Декоративно прикладное искусство "Вытинанка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является рассмотрение вопросов применения вытинанки в оформлении интерьера, разработка эскиза и создание материального объекта труда в рассматриваемой технике.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить и проанализировать необходимую литературу;
Выполнить выбор и описание эскиза работы;
Изучить историю возникновения и символическое значение вытинанки на территории Беларуси;
Проанализировать способы и возможности использования вытинанки в украшении интерьера;

Файлы: 1 файл

Вытинанка.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

Введение

 

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца.

В общем понятии декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) можно определить как раздел декоративного искусства по созданию художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, ткани, ковры, мебель,  фарфор, ювелирные и другие художественные изделия. [7]

Считается, что декоративно-прикладное искусство – это область где раскрываются индивидуальные творческие способности и индивидуальное восприятие мира каждого человека. А потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни.

Так как жизнь в эпоху научно-технического прогресса коренным образом изменилась и становится все разнообразнее и сложнее, то она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а вся большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Для написания курсовой работы была выбрана тема «Вытинанка в оформлении интерьера», так как данная техника является актуальной на сегодняшний день, способствует раскрытию творческого способностей, как детей, так и взрослых. А как оговаривалось выше, развитие творческой активной личности в настоящее время является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом.

«Вытинанка» является одним из древнейших видов ремесла, пришедшего к нам из Китая.

Искусство вырезания из бумаги имеет интересную историю, берущую начало в древнем Китае после изобретения там бумаги. Потом через Ближний Восток бумага, а вместе с ней и вытинанка, попали в Западную Европу. Считается, что в Беларусь мода на вырезание пришла из Польши.

Начиная с XVI столетия «художественное вырезание» известно  в Беларуси. Правда, не как традиционный вид искусства, а как элемент оформления различной документации. Видом искусства вытинанка становится только к концу XIX столетия, когда купить бумагу можно было относительно дешево, и она стала доступна широким слоям населения. С помощью ножниц стали украшать интерьер дома. Поделки из бумаги вешали на стены, на окна в качестве занавесок (фиранки). Мебель вместо вязаных салфеток тоже покрывали вытинанкой. [6]

Традиционная белорусская вытинанка – это бумажная вырезка, сделанная без предварительной прорисовки вырезаемых контуров из одного сплошного листа бумаги, чаще всего черного, красного или белого цвета, изготовленная путем сложения бумаги в разных направлениях и применения определенных приемов вырезания.

Содержание темы ориентировано на развитие творческих способностей и способствует ознакомлению с традициями наших предков - белорусов.

Основной целью курсовой работы является рассмотрение вопросов применения вытинанки в оформлении интерьера, разработка эскиза и создание материального объекта труда в рассматриваемой технике.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить и проанализировать необходимую литературу;

Выполнить выбор и описание эскиза работы;

Изучить историю возникновения и символическое значение вытинанки на территории Беларуси;

Проанализировать способы и возможности использования вытинанки в украшении интерьера;

Проработать и обосновать технику работы;

Изучить и выбрать материалы и инструменты, необходимые для более качественной работы в рассматриваемой технике;

Рассмотреть и обосновать технологию изготовления объекта труда;

Разработать эскиз и изготовить материальный объект в технике вытинанка.

 

 

 

1.Выбор и обоснование техники работы

 

1.1. Вытинанка в оформлении интерьера

 

Из истории известно, что в Белоруссии бумажные вытинанки, как украшения сельских домов, появляются в середине XIX ст.

Связанно это было с тем, что в то - время появились «чистые хаты», которые отапливались не по-черному, а при помощи печи с дымоходом. Вместе с тем бумага становится более доступной для крестьян. И здесь хозяйки проявляли свою фантазию и использовали бумагу для украшения своего «чистого» жилища.

Бумажная снежинка - это единственное изделие, которое дошло до нашего времени. А раньше без вытинанки невозможно было представить интерьер белорусского дома. Люди старшего поколения помнят, как деревенские хаты украшались ажурными вырезками из больших листов белой бумаги. На окнах висели бумажные занавески – “фiранкi” (рисунок 1.1.), столы и полочки украшали бумажные салфетки,     Рисунок 1.1 – Фиранки.

подзоры, “вугольнiкi”,  а на стенах красовались картины, сложные сюжетные композиции, на окнах можно было увидеть вытинанки - обереги.[2]

«Вырезанка», «выстриганка», «выбиванка» - все это разные названия все той же вытинанки, которые происходят от способа получения отверстий в бумаге. Украшая свое жилище бумажными вырезками, наши предки придавли создаваемым узорам глубокий смысл. И многие мотивы переходили от поколения к поколению. Например: круг – это символ солнца и благополучия, птицы хранители домашнего очага от темных сил или символ удачи, дерево символизировало жизнь, то есть связь между поколениями.

В настоящее время интерес к данному виду искусства возвращается. В технике «вытинанка» все чаще можно встретить ажурные картины, украшающие стены квартир, детских садов, школ, кафетериев и т.д.  Можно вырезать статуэтки – сувениры (рисунок 2.1), для праздников можно изготовить различные статуэтки: к «Новому году» это могут быть ажурные елочки, «дед Мороз», к «8 марта» цветы и т. д.                  Рисунок 1.2 – Слоненок. 

Актуальным вопросом на сегодня в оформлении интерьера является роспись стен. И применение вытинанки здесь тоже возможно. В этом случае  вытинанка будет служить трафаретом для нанесения ажурного рисунка на стену.

Интерьер помещения, в котором человек работает или живет, должен быть красиво оформлен. Только в этом случае, можно чувствовать себя комфортно, легко. Только когда хочется быть в этом месте, можно плодотворно работать, учиться, творить.

Что бы изменить атмосферу в квартире не обязательно делать ремонт и перекрашивать стены. Достаточно внести новый элемент декора, которым может выступать вытинанка.

 

1.2. Технологические  приемы изготовления вытинанки

 

Основной технологической операцией в изготовлении вытинанки является вырезание и складывание (если вытинанка симметричная).

Вырезание - термин очень широкого понимания. Вырезают из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, из фруктов и овощей, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое.

В вытинанке выделяют следующие разновидности вырезания симметричное, ассиметричное (силуэтное) вырезание и комбинированное.

При симметричном вырезании (рисунок 2.1.) повторяют контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги, последовательно усложняя очертание фигуры, чтобы правильно передавать в аппликациях внешние особенности объектов в стилизованном виде. Объекты стараемся выбирать с чёткими контурами, имеющие явно симметричное строение.

Подобный вид вырезания из-за зеркального соответствия половинок производит эстетическое впечатление, вызывает у детей заинтересованность      Рисунок 2.1 – Аисты.

показанным приемом.     

Вырезание силуэтное (рисунок 2.2.) - это прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении. Вырезание на глаз изображения из бумаги или других материалов производится слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета, беспрерывной линией. Рисунок 2.2 – Возле дерева.

Ассиметричное вырезание (рисунок 2.3) – это прием, при котором вырезание ассиметричных элементов композиции выполняется на развернутом листе бумаги с предварительной прорисовкой эскиза на изнаночной стороне листа, либо на вспомогательном листе, который накладывается поверх основного.

При накладывании вспомогательного листа с эскизом на основу (бумага для пастели) необходимо выполнить качественное закрепление (например, степлером). Достоинство последнего метода заключается в том, что режется работа с лицевой стороны, т.е.  зазубринки бумаги остаются на обратной стороне, чего невозможно избежать при вырезании с изнаночной стороны основы. В данном приеме вырезание    Рисунок 2.3 – Родина.

удобнее выполнять канцелярским ножом, со сменными лезвиями.

 

Комбинированное вырезание (рисунок 2.4). Сочетание симметричного и ассиметричного расположения элементов изображения.

 

 

 

Также чтобы овладеть мастерством вырезания из бумаги, нужно научиться складывать бумагу в разных направлениях и освоить основные элементы вырезания.          Рисунок 2.4 – Колядки.

Элементы вырезания можно разделить на две большие группы – это “прямой разрез” и различные “полукруглые вырезы”.

Существует четыре основных вида складывания бумаги: симметрия центрическая (радиальная, розетковое), зеркальная (осевая) и линейная (раппортная, сложение гармошкой) и веерное.

 

Таблица 2.1. Виды складывания бумаги.

 

Симметрия центрическая, радиальная.

Сложение листа бумаги выполняется по принципу «снежинки», сгибов может быть 4, 6, 8, 16.

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 2.1.

Симметрия зеркальная.

Лист сгибают по линии симметрии для возникновения в дальнейшем зеркально-симметричного изображения.

Симметрия линейная, раппортная.

В данном виде складывания лист также сгибают по линии симметрии, но в раппортном складывании имеется несколько параллельных линий симметрии, так что при складывании по всем линиям образуется «гармошка».

 

 

 

 

 

 

Веерное.

Складывание производится от края листа, на котором определяется точка центра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В основе технологического исполнения складывания вытинанки лежат глубинные архетипы. Каждый вид симметрии отражает древнейшие формы человеческого мышления.

Так центрическая – восприятие космоса, где центр – это человек, окружность – это его вселенная, цикличность природных явлений, круговорот. Широко распространенный мотив «снежинки», розетки, мандалы.

 Зеркальная – дуализм мира, разделение на день – ночь, мужское – женское, левое – правое, свет – темноту.

Линейная симметрия отражает представления человека о бесконечности, где один – два – три, а дальше уже много. Она перешла в вытинанку в большей степени из ткачества и очень широко используется в её фрагментах.[8,c.73]

Техника вытинанки очень разнообразна. У всех в руках одни и те же ножницы, одна и та же бумага, но оттого, что мы все очень разные, и результат отличается. У разных народов этот вид искусства имел свои характерные особенности. Например, Чешская «выстригованка» чаще всего несимметричной формы. Китайская вытинанка достигла такого развития, и вытинанки порой похожи на ажурную паутину. Поэтому они  продаются переложенными папиросной бумагой. Украинские вытинанки чаще были многокрасочными за счет слоев разной бумаги. В различных местностях Польши декоративный характер вытинанок отличался большим разнообразием (одноцветные, многоцветные, симметричные и нет). И именовались они различно: струй – украшение, цацка – игрушка, квятек – цветок, гвяздка - звездочка и т.д. Разновидностью Польских вытинанок являются так называемые выклеянки – многоцветные декоративные композиции из частей, наклеенных друг на друга. К этому типу относятся многоцветные сюжетные вытинанки, изображающие деревенскую свадьбу, работу в поле, посиделки, плетение корзин и другие сценки из жизни крестьян.[3]

Информация о работе Декоративно прикладное искусство "Вытинанка"