Критерии эффективности применения образовательных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 21:14, реферат

Описание работы

В последнее десятилетие особое внимание уделяется проблемам теоретического обоснования, разработки и внедрения в образовательный процесс современных технологий, ориентированных на достижение высоких и устойчивых результатов педагогической деятельности. Достижение эффективности и высокого качества образования, развитие его гуманитарной, экологической и практической направленности, совершенствование педагогических технологий являются ведущими целями и задачами современного образования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
Основная часть
Глава 1. Общее представление об образовательных технологиях
Понятие технологии и понятие образовательной технологии……………………………………………………………...
Современные образовательные технологии
(по классификации Г.Селевко и Н.Запрудского)…………………….
Системные признаки образовательной технологии…………………
Глава 2. Критерии определения эффективности
применения образовательной технологии
2.1. Определение понятия «критерий»…………………………………….
2.2. Критерии эффективности педагогических технологий …………….
2.3. Некоторые аспекты определения критериев
эффективности применения образовательных технологий…………
2.4. Критерии эффективности педагогических технологий
для предметно-ориентированных технологий……………………….
2.5. Критерии эффективности педагогических технологий
для личностно-ориентированных технологий………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Критерии эффективности применения образовательных технологий.docx

— 55.15 Кб (Скачать файл)

 

В личностно-ориентированных технологиях ученик может предъявлять свои знания/результаты учебной/развивающей деятельности в различных формах: сочинение, проект, эссе, решенная задача, таблица, график, презентация, гербарий и т.п. В данном случае критерием оценки эффективности применения образовательной технологии будет «его [ученика] способность реконструировать свои прежние знания и строить новые. В ЛОТ оцениваются способности критически воспринимать учебник, самостоятельно мыслить, видеть альтернативы, аргументированно не соглашаться. При этом главным «оценщиком» деятельности ученика и ее результатов является сам ученик»24 [6, с.18]. И ещё одно важное дополнение: «…ЛОТ не в полной мере соответствуют критериям технологичности, поскольку они, в частности, не ориентированы на получение наперед заданного гарантированного результата. … Личностно-ориентированная технология представляет собой, скорее, упорядоченную последовательность развивающих образовательных ситуаций. … «Проживая» эти ситуации, учащиеся овладевают соответствующими когнитивными и социальными компетенциями, приобретают адекватные личностные приращения»25 [6, с.19]. Это замечание представляется необходимым, т.к. свидетельствует о том, что критерии эффективности применения личностно-ориентированных технологий достаточно «размыты», они не всегда четко могут быть сформулированы, а значит, продиагностированы, имеют отсроченный результат, который может проявиться через некоторый (иногда достаточно продолжительный) промежуток времени. Представляется логичной мысль, что критерий эффективности применения технологии личностно-ориентированной лежит в большей степени в эмоциональной плоскости, когда важным становятся не знания, приобретенные во время урока (а иногда это не знания в традиционном понимании этого слова), а удовлетворенность от совместного творчества, понимание важности движения ученика по заданной его личностным развитием траектории. Но данную сферу трудно и иногда невозможно продиагностировать, «пощупать» сразу.

Таким образом, критерии для  определения эффективности применения образовательной технологии в практике работы учителя будут различны в  зависимости от того, какую технологию использует учитель в работе, что  ставит во главу своего педагогического  труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как и любая отрасль  человеческой деятельности, образование  характеризуется специфическим  набором технологических процессов. Под технологией обычно понимают: а) систематическое знание о процессе производства продукции; б) знание о  способах и процессах переработки  сырья в предметы потребления  и средства производства; в) знание, передаваемое и применяемое для  решения множества проблем, возникающих  в жизни общества. Обычно технологии фиксируются в виде изобретений, полезных моделей, образцов, техники, информации.

Образовательная технология – способ использования человеческих ресурсов и различных средств  коммуникации передачи информации при  предоставлении образовательных услуг. Основу образовательных технологий составляет научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение учебного процесса. Образовательные  технологии в 21 веке станут ведущим  способом обучения в общеобразовательных  учреждениях.

Для того чтобы определить эффективность применения образовательной  технологии, необходимо определить, насколько она соответствует требованиям, предъявляемым к процессу, называемому «использование технологии в образовательном процессе»;

определить её принадлежность к предметно- или личностно-ориентированным  технологиям;

в процессе рефлексии определить, в какой мере достигнуты поставленные диагностичные и диагностируемые  цели.

Критериями эффективности  применения образовательной технологии станут знания, умения, навыки, приобретенные  на уроке, эмоциональное состояние  участников образовательного процесса, задачи, сформулированные для дальнейшего  развития, наличие на уроке ситуаций успеха для каждого учащегося, желание  двигаться дальше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 115 с.
    2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М.Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - С. 174.
    3. Википедия. Свободная энциклопедия / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Образовательные_технологии. - Дата доступа: 20.05.2011.
    4. Горбич, О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе: лекции / О.И.Горбич. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 15 с.
    5. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей / Н.И.Запрудский – 2-е изд. – Мн., 2004. – 270-271 с.
    6. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-2 / Н.И.Запрудский. – Мн.:Сэр-Вит, 2004. – 18 с.
    7. Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн.: Белорусский верасень, 2005. – 17 с.
    8. Крысин, Л.П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов / Л.П.Крысин. - Москва: Эксмо, 2008. - 379 с.
    9. Образовательная технология // Словарь педагогического обихода /под редакцией Л.М.Лузиной. - Псков: ПГПИ, 2003. – С. 71.
    10. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Москва: Русский язык, 1987.- 418 с
    11. Савелова, С.Б. Схема оценки эффективности учебного процесса (тренинга) / С.Б.Савелова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.google.ru/url - Дата доступа: 03.06.2011.
    12. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Селевко Г.К.. – М.: Народное образование, 1998. – 17 с.
    13. Словарик визуальный / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ped.vslovar.org.ru/1684.html - Дата доступа: 29.05.2011.
    14. Советский энциклопедический словарь / Советский энциклопедический словарь / Главный редактор А.М.Прохоров. – Москва: Советская энциклопедия, 1984. – С.1321.

1 Википедия. Свободная энциклопедия / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Образовательные_технологии. - Дата доступа: 20.05.2011.

2 Советский энциклопедический словарь / Советский энциклопедический словарь / Главный редактор А.М.Прохоров. – Москва: Советская энциклопедия, 1984. – С.1321.

3 Образовательная технология // Словарь педагогического обихода /под редакцией Л.М.Лузиной. - Псков: ПГПИ, 2003. – С. 71.

4 Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М.Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - С. 174.

5 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Селевко Г.К.. – М.: Народное образование, 1998.

6 Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей / Н.И.Запрудский – 2-е изд. – Мн., 2004. – 12 с.

7 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Селевко Г.К.. – М.: Народное образование, 1998. – 17 с.

8 Горбич, О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе: лекции / О.И.Горбич. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 15 с.

9 Крысин, Л.П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов / Л.П.Крысин. - Москва: Эксмо, 2008. - 379 с.

10 Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Москва: Русский язык, 1987.- 298 с.

11 Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Москва: Русский язык, 1987.- 511 с.

12 Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Москва: Русский язык, 1987.- 475 с.

13 Википедия. Свободная энциклопедия / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Показатель. - Дата доступа: 20.05.2011.

14 Википедия. Свободная энциклопедия / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Характеристика. - Дата доступа: 20.05.2011.

15 Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Москва: Русский язык, 1987.- 418 с.

16 Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 115 с.

17 Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн.: Белорусский верасень, 2005. – 17 с.

18 Савелова, С.Б. Схема оценки эффективности учебного процесса (тренинга) / С.Б.Савелова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.google.ru/url - Дата доступа: 03.06.2011.

19 Словарик визуальный / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ped.vslovar.org.ru/1684.html - Дата доступа: 29.05.2011.

20 Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей / Н.И.Запрудский – 2-е изд. – Мн., 2004. – 268 с.

21 Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей / Н.И.Запрудский – 2-е изд. – Мн., 2004. – 268-269 с.

22 Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-2 / Н.И.Запрудский. – Мн.:Сэр-Вит, 2004. – 15 с.

23 Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей / Н.И.Запрудский – 2-е изд. – Мн., 2004. – 270-271 с.

24 Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-2 / Н.И.Запрудский. – Мн.:Сэр-Вит, 2004. – 18 с.

25 Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-2 / Н.И.Запрудский. – Мн.:Сэр-Вит, 2004. – 19 с.


Информация о работе Критерии эффективности применения образовательных технологий