Декоративно прикладное искусство "Вытинанка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является рассмотрение вопросов применения вытинанки в оформлении интерьера, разработка эскиза и создание материального объекта труда в рассматриваемой технике.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить и проанализировать необходимую литературу;
Выполнить выбор и описание эскиза работы;
Изучить историю возникновения и символическое значение вытинанки на территории Беларуси;
Проанализировать способы и возможности использования вытинанки в украшении интерьера;

Файлы: 1 файл

Вытинанка.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

В различных регионах Беларуси вытинанка так же имела свои отличительные особенности, они есть и сегодня. В белорусской вытинанке сформировались тенденции, которые можно описать следующим образом:

- принцип многоразового  складывания (это значит, что лист  бумаги многократно, в разных направлениях и под разным углом складывается для того, чтобы получились определенные прорези);

- создание изображения из прорезей простых геометрических форм (т.е. даже самое сложное изображение комбинируется из набора разнообразных по своей форме треугольников, ромбов, квадратов, кругов, полумесяцев, миндалевидных лепестков и т.д.);

- относительная монохромность (используется обычно, не считая фона, один, два, максимум три цвета бумаги, иногда используется фольга золотая или серебряная);

- симметричность изображения (как следствие многоразовых складываний); виды симметрии: линейная, зеркальная, центрическая; - декоративность (что обусловлено стилизацией, необходимой при обобщении формы  и симметричностью). [2]

От аппликации её отличает то, что всё изображение - это цельный кусок бумаги. Если не наклеенную вытинанку поднять за один уголок, она поднимется вся целиком, и будет напоминать связанную крючком салфетку.

Основные мотивы белорусской вытинанки – это “древо жизни”, птицы, солнце, дома, реже – животные и люди. Дерево – символ жизни. Корнями своими оно уходит глубоко в землю, а ветвями тянется к небу, солнцу, теплу, жизни, символизируя память о предках, о душах умерших. Дерево окружено птицами, символизирующими связь земли и неба, двух противоположностей, двух стихий. Такое изображение имеет глубокий философский смысл и встречается не только в Беларуси, но и в вытинанках Польши, Литвы, Украины и других народов.

Кроме этого есть символы, которые достаточно древни по своему происхождению. Таким, например, является яйцо, которое выступает символом жизни. Как непременный атрибут Пасхи он используется мастерами вытинанки для создания поздравительных открыток. [8]

 

2. Выбор и описание эскиза работы

 

Чем вытинанка отличается от аппликации? Во-первых, аппликация состоит из отдельных деталей (разного цвета и размера), наклеенных на основу, вытинанка же вырезается из одного сплошного листа бумаги (поэтому она одноцветная). Во-вторых, в аппликации обозначение мелких деталей внутри крупных осуществляется путем наклеивания наверх материала другого цвета, в вытинанке же делаются прорези различной формы.

Многие мастера вытинанки утверждают, что истинные творения могут получиться только тогда, когда не знаешь, что вырежешь в следующее мгновение, а действуешь интуитивно, по принципу “как рука поведет”. Однако в настоящее время очень распространено вырезание сложных сюжетов, которые требуют предварительной зарисовки, как асимметричных, так и симметричных изображений. В случае с изображением для выполнения работ в данной технике удобнее использовать эскизы с линеарным изображением. Пятновое изображение в данной технике не уместно, так как изображение вырезается по контуру.

В данной технике можно изготовить много интересных, красивых и полезных вещей: поздравительные открытки, закладки для книг, новогодние маски, валентинки и картины, новогодние украшения на окна и елку, различные ажурные бумажные статуэтки.

В курсовой работе предлагается рассмотреть различные варианты работ выполняемых в технике вырезания из бумаги.

 

Панно «Цветы любви».

 

Панно выполняется в технике «вытинанка».

В данной работе применяется прием симметричного зеркального сложения бумаги и вырезание контуров изображения острыми ножницами.

Эскиз вытинанки в курсовой работе приведен в масштабе1:1 (рисунок 3.1.) и вырезание может выполняться на листе бумаги формата А5.

Основным элементом композиции является стилизованное изображение цветов и птиц. Вытинанка в целом имеет форму сердечка. Изображение выполняется плавными кривыми линиями. Контур самого сердечка выполнен в виде продолговатых лепестков со сквозными отверстиями. По краям контура располагаются цветы в виде колокольчиков, на каждой стороне валентинки по краю изображается по 5 колокольчиков. Композиционным центром изображения выступает центральная часть открытки с изображением маленького сердечка и двух птичек колибри. Внутри сердца-открытки в верхнем правом и левом углах композиции изображается по два колокольчика и одному маленькому сердечку. В центральной верхней части имеется изображение большого колокольчика со сквозным отверстием, в нижней центральной части изображены два цветка, по одному на каждую сторону.

Сама работа выполняется одноцветной.

При оформлении выбирается желаемый цвет основы открытки. Для полноты восприятия композиции необходимо, что бы основа открытки была больше крайних контуров вытинанки на 1,5 – 2 см, то есть размеры основы составят 16см на 16см или 17см на 17см.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.1. – «Цветы любви».

 

Бумажная статуэтка «8 марта».

 

Статуэтка выполняется в технике «вытинанка» (рисунок 3.2.).

В данной работе применяется прием асимметричного расположения изображения. Для изготовления ажурной статуэтки возможно использование двух способов ассиметричного вырезания: вырезание на отдельном листе с зарисовкой композиции и вырезание с двойным листом, то есть дополнительным трафаретом для вырезания. Вырезание изображения выполняется канцелярским ножом (рис. 3.3.). Изображение наносится полностью на лист  бумаги через копировальную бумагу либо под трафарет.       Рисунок 3.2 – «8 марта».

Эскиз вытинанки в курсовой работе приведен в масштабе 1:1 (рисунок 3.4.) и вырезание может выполняться на листе бумаги формата А4. Работа выполняется в одном цвете, из плотной бумаги способной длительное время держать форму. Например, бумага для пастели 120 г/м2.

Основным элементом композиции является стилизованное изображение цифры. Вытинанка в целом имеет форму цифры восемь. Изображение выполняется плавными кривыми линиями. Центральная часть вытинанки имеет два логических сквозных отверстия. Ширина боковых сторон цифры выполняется достаточно широкой от 2 см. На верхней левой и нижней правой сторонах цифры выполняется вырезание ажурного узора имитирующего цветы и листочки. Вершина восьмерки оформляется фигурным завитком для выполнения сцепления обеих деталей  статуэтки. Нижняя часть композиции представлена прямой широкой полосой 2,5 см и длиной 13,5 см, которая будет исполнять роль подставки. На одном конце полосы - подставки делается прорезь величиной 1 см, отступая от конца полосы 1,5 см, на противоположном конце вырезается небольшой «замочек».

Для оформления бумажной статуэтки необходимо 2 детали «восьмерки». Сверху выполняется переплетение фигурных вершин, а снизу подставки соединяются замочком.

 

 

 

 

Панно выполнено в технике «вытинанка».

В данной работе применяется прием симметричного зеркального сложения бумаги и вырезание внешних контуров изображения острыми ножницами. Вырезание мелких деталей изображения удобнее выполнять канцелярским ножом.

Эскиз вытинанки в курсовой работе приведен в масштабе 1:1 (рисунок 3.5.) и вырезание может выполняться на листе бумаги формата А4. Для выполнения панно возможно использование тонкой цветной бумаги для детского творчества.

Основным элементом композиции является стилизованное изображение цветов. Изображение выполняется плавными кривыми линиями. В композиции имеется центральная ось симметрии, которая представлена тонким стеблем центрального цветка. От стебля в разные стороны отходят лепестки цветов. В основании композиции изображена симметричная ваза с орнаментом. Из вазы выходят по два цветка в противоположные стороны, один по центру и пять листочков в противоположные стороны.

Работа выполняется в одном цвете.

При оформлении выбирается желаемый цвет основы панно, желательно контрастный. Для полноты восприятия композиции необходимо, что бы основа панно была больше крайних контуров вытинанки на 4-5 см, если панно оформлять без паспарту. Перед наклеиванием вытинанки на основу открытки ее предварительно разутюживают. Панно желательно оформлять в рамку под стекло, что бы бумага со временем не деформировалась и дольше сохраняла эстетичный вид.

 

 

 

 

 

Рисунок 3.5. –«Ваза с цветами».

Панно «Дерево жизни».

 

Панно выполнено в технике «вытинанка».

В данной работе применяется прием симметричного зеркального сложения бумаги.

Эскиз вытинанки в курсовой работе приведен в масштабе 1:2 (рисунок 3.6.). Вырезание желательно выполнять на листе бумаги формата А3. Для выполнения панно возможно использование тонкой цветной бумаги для детского творчества.

Основным элементом композиции является стилизованное изображение дерева и птиц. В композиции имеется центральная ось симметрии, которая представлена стволом дерева. Ствол дерева заполняется орнаментом. В противоположные стороны от ствола дерева, по центру композиции отходят прямые ветви, по одной в каждую сторону. Ветви имеют свою ось симметрии (центрическая симметрия). На  каждой ветке дерева располагается по одной птице и восемь резных листочка, вниз от ветки отходит стебель с веерным цветком. Внизу ствола прямо перпендикулярно располагаются корни дерева, которые также оформлены орнаментом. На корнях дерева располагается по одной птице на противоположных сторонах. Птицы, сидящие как на ветвях, так и на корнях дерева имеют большие хвосты с развернутыми перьями. Верхушка дерева оформлена распустившимся цветком с ажурным орнаментом.

Работа выполняется в одном цвете.

При оформлении выбирается желаемый цвет основы панно, желательно контрастный. Для полноты восприятия композиции необходимо, что бы основа панно была больше крайних контуров вытинанки на 4-5 см, если панно оформлять в рамку без паспарту. Вытинанку желательно оформлять в рамку под стекло, что бы бумага со временем не деформировалась и дольше сохраняла эстетичный вид.

В курсовой работе для изготовления изделия был выбран эскиз панно «Дерево жизни». Данная композиция глубока по символическому значению.

Во многих видах творчества у белорусов присутствует своя символика.  Определенные мотивы  переходят от поколения к поколению.  Например: вытинанка – крест имела оберегово – символическое значение. В представленном эскизе дерево с ветвями изображено в виде креста. Символ дерева олицетворяет связь между поколениями. Крона - потомки, корни – предки. «Картина» с таким содержанием  делалась к большим событиям  в семье, вносилась в дом, приклеивалась к беленой стене и хранилась на протяжении долгого времени. Считалось, что через изображенный в нем символ  в дом приходит мудрость предков, помогающая принимать решения ныне живущим.[1]  Птицы в народной символике воспринимались как связующие между миром живых и мертвых: как посланцы неба, или как хранители домашнего очага от темных сил.

 

 

3.Выбор и подготовка материалов и инструментов

 

Что такое вытинанка? Это техника вырезания из бумаги.

Основным материалом для работы в этой технике служит бумага, и возникновение этого вида творчества было обязано возникновению бумажного производства, т.е. бумаги.

Бумага (предположительно, от итал. bambagia «хлопок») — материал в виде листов для письма, рисования, упаковки и т. п., получаемый из целлюлозы растений, а также из вторсырья (тряпья и макулатуры).

Бумага была изобретена в Китае во II веке до нашей эры. Так же изготовление бумаги связывают с именем китайца Цай Луня и относят к 105 году нашей эры. Заслуга Цай Луня состояла в том, что он, будучи образованным человеком, обобщил и усовершенствовал уже известный в Китае способ изготовления бумаги и впервые открыл основной технологический принцип производства бумаги – образование листового материала из отдельных волокон путём их обезвоживания на сетке из предварительно сильно разбавленной волокнистой суспензии.

Благодаря простоте производства, разнообразию сырьевых материалов и дешевизне ручного труда, бумага в Китае делалось самого разнообразного назначения. И вместе с этим развивались искусство бумажного рукоделия (оригами, модульное оригами, вытинанка, аппликация и т. д.)

В VI—VIII веках производство бумаги осуществлялось в Средней Азии, Корее, Японии и других странах Азии. В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV—XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности.

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни. Существуют разные виды бумаги, которые используются для поделок: бумага бархатная, цветная, картон, бумага для пастели, бумага гофрированная, бумага книжно-журнальная, и т.д.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

Информация о работе Декоративно прикладное искусство "Вытинанка"