Статистико-экономический анализ взаимосвязи между урожайностью и себестоимостью зерна в ФГУП «УЧХОЗ «Знаменское» Курской ГСХА имени про

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы является анализ и выявление взаимосвязи между урожайностью и себестоимостью основных видов продукции растениеводства.
Основные задачи - это изучение методики определения уровня себестоимости, ее статистический анализ, выявление влияния урожайности на себестоимость. Объектом исследования является ФГУП «УЧХОЗ «Знаменское» Курской ГСХА имени профессора И.И. Иванова». Источником информации послужили годовые бухгалтерские отчеты предприятия за 2000 - 2010 годы.

Содержание работы

Введение
Понятие и экономическое содержание себестоимости, система показателей себестоимости продукции.
2. Понятие урожайности, её виды и показатели.
3. Методы изучения взаимосвязей экономических явлений
3.1. Метод аналитических группировок
3.2. Дисперсионный анализ
3.3. Корреляционно-регрессионный анализ
4. Краткая финансово-экономическая характеристика ФГУП «Учхоз «Знаменское» Курской ГСХА имени профессора И. И. Иванова»
5. Динамика урожайности и себестоимости зерна в ФГУП «УЧХОЗ «Знаменское» Курской ГСХА имени профессора И.И. Иванова»
6. Индексный анализ урожайности и себестоимости зерна в ФГУП «УЧХОЗ «Знаменское» Курской ГСХА имени профессора И.И. Иванова»
7. Измерение влияния отдельных факторов на себестоимость продукции растениеводства с помощью метода группировок и корреляции по совокупности сельскохозяйственных предприятий Курской области
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 899.00 Кб (Скачать файл)

 

В себестоимость выпускаемой продукции не включаются:

    • расходы непромышленных хозяйств (детские сады, поликлиники, общежития, школы, клубы и т. п., находящиеся на балансе предприятия),
    • затраты на мероприятия по охране здоровья и организации отдыха,
    • затраты непосредственно не связанные с участием работников в производственном процессе,
    • единовременные материальные поощрения работников (осуществляются за счет средств, выделяемых на социальные нужды из прибыли) и др.

В целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная.

Все затраты, образующие себестоимость продукции, подразделяются на группы по следующим статьям:

  • материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных фондов;
  • прочие затраты.

Прочие затраты :

  • платежи по процентам,
  • износ нематериальных активов,
  • командировочные расходы,
  • компенсационные выплаты сверх оплаты по труду,
  • представительские расходы,
  • расходы на рекламу,
  • расходы на подготовку кадров,
  • арендная плата,
  • обязательные страховые платежи,
  • налоги, включаемые в себестоимость (земельный налог, транспортный, на пользование автодорог, с владельцев транспортных средств, гербовый сбор, государственная пошлина, допустимые выбросы загрязняющих веществ),
  • расходы на ремонт основных средств (ремонтный фонд) и др.

Поэлементный анализ себестоимости показывает, каковы конкретно расходы на производство продукции, независимо от их места и непосредственного назначения.

При проведении внутрипроизводственного анализа и выявлении резервов снижения себестоимости продукции, помимо общей суммы затрат каждого предприятия по какому-либо экономическому элементу, необходимо знать величину расходов в зависимости от места их возникновения.

 Этому требованию отвечает классификация затрат по калькуляционным статьям:

  1. сырье и материалы;
  2. комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера, приобретенные у других предприятий;
  3. топливо и энергия всех видов на технологические цели;
  4. возвратные (используемые в производстве) отходы (вычитаются из себестоимости и учитываются по цене возможного использования, которую предприятие определяет самостоятельно);
  5. потери от брака;
  6. заработная плата (основная и дополнительная) производственных рабочих;
  7. отчисления на социальные нужды ( в фонды обязательного страхования);
  8. затраты на содержание и эксплуатацию оборудования;
  9. общепроизводственные (цеховые) затраты (накладные расходы)
  10. общехозяйственные (общезаводские или общефабричные) затраты;
  11. внепроизводственные (коммерческие) затраты на реализацию продукций.

В результате последовательного сложения перечисленных калькуляционных статей получается система показателей себестоимости:

  1. производственная себестоимость (ПС)= 1+2+3-4+5+6+7;
  2. цеховая себестоимость (ЦС) = ПС + 8 + 9 ;
  3. полная производственная или фабрично-заводская себестоимость (ФЗС) = ЦС.+ 10;
  4. полная (коммерческая) себестоимость (КС) = ФЗС +11.

Первые три показателя являются характеристиками собственно производства. Четвертый включает в себя такие затраты, связанные не только с производством продукции, но и с процессом ее реализации, например, расходы на непосредственные операции по продаже продукции (затраты на все виды рекламы, включая участие в выставках, выплата процентов по кредитам), т.е. чистые издержки.

К внепроизводственным расходам относят затраты на проведение операций, непосредственно связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения (расходы на тару и упаковку; расходы на транспортировку продукции комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятия и организациям в соответствии с договорами; затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту), т.е. дополнительные издержки.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся к накладным расходам. Общепроизводственные накладные расходы - это расходы на обслуживание и управление производством.

В состав общепроизводственных накладных издержек включаются:

  • расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
  • цеховые расходы на управление.

Общехозяйственные накладные расходы, или накладные расходы непроизводственного назначения, связаны с функцией руководства, управления, которые осуществляются в рамках предприятия, компании, фирмы в целом.

В состав этих расходов включается несколько групп:

    • административно-управленческие,
    • общехозяйственные,
    • налоги,
    • обязательные платежи,
    • отчисления и пр.

Основные затраты – это затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства, затраты на сырье и основные материалы, вспомогательные и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных.

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Текущие расходы – это расходы, имеющие частую периодичность осуществления, например расход сырья и материалов.

Единовременные (однородные) расходы – это затраты на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, и др.

Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства.

Непроизводительные расходы являются следствием недостатков в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных и др.). Производительные расходы планируются, а непроизводительные, как правило, не планируются.

Важное значение для анализа и управления издержками производства на предприятии с целью их снижения имеет классификация затрат на условно-постоянные и условно-переменные.

Условно-постоянные затраты – это затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно в зависимости от изменения объема производства:

  • амортизация зданий и сооружений,
  • расходы на управление производством и предприятием в целом,
  • арендная плата и др.

Условно-переменные затраты – это затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства:

    • сдельная заработная плата рабочих,
    • расходы на сырье, материалы, комплектующие изделия, технологическое топливо и энергию и др.

 

Для того, чтобы проанализировать уровень и динамику изменения стоимости продукции, используют следующие показатели:

    • смета затрат на производство,
    • себестоимость товарной и реализуемой продукции,
    • снижение себестоимости сравнимой товарной продукции,
    • затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.

 

Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов (расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; затраты на работы и услуги непромышленного характера; затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения). Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.

Себестоимость товарной продукции – это все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов.

Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года.

Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен.

Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему.

Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании, хозяйственном расчете, планировании и сравнительном анализе.

Показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукции применяется для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно или массово в предшествующем году (модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий).

Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции – это наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие урожайности, её виды и показатели.

 

Экономическое понятие урожайность, которое определяется, как количество растениеводческой продукции, получаемой с единицы площади. Урожайность для культур открытого грунта рассчитывают в центнерах с гектара (ц/га), а в теплично-парниковом производстве — в кг с 1 м².

В планировании, учёте и экономическом  анализе используют несколько показателей урожайности:

- потенциальная урожайность —  максимальное количество продукции,  которое можно получить с 1 га при полной реализации продуктивных возможностей сельскохозяйственной культуры или сорта. Потенциальная урожайность исчисляется применительно к идеальным и обычным условиям сельскохозяйственными научно-исследовательскими и опытными учреждениями. Показатель потенциальной урожайности используют для определения рациональной структуры земледельческих отраслей, набора сортов и сельскохозяйственных культур в хозяйстве, области или зоне;

- плановая урожайность — количество  продукции, которое можно получить  с 1 га в конкретных хозяйственных  условиях. Плановая урожайность  определяется до посева с учетом потенциальных возможностей сорта, достигнутого уровня урожайности, плодородия почвы, обеспеченности хозяйства техникой, минеральными удобрениями и т. п.;

- ожидаемая урожайность (виды  на урожай) — предполагаемый сбор  продукции, определяемый в отдельные  периоды роста и развития сельскохозяйственных  культур по густоте стеблестоя и общему состоянию растений. Измеряется в ц с 1 га или оценочно: высокая, средняя, низкая, на уровне прошлого года и т. д. Показатель ожидаемой урожайности используют для планирования агротехнических мероприятий;

- урожайность на корню (биологическая  урожайность) — количество выращенной продукции, установленное выборочно — либо глазомерно-оценочным методом, либо методом взятия проб (до уборки урожая, либо расчетно-балансовым методом (после уборки урожая) по данным о фактическом намолоте и потерях в процессе уборки. Показатель биологической урожайности используют в экономическом анализе для изыскания резервов снижения потерь урожая на уборке;

Информация о работе Статистико-экономический анализ взаимосвязи между урожайностью и себестоимостью зерна в ФГУП «УЧХОЗ «Знаменское» Курской ГСХА имени про