Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 07:50, реферат
Электропривод взаимодействует с системой электроснабжения или источником электрической энергии, с одной стороны, с технологической установкой или машиной, с другой стороны, и наконец, через информационный преобразователь ИП с информационной системой более высокого уровня, часто с человеком - оператором, с третьей стороны (рис. 1.1).
Можно считать, что электропривод как подсистема входит в указанные системы, являясь их частью. Действительно, специалиста по электроснабжению электропривод обычно интересует как потребитель электроэнергии, технолога или конструктора машин - как источник механической энергии, инженера, разрабатывающего или эксплуатирующего АСУ, - как развитый интерфейс, связывающий его систему с технологическим процессом или системой электроснабжения.
ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1. Определение понятия “электропривод”
1.2. Функции электропривода и задачи курса
1.3. Тенденции развития автоматизированного электропривода станков и промышленных роботов
1.4 Основные определения и классификация
ОСНОВЫ МЕХАНИКИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА
2.1. Уравнение движения
2.2. Приведение моментов и моментов инерции
2.3. Механические характеристики
2.4. Регулирование координат электропривода
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
3.1. Основные уравнения
3.2. Характеристики и режимы при независимом возбуждении, U = const
3.3. Характеристики и режимы при независимом возбуждении, I = const
3.4. Характеристики и режимы при последовательном возбуждении
3.5. Номинальный режим. Допустимые значения координат
3.6. Регулирование координат в разомкнутых структурах
3.7. Регулирование координат в замкнутых структурах
3.8. Технические реализации. Применения
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
4.1. Простые модели асинхронного электропривода
4.2. Механические характеристики. Режимы
4.3. Номинальный режим
4.4. Двигатель с короткозамкнутым ротором - регулирование координат
4.5. Двигатель с фазным ротором - регулирование координат
4.6. Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов
4.7. Технические реализации. Применения
ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭЛЕКТРОПРИВОДАХ
5.1. Общие сведения
5.2. Переходные процессы при L = 0 и быстрых изменениях воздействующего фактора
5.3. Переходные процессы при L = 0 и “медленных” изменениях воздействующего фактора
5.4. Переходные процессы при L ¹ 0
5.5. Переходные процессы в системах
ЭНЕРГЕТИКА ЭЛЕКТРОПРИВОДА
6.1. Общие сведения
6.2. Способы оценки энергетической эффективности
6.3. Анализ потерь в установившихся режимах
6.4. Анализ потерь в переходных режимах
6.5. Энергосбережение средствами электропривода
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ
7.1. Общие сведения
7.2. Нагрузочные диаграммы. Стандартные режимы
7.3. Тепловая модель двигателя
7.4. Выбор двигателя и преобразователя
7.5. Оценка надежности и экономичности электропривода
Список литературы
Рис. 3.17. Схема электропривода с регулированием скорости изменением магнитного потока |
Рис. 3.18. Типичная кривая намагничивания машины постоянного тока |
Электромеханические и механические характеристики двигателя при ослаблении поля показаны на рис. 3.19 (нерабочие участки изображены пунктирными линиями). Скорость идеального холостого хода растет с уменьшением потока. Так как ток короткого замыкания не зависит от степени ослабления поля, все электромеханические характеристики пересекаются в одной точке (следует помнить, что ток короткого замыкания для нормальных машин может во много раз превосходить допустимый). Момент короткого замыкания уменьшается с уменьшением потока (рис. 3.19,б).
а)
Рис. 3.19. Характеристики двигателя постоянного тока при
ослаблении поля
При питании якорной цепи от источника тока изменение магнитного потока, как это следует из (3.7), позволяет регулировать момент от -Мн до +Мн при вертикальных механических характеристиках.
Произведем оценку регулирования изменением магнитного потока.
1. Регулирование скорости при U = const однозонное - вверх от основной скорости. Это главный недостаток способа, существенно ограничивающий область его применения. Способ обычно применяется в сочетании с другими, позволяющими регулировать скорость вниз от основной. Стабильность скорости относительно высокая - характеристики жесткие (следует помнить, что Iк.з = (20-50)Iн). Регулирование момента при I = const - в широких пределах от -Мн до +Мн.
2. Диапазон регулирования
3. Регулирование скорости
4. В связи с тем, что
тогда
или
Рдоп = Мдопw = UнIн - Iн2Rя = const,
то есть при данном способе регулирования неизменна допустимая мощность, снимаемая с вала машины на искусственных характеристиках.
5. Простота реализации
6. Капитальные затраты на регулирование также весьма низкие, что связано с малой мощностью цепи возбуждения, которая на 1,5-2 порядка меньше, чем мощность двигателя.
Регулирование скорости изменением напряжения на якоре
Схема электропривода, обеспечивающая регулирование напряжения на якоре, показана на рис. 3.20,а. Этот способ регулирования предполагает использование силового управляемого преобразователя, установленная мощность которого превышает мощность двигателя. Из уравнений (3.4) и (3.5) следует, что при изменении U (в данном случае Еп) пропорционально изменяется лишь , а не зависит от U, т.е. семейство искусственных характеристик при kФ = kФн = с - параллельные прямые с наклоном несколько большим чем у естественной характеристики двигателя, поскольку R = Rя + Rп - рис. 3.20,б; предполагается, что УП имеет двустороннюю проводимость.
а)
Рис. 3.20. Схема (а) и характеристики (б) при регулировании скорости двигателя постоянного тока изменением напряжения
Уравнения характеристик:
и
, (3.20)
где - коэффициент передачи УП.
Свойства УП оказывают влияние на вид характеристик. Так, при использовании преобразователей с односторонней проводимостью (I>0) характеристики располагаются лишь в I и IV квадрантах.
Проведем оценку рассматриваемого
способа регулирования скорости
1. Регулирование однозонное, вниз от основной скорости.
2. Диапазон регулирования в
3. Регулирование плавное.
4. Мдоп = Мн, так как kФ = kФн = с
5. Способ экономичен в
6. Капитальные
затраты определяются типом
3.7 Регулирование координат в замкнутых структурах
Наличие в электроприводе управляемого преобразователя, питающего якорную цепь или цепь возбуждения, имеющего один или несколько входов и достаточно высокий коэффициент передачи, открывает широкие возможности формирования требуемых искусственных характеристик за счет замыкания системы, т.е. подачи на вход как задающего сигнала, так и сигнала обратной связи по координате, которая должна регулироваться.
Принцип действия замкнутых систем автоматического регулирования координаты рассмотрим на нескольких простейших примерах.
Система УП-Д, замкнутая по скорости
Если жесткость характеристик в разомкнутой системе УП-Д оказывается недостаточной для какого-либо технологического процесса, она может быть повышена посредством замыкания системы по скорости, т.е. использования отрицательной обратной связи по скорости - рис. 3.21,а.
a)
Рис. 3.21. Схема (а) и характеристики (б) электропривода постоянного
тока, замкнутого по скорости
К разомкнутой системе (рис. 3.20,а) добавлен измерительный орган - тахогенератор ТГ, сигнал которого ЕТГ = gw сравнивается с задающим сигналом U’з, а разность U’з - gw подается на вход преобразователя (отрицательная обратная связь по скорости). Благодаря этому ЭДС преобразователя теперь определяется не только заданием, но и фактической скоростью вращения. Пусть привод работал в т. 1 (рис. 3.21,б) а затем момент сопротивления увеличился до значения Мс2. В разомкнутой схеме этому изменению соответствовала бы точка 2’, так как изменение Мс не приводило бы к изменению ЭДС преобразователя. В замкнутой системе уменьшение скорости повлечет за собой рост входного сигнала
Uвх = U’з - gw, (3.21)
то есть Еп, следовательно, при Мс2 привод перейдет на характеристику, соответствующую Еп2>Еп1 и будет работать в точке 2. В рассматриваемой схеме , так как увеличение Uвх, а значит и Еп возможно лишь за счет некоторого уменьшения . Такие системы называют статическими, в отличие от астатических, где .
Получим уравнение механической характеристики в замкнутой системе. Для этого в уравнение (3.20) для разомкнутой системы подставим уравнение замыкания системы (3.21) и получим после простых преобразований:
. (3.22)
Приравнивая выражение для в замкнутой и разомкнутой системах, будем иметь:
,
то есть для получения одной и той же задающее напряжение в замкнутой схеме должно быть взято большим.
Сравнив выражение для , получим:
,
то есть перепад скорости при одинаковых нагрузках в замкнутой системе уменьшился в раз.
Система УП-Д с нелинейной обратной связью по моменту.
Пусть требуется ограничить момент, развиваемый двигателем, некоторой предельной величины Мпред.. В системе УП-Д эту задачу можно решить, снижая ЭДС преобразователя при достижении моментом величины Мпред. Как уже было показано выше, эта операция выполняется автоматически, если использовать соответствующую обратную связь. В данном случае целесообразно использовать обратную связь по моменту или по току, который ему пропорционален (Ф = const), причем эта связь должна вступать в действие лишь при достижении током некоторого заданного значения. Такие обратные связи называют нелинейными или связями с отсечкой. Простейшая схема системы УП-Д с отрицательной обратной связью по току с отсечкой показана на рис. 3.22,а.
а)
Рис. 3.22. Схема (а) и характеристики (б) электропривода постоянного тока с отрицательной обратной связью по току с отсечкой
На вход управляемого преобразователя при I < Iпред поступает лишь сигнал задания, поскольку сигнал обратной связи по току заперт вентилем В (IRос < Uоп). При достижении моментом величины Мпред отрицательная обратная связь по току начинает действовать, т.е.
Uвх = Uз - aI,
благодаря чему снижается Еп и рост момента ограничивается. Изменением Uз можно установить требуемую характеристику - рис. 3.22,б, а изменением Uоп - задать нужный предельный момент.
Замкнутая система источник тока - двигатель
При питании якорной цепи от неуправляемого источника тока (I=const) электропривод, как отмечалось, обладает свойством управляемого по цепи возбуждения “источника момента”, т.е. имеет в разомкнутой структуре вертикальные механические характеристики. Это обстоятельство очень удобно для построения замкнутых структур: исключение действия ЭДС вращения позволяет просто формировать любые характеристики посредством использования соответствующих обратных связей. Покажем это на простых примерах. В схеме на рис. 3.23,а отрицательная обратная по скорости включена на возбудитель, имеющий характеристику с ограничением; напомним, что установленная мощность возбудителя много меньше мощности двигателя. В предположении, что характеристики Ф(Uв) и Uв(Uвх) на рабочих участках линейны, имеем:
М = КUвх,
а)
Рис. 3.23. Схема (а) и характеристики (б) системы источник тока – двигатель, замкнутой по скорости
но, в свою очередь,
Uвх = Uз - Uос = Uз - gw.
Решив уравнение относительно , получим:
, (3.23)
т.е. будем иметь семейство
Использовав отрицательную обратную связь по напряжению на якоре или в пренебрежении Rя - по ЭДС вращения - рис. 3.24,а, получим
,
а)
Рис. 3.24. Схема (а) и характеристики (б) системы источник тока – двигатель, замкнутой по напряжению на якоре
откуда, подставив в уравнение для момента, будем иметь:
.
Таким образом, в этой структуре механические характеристики имеют вид гипербол - рис. 3.24,б, т.е. стабилизируется мощность, развиваемая двигателем.
Приведенные примеры иллюстрируют богатые возможности получения искусственных механических характеристик любой требуемой формы посредством использования соответствующих обратных связей.
Следует отметить, что в системе источник тока - двигатель замыкание системы позволяет распространить экономный способ регулирования изменением магнитного потока на всю область -М, т.е. сделать регулирование двухзонным, с широкими функциональными возможностями.
Однако, следует также иметь в виду, что рассмотренные приемы относятся лишь к получению статических характеристик и не учитывают динамических особенностей системы, которые в ряде случаев могут потребовать дополнительных усилий для получения удовлетворительных результатов.
3.8 Технические реализации. Применения
Управляемый преобразователь УП в электроприводах, регулируемых изменением напряжения, может быть выполнен на основе либо регулируемого электромашинного агрегата, либо управляемого выпрямителя.
В первом случае электропривод носит название “система генератор-двигатель” (Г-Д) - рис. 3.25. Это традиционное техническое решение, обычно применявшееся при значительных мощностях (сотни кВт и выше). ЭДС генератора Г, вращаемого с практически неизменной скоростью wг приводным асинхронным или синхронным двигателем ПД, служит источником питания якорной цепи двигателя Д. Поскольку