Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:24, курсовая работа
Для замены масла предусмотрено сливное отверстие, закрытое резьбовой пробкой, для контроля уровня масла – контрольное отверстие, закрытое такой же пробкой.
Для предохранения от вытекания смазочного материала из подшипниковых узлов и для защиты от попадания извне пыли и влаги используются манжетные уплотнения.
1. Кинематическая схема привода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Выбор двигателя, кинематический и силовой расчет привода. . . . . .5
3. Расчет передач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
4. Предварительный расчет валов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
5. Конструктивные размеры корпуса и зубчатых колёс. . . . . . . . . . . . .13
6. Проверка прочности шпоночных соединений. . . . . .. . . . . . . . . . . . . .14
7. Проверка долговечности подшипников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
8. Проверочный расчет валов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
9. Смазка редуктора и смазочные устройства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
10. Выбор муфт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 23
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
1. Выбор двигателя,
P = Тω = 100 ּ21.46 = 2.15 кВт.
ω – угловая скорость приводного вала
= 21.46 с-1
nв= 205 мин-1 – частота вращения приводного вала
η=ηзηм ηр = 0.96 ּ 0.98 ּ0.95 = 0.89,
где ηз = 0.96 - КПД зубчатой конической закрытой передачи с учетом потерь в опорах;
ηр = 0.95 - КПД ременной передачи
ηм = 0.98 - КПД муфты [1, табл. 1.1.]
Требуемая мощность электродвигателя
Pт=P/ η = 2.15 / 0.89 = 2.42 кВт.
Требуемая частота вращения двигателя
nтр = nкUпр*
Uпр* = Uред* Uр* - рекомендуемое передаточное число привода:
Uред* = 4,
Uр* = 2 [1, табл. 1.2];
Uред* , Uр* рекомендуемые передаточные числа редуктора и ременной передачи
Uпр* = 4 ּ 2 = 8;
nтр = 205 ּ 8 = 1640 мин-1;
Выбираем стандартный двигатель АИР 100S4/1410 с параметрами: Рдв = 3 кВт; nдв = 1410 мин-1; [1, табл. 24.9.].
Передаточное число привода:
U = nдв / nк = 1410 / 205 = 6.88.
Принимаем передаточное число редуктора
Uред = 4
тогда передаточное число ременной передачи
Uр = U / Uред = 6.88 / 4 = 1.72.
Угловые скорости и крутящие моменты валов привода:
вал двигателя
w1= ωдв = 147.58 с-1;
n1=nдв = 1410 мин-1;
Т1 = Pт/ ω1 = 2.42 ּ 103 / 147.58 = 16.4 Нм;
ведущий вал редуктора
ω2 = ω1/Uр = 147.58 /1.72 = 85.8 с-1;
n2 = n1/Uред = 1410 / 1.72 = 820 мин-1;
Т2 = Т1Uредηр = 16.4 ּ 1.72 ּ 0.95 = 26.8 Нм.
выходной вал редуктора
ω3 = ω2/Uред = 85.8 /4 = 21.45 c-1;
n3 = n2/Uред = 820 / 4 = 205 мин-1;
Т3 = Т2Uред ηз = 26.8 ּ 4 ּ 0.96 = 102.9 Нм.
2. Расчет конической зубчатой передачи
Расчет конической передачи:
Выбор твердости, термической обработки и материала колес.
Выбираем материал зубчатых колес – сталь 40Х, термообработка колеса – улучшение, твердость поверхности – 235…262 НВ, термообработка шестерни – улучшение, твердость поверхности – 269…302 НВ.
[s]H1=sHlimZNZRZV/SH
sHlim – предел контактной выносливости
sHlim= 2HВср+70 [1, табл. 2.2]
sHlim=2ּ285.5+70 = 641 Мпа,
где HВср = (269+302)/2 = 285.5;
SH – коэффициент запаса прочности. Для колес с однородной структурой SH = 1.1;
ZN – коэффициент долговечности
ZN = ,
где NHG – число циклов перемены напряжений, соответствующее перелому кривой усталости.
NHG = 30HBср2.4 = 30 ּ285.52.4 = 2.3 ּ107;
Nk – суммарное число циклов перемены напряжений за весь срок службы передачи.
Nk = 60nnзLh,
где n – частота вращения зубчатого колеса,
nз – число колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым,
Lh – суммарное время работы передачи
Lh = 4000 ч;
Nk = 60ּ820ּ1ּ4000 = 1.9 ּ108;
Так как Nk>NHG, принимаем ZN = 1 ;
ZR - коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхностей зубьев.
Принимаем ZR = 0.9;
ZV – коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости
Принимаем Zv = 1 (для малых окружных скоростей).
[s]H1 = 641ּ1ּ0.9ּ1/1.1 = 524.5 Мпа;
для колеса:
[s]H2=sHlimZNZRZV/SH
sHlim – предел контактной выносливости
sHlim= 2HВср+70 [1, табл. 2.2]
sHlim=2ּ248.5+70 = 567 Мпа,
где HВср = (235+262)/2 = 248.5;
SH – коэффициент запаса прочности. Для колес с однородной структурой SH = 1.1;
ZN – коэффициент долговечности
ZN = ,
где NHG – число циклов перемены напряжений, соответствующее перелому кривой усталости.
NHG = 30HBср2.4 = 30 ּ248.52.4 = 1.7 ּ107;
Nk = 60nnзLh,
Nk = 60ּ205ּ1ּ4000 = 4.9 ּ107;
Так как Nk>NHG, принимаем ZN = 1 ;
ZR = 0.9;
Zv = 1.
[s]H2 = 567ּ1ּ0.9ּ1/1.1 = 463.9 Мпа;
В качестве расчетного допускаемого напряжения для прямозубой передачи принимаем меньшее значение из двух:
[s]H = 463.9 Мпа;
Для шестерни:
[s]F1=sFlimYNYRYA/SF,
sFlim – предел выносливости
sFlim = 1.75НВср [1, табл. 2.3].
sFlim = 1.75 ּ285.5 = 485.35 МПа;
SF – коэффициент запаса прочности.
SF = 1.7;
YN – коэффициент долговечности
YN = ,
NFG – число циклов перемены напряжений, соответствующее перелому кривой усталости.
NFG = 4ּ106;
Nk = 1.9 ּ108;
Так как Nk> NFG принимаем YN = 1
YR - коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхностей зубьев.
Принимаем YR = 1
YA – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки.
Принимаем YА = 1 (для нереверсивной передачи)
[s]F1 = 485.35 ּ1 ּ1 ּ1/1.7 = 285.5 Мпа;
Для колеса:
[s]F2=sFlimYNYRYA/SF
sFlim = 1.75НВср
sFlim = 1.75 ּ248.5 = 434.8 МПа;
SF = 1.7;
YN = ,
NFG = 4ּ106;
Nk = 4.9 ּ107;
Так как Nk> NFG принимаем YN = 1
YR = 1;
YА = 1;
[s]F2 = 434.8 ּ1 ּ1 ּ1/1.7 = 257.9 Мпа;
Предварительное значение:
d’e1 = К ,
где Т1 – вращающий момент на шестерне, u – передаточное число, коэффициент К = 30 (для поверхностной твердости < 350HВ), коэффициент JH = 0.85 (для прямозубой передачи);
d’e1 = 30 = 59.7 мм;
Окружная скорость на среднем делительном диаметре:
Vm = p0.85 d’e1n1/(6 ּ 104) = 3.14 ּ 0.85 ּ 59.7 ּ 820/(6 ּ 104) = 2.17 м/с.
По найденному значению окружной скорости назначаем 8-ю степень точности передачи.
Уточняем внешний делительный диаметр:
de1 = 1650 ,
где КHv – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения,
КHv = 1.06 [1, табл. 2.6],
KHb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий,
KHb =
определяем по табл. 2.7 в зависимости от коэффициента высоты зуба ybd
ybd = 0.166 = 0.166 = 0.68
= 1.22 [1, табл. 2.7];
de1³ 1650 = 59.7 мм;
Принимаем de1 = 60 мм.
Конусное расстояние и ширина зубчатого венца
Угол делительного конуса шестерни:
d1 = arctg(1/U) = arctg(1/4) = 14.040;
Внешнее конусное расстояние:
Re = de1/(2sind1) = 60/(2sin14.040) = 123.66 мм;
Ширина зубчатого венца: ּ
b = 0.285Re = 0.285 ּ123.66 = 35.2 мм;
Принимаем b = 35 мм.
Внешний торцовый модуль передачи:
me ³ ,
KFv = 1.11 [1, табл. 2.9];
KFb =
= 0.18 + 0.82 = 0.18 + 0.82 ּ1.22 = 1.18;
JF = 0.85 (для прямозубых колес);
me = = 1.06 мм;
принимаем модуль передачи m = 4 мм.
Число зубьев шестерни:
Z1 = de1/me = 60/4 = 15
Принимаем Z1 = 15
Число зубьев колеса:
Z2 = Z1U = 15 ּ4 = 60
Принимаем Z2 = 60
uф = Z2/Z1 = 60/15 = 4
Углы делительных конусов:
d1 = arctg(1/Uф) = arctg(1/4) = 14.040;
d2 = 900 - d1 = 90 – 14.04 = 75.960;
Делительные диаметры
de1 = meZ1 = 4 ּ15 = 60 мм;
de2 = meZ2 = 4 ּ60 = 240 мм;
диаметры вершин зубьев
da1 = de1+2(1 + xe1)mecosd1 = 60 + 2(1 + 0.5) ּ4 ּ cos14.040 =
71.6 мм;
da2 = de2+2(1 + xe2)mecosd2 = 240 + 2(1 - 0.5) ּ4 ּ cos75.960 =
240.97 мм;
xe2 = -xe1 = -0.5 [1, табл 2.12]
Силы в зацеплении
Окружная сила на среднем диаметре шестерни:
Ft = 2 ּ103T1/dm1 = 2 ּ103 ּ26.8/51.42 = 1042.4 Н;
dm1 = 0.857de1 = 0.857 ּ60 = 51.42 мм
радиальная сила на колесе, равная осевой силе на шестерне:
Fr2 = Fa1 = Fttgasind1 = 1042.4 ּ tg20o ּ sin14.040 = 92 H;
осевая сила на колесе, равная радиальной силе на шестерне:
Fa2 = Fr1 = Fttgacosd1 = 1042.4 ּ tg20o ּ cos14.040 = 368.1 Н;
Проверка зубьев колес по контактным напряжениям
,
= 460.3 Мпа;
sH < [s]H (460.3 < 463.9) – проверка выполняется.
Проверка зубьев по напряжениям изгиба
Расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса:
,
где YFS – коэффициент формы зуба. Выбирается в зависимости от эквивалентного числа зубьев ZV;
ZV1 = Z1/cosd1 = 15/cos14.040 = 15.46
ZV2 = Z2/cosd2 = 60/cos75.960 = 247.3
YFS2 = 3.61
YFS1 = 3.59 [1, табл. 2.10]
= 48.3 Мпа;
Напряжение в зубьях шестерни:
sF1 = sF2YFS1/YFS2
sF1 = 48.3 ּ3.59/3.61 = 48 Мпа;
Условие прочности sF1 ≤[s]F1 и sF2≤ [s]F2 (48 ≤ 285.5 и 48.3 ≤ 257.9) выполнено.
Проверка на прочность при действии пиковой нагрузки
Проверка по контактным напряжениям:
sHmax = sH £ [s]Hmax
Кпер = 2.2 – коэффициент перегрузки [1, табл 24.9]
sHmax = 460.3 ּ = 682.7 МПа;
[s]Hmax = 2.8sт = 2.8 ּ750 = 2100 МПа;
sHmax £ [s]Hmax – условие прочности выполнено.
Проверка по напряжениям изгиба:
sFmax = sFKпер £ [s]Fmax;
Напряжения в зубьях шестерни:
sFmax1 = 48 ּ2.2 = 105.6 МПа;
Напряжения в зубьях колеса:
sFmax2 = 48.3 ּ2.2 = 106.3 Мпа;
[s]Fmax = sFlimYNmaxkst/Sst;
YNmax = 4 – максимально возможное значение коэффициента долговечности для материала с объемной термообработкой:
kst = 1.2 – коэффициент влияния частоты приложения пиковой нагрузки для случая единичных перегрузок;
Sst = 1.7 – коэффициент запаса прочности;
[s]Fmax = 434.8 ּ4 ּ1.2/1.7 = 1227.6 МПа;
sFmax £ [s]Fmax – условие прочности выполнено.
Расчет клиноременной передачи
Тип ремня выбираем
по таблице [2, табл 5.6] по величине
Диаметр меньшего шкива
принимаем D1 = 100 мм [2, табл.5.7].
Диаметр большого шкива
D2=D1(1-e)Uрп = 100 ּ (1-0.015) ּ 1.72 = 169.4 мм.