Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 00:05, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является рассмотрение вопросов применения вытинанки в оформлении интерьера, разработка эскиза и создание материального объекта труда в рассматриваемой технике.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить и проанализировать необходимую литературу;
Выполнить выбор и описание эскиза работы;
Изучить историю возникновения и символическое значение вытинанки на территории Беларуси;
Проанализировать способы и возможности использования вытинанки в украшении интерьера;
Введение
Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца.
В общем понятии декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) можно определить как раздел декоративного искусства по созданию художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, ткани, ковры, мебель, фарфор, ювелирные и другие художественные изделия. [7]
Считается, что декоративно-прикладное искусство – это область где раскрываются индивидуальные творческие способности и индивидуальное восприятие мира каждого человека. А потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни.
Так как жизнь в эпоху научно-технического прогресса коренным образом изменилась и становится все разнообразнее и сложнее, то она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а вся большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Для написания курсовой работы была выбрана тема «Вытинанка в оформлении интерьера», так как данная техника является актуальной на сегодняшний день, способствует раскрытию творческого способностей, как детей, так и взрослых. А как оговаривалось выше, развитие творческой активной личности в настоящее время является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом.
«Вытинанка» является одним из древнейших видов ремесла, пришедшего к нам из Китая.
Искусство вырезания из бумаги имеет интересную историю, берущую начало в древнем Китае после изобретения там бумаги. Потом через Ближний Восток бумага, а вместе с ней и вытинанка, попали в Западную Европу. Считается, что в Беларусь мода на вырезание пришла из Польши.
Начиная с XVI столетия «художественное вырезание» известно в Беларуси. Правда, не как традиционный вид искусства, а как элемент оформления различной документации. Видом искусства вытинанка становится только к концу XIX столетия, когда купить бумагу можно было относительно дешево, и она стала доступна широким слоям населения. С помощью ножниц стали украшать интерьер дома. Поделки из бумаги вешали на стены, на окна в качестве занавесок (фиранки). Мебель вместо вязаных салфеток тоже покрывали вытинанкой. [6]
Традиционная белорусская вытинанка – это бумажная вырезка, сделанная без предварительной прорисовки вырезаемых контуров из одного сплошного листа бумаги, чаще всего черного, красного или белого цвета, изготовленная путем сложения бумаги в разных направлениях и применения определенных приемов вырезания.
Содержание темы ориентировано на развитие творческих способностей и способствует ознакомлению с традициями наших предков - белорусов.
Основной целью курсовой работы является рассмотрение вопросов применения вытинанки в оформлении интерьера, разработка эскиза и создание материального объекта труда в рассматриваемой технике.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить и проанализировать необходимую литературу;
Выполнить выбор и описание эскиза работы;
Изучить историю возникновения и символическое значение вытинанки на территории Беларуси;
Проанализировать способы и возможности использования вытинанки в украшении интерьера;
Проработать и обосновать технику работы;
Изучить и выбрать материалы и инструменты, необходимые для более качественной работы в рассматриваемой технике;
Рассмотреть и обосновать технологию изготовления объекта труда;
Разработать эскиз и изготовить материальный объект в технике вытинанка.
1.Выбор и обоснование техники работы
1.1. Вытинанка в оформлении интерьера
Из истории известно, что в Белоруссии бумажные вытинанки, как украшения сельских домов, появляются в середине XIX ст.
Связанно это было с тем, что в то - время появились «чистые хаты», которые отапливались не по-черному, а при помощи печи с дымоходом. Вместе с тем бумага становится более доступной для крестьян. И здесь хозяйки проявляли свою фантазию и использовали бумагу для украшения своего «чистого» жилища.
Бумажная снежинка - это единственное изделие, которое дошло до нашего времени. А раньше без вытинанки невозможно было представить интерьер белорусского дома. Люди старшего поколения помнят, как деревенские хаты украшались ажурными вырезками из больших листов белой бумаги. На окнах висели бумажные занавески – “фiранкi” (рисунок 1.1.), столы и полочки украшали бумажные салфетки, Рисунок 1.1 – Фиранки.
подзоры, “вугольнiкi”, а на стенах красовались картины, сложные сюжетные композиции, на окнах можно было увидеть вытинанки - обереги.[2]
«Вырезанка», «выстриганка», «выбиванка» - все это разные названия все той же вытинанки, которые происходят от способа получения отверстий в бумаге. Украшая свое жилище бумажными вырезками, наши предки придавли создаваемым узорам глубокий смысл. И многие мотивы переходили от поколения к поколению. Например: круг – это символ солнца и благополучия, птицы хранители домашнего очага от темных сил или символ удачи, дерево символизировало жизнь, то есть связь между поколениями.
В настоящее время интерес к данному виду искусства возвращается. В технике «вытинанка» все чаще можно встретить ажурные картины, украшающие стены квартир, детских садов, школ, кафетериев и т.д. Можно вырезать статуэтки – сувениры (рисунок 2.1), для праздников можно изготовить различные статуэтки: к «Новому году» это могут быть ажурные елочки, «дед Мороз», к «8 марта» цветы и т. д. Рисунок 1.2 – Слоненок.
Актуальным вопросом на сегодня в оформлении интерьера является роспись стен. И применение вытинанки здесь тоже возможно. В этом случае вытинанка будет служить трафаретом для нанесения ажурного рисунка на стену.
Интерьер помещения, в котором человек работает или живет, должен быть красиво оформлен. Только в этом случае, можно чувствовать себя комфортно, легко. Только когда хочется быть в этом месте, можно плодотворно работать, учиться, творить.
Что бы изменить атмосферу в квартире не обязательно делать ремонт и перекрашивать стены. Достаточно внести новый элемент декора, которым может выступать вытинанка.
1.2. Технологические приемы изготовления вытинанки
Основной технологической операцией в изготовлении вытинанки является вырезание и складывание (если вытинанка симметричная).
Вырезание - термин очень широкого понимания. Вырезают из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, из фруктов и овощей, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое.
В вытинанке выделяют следующие разновидности вырезания симметричное, ассиметричное (силуэтное) вырезание и комбинированное.
При симметричном вырезании (рисунок 2.1.) повторяют контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги, последовательно усложняя очертание фигуры, чтобы правильно передавать в аппликациях внешние особенности объектов в стилизованном виде. Объекты стараемся выбирать с чёткими контурами, имеющие явно симметричное строение.
Подобный вид вырезания из-за зеркального соответствия половинок производит эстетическое впечатление, вызывает у детей заинтересованность Рисунок 2.1 – Аисты.
показанным приемом.
Вырезание силуэтное (рисунок 2.2.) - это прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении. Вырезание на глаз изображения из бумаги или других материалов производится слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета, беспрерывной линией. Рисунок 2.2 – Возле дерева.
Ассиметричное вырезание (рисунок 2.3) – это прием, при котором вырезание ассиметричных элементов композиции выполняется на развернутом листе бумаги с предварительной прорисовкой эскиза на изнаночной стороне листа, либо на вспомогательном листе, который накладывается поверх основного.
При накладывании вспомогательного листа с эскизом на основу (бумага для пастели) необходимо выполнить качественное закрепление (например, степлером). Достоинство последнего метода заключается в том, что режется работа с лицевой стороны, т.е. зазубринки бумаги остаются на обратной стороне, чего невозможно избежать при вырезании с изнаночной стороны основы. В данном приеме вырезание Рисунок 2.3 – Родина.
удобнее выполнять канцелярским ножом, со сменными лезвиями.
Комбинированное вырезание (рисунок 2.4). Сочетание симметричного и ассиметричного расположения элементов изображения.
Также чтобы овладеть мастерством вырезания из бумаги, нужно научиться складывать бумагу в разных направлениях и освоить основные элементы вырезания. Рисунок 2.4 – Колядки.
Элементы вырезания можно разделить на две большие группы – это “прямой разрез” и различные “полукруглые вырезы”.
Существует четыре основных вида складывания бумаги: симметрия центрическая (радиальная, розетковое), зеркальная (осевая) и линейная (раппортная, сложение гармошкой) и веерное.
Таблица 2.1. Виды складывания бумаги.
Симметрия центрическая, радиальная. Сложение листа бумаги выполняется по принципу «снежинки», сгибов может быть 4, 6, 8, 16. |
|
Продолжение таблицы 2.1. | |
Симметрия зеркальная. Лист сгибают по линии симметрии для возникновения в дальнейшем зеркально-симметричного изображения. |
|
Симметрия линейная, раппортная. В данном виде складывания лист также сгибают по линии симметрии, но в раппортном складывании имеется несколько параллельных линий симметрии, так что при складывании по всем линиям образуется «гармошка». |
|
Веерное. Складывание производится от края листа, на котором определяется точка центра.
|
|
В основе технологического исполнения складывания вытинанки лежат глубинные архетипы. Каждый вид симметрии отражает древнейшие формы человеческого мышления.
Так центрическая – восприятие космоса, где центр – это человек, окружность – это его вселенная, цикличность природных явлений, круговорот. Широко распространенный мотив «снежинки», розетки, мандалы.
Зеркальная – дуализм мира, разделение на день – ночь, мужское – женское, левое – правое, свет – темноту.
Линейная симметрия отражает представления человека о бесконечности, где один – два – три, а дальше уже много. Она перешла в вытинанку в большей степени из ткачества и очень широко используется в её фрагментах.[8,c.73]
Техника вытинанки очень разнообразна. У всех в руках одни и те же ножницы, одна и та же бумага, но оттого, что мы все очень разные, и результат отличается. У разных народов этот вид искусства имел свои характерные особенности. Например, Чешская «выстригованка» чаще всего несимметричной формы. Китайская вытинанка достигла такого развития, и вытинанки порой похожи на ажурную паутину. Поэтому они продаются переложенными папиросной бумагой. Украинские вытинанки чаще были многокрасочными за счет слоев разной бумаги. В различных местностях Польши декоративный характер вытинанок отличался большим разнообразием (одноцветные, многоцветные, симметричные и нет). И именовались они различно: струй – украшение, цацка – игрушка, квятек – цветок, гвяздка - звездочка и т.д. Разновидностью Польских вытинанок являются так называемые выклеянки – многоцветные декоративные композиции из частей, наклеенных друг на друга. К этому типу относятся многоцветные сюжетные вытинанки, изображающие деревенскую свадьбу, работу в поле, посиделки, плетение корзин и другие сценки из жизни крестьян.[3]
Информация о работе Декоративно прикладное искусство "Вытинанка"