Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 20:32, курсовая работа
Целью данной работы является статистико-экономический анализ финансовых результатов на примере ООО «Заря».
Задачами настоящей курсовой работы являются организационно-правовая и экономическая характеристика хозяйствующего субъекта; изучение понятия и характеристика финансовых результатов; статистико-экономический анализ финансовых результатов на примере, корреляционно-регрессионный анализ зависимости уровня прибыли от размера выручки и себестоимости реализованной продукции.
Введение
. Организационно-правовая и экономическая характеристика хозяйствующего субъекта
.1 Местоположение и правовой статус хозяйствующего субъекта
.2 Организационное устройство, размер и специализация хозяйствующего субъекта
.3 Экономическая характеристика хозяйствующего субъекта
. Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия
.1 Прибыль и ее сущность
.2 Рентабельность работы предприятия
. Статистико-экономический анализ финансовых результатов на примере ООО «Заря» Агрызского района Республики Татарстан
.1 Ряды динамики
.2 Факторный анализ финансовых результатов
.3 Корреляционно-регрессионный анализ финансовых результатов
Выводы и предложения
Список литературы
Для изучения
интенсивности изменения
Таблица 7 - Аналитические показатели ряда динамики
Кв.Приб. от продажиАбсолютный
прирост, тыс.руб.Коэффициент ростаТемп
роста, %Коэффициент приростаТемп прироста,
%Абс.знач. 1 % абс.приростабаз.цепн.баз.цепн.
Проанализировав данные таблицы 7 пришли к следующим выводам. Абсолютный прирост прибыли в 4 квартале 2009 года составил 14260 тыс.руб.по сравнению с 1 кварталом 2008 г., который был принят как базисный, т.е. размер прибыли увеличился по сравнению с 2008.г. на 14 260 тыс.руб. или на 380%, о чем свидетельствует показатель темпа роста, равный 480%. Абсолютный прирост цепной в 4 квартале составил 7713 тыс.руб., т.е на такую сумму увеличился размер прибыли над 3 кварталом 2009 г. Темп роста базисный составил 175%,т.е. прибыль в 4 квартале 2009 г. увеличилась по сравнению 3 кварталом на 75%, о чем свидетельствует темп прироста за 4 квартал. Абсолютное значение 1% абсолютного прироста характеризует какая абсолютная величина скрывается за относительным показателем - одним процентом прироста. Данный показатель в 4 квартале 2009г. составил в 102,8 тыс.руб. Наибольшее значение этот показатель имел во 2 квартале 2009 г. - 125,4 тыс.руб. Наибольший абсолютный прирост базисный наблюдается в 4 квартале 2009 г ., прибыль увеличилась по сравнению с 1 кварталом предыдущего года на 14260 тыс.руб. или на 380%. Наибольший отрицательный абсолютный прирост базисный в размере 2035 тыс. руб. наблюдается во 2 квартале 2008 г., прибыль уменьшилась на 54%, наибольший отрицательный абсолютный прирост цепной также наблюдается в этом квартале.
Любой уровень
ряда динамики формируется под влиянием
необходимых и случайных
Для определения формы тренда и расчета его параметров составляется вспомогательная таблица. Определим тенденцию с помощью таблицы 8.
Таблица 8 - Вспомогательная таблица для определения формы тренда и расчета его параметров
Кварталыytt 2У*tТеоретический
уровень, тыс.руб. 2 кв.1715-39-5145593,913 кв.2600-24-52003203,514
кв.2412-11-24125813,111 кв.127150008422,712 кв.11210111121011032,313
кв.10297242059413641,914 кв.18010395403016251,
. Метод укрупнения
периодов. Этот метод заключается
в переходе от менее
. Способ скользящей средней. При проведении выравнивания данным способом сначала рассчитывается среднее значение показателя исходя из первых трех, затем из трех показателей, начиная со второго, следующие 3 показателя начиная с третьего и т.д.
. Способ аналитического
выравнивания или наименьших
квадратов заключается в
В нашем примере выравнивание динамического ряда произведем по уравнению прямой
уt = a + bt (21)
Для нахождения a и b используется система нормальных уравнений:
?y = n*a + b?t
?y*t = a?t + b?t2
7a = 58959
28b= 73068
a = 8422,71
b = 2609,6
Таким образом, получили модель тренда уt = 8422,71+ 2609,6t
По данным уравнения тренда наглядно видно, что в среднем за квартал с 2008- 2009 г.г. среднеквартальный размер прибыли от реализации продукции увеличивается на 2609,6 тыс.руб. тыс. руб.
Отобразим данные в виде графика. График представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика прибыли от реализации по кварталам
В результате выравнивания ряда мы выявили тенденцию роста прибыли от реализации продукции, работ, услуг.
3.2 Факторный анализ финансовых результатов
Наиболее часто в статистике используется индексный метод анализа. Он используется для оценки состояния, развития какого-либо явления.
Индексы относятся к важнейшим обобщающим показателям. Слово «индекс» имеет несколько значений: показатель, указатель, опись, реестр. Оно используется как понятие в математике, экономике, метеорологии и других науках.[10]
Индексами называются
сложные относительные
В статистике под индексом понимается относительный показатель который выражает соотношение величин какого-либо явления во времени, в пространстве или дает сравнение фактических данных с любым эталоном (план, прогноз, норматив и т.д.).
С помощью экономических индексов решаются следующие задачи:
измерение динамики социально-экономического явления за два и более периодов времени;
измерение динамики среднего экономического показателя;
измерение соотношения показателей по разным регионам;
определение степени влияния изменений значений одних показателей на динамику других;
пересчет значения макроэкономических показателей из фактических цен в сопоставимые. [4]
Проанализируем факторы, влияющие на изменение размера прибыли и выявим взаимосвязь между рассчитанными индексами. В нашем случае на размер прибыли влияние оказывают выручка от реализованной продукции, работ, услуг и ее себестоимость. Индексный метод проведем с помощью таблицы 9.
Таблица 9 - Индексный метод анализа затрат на производство продукции
№ п/пБазисный
период, 2008г.Отчетный период, 2009г.Прибыль
от реализации, тыс. руб.Выручка, тыс.руб.Себестоимость
реализованной продукции, тыс.руб.Выручка,
тыс.руб.Себестоимость реализованной
продукции, тыс.руб.2008г.2009г.условные1.
1. Индекс прибыли iп = Прибыль отч./прибыль баз. = 52232/10477 = 4,98 или 498%.
?п= 52232 - 10477 = 41 755 тыс.руб.
Этот индекс показывает, во сколько раз возрос (уменьшился) размер прибыли от продаж в отчетном периоде по сравнению с базисным, или сколько процентов составляет рост (снижение) прибыли.
Прибыль от реализации в 2009 году по сравнению с 2008 г. увеличилась на 398% или на 41 755 тыс.руб.
. Индекс себестоимости iс/с = 268087/204921 = 1,39 или 139%.
?с/с= 52232 - 115398 = - 63 166 тыс.руб.
Себестоимость продукции увеличилась на 39%, за счет чего размер прибыли уменьшился на 63166 тыс.руб.
. Индекс выручки iв = 320319/215398 = 1,49 или 149%.
?в= 115398 -10477 = 104921 тыс.руб.
Выручка от реализации продукции увеличилась на 49% , что привело к увеличению прибыли на 104921 тыс.руб.
Таким образом, с помощью проведенного индексного анализа пришли к выводу, что прибыль от реализации продукции увеличилась на 41 755 тыс.руб. в основном за счет увеличения размера выручки от реализации на 49%,что привело к увеличению прибыли на 104291 тыс.руб. К изменению данного показателя могли привести рост цен на реализованную продукцию или увеличение количества проданной продукции. Отрицательное влияние оказало увеличение себестоимости реализованной продукции на 39%, в результате чего прибыль уменьшилась на 63166 тыс. руб. На увеличение себестоимости могли повлиять увеличение прямых и косвенных затрат предприятия.
.3 Корреляционно-регрессионный анализ финансовых результатов
Парная регрессия - это уравнение связи двух переменных y = f(x). Здесь у - зависимая переменная или результативный признак; х - независимая переменная или признак-фактор. Построение парной регрессии сводится к оценке ее параметров ух = а+bх. [5]
Для определения параметров парной регрессии для нашего прмера построили таблицу 10.
Таблица 10 - Расчет сумм для определения параметров уравнения парной регрессии
Исходные
данныеРасчетные данныеКварталыПрибыль
уВыручка ху2 y2х2 x2ух yx1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 3750 1715 2600 2412 12715 11210 10297
18010 45849 52712 68702 48135 79819 75712 78507 8628114062500 2941225
6760000 5817744 161671225 125664100 106028209 3243601002102130801 2778554944
4719964804 2316978225 6371072761 5732306944 6163349049 7444410961171933750
90401080 178625200 116101620 1014898585 848731520 808386579 1553920810Итого627095357177473
Рассчитаем
для данного примера
rxy = (ху - ху) / ? (?х2/n - (x)2) * (?y2/n - (y)2) = (22)
(597874893 - 66965*7839) / ? (37628768489/8 - (66965)2) * (747305103/8 - (7839)2) = 0,87
rxy > 0, следовательно связь между показателями прямая. т.е. при увеличении размера выручки размер прибыли тоже увеличивается.
,7? rxy?1, следовательно,
связь между переменными
Рассчитаем коэффициент детерминации
R2 = (rxy)2 (23)
R2 = (0,8702 = 0,76 или 76%.
В 76% случаев
изменение размера выручки
Связь размера прибыли и выручки установим с помощью уравнения прямой линии у = na +bx.
Для этого решим систему уравнений
?у = na +b?х
?ух = а?х + b?х2
Подставили в данную систему уравнений показатели из Таблицы 10 и получили:
а + 535717b = 62709
a + 37628768489b = 4782999144
Получили следующие параметры: а = -14 259; b = 0,33.
Параметр а экономического смысла не имеет, это свободный член отражает влияние неучтенных факторов и играет корректирующую роль. Значение параметра b = 0,33 свидетельствует о том, что при увеличении размера выручки на 1 руб. размер прибыли увеличится на 0,33 рубля.
Выводы и предложения
В ходе решения задач курсовой работы получены следующие результаты:
Финансовые результаты и прибыль - важнейшие характеристики экономической деятельности предприятия. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
По анализируемому предприятию размер чистой прибыли в 2009 г. увеличился на 43 534 тыс.руб. по сравнению с базисным 2007 г. , что больше на 185,7%. К этому привели рост таких показателей как выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, увеличения доли прочих доходов. За последние три года предприятие достигло значительного роста по всем показателям рентабельности как по сравнению с планом, так и в динамике.
Мы исследовали прибыль от продаж с разделением по кварталам. Динамика прибыли за исследуемый период носит устойчивую тенденцию к увеличению.
При этом как цепные, так и базисные показатели темпов прироста имеют преимущественно положительное значение, что позволяет характеризовать динамику как общий подъем размера прибыли.
С помощью методов выравнивания выявлена общая тенденция роста прибыли за исследуемый период.
В работе нами был использован и индексный метод. В статистике под индексом понимается относительный показатель который выражает соотношение величин какого-либо явления во времени, в пространстве или дает сравнение фактических данных с любым эталоном. В ходе анализа выявили влияние выручки и себестоимости продукции на размер прибыли. Отрицательное влияние на данный показатель в размере 63 166 тыс.руб. оказало увеличение себестоимости продукции, положительное - увеличение размера выручки. За счет увеличения данного показателя прибыль увеличилась на 104921 тыс.руб.
Корреляционно-регрессионный анализ учитывает межфакторные связи, влияние всех факторов на результативный признак.
С помощью корреляционно-регрессионного исследования выявлено, что связь между показателями прямая. т.е. при увеличении размера выручки размер прибыли тоже увеличивается. Это объясняется тем, что рассчитанный нами коэффициент корреляции rxy = 0,87 > 0. 0,7? rxy?1, следовательно, связь между переменными сильная и тесная, т.е. величина прибыли в значительной мере зависит от выручки. К этому же выводу нас привел и коэффициент корреляции, равный 0,76, свидетельствующий о том, что значительное влияние в 76% на прибыль оказывает выручка.
С помощью уравнения прямой линии выявили зависимость - при увеличении размера выручки на 1 руб. размер прибыли увеличится на 0,33 рубля.
Таким образом,
мы достигли поставленных перед нами
задач: дали организационно-правовую и
экономическую характеристику хозяйствующего
субъекта; изучили понятие и
Список литературы
1.Анализ финансово-
.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности Учебник, 3-е переработанное и дополненное издание: М.: Финансы и статистика. 2004.