Статистико- экономический анализ уровня доходов населения перми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение динамики уровня доходов населения Пермского края за период с 2008 по 2009 год. По некоторым показателям уровень доходов определен за январь 2010 года.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть методику изучения уровня доходов населения;
- дать характеристику динамики уровня доходов населения Пермского края за последние два года;
- провести сравнительный анализ доходов населения Пермского края с другими регионами страны.

Содержание работы

Введение
1. Система показателей уровня жизни.
2. Краткая характеристика объекта исследования (страна, край, район).
3. Анализ уровня доходов населения (период исследования не менее 5 лет):
а) источники информации. Организация статистического наблюдения за уровнем жизни населения;
б) изучение динамики основных социально – экономических индикаторов уровня жизни населения при помощи показателей анализа рядов динамики (цепных, базисных за период, средних) (табл.);
в) состав и структура денежных доходов населения (табл. или рис.);
г) динамика вкладов физических лиц (табл. или рис.);
д) изменение покупательской способности среднедушевых денежных доходов населения (за первый и последний анализируемые периоды) (табл. или рис.);
ж) при помощи построения рядов распределения (ранжированного и интервального), их графического изображения изучить различие в уровне среднемесячной номинальной заработной плате (за последний год) по городам и районам;
з) путем группировки населения по величине среднедушевых денежных доходов, построения кривой Лоренца и расчета коэффициента Джини сравнить дифференцию в доходах населения за первый и последний анализируемые периоды;
е) изучить изменение величины прожиточного минимума (крайние анализируемые периоды) как по населению в целом, так и по социально - демографическим группам населения;
и) на основе аналитического выравнивания сделать прогноз (на 2 – 3 года) среднедушевых денежных доходов населения. Для этого обосновать уравнение тренда, определить ошибку прогноза, прогнозное значение записать в виде интервала.
Выводы и предложения
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

0623517_EA39B_statistikoekonomicheskii_analiz_urovnya_dohodov_naseleniya.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства РФ

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия

им. Д.Н. Прянишникова»

 

Факультет заочного обучения

Кафедра статистики, анализа и финансов

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Статистика»

 

Тема: «Статистико-экономический анализ

уровня доходов  населения»

 

 

Выполнила:

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2010 год

 

Содержание

 

Введение……………..…..…………………………………………………….….

3

1. Методологические аспекты изучения уровня доходов населения.………...

4

 

1.1. Система показателей  уровня жизни…………...……………………

4

 

1.2. Структура доходов  и основные источники  доходов  населения….

6

 

1.3. Методы межрегиональных  сравнений...……………………………

7

2. Краткая характеристика уровня доходов населения Пермского края………….

12

 

2.1. Доходы населения и  их использование…………………………….

12

 

2.2. Социально-экономическая  дифференциация населения…………..

15

3. Сравнительный анализ доходов населения Пермского края в

межрегиональном сравнении …………………………………………...…….…

 

21

Выводы и предложения……………..……………………………………………

28

Список литературы……………………………………………………………….

30

   

 

 

Введение

 

Основными источниками  доходов являются: заработная плата  и другие выплаты, которые работники  получают за свой труд; доходы от индивидуальной трудовой деятельности; социальные трансферты; доходы от собственности и т.д. Исходными в определении доходов выступают  показатели совокупных, денежных, номинальных, реальных, располагаемых доходов населения. С переходом к рыночной экономике резко обострился  процесс расслоения  общества по уровню  доходов, и это обусловило необходимость внедрения в статистическую практику  показателей для анализа социально-экономической дифференциации населения. К этим показателям относятся: модальный доход, медианный доход, децильный коэффициент дифференциации, коэффициент концентрации.

Объектом исследования курсовой работы выступает Пермский край,  образованный 1 декабря 2005 года в результате объединения  Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в соответствии с результатами референдума, проведённого 7 декабря 2003 года, в ходе которого более 83 % населения обеих территорий высказались за объединение. Исследуемый регион образован на основании Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 года №1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»

Предметом исследования являются объем  и структура доходов населения.

Цель курсовой работы – изучение динамики уровня доходов населения  Пермского края за период с 2008 по 2009 год. По некоторым показателям уровень доходов определен за январь 2010 года.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть методику  изучения уровня доходов населения;

- дать характеристику динамики  уровня доходов населения Пермского  края за последние два года;

- провести сравнительный анализ  доходов населения Пермского  края с другими регионами страны.

 

1. Методологические аспекты изучения уровня доходов населения

 

1.1. Система показателей уровня жизни

 

Для измерения уровня доходов населения используется ряд показателей, характеризующих  их в различных аспектах. Одним  из основных показателей является объем личных доходов населения – все виды доходов населения, полученных в денежной форме или в натуре. Этот показатель может быть рассчитан прямым путем для отдельных домохозяйств на основе статистики семейных бюджетов, однако он не отражает ни общих, ни реальных доходов населения. Совокупные (общие) доходы населения (СДН) определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления. Стоимость услуг определяется расчетным путем.

Названные показатели, рассчитанные в ценах текущего периода, называются номинальными показателями доходов. Они не определяют реального содержания доходов, т.е. не показывают, какое количество материальных благ и услуг доступно населению при сложившемся уровне доходов. Во-первых, владельцы дохода могут в окончательном виде располагать лишь частью номинального дохода, так как должны уплатить индивидуальные налоги и сделать другие обязательные отчисления. Вычитая из личных номинальных доходов (ЛНД) налоги, обязательные платежи и взносы в общественные организации (НП), находят личные располагаемые доходы (ЛРД) населения – ту часть личных доходов, которую владельцы их направляют на потребление и сбережение:

ЛРД = ЛНД – НП                                                                                              (1)

Доля этой части в  общем объеме доходов составит

                                                                             (2)

Во-вторых, между номинальными и реальными величинами доходов могут быть существенные расхождения в связи с изменением покупательной способности денег – показателя, обратного уровню цен. Реальное значение показатели дохода приобретают, если для расчетов используются постоянные цены либо их изменение учитывается (компенсируется) с помощью индексов покупательной способности денег (Iп.с.д.) или индексов цен на потребительские товары и услуги (Ip). С поправкой на изменение потребительских цен рассчитывается величина реальных располагаемых доходов населения:

                                          (3)

Аналогично рассчитываются реальные общие доходы (РОД) населения – как совокупные доходы (СДН) с поправкой на покупательную способность денег:

                                                                       (4)

Для характеристики динамики этих показателей строятся соответствующие индексы, например индекс реальных располагаемых доходов:

                     (5)

Отсюда следует, что  скорость изменения реальных доходов  зависит от трех факторов: темпов роста  номинальных доходов, изменения ставок налоговых платежей и изменения покупательной способности денег [18;с.422].

Для расчета индекса  цен и тарифов на платные услуги статистические органы с 1989 г. ведут  ежемесячную регистрацию цен  на продовольственные и непродовольственные товары-представители и услуги. Обследование проводится по достаточно широкой номенклатуре товаров (до 650 позиций), реализуемых по различным каналам. Следует, однако, отметить, что регистрируются цены предложения товаров, которые во многих случаях отличаются от цен покупки. Общий индекс потребительских цен рассчитывается по формуле 6.

                                                                                       (6)

Результат, называемый также индексом стоимости жизни, показывает, насколько больше средств население стало тратить на покупку продуктов питания, товаров и услуг (т.е. на потребительские расходы) в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления остался прежним, базисным. Такой расчет корректен, если за анализируемый период не происходит существенных изменений в структуре потребительских расходов.

Анализ доходов семьи (домохозяйства) начинается с вычисления общих их уровней, что уже представляет собой сложную экономическую  задачу, включающую наряду с вычислительными операциями логическую увязку их результатов. Затем анализируются роль различных источников в формировании доходов, а также факторы, от которых зависят их уровень и структура. Сопоставляются доходы разных социальных групп населения, групп, различающихся по статусу в занятости, составу семей и т.д. [6;с.197].

 

1.2. Структура доходов и основные источники доходов населения

 

В структуре доходов  выделяются следующие основные источники: оплата труда и доход от предпринимательской  деятельности, в том числе отдельно оплата труда работающих по найму;  пенсии (трудовые и социальные);  стипендии; пособия (по видам); дивиденды и выплаты по акциям и другим ценным бумагам, а также доходы от собственности; поступления от страхования;  поступления с банковских счетов; поступления от продажи недвижимости (по видам); поступления от продажи акций и других ценных бумаг; поступления от продажи иностранной валюты;  кредиты, ссуды, долги;  прочие поступления.

Названные денежные доходы являются мобильной частью совокупного дохода. Эта часть по усмотрению владельцев расходуется на приобретение различных материальных благ, а также оплату потребительских услуг или может аккумулироваться в виде накоплений.

Доходы, получаемые в  виде бесплатных или частично оплачиваемых льгот, бесплатных услуг, потребляемых населением за счет общественных или целевых фондов, являются иммобильной частью совокупного дохода. Они также определяют уровень жизни, но являются строго целевыми, т.е. не могут быть заменены суммой денег, эквивалентной стоимости этих услуг и льгот.

Российская  официальная статистика определяет численность бедного населения согласно абсолютной концепции бедности, по которой живущими за чертой бедности признаются граждане, имеющие доходы ниже официально установленного прожиточного минимума (ПМ) в данном регионе. В отличие от России европейские страны, в основном, ориентированы на измерение бедности не как абсолютного, а как относительного показателя. По методике ОЭСР, бедным считается гражданин с доходами ниже 60% медианного дохода по стране. Медианный доход - это доход, ниже и выше которого располагаются доходы двух групп граждан - по 50% населения страны каждая. Европейская статистическая комиссия рассчитывает также долю населения с доходами менее 50% среднедушевого дохода страны. Считается, что граждане с таким уровнем доходов подвержены потенциальному риску бедности. Анализ проводится в разрезе отдельных социально-демографических и доходных групп населения, в территориальном аспекте, а также с использованием детальных стоимостных оценок по видам и способам потребления.

Величины доходов и  расходов населения не только характеризуют  бюджеты семей, но используются, кроме  того, для построения балансов денежных доходов и расходов населения  и определения показателей счета домашнего хозяйства в системе национальных счетов.

Прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Потребности населения  значительно дифференцируются в  зависимости от его социально-демографических  характеристик и условий проживания, поэтому прожиточный минимум  рассчитывают не только в среднем на душу населения или семью, но и отдельно для различных категорий: детей (до 7 лет), подростков (7–15 лет), трудоспособных граждан, пенсионеров. Прожиточный минимум конкретной семьи может быть определен исходя из ее фактического состава и величины.

Основой всех расчетов является набор продуктов питания прожиточного минимума, включающий продовольственные  товары, объединенные в 10 агрегированных групп: хлебопродукты; картофель; овощи; фрукты и ягоды; мясопродукты; молокопродукты; рыбопродукты; яйца; сахар и кондитерские изделия; масло растительное, маргарин. Наборы рассчитаны как для отдельных категорий населения, так и по отдельным территориальным зонам России, выделенным с учетом природно-климатических условий [14;с.402].

 

1.3. Методы межрегиональных сравнений

 

Величину прожиточного минимума на региональном уровне определяют органы исполнительной власти на местах, исходя из локальных особенностей потребления  и ресурсных возможностей. Порядок  расчета прожиточного минимума описан в «Методических рекомендациях» Минтруда России.

Общая величина бюджета  прожиточного минимума включает в себя помимо расходов на питание расходы  на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи  и определяется досчетом на основе стоимости продовольственного набора и примерной структуры бюджета прожиточного минимума. Структура бюджета зависит от величины семейного дохода. Для расчетов используется фактически сложившаяся структура расходов 10 % наименее обеспеченных семей в базовом периоде. Если фактические данные по региону отсутствуют, используется ориентировочная структура расходов.

Традиционным методом  учета покупательной способности  рубля при межрегиональных сравнениях сопоставления денежных доходов  населения у российских исследователей является пересчет  этих доходов в количество региональных прожиточных минимумов [1].

Информация о работе Статистико- экономический анализ уровня доходов населения перми