Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 21:14, реферат
В последнее десятилетие особое внимание уделяется проблемам теоретического обоснования, разработки и внедрения в образовательный процесс современных технологий, ориентированных на достижение высоких и устойчивых результатов педагогической деятельности. Достижение эффективности и высокого качества образования, развитие его гуманитарной, экологической и практической направленности, совершенствование педагогических технологий являются ведущими целями и задачами современного образования.
Введение……………………………………………………………………….
Основная часть
Глава 1. Общее представление об образовательных технологиях
Понятие технологии и понятие образовательной технологии……………………………………………………………...
Современные образовательные технологии
(по классификации Г.Селевко и Н.Запрудского)…………………….
Системные признаки образовательной технологии…………………
Глава 2. Критерии определения эффективности
применения образовательной технологии
2.1. Определение понятия «критерий»…………………………………….
2.2. Критерии эффективности педагогических технологий …………….
2.3. Некоторые аспекты определения критериев
эффективности применения образовательных технологий…………
2.4. Критерии эффективности педагогических технологий
для предметно-ориентированных технологий……………………….
2.5. Критерии эффективности педагогических технологий
для личностно-ориентированных технологий………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………
Глава 2. Критерии определения эффективности применения образовательной технологии
2.1. Определение понятия «критерий»
Понятие критерия является весьма важным для определения (узнавания, применения) образовательной технологии: он помогает определить, является ли определенный стиль преподавания технологией, методикой или неким, ещё не описанным в педагогической литературе способом преподавания. Не менее важными являются оценка эффективности любого учебного процесса и критерии, которые помогут эффективность этого процесса определить. Для того чтобы определить критерии любого процесса, необходимо определить тот процесс или явление, которые предполагается «измерить» с помощью определяемого критерия.
Чтобы определить критерии, рассмотрим значение этого слова.
Критерий [нем. Kriterium<греч. kriterion мерило, средство суждения, способность различения]. Мерило оценки, суждения9 [8, с.379]. Мерило (книжн.) Признак, на основе которого можно произвести измерение, оценку, сравнение чего-нибудь10 [10, с.298]. Признак. Показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-нибудь11 [10, с.511]. Показатель. 2. То, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь12 [10, с.475]. Показатель – в большинстве случаев, обобщённая характеристика какого-либо объекта, процесса или его результата, понятия или их свойств, обычно, выраженная в численной форме13 [3]. Характеристика — совокупность отличительных свойств кого-либо или чего-либо14 [3]. Оценка. Мнение о ценности, уровне или значении кого - чего-нибудь. Оценить. 1. Определить цену кого - чего-нибудь. 2. Установить качество кого-чего-нибудь15 [].
Следуя заданной логике определений, можем сказать, что критерий – это совокупность отличительных свойств (характеристик), знак, которые позволяют определить (выяснить, установить), оценить свойства, качества процесса, результата, объекта. Таким образом, критерии являются основным инструментом определения эффективности или качества чего-либо.
Часто проблема определения эффективности ограничена только определением качества знаний, степенью сформированности умений и навыков (заметим, что этот параметр является важным в образовательном пространстве), но необходимо принимать во внимание тот факт, эффективность той или иной образовательной технологии во многом зависит от педагогической концепции, методологической основы, в которой функционирует данная образовательная технология. Поэтому думается уместным говорить об эффективности образовательной технологии, под которой понимается степень соответствия результатов реализации технологии прогнозируемым целям, ориентированным на выполнение функций образования.
2.2. Критерии эффективности педагогических технологий
В образовательной системе
Республики Беларусь немалое внимание
уделяется проблемам
целостность отражения в содержании задач образования, воспитания и развития;
отражение в содержании современного уровня развития науки и техники;
соответствие содержания возрастным и психологическим особенностям учащихся;
информативность учебного материала;
адекватность методов целям и содержанию учебного материала;
многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения;
обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;
универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения;
универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения;
степень помощи преподавателя учащимся при организации их самостоятельной деятельности и т.п.
Перечисленные выше критерии не затрагивают всех аспектов оценивания эффективности применения образовательной технологии, вместе с тем они могут служить мерилом оценивания эффективности не только образовательной технологии, но и традиционного урока.
С.С.Кашлев в книге «Технология интерактивного обучения» непосредственно выделяет следующие критерии эффективности педагогических технологий:
Эти критериальные аспекты относятся непосредственно к области действия образовательных технологий. Вместе с тем данные позиции, определяя эффективность всех технологий вообще, не дают детального представления, как определить эффект от применения на уроках модульной технологии или эффективность применения на уроке технологии педагогических мастерских.
2.3. Некоторые аспекты определения критериев
эффективности применения образовательных технологий
Рассмотрим некоторые аспекты определения критериев эффективности применения образовательных технологий.
С.Б.Савелова пишет: «Можно утверждать, что критериями эффективности тренинга являются как минимум два описания предполагаемых результатов (желательных для организаторов – педагогов и учеников), снабженные конкретными, ясно различимыми знаками и способами их “обнаружения” (диагностики), которые для организаторов учебного процесса определяют необходимые пути и средства построения методики (технологии) проведения занятий (курса)»18 [11]. Следовательно, начиная работать с технологией, необходимо заранее знать те критерии, которые покажут эффективность работы в определенной технологии (или с определенной технологией) на двух уровнях: критерии эффективности для учителя, критерии эффективности для учащегося; они, несомненно, будут различными. С тем чтобы определить критерии эффективности применения образовательной технологии, необходимо иметь инструментарий – набор показателей (данных, цифр, результатов) и способов их измерения. К таким показателям можно отнести:
2.4. Критерии эффективности педагогических технологий
для предметно-ориентированных технологий
Ещё одно важное замечание:
критерии эффективности педагогических
технологий для предметно-ориентированных
и личностно-ориентированных
… Наряду с некоторым
набором обязательных и инвариантных
параметров урока (психологический
климат, санитарно-гигиенические
Для предметно-ориентированных
технологий (технология полного усвоения,
технология уровневой дифференциации,
концентрированного обучения, вузовская
технология и др.) такими параметрами
станут (по классификации Н.И.Запрудского)
Компоненты урока |
Оцениваемые параметры |
Цель урока. |
Соответствие учебной программе по предмету и месту урока в теме. Конкретность и возможность опознания степени достижения. Реальность достижения целей урока. Соответствие целей поуровневому подходу. Принятие целей учащимися. |
Учитель. |
Общая эрудиция и профессиональная
компетентность. Владение приемами педагогической
техники. Речь (темп, дикция, образность,
эмоциональность, грамотность). Стиль
педагогического общения с |
Учащиеся. |
Уровень мотивации, познавательная активность и работоспособность. Устойчивость, объем, переключение внимания. Организованность и выполнение принятых в школе единых требований. Развитие устной и письменной речи. Самостоятельность учащихся и умение взаимодействовать с одноклассниками. Сформированность навыков самоконтроля. |
Содержание урока. |
Соответствие содержания
целям урока. Научность и соответствие
учебной программе. Выделение основного
содержания урока. Связь содержания
с жизнью. Доступность и |
Организационные формы, методы и средства обучения. |
Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Оптимальность распределения времени и темп урока. Оптимальность выбора методов и форм обучения. Рациональность отбора средств обучения. Выполнение правил охраны труда, санитарно-гигиенического режима. |
Результат урока. |
Возможность на самом уроке
оценить степень достижения цели.
Осведомленность учителя о |
Поскольку «в предметно-ориентированных технологиях … содержание задается учебной программой, учебников и имеет завершенный характер»22 [6, с.15], то эффективность применения предметно-ориентированных технологий может определяться в каждом конкретном случае применения той или иной технологии. Приоритетным критерием в определении эффективности применения технологии является знание учащимися учебного материала. Например, вузовская технология обучения, предполагает лекционно-семинарскую форму занятий, сдачу зачетов. Следовательно, успешная сдача зачетов, качественная подготовка учащихся к вступительным экзаменам (по итогам вступительной кампании) дает представление об эффективности применения этой технологии в процессе обучения.
Степень усвоения учащимися содержания учебных программ, степень сформированности информационных и управленческих компетенций может быть выяснена на уроке путем опроса учащихся или в ходе выполнения ими каких-либо заданий, предусмотренных учебными программами; качество выполнения этих заданий даст представление об эффективности применения на уроке интегральной технологии.
Полное усвоение знаний всеми
учащимися, овладение необходимыми
умениями и навыками при использовании
технологии полного усвоения знаний
можно проверить путем
2.5. Критерии эффективности педагогических технологий
для личностно-ориентированных технологий
Для личностно-ориентированных
технологий (технологии педагогических
мастерских, модульного обучения, проблемно-модульного
обучения, обучения как учебного исследования,
коллективной мыследеятельности, учебного
проектирования, технология кооперативного
обучения, развития критического мышления,
Дальтон-технология) такими параметрами
станут (по классификации Н.И.Запрудского)
Компоненты урока |
Оцениваемые параметры |
Цель урока. |
Направленность на личностное развитие учащихся. Участие самих учеников в определении целей урока. Самоопределение школьников на результат урока. Определение учителем целей через соответствующие условия и ситуации. Использование целей в качестве показателей оценки деятельности на уроке. |
Учитель. |
Направленность на стратегию сотрудничества на уроке. Владение знаниями по предмету, умение пробудить интерес к теме урока. Умение создавать образовательные ситуации развивающего типа. Умение гибко реагировать на изменение ситуации в классе. Речь (темп, дикция, образность, эмоциональность, грамотность). |
Учащиеся. |
Уровень мотивации и познавательная активность. Степень влияния учащихся на цели, содержание и методы работы. Умение работать в группе. Наличие оценочной деятельности самих учеников. Участие учеников в диалоге, дискуссиях. Создание школьниками собственных образовательных продуктов. |
Содержание урока. |
Научность и доступность
для учащихся, связь с жизнью.
Наличие проблемных ситуаций. Учет
субъектного опыта учащихся. Наличие
деятельностного содержания урока.
Наличие образовательных |
Организационные формы, методы и средства обучения. |
Общая атмосфера урока. Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы. Преобладание активных методов обучения. Обеспеченность деятельности учащихся необходимыми материалами. Валеологическая оценка урока. |
Результат урока. |
Степень оригинальности образовательных продуктов учащихся. Участие учеников в оценке деятельности и результатов урока. Обнаружение школьниками нерешенных ими проблем. Наличие самоопределения учащихся на дальнейшую работу по теме. Удовлетворенность уроком учащихся и самого учителя. |
Информация о работе Критерии эффективности применения образовательных технологий