Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 07:50, реферат
Электропривод взаимодействует с системой электроснабжения или источником электрической энергии, с одной стороны, с технологической установкой или машиной, с другой стороны, и наконец, через информационный преобразователь ИП с информационной системой более высокого уровня, часто с человеком - оператором, с третьей стороны (рис. 1.1).
Можно считать, что электропривод как подсистема входит в указанные системы, являясь их частью. Действительно, специалиста по электроснабжению электропривод обычно интересует как потребитель электроэнергии, технолога или конструктора машин - как источник механической энергии, инженера, разрабатывающего или эксплуатирующего АСУ, - как развитый интерфейс, связывающий его систему с технологическим процессом или системой электроснабжения.
ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1. Определение понятия “электропривод”
1.2. Функции электропривода и задачи курса
1.3. Тенденции развития автоматизированного электропривода станков и промышленных роботов
1.4 Основные определения и классификация
ОСНОВЫ МЕХАНИКИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА
2.1. Уравнение движения
2.2. Приведение моментов и моментов инерции
2.3. Механические характеристики
2.4. Регулирование координат электропривода
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
3.1. Основные уравнения
3.2. Характеристики и режимы при независимом возбуждении, U = const
3.3. Характеристики и режимы при независимом возбуждении, I = const
3.4. Характеристики и режимы при последовательном возбуждении
3.5. Номинальный режим. Допустимые значения координат
3.6. Регулирование координат в разомкнутых структурах
3.7. Регулирование координат в замкнутых структурах
3.8. Технические реализации. Применения
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
4.1. Простые модели асинхронного электропривода
4.2. Механические характеристики. Режимы
4.3. Номинальный режим
4.4. Двигатель с короткозамкнутым ротором - регулирование координат
4.5. Двигатель с фазным ротором - регулирование координат
4.6. Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов
4.7. Технические реализации. Применения
ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭЛЕКТРОПРИВОДАХ
5.1. Общие сведения
5.2. Переходные процессы при L = 0 и быстрых изменениях воздействующего фактора
5.3. Переходные процессы при L = 0 и “медленных” изменениях воздействующего фактора
5.4. Переходные процессы при L ¹ 0
5.5. Переходные процессы в системах
ЭНЕРГЕТИКА ЭЛЕКТРОПРИВОДА
6.1. Общие сведения
6.2. Способы оценки энергетической эффективности
6.3. Анализ потерь в установившихся режимах
6.4. Анализ потерь в переходных режимах
6.5. Энергосбережение средствами электропривода
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ
7.1. Общие сведения
7.2. Нагрузочные диаграммы. Стандартные режимы
7.3. Тепловая модель двигателя
7.4. Выбор двигателя и преобразователя
7.5. Оценка надежности и экономичности электропривода
Список литературы
Магнитный поток Ф в первом приближении в соответствии с (4.4) не зависит от s - рис. 4.4,б. Ток ротора (4.8) равен нулю при s = 0 и асимптотически стремится к при s ® ±¥ - рис. 4.4,б. Последний сомножитель легко определить по схеме замещения:
;
cosy2 близок к ±1 при малых s и асимптотически стремится к нулю при s ® ±¥. Момент, как произведение трех сомножителей, равен нулю при s = 0 (w = w0 - идеальный холостой ход), достигает положительного Мк+ и отрицательного Мк- максимумов - критических значений при некоторых критических значениях скольжения , а затем при s ® ±¥ стремится к нулю за счет третьего сомножителя.
Уравнение механической характеристики получим, приравняв потери в роторной цепи, выраженные через механические и через электрические величины. Мощность, потребляемая из сети, если пренебречь потерями в R1, примерно равна электромагнитной мощности:
,
а мощность на валу определяется как
.
Потери в роторной цепи составят
(4.9)
или при выражении их через электрические величины
,
откуда
.
Подставив в последнее выражение I2¢ из (4.8) и найдя экстремум функции М=f(s) и соответствующие ему Мк и sк, будем иметь:
(4.10)
где а=R1/R¢2:
; (4.11)
. (4.12)
На практике иногда полагают, что а = 0, т.е. пренебрегают активным сопротивлением обмоток статора. Это обычно не приводит к существенным погрешностям при Рн > 5 кВт, однако может неоправданно ухудшить модель при малых мощностях. При а = 0 выражения (4.10) - (4.12) имеют вид:
; (4.10,a)
; (4.11,a)
, (4.12,а)
где Хк = Х1+Х2’ - индуктивное сопротивление рассеяния машины.
В уравнении (4.10,а) при s << sк можно пренебречь первым членом в знаменателе и получить механическую характеристику на рабочем участке в виде
. (4.13)
Как следует из рис. 4.4,б и выражений (4.10) и (4.10,а), жесткость механической характеристики асинхронных двигателей переменна, на рабочем участке , а при ½s½>½sкр½ - положительна.
Асинхронный электропривод как и электропривод постоянного тока, может работать в двигательном и трех тормозных режимах с таким же, как в электроприводе постоянного тока распределением потоков энергии - рис. 4.5.
Рис. 4.5. Энергетические режимы асинхронного электропривода
Рекуперативное торможение (р.т.) осуществляется при вращении двигателя активным моментом со скоростью w>w0. Этот же режим будет иметь место, если при вращении ротора со скоростью w уменьшить скорость вращения поля w0. Роль активного момента здесь будет выполнять момент инерционных масс вращающегося ротора.
Для осуществления торможения противовключением (т. п-в) необходимо поменять местами две любые фазы статора - рис. 4.6. При этом меняется направление вращения поля, машина тормозится в режиме противовключения, а затем реверсируется.
Рис. 4.6. Реверс асинхронного двигателя
Специфическим является режим динамического торможения, которое представляет собою генераторный режим отключенного от сети переменного тока асинхронного двигателя, к статору которого подведен постоянный ток Iп. Этот режим применяется в ряде случаев, когда после отключения двигателя от сети требуется его быстрая остановка без реверса.
Постоянный ток, подводимый к обмотке статора, образует неподвижное в пространстве поле. При вращении ротора в его обмотке наводится переменная ЭДС, под действием которой протекает переменный ток. Этот ток создает также неподвижное поле.
Складываясь, поля статора и ротора образуют результирующее поле, в результате взаимодействия с которым тока ротора возникает тормозной момент. Энергия, поступающая с вала двигателя, рассеивается при этом в сопротивлениях роторной цепи.
В режиме динамического торможения поле статора неподвижно скольжение записывается как
и справедливы соотношения для механической характеристики аналогичные (4.10,а) - (4.12,а):
, (4.14)
, (4.15)
где при соединении обмоток статора в звезду
и при соединении обмоток статора в треугольник;
(4.16)
Так как при ненасыщенной машине , критическое скольжение в режиме динамического торможения sк.т существенно меньше sк.
4.3. Номинальные данные
На шильдике или в паспорте асинхронного двигателя обычно указаны номинальные линейные напряжения при соединении обмоток в звезду и треугольник , токи , частота f1н, мощность на валу Рн, частота вращения nн. КПД , .
Для двигателей с короткозамкнутым ротором в каталоге приводятся кратности пускового тока , пускового момента , критического момента , иногда - типовые естественные характеристики.
Для двигателей с фазным ротором указывается ЭДС на разомкнутых кольцах заторможенного ротора Е2н при U1н и номинальный ток ротора I2н.
Приводимых в каталоге данных недостаточно, чтобы определить по ним параметры схемы замещения и пользоваться ей при всех расчетах, однако по каталожным данным можно построить естественную электромеханическую и механическую характеристики, воспользовавшись несколькими опорными точками - рис. 4.7.
а)
Рис. 4.7. К построению естественных характеристик асинхронного
двигателя с к.з. ротором
Точка 1 ( ) получится из ряда n0=3000, 1500, 1000, 750, 600 об/мин как ближайшая большая к nн; .
Точка 2 - номинальная.
Для определения точки 3 ( ) нужно рассчитать , определить и вычислить sк по (4.10) или (4.10,а), подставив в эти уравнения Mн и .
Точка 4 (w = 0, М = Мп, I1 = I1п) рассчитывается непосредственно по каталожным данным.
Современные двигатели с короткозамкнутым ротором проектируют так, чтобы иметь повышенный пусковой момент Мп, и в некоторых каталогах указывают так называемый “седловой” момент Мсед - рис. 4.7,а.
Некоторое представление о характеристиках современных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором можно получить из следующих данных:
sн=0,01-0,05 (меньшие значения у двигателей большей мощности - сотни кВт);
kI = 5-7;
kМ = 1,3-1,6;
.
Как следует из этих данных, естественные свойства асинхронных двигателей весьма неблагоприятны: малый пусковой момент, большой пусковой ток и самое главное - ограниченные возможности управления координатами.
4.4. Двигатели с короткозамкнутым ротором - регулирование координат.
Двигатели с короткозамкнутым ротором
- самые распрастраненные электрические
машины - до недавнего времени
а)
Рис. 4.8. Схема частотно-регулируемого электропривода (а), механические характеристики (б), зависимость напряжения от частоты (в)
Частотное регулирование.
Как следует из (4.1) пропорциональна частоте f1 и не зависит для данной машины от каких-либо других величин. Вместе с тем, изменяя f1, следует заботиться об амплитуде напряжения: при уменьшении f1 для сохранения магнитного потока на некотором, например, номинальном уровне в соответствии с (4.4) следует изменять так, чтобы
При увеличении частоты от номинальной при U1=U1н поток в соответствии с (4.4) будет уменьшаться.
Как следует из (4.11,а), в пренебрежении R1, т.е. в предположении, что E1»U1, критический момент также пропорционален , тогда как критическое скольжение sк обратно пропорционально f1.
Механические характеристики при
частотном регулировании в
Сопротивление цепи статора, которым мы пренебрегаем, оказывает влияние на характеристики особенно малых машин (киловатты) - пунктир на рис. 4.8,б, поскольку при снижении частоты E1<U1. Для компенсации этого влияния обычно несколько увеличивают напряжение при низких частотах - пунктир на рис. 4.8,в.
Проведем оценку частотного регулирования скорости по введенным ранее показателям
1. Регулирование двухзонное - вниз ( ) и вверх (U1=U1н, f1>f1н) от основной скорости.
2. Диапазон регулирования в
3. Регулирование плавное.
4. Допустимая нагрузка - М=Мн при регулировании вниз от основной скорости (Ф » const), Р = Рн при регулировании вверх (Ф < Фн).
5. Способ экономичен в
6. Способ требует использования
преобразователя частоты (ПЧ) - устройства,
управляющего частотой и амплит
Параметрическое регулирование
Отсутствие до недавнего времени доступного и качественного преобразователя частоты приводило к поиску других решений, одно из которых - изменение U1 при f1 = f1н = const - рис. 4.9,а.
а)
Рис. 4.9. Схема (а) и механические характеристики (б) асинхронного электропривода с параметрическим регулированием
Как следует из (4.11,а), критический
момент при таком регулировании
будет снижаться
Проведём его оценку.
1. Регулирование однозонное - вниз от основной скорости
2. Диапазон регулирования в
3. Плавность высокая.
4. Допустимая нагрузка резко
снижается с уменьшением
, (4.17)
т.е. даже для специального двигателя с повышенным скольжением (очевидно невыгодного) sн¢ = 0,06 вместо стандартного sн = 0,03 снижение скорости всего на 20% (s = 0,2) потребует снижения момента в 3 раза - рис. 4.9,б.
5. Таким образом, рассмотренный
способ регулирования очевидно
неэффективен для
Важно отметить, что выражение (4.17) универсально для двигателей с короткозамкнутым ротором при , и все попытки обойти это ограничение каким - либо “хитрым” способом, кстати, все еще предпринимаемые, - бесперспективны.
Способ регулирования скорости изменением напряжения может в ряде случаев использоваться для кратковременного снижения скорости, а система ПН-АД очень полезна и эффективна для снижения пусковых токов, для экономии энергии при недогрузках.
6. Преобразователь напряжения ПН - простое устройство в 3-4 более дешевое, чем преобразователь частоты, и именно эта особенность системы ПН-АД приводила в ряде случаев к её неоправданному применению.
Кроме изложенных способов регулирования координат двигателей с короткозамкнутым ротором для этой цели используются иногда специальные двигатели с переключением обмоток статора, изменяющим число пар полюсов, т.е. в соответствии с (4.1) ступенчато регулирующие . Эти двигатели тяжелы, дороги, привод требует дополнительной переключающей аппаратуры и в связи с этим проигрывает современному частотно-регулируемому электроприводу.