Статистико – экономический анализ безработицы на примере г. Кунгура Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы написания курсовой работы особенно возрастает после выхода страны из международного экономического кризиса, так как в период с 2008 года на предприятиях города было проведено массовое сокращение численности работников.
Целью написания данной курсовой работы является изучение рынка труда в г. Кунгуре, определение его организации.
Предметом исследования является население города , который является объектом исследования.

Файлы: 1 файл

безработица.doc

— 608.50 Кб (Скачать файл)

В ОКЗ классифицируется по видам занятий только гражданская рабочая сила. ОКЗ содержит информацию о всех занятых, т.е. полностью отражает структуру национального рынка труда, и позволяет получить информацию о занятости, пригодную для международных сопоставлений в области занятости. ОКЗ целесообразно использовать как для анализа на уровне экономики в целом, так и на отраслевом и региональном уровне. ОКЗ является важным инструментом при выработке политики в области занятости, при выработке отраслевых и общенациональных соглашений в области оплаты труда отдельных профессиональных групп работников, для профессионального отбора и обучения работников, для анализа, связанного с профессиональными заболеваниями и смертностью.

Занятость в формальном секторе экономики

В формальном секторе экономики занято подавляющее число работающих. Формальный сектор — это совокупность предприятий, учреждений и организаций, имеющих статус юридического лица. Основным источником статистической информации о численности и составе занятых сектора являются формы статистической отчетности. В зависимости от организации статистического наблюдения и периодичности представления данных о численности занятых предприятия и организации формального сектора можно разделить на четыре группы. (9, с. 147)

1. Юридические лица и их обособленные  подразделения, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек (включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера), представляют данные ежемесячно. В статистике — это крупные и средние предприятия.

2. Организации государственной и муниципальной форм собственности с численностью занятых менее 15 человек разрабатывают и представляют данные о численности работников ежеквартально.

3. Малые предприятия, к которым относятся юридические лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства. В соответствии с законодательством РФ к ним относятся коммерческие организации, которые отвечают трем критериям: а) доля участия государственной и муниципальной собственности, а также собственности общественных или религиозных организаций в уставном капитале не превышает 25%; б) доля собственности, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%; в) средняя численность работников не превышает в промышленности и на транспорте 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек, в других отраслях и видах экономической деятельности — 50 человек. Малые предприятия на выборочной основе представляют сведения о численности работников один раз в квартал.

4. Органы государственной власти, обеспечивающие охрану общественной  безопасности и оборону, представляют сводные данные о численности занятых в централизованном порядке один раз в год.

 

Занятость в неформальном секторе экономики

 

Занятость в неформальном секторе экономики играет все более существенную роль на рынке труда России. Информация необходима для целей анализа состояния экономики, разработки программ экономического и социального развития. Она нужна для формирования эффективной политики в области занятости, в том числе направленной на поддержку и развитие неформального сектора, для стимулирования создания новых рабочих мест в этом секторе. Статистика в данной области необходима для разработки законодательных норм, которые гарантировали бы условия труда, развитие социального страхования и юридической защиты работников неформального сектора на уровне, не ниже, чем у лиц, занятых в формальном секторе экономики. (9, с. 153)

Неформальный сектор состоит из двух групп предприятий — неформальных предприятий, не привлекающих наемных работников на постоянной основе, и неформальных предприятий, привлекающих наемных работников на постоянной основе.

Неформальные предприятия, использующие труд наемных работников на постоянной основе, или предприятия неформальных работодателей, должны соответствовать одному или двум критериям: а) небольшой размер предприятия с точки зрения занятости; б) отсутствие регистрации предприятия или его работников.

В неформальный сектор экономики включаются следующие категории занятых:

• лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в отраслях сельского и лесного хозяйства без образования юридического лица или на индивидуальной основе, вне зависимости от наличия у них государственной регистрации в качестве предпринимателя;

•лица, занятые оказанием профессиональных или технических услуг (архитекторы, врачи, ветеринары, преподаватели-репетиторы, нотариусы и др.), независимо от того, имеют ли они государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица;

• крестьянские (фермерские) хозяйства, главы которых зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица;

• лица, работающие по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей;

•     лица, занимающиеся оказанием платных услуг но дому (водители, телохранители, садовники, сторожа и др.), независимо оттого, являются они работниками или нет;

•    простые товарищества, созданные по договору простого товарищества между отдельными индивидуальными предпринимателями, занимающиеся ремонтом автомобилей, бытовой техники, строительством и ремонтом жилья по заказам домашних хозяйств;

•    лица, занятые в домашних хозяйствах производством продукции сельского хозяйства, охотой, рыболовством, переработкой сельскохозяйственной продукции, если эта продукция предназначена для продажи.

Население, занятое в неформальном секторе, группируется по месту проживания (на городское и сельское население), статусу занятости, демографическим характеристикам (полу, возрасту) и по уровню образования.

Данные, получаемые из обследования населения по проблемам занятости, не являются единственным источником при определении уровня занятости в неформальном секторе. Дополнительными источниками информации являются административная статистика, информация налоговых органов, а также данные выборочных обследований индивидуальных предпринимателей в розничной торговле, обследований крестьянских хозяйств, данные министерств и ведомств, которые выдают лицензии на право заниматься тем или другим видом деятельности.

 

1.6.   Баланс трудовых ресурсов

 

Баланс трудовых ресурсов — это система показателей, отражающих численность и состав трудовых ресурсов и их распределение на экономически активное (по отраслям экономики и формам собственности) и экономически неактивное население. (9, с. 157)

Баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей: ресурсной и распределительной. В первой части приводятся сведения о наличии трудовых ресурсов и источниках их формирования. Вторая часть имеет два раздела, которые обусловлены распределением трудовых ресурсов на занятое и не занятое в экономике население. Занятые в экономике лица подразделяются по видам деятельности и формам собственности. Баланс трудовых ресурсов составляют ежегодно как в целом по России, так и по субъектам РФ. (8, с. 209)

Источниками информации для составления баланса являются сведения предприятий и организаций о численности занятых; данные материалов обследований населения по проблемам занятости; данные органов государственной службы занятости о численности безработных, официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости; данные учебных заведений о численности обучающихся по дневной форме обучения.

Баланс трудовых ресурсов является международным статистическим стандартом, который был рекомендован для стран с плановой экономикой. Балансовые расчеты трудовых ресурсов не утратили своего значения и для стран с рыночной экономикой, но схема баланса должна быть адаптирована к категориям статистики занятости, используемым странами с рыночной экономикой. (10, с. 86)

Показатели баланса трудовых ресурсов рассчитывают в среднем за год (8, с. 209)

Они имеют важное значение в условиях рыночной экономики, поскольку интегрируют такие категории, как экономически активное население, включающее занятых и безработных, и экономически неактивное население в трудоспособном возрасте. Численность трудовых ресурсов определяется исходя из численности населения в трудоспособном возрасте и работающих лиц за пределами трудоспособного возраста.

Границы трудоспособного возраста регулируются трудовым законодательством. В России к населению в трудоспособном возрасте относятся женщины в возрасте 16—54 лет и мужчины в возрасте 16—59 лет. Но поскольку в состав трудовых ресурсов включается только трудоспособное население, численность населения в трудоспособном возрасте должна быть уменьшена на численность неработающих инвалидов в трудоспособном возрасте и численность неработающих пенсионеров в трудоспособном возрасте, которые получают пенсию по возрасту на льготных условиях. В состав трудовых ресурсов включаются лица пенсионного возраста, которые продолжают трудиться, а также лица моложе 16 лет, занятые в экономике. В трудовые ресурсы включаются также иностранные работники, занятые в экономике России. В настоящее время баланс трудовых ресурсов составляется по среднегодовым данным. (9, с. 158-159)

Источниками информации для составления баланса являются:

    • данные текущей статистики населения о численности населения в трудоспособном возрасте;
    • расчеты среднесписочной численности работников по данным годовой отчетности предприятий и организаций;
    • сведения органов социальной зашиты населения о числе неработающих инвалидов и пенсионеров в трудоспособном возрасте;
    • сведения образовательных учреждений об обучающихся с отрывом от производства (в возрасте 16 лет и старше);
    • сведения о численности лиц, выполняющих случайную работу, занятых в крестьянских (фермерских) хозяйствах, о численности помогающих членов семьи и о других категориях населения, занятого в неформальном секторе, из обследований населения по проблемам занятости и по экспертным
    • численность занятых иностранных граждан изданных иммиграционных служб МВД.

Численность трудовых ресурсов определяется исходя из численности постоянного населения.

На основе данных баланса трудовых ресурсов можно проанализировать структуру их распределения, проследить динамику перераспределения трудовых ресурсов между различными отраслями и сферами деятельности, получать сведения о численности и структуре незанятого населения. Практическая значимость баланса увеличится, если он будет использовать показатели и методологию их получения из других разделов статистики занятости. Дальнейшее совершенствование баланса трудовых ресурсов должно быть направлено на согласование показателей баланса трудовых ресурсов с макроэкономическими показателями Системы национальных счетов. (9, с. 161-163)

Показатели занятости, содержащиеся в балансе трудовых ресурсов, относятся к физическим лицам по их основному или единственному месту работы. При этом не учитывается вторичная занятость части занятого населения. Это сужает практическую значимость данных баланса, так как эти данные не согласуются с показателями доходов от занятости, издержками на рабочую силу, результатами производственной деятельности. Их нельзя использовать для расчетов производительности труда и других аналитических показателей. Поэтому в настоящее время ведется разработка таблиц совокупных затрат труда по отраслям экономики и видам экономической деятельности, что позволяет данные баланса трудовых ресурсов интегрировать с показателями Системы национальных счетов и существенно расширяет аналитические возможности баланса трудовых ресурсов. Тем самым баланс трудовых ресурсов вписывается в систему важнейших статистических методов анализа рыночной экономики.

 

2. Статистико-экономический анализ безработицы в городе Кунгуре Пермского края

2.1. Краткая характеристика города  Кунгура Пермского края

 

Город Кунгур относится к Пермскому краю Приволжского Федерального округа, занимает территорию средней площадью 4.4 тыс. км. Город расположен в части Сибирской магистрали. Географическое  положение позволяет хорошо развивать экономику города, его торговые связи с другими крупными городами (Пермь, Екатеринбург и т.д.)

Хозяйственный профиль города определили две группы факторов: первая — факторы, обусловившие развитие города Кунгура как центра значительного агропромышленного района; вторая группа факторов связана с общей исторической судьбой Урала — развитием промышленности, потребностями индустрии Урала и сопредельных территорий.

Первая группа факторов способствовала возникновению и развитию кожевенно-обувной промышленности (Кунгурский обувной комбинат, число занятых на нём достигало 5 тыс.), в настоящее время эта отрасль находится в упадке в связи с сокращением производства на обувном комбинате. Кроме того, в городе работают такие крупные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, как Кунгурский молочный комбинат, мясокомбинат, мелькомбинат. Предприятие пищевкусовой промышленности — пивзавод. Предприятия пищевой промышленности работают стабильно и поставляют продукцию в другие города и районы края.

Вторую группу предприятий представляет Кунгурский машиностроительный завод, возникший на базе производственных мастерских и технического училища. Он неоднократно менял свою специализацию, сейчас производит нефтепромысловое оборудование .

Информация о работе Статистико – экономический анализ безработицы на примере г. Кунгура Пермского края