возрастает удельный вес  жилищного строительства за счет средств населения и с помощью  кредита.

Доля капитальных вложений в жилищное строительство в России возрастает: если в 2001 г. в жилищное строительство было инвестировано 21,7 % всех капитальных вложений, то в 2005 г.—25,9 %,  в 2010г. 31,2%.

3. Капитальный ремонт  и реконструкция жилищного фонда:

1) капитальный ремонт, кв. м общей площади;

2) реконструкция жилищного  фонда, кв. м;

3) источники финансирования  капитального ремонта,

реконструкции жилищного  фонда.

Эта система показателей  особенно актуальна для городов  с большим удельным весом жилищного  фонда дореволюционной постройки. Так к примеру в Алтайском крае была осуществлена федеральная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилого фонда» в 2009г. За этот год в рамках программы расселили 66 аварийных и ветхих многоквартирных домов (637 семей).[3]

4. Благоустройство жилищного  фонда:

1) жилая площадь, оборудованная  водопроводом, канализацией, центральным  отоплением, горячим водоснабжением, газом, напольными электрическими  плитами, ванными, душем, % ко всей  площади жилищного фонда;

2) % жилых домов с мусоропроводом;

3) % квартир с телефонами.

В России показатели благоустройства  жилищного фонда существенно  различаются для городской и  сельской местности: на конец 2007 г. 86% городского жилищного фонда обеспечено водопроводом, 84%—канализацией, 79 % — ваннами, 74 % — горячим водоснабжением, 21% — напольными электроплитами, 87 % — центральным отоплением. Все значения этих показателей в 2 — 5 раз ниже для сельского жилищного фонда. Только по показателю оборудованности жилья газоснабжением сельская местность не уступает городской: на селе 75 % жилищного фонда обеспечено газом, в городе — 69 %.

5. Обеспеченность населения  жильем:

1) жилая площадь в среднем  на одного проживающего, кв. м/чел.;

2) общая площадь в среднем  на одного проживающего, кв. м/чел.;

3) численность населения,  проживающего:

• в отдельной квартире;

• в коммунальной квартире;

• в отдельном доме или  его части:

• в общежитии;

4) то же в % ко всем  жителям;

5) средняя площадь отдельной  квартиры, кв. м/квартира;

6) среднее число жителей  на одну комнату, чел./комната;

7) число домохозяйств, состоящих  на учете для получения муниципального  жилья (абсолютное и в % к  общему числу домохозяйств);

8) число семей беженцев  и вынужденных переселенцев, нуждающихся  в жилье.

По показателю "жилая  площадь в среднем на одного проживающего" в нашей стране устанавливается  значение, выполняющее роль гигиенического норматива. В соответствии с Жилищным кодексом РСФСР (ст. 38) норма жилой  площади установлена в размере 12кв. м. на одного человека. Граждане, имеющие  обеспеченность жилой площадью на одного человека 5—7 кв. м, считаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. В  этой связи недостаточно знать средний  показатель обеспеченности жилой площадью в стране или регионе, нужно располагать  распределением жителей по значениям  этого показателя. [8]

Для международных сравнений  жилищных условий чаще используется показатель "общая площадь в  среднем на одного проживающего".

Законом "Об основах федеральной  жилищной политики", принятым в 1992 г., предусмотрена жилищно-коммунальная реформа, целью которой является постепенное превращение жилищно-коммунального  хозяйства в безубыточный сектор экономики. В ходе реформы были пересмотрены социальные нормы жилья. Вместо 9 и 12 кв. м жилой площади на человека (санитарная норма и норма пользования) сегодня применяется понятие "социальная норма жилья", установленная не по жилой, а по общей (полезной) площади  жилища. Данная норма составляет 33 кв. м для одиночки, 21 кв. м/чел. — для семьи из 2 человек и 18 к .м/чел. для семей из 3 и более человек. С 1992 по 2000 г. средняя общая площадь на одного жителя возросла на 2,3 кв. м/чел. и составила на конец 2009 г. 18,1 кв. м/чел.

При обеспеченности 20—25 кв. м жилой площади на человека в  распоряжении каждого взрослого  члена семьи оказывается отдельная  жилая зона, появляется возможность  иметь комнаты для общения, совместного  приема пищи и т. д.

Жилищные условия характеризуются  не только тем, сколько квадратных метров приходится на одного человека, но и изолированностью жилища. [10]

В России среднее число  жителей на комнату составляло на конец 2005г. 1,2 чел., в том числе 1,3 чел. — в городской местности, 1,1 чел, — в сельской местности.

Наименьшее число жителей на одну жилую единицу было в Канаде – (1,7 человека), а наибольшее — в Южном Йемене (8,7 человека). Комфортабельность жилища достигается при по квартирном расселении, когда число комнат составляет величину (n + 1), где п — число членов домохозяйства.

 

         3 Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда

 

Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда  имеют особое значение для проведения жилищно-коммунальных реформ и обеспечения  достойного уровня жизни населения. К показателям этой группы относятся:

• удельный вес расходов на содержание жилищного фонда и  коммунальные услуги в общей величине расходов бюджета административной единицы, %:

• количество семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг;

• то же, в процентах к  общему количеству семей, проживающих  на данной территории,

• удельный вес расходов на содержание жилищного фонда в  общей сумме расходов населения, %;

• удельный вес личных расходов населения по содержанию жилья в  общей стоимости предоставления жилищных услуг %;

• индексы стоимости жилищных услуг.

Значение перечисленных  показателей зависит от принятой в стране жилищной политики. В общем  можно рассматривать два возможных  направления жилищной политики: либеральное  и патерналистское. При либеральном  направлении жилищной политики жилье  предоставляется прежде всего как  товар длительного пользования  и соответственно в центре внимания оказываются рынок жилья, его  состояние, факторы, влияющие на его  развитие, социальная помощь отступает  на второй план. При патерналистском  направлении жилье рассматривается  не как товар, а как важнейшее  социальное благо, обеспечение им осуществляется за счет государственного бюджета и  средств предприятий и бесплатного  распределения среди населения. Квартирная плата в этом случае покрывает  лишь небольшую часть расходов государства  на содержание жилищного фонда. Такое  направление жилищной политики претворялось в жизнь в социалистических странах, где квартплата покрывала лишь около 1/3 расходов на содержание жилья, дотации  на жилье поступали из госбюджета.

В развитых странах либеральное  направление жилищной политики не проявляется  в чистом виде: как правило, в условиях действия рыночных отношений вводятся меры по ограничению квартирной (арендной) платы; существуют система пособий  и льгот по оплате жилья, льгот  по налогам на недвижимость, льготные кредиты и субсидии на приобретение жилья; осуществляется строительство  дешевого муниципального жилья с  низкой квартплатой, содержание которого дотируется местными органами власти или государством, а на приобретение выделяются льготные кредиты. Программы  строительства дешевого жилья и  льгот в связи с его приобретением  и эксплуатацией широко распространены во Франции, Швеции.[7]

Превращение жилищно-коммунального  хозяйства в безубыточный сектор экономики возможно только за счет полного покрытия издержек жилищно-коммунальной сферы соответствующими платежами  населения. В переходный период важно  обеспечить социальную поддержку низкодоходных  слоев населения. Поэтому в рамках жилищно-коммунальной реформы большое  значение имеет программа жилищных субсидий (компенсаций) по оплате жилья  и коммунальных услуг.

Действуют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (в виде 50%-ных скидок и др.). Эти льготы предоставляются определенным категориям населения вне прямой связи с уровнем дохода. Кроме того, развернута программа жилищных субсидий (компенсаций), в которую заложен, во-первых, принцип предельно допустимых расходов семьи на оплату жилья и, во-вторых, принцип адресного субсидирования семей, у которых размер фактических жилищно-коммунальных платежей превышает установленную предельно допустимую величину. Субсидии должны компенсировать для таких семей эту разницу.

В развитых странах домохозяйства  со средними доходами тратят на оплату жилья и коммунальные услуги в  среднем 25—30% своего дохода. В концепцию  жилищно-коммунальной реформы была заложена цель довести долю расходов средней российской семьи на оплату жилья и коммунальных услуг с 3% ее дохода до 25%, чтобы при этом семья оплачивала 100% затрат жилищно-коммунального  хозяйства на содержание и обслуживание занимаемого ею жилища. Предполагается достижение этой цели в 2015 г.

Для оформления субсидии заявитель  должен документально подтвердить  все виды получаемых доходов. Право  на получение субсидий должно периодически подтверждаться в ходе переаттестаций (как правило, один раз в полгода). Субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг получают около 2 млн. семей  или 5,9% их общего числа. Как свидетельствует  практика, когда население начинает оплачивать более 30% стоимости жилищно-коммунальных услуг, в субсидиях нуждается  не менее 5% семей. В нашей стране это соотношение не выполняется: доля получающих субсидии выше. [13]

В соответствии с осуществляемой жилищно-коммунальной реформой растут ставки оплаты жилья и тарифы за коммунальные услуги. При отсутствии четкой тенденции роста реальных денежных доходов населения рост оплаты жилья и коммунальных услуг создает трудности среднеобеспеченным слоям населения, которые не могут претендовать на субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг.

С развитием рыночных отношений  могут усиливаться различия в  жилищных условиях населения в значительной степени под воздействием роста  квартирной платы и влияния последней  на обеспеченность жильем. Жилищная политика должна включать организацию помощи на содержание и ремонт жилья семьям, которые в ней нуждаются. Статистика играет ведущую роль по выявлению дифференциации жилищных условий населения, определению категорий жителей, нуждающихся в поддержке из средств бюджета. При этом плата за содержание жилья для всех жильцов должна поэтапно повышаться до уровня, когда будут полностью покрываться расходы параллельно с соответствующим увеличением прямых целевых социальных выплат определенным группам. Тарифы за коммунальные услуги должны основываться на законах ценообразования в условиях естественных монополий, каковыми в России являются газо-, водо-, энергоснабжение и т. д. Возможно влияние на тарифы и некоторой структурной перестройки путем выделения из естественных монополий отдельных элементов с целью развития конкуренции, сдерживающей рост тарифов, акционирования некоторых коммунальных служб с установлением четкого контроля за их работой. Все более важной функцией коммунальных служб становятся уборка территорий и лестничных клеток, утилизация и переработка бытовых отходов, организация погребений. Так, в бюджетах городов Германии финансирование этих видов деятельности составляет в среднем 12%. Информация о результатах деятельности коммунальных служб содержится в представляемой ими отчетности.

Информация о работе Статистика жилищных условий