Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 00:05, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является рассмотрение вопросов применения вытинанки в оформлении интерьера, разработка эскиза и создание материального объекта труда в рассматриваемой технике.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить и проанализировать необходимую литературу;
Выполнить выбор и описание эскиза работы;
Изучить историю возникновения и символическое значение вытинанки на территории Беларуси;
Проанализировать способы и возможности использования вытинанки в украшении интерьера;
При работе с бумагой необходимо иметь понятия о её свойствах, что бы более правильно находить ей применение. Для работы в технике вытинанки необходимо владеть знаниями о следующих свойствах бумаги:
Физические свойства:
Плотность (в г/м2) – 60 г/м2,80-90 г/м2, 130-160 г/м2 и т.д.
Толщина (в мкм) - зависит от плотности и прессования бумаги. Чем выше толщина, тем более жесткой является бумага;
Жесткость - это сопротивление изгибающему усилию. Бумага может быть слишком рыхлой или, наоборот, слишком жесткой. Шероховатость и гладкость - влияет на создание нужного эффекта отражения света.
Скручиваемость - высококачественная бумага не должна иметь большой процент скручиваемости.
Такие свойства бумаги как плотность, толщина, и жесткость оказывают влияние на технику вырезания и на вид инструментов необходимых для вырезания вытинанки.
Жесткая, плотная бумага (более 120 г/м2) плохо подается сгибанию и при разгибании образуются заломы. Жесткая бумага (например, картон, бумага для пастели) хорошо подходит для вырезания ассиметричной вытинанки (силуэтное вырезание) не требующей сгибаний. Для данного вида вырезания удобнее будет использовать канцелярские ножи со сменными плотными лезвиями.
Бумага относительно мягкая, с плотностью до 110 г/м2 необходима для вырезания симметричной вытинанки, требующей сложения бумаги в различных направлениях. Такая бумага тонкая, крепкая хорошо поддается сгибанию и разгибанию, хорошо держит форму. В этом случае для вырезания следует использовать ножницы различной формы и длины.
Для изготовления ассиметричной вытинанки из бумаги темных тонов (черный, тёмно синий) вспомогательный материалом может служить калька или обычная белая бумага для печати.
В настоящей курсовой работе для изготовления вытинанки использовались следующие материалы (таблица 4.1.):
Таблица 3.1. Ассортимент основных и вспомогательных материалов
Наименование материала |
Количество, ед. измерения |
Назначение и область применения |
Основные материалы | ||
Цветная бумага |
1лист, формата А3 |
Для выполнения художественных работ |
Ватман |
1 лист, формат А3 |
Для выполнения чертежных работ |
Продолжение таблицы 3.1. | ||
Вспомогательные материалы | ||
Клей-карандаш или клей ПВА |
1 шт. |
Для склеивания отдельных элементов |
Рамка |
1 шт, 32х44 см |
Для выполнения оформительских работ |
Стекло |
1 шт, 29х41см |
Для выполнения оформительских работ |
Картон |
2 шт, 29х41см и 32х44 см |
Для акрепления работы в рамке |
Копировальная бумага |
2 листа, формата А4 |
Для переноса изображения с одного носителя на другой |
Для работы с бумагой потребуются очень несложные инструменты. Основной инструмент для работы в технике вытинанка — это ножницы.
История возникновения ножниц уходит корнями в глубокую древность. Самые первые упоминания о ножницах достоверно известны приблизительно с 3 века до нашей эры, тогда ножницы имели еще несколько другую конфигурацию - их изготавливали в виде 2-х ножей, скрепленных между собой пластиной из металла.
После 13 века кольцевые петли на концах ножниц сменились кольцами, рукоятки ножниц стали украшать художественной ковкой и «автографами» кузнецов - клеймами.
Более привычные нашему глазу ножницы с шарнирным механизмом и кольцеобразными петлями на концах появились позднее - они были найдены при археологических раскопках Гнездовских курганов в 12 километрах от Смоленска возле деревни Гнездово.[6]
Выделяют следующую классификацию ножниц:
по назначению: бытовые и промышленные;
по форме: прямые, изогнутые и фигурные;
по виду режущей кромки: стандартные или конвекционные.
Для работы в технике вытинанка следует выбирать ножницы с тонкими лезвиями из высококачественной стали. Лезвия должны иметь повышенную износостойкость, что бы они дольше сохраняли свою остроту, не требуя дополнительной заточки. Ручки ножниц, должны быть удобными. Следует выбирать ножницы с кольцами, индивидуально подходящими для размеров руки. У нескольких моделей ручки имеют резиновую вставку, это позволяет использовать их длительное время без лишней нагрузки. Необходимо иметь несколько ножниц с лезвиями разной длины. Наиболее практичны ножницы с лезвиями длиной 15 см. Есть особые маленькие ножницы с длиной лезвий 10—12 см и острыми кончиками для выполнения ажурных мелких работ. Такие ножницы делают маленькие точные разрезы.
Кроме ножниц для выполнения приема вырезания используют следующие инструменты: канцелярские и цанговые ножи с зажимом, возможно использование скальпеля.
При работе в технике «вытинанка», ножницы удобно использовать при вырезании крупных элементов рисунка, при вырезании симметричных изображений, требующих складывания листа бумаги. При вырезании мелких деталей изображения (симметричных и в разворот) удобно использовать скальпель, цанговый нож. Этими инструментами удобно манипулировать рукой, и изображение получается более точным.
В курсовой работе использовались инструменты (таблица 4.2.):
Таблица 4.2. Перечень инструментов и приспособлений
Наименование инструмента или приспособления |
Графическое изображение или технические параметры |
Назначение и область применения |
Ножницы с прямыми длинными лезвиями |
|
Для работы с бумагой, тканью, нитками |
Цанговый нож |
|
Для работы с бумагой, вырезания |
Кисточка для клея |
|
Для рисования акварелью, гуашью, можно использовать для нанесения клея |
Простой карандаш |
|
Для нанесения контуров изображения |
Несложность технических средств, ее доступность и возможность создания высокохудожественных произведений делают вытинанку популярным и любимым видом творчества как народных мастеров, так самодеятельных и профессиональных художников.
4.Расчет конструкции и схемы объекта труда
Для выполнения объекта труда в курсовой работе предлагается эскиз вытинанки приведенный в масштабе1:2 (рисунок 3.6.). Вырезание желательно выполнять на листе бумаги формата А3. Поэтому изображение предварительно следует увеличить. Это можно выполнить двумя способами:
1 способ: на изображение меньшего размера наносят сетку с равными сторонами квадратов (например, по 5 мм), на дополнительном листе нужного размера наносят сетку со стороной квадратов необходимого размера. Если изображение необходимо увеличить в 2 раза, то величину стороны квадрата на первом эскизе умножают на 2 и т.д.
2 способ: если изображение имеется на электронном носителе, то увеличение выполняется на электронной технике.
Для выполнения панно используется цветная бумага для детского творчества. Она хороша держит форму, легко складывается во всех направлениях и хорошо поддается резанию.
Изображение выполнено комбинацией четких прямых и плавных кривых линий. Вырезание которых, удобно выполнять как ножницами, так и ножом.
1способ: Применяется в данной работе – это прием симметричного зеркального сложения бумаги, прорисовка изображения от центральной оси симметрии, с последующим вырезанием узора ножницами или цанговым ножом.
2 способ: Вырезание выполняется
не только в зеркальном
Таблица 4.1 Оси симметрии эскиза изделия.
Описание способа сложения бумаги. |
Эскиз. |
Способы сложения. |
Центральная ось симметрии, которая представлена стволом дерева |
|
|
Продолжение таблицы 4.1. | ||
Две горизонтальных оси симметрии, располагающихся на ветке и на корнях дерева. При сложении листа бумаги по каждой из этих осей симметрии, не разворачивая центральный сгиб образуется центрическое сложение бумаги, но вырезание выполняется по одной стороне сгиба. |
Ветви
Корни
|
|
Наклонные оси симметрии на хвостах птиц. Для каждого пера(в одном хвосте по 3 пера), своя ось симметрии под определенным углом котрый вымерется относительно горизонтальной линии ветвей. |
|
|
Радиальное сложение бумаги выполняется на верхушке дерева. Дополнительный сгиб выполняют от центральной оси симметрии ствола дерева. |
|
|
Розетки на хвостах птиц. Можно выполнять как снежинки центрическим сложением бумаги в 2 сложения. |
|
Первоначально вырезаются мелкие ажурные элементы изображения, затем вырезается и оформляется контур крупных деталей. Контур ствола, ветвей и корней дерева вырезается прямой сплошной линией. Контур птиц вырезается плавной кривой линией. Хохолки у птиц, мелкая листва дерева, крайние перья на хвостах у птиц, ответвления корней оформляются прямыми резными линиями.
5.Технология изготовления объекта труда
Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый – вырезание при помощи ножниц; второй способ – вырезание при помощи ножа Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.
В данной технике начинают работу с эскиза: выбирают схему, либо выполняют самостоятельно. В эскизе, необходимо выразить то, что представляют увидеть в конце работы. Определяют композиционный центр. Если композиция центральная, лист сгибают по линии симметрии для возникновения в дальнейшем зеркально-симметричного изображения. При необходимости намечают контуры соответственно эскиза, потом вырезают, соблюдая границы выбранного контура. При этом закрытые участки определяют наперед, то есть, как они при вырезывании отдаляются. Если их нужно сохранить, продумывают элементы, которые бы их соединяли и т.д
В таблице №5.1 приведена технологическая последовательность, в которой выполнялась творческое задание:
Таблица 5.1. Технология изготовления вытинанки.
Содержание операции. |
Схема, рисунок. |
Материалы, инструменты. | ||
Подготовительные работы. | ||||
Определить ось симметрии композиции. |
|
Линейка, простой карандаш. | ||
Перенести изображение композиции с шаблона на лист бумаги предназначенного для вырезания вытинанки. |
|
Простой карандаш, линейка. | ||
Сложить лист бумаги формата А3 вдоль оси симметрии узора. |
|
|||
Продолжение таблицы 5.1 | ||||
Наметить внешние контуры (силуэт) композиции. |
|
Простой карандаш, линейка. | ||
Вырезать изображение по контуру. |
|
Ножницы | ||
Основная работа: вырезание: | ||||
Вырезать мелкие декоративные элементы рисунка, расположенные внутри крупных элементов. |
|
Канцелярский нож Folia, для работы с тонкой бумагой. | ||
Вырезать большие элементы композиции по намеченному контуру (дерево, листья, птицы, перья, хвосты). |
|
Ножницы с длинными прямыми лезвиями; маленькие ножницы с тонкими острыми концами. | ||
Вырезать внешние тонкие прямые декоративные элементы (листва, перья, корни). |
|
Ножницы с длинными прямыми лезвиями. | ||
Заключительная обработка:
| ||||
Развернуть вытинанку. |
|
|||
Продолжение таблицы 5.1. | ||||
Работу разутюжить. |
|
Утюг. | ||
Оформление изделия: | ||||
Наметить месторасположение вытинанки на основном фоне картины. |
|
Линейка, карандаш. | ||
Наклеивание вытинанки на основу. |
|
Кисточка, клей ПВА. | ||
Заправка панно под стекло в рамку. |
|
Вывод:
Считаю, что поставленная цель курсовой работы была достигнута, так как в ходе выполнения курсовой работы были раскрыты следующие задачи:
Исходя из цели курсовой работы, была изучена и проанализирована необходимая литература по данному виду творчества;
В ходе выполнения курсовой работы было выполнено ознакомление с историй возникновения данного вида творчества и особенности развития его на Беларуси;
Рассмотрены варианты изготовления изделий в технике вытинанка, для оформления интерьера;
Изучены применяемые материалы в данной технике и подобраны наиболее оптимальные материалы для изготовления изделия в курсовой работе;
В соответствии с использованными материалами подобраны инструменты и приспособления;
При проектировании изделия было рассмотрено множество схем и выбрана наиболее оптимальная, по сюжетно-стилевому решению схема;
В ходе выполнения практического задания были рассмотрены различные приемы изготовления изделия и выбраны наиболее результативные;
Была разработана технологическая последовательность изготовления изделия, основными этапами которой явились подготовительный этап, основная работа, заключительный этап и этап оформления работы.
Список использованной литературы:
1.Голан, А.В. Миф и символ/А.В. Голан. – М.: Иерусалим, 1994. – 375с.: ил.
2.Кацар, М.С. Белорусский орнамент/М.С. Кацар. – Минск: Беларусь, 1997. –355 с.
3.Коваленко, В.М. Искусство вытинанки: Учебное пособие для учителей общеобразовательных учреждений /В.М. Коваленко. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 372с.
4.Ленсу, Я.В."Хата – мой сусвет"/ Я.В. Ленсу//. Мастацтва. – 1995. – №4. – С.23-25.
5.Лукина, Л.В. Для любителей рукоделия. Вытинанка./Л.В Лукина// «Ксюша» – 2008. – № 2. – С .15-16.
6.Соколова-Кубай, Н.В. Узоры из бумаги. Белорусская вытинанка.: Культура и традиции/ Н.В. Соколова-Кубай. – Ярославль: «Академия развития», 2003. – 178с.
7.Сахута, Я.М.
Беларускае народнае
8.Червонцева, Н.В.
Мадэль гармоніі. Выцінанка як
з’ява духоўнай культуры
Информация о работе Декоративно прикладное искусство "Вытинанка"