Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:24, курсовая работа
Для замены масла предусмотрено сливное отверстие, закрытое резьбовой пробкой, для контроля уровня масла – контрольное отверстие, закрытое такой же пробкой.
Для предохранения от вытекания смазочного материала из подшипниковых узлов и для защиты от попадания извне пыли и влаги используются манжетные уплотнения.
1. Кинематическая схема привода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Выбор двигателя, кинематический и силовой расчет привода. . . . . .5
3. Расчет передач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
4. Предварительный расчет валов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
5. Конструктивные размеры корпуса и зубчатых колёс. . . . . . . . . . . . .13
6. Проверка прочности шпоночных соединений. . . . . .. . . . . . . . . . . . . .14
7. Проверка долговечности подшипников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
8. Проверочный расчет валов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
9. Смазка редуктора и смазочные устройства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
10. Выбор муфт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 23
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
MY, Hм
MZ, Hм
Fм
Mм, Нּм
Рис.2
от зубчатой передачи Ft = 1734.2 Н; Fr = 153.1 Н; Fa = 612.3 Н;
от муфты Fм = 0.25Fо (для цепной муфты), Fо – окружное усилие на муфте.
Fо = 2Т/Dзв = 2 ּ 205.4 ּ 103/142.7 = 2878.8 Н,
Dзв = t/sin(1800/z) = 31.75/sin(1800/14) = 142.7 мм,
Dзв – диаметр звездочки, t = 31.75 мм – шаг цепи, z = 14 – число зубьев звездочки.
Fм = 0.25 ּ 2878.8 = 719.7 Н.
Смещение реакции в подшипнике:
a = 0.5[T + (d + D)e/3] = 0.5 ּ[22 + (50 + 90) ּ0.43/3] = 21.03 мм,
где Т = 22 мм, d = 50 мм, D = 90 мм, e = 0.43 [1, табл. 24.16];
Расстояние l’1 = 79 мм, l’2 = 143 мм, l’3 = 60 мм определяем по чертежу редуктора.
C учетом смещения реакции
l1 = l’1 + a = 79 + 21.03 100 мм
l2 = l’2 - a = 143 - 21.03 122 мм
l3 = l’3 – a = 60 – 21.03 39 мм
Реакции опор вала:
плоскость XZ
∑мом(1)= Ftl2 - Rx2(l2 + l3) = 0;
Rx2 = Ftl2/(l2 + l3) = 1734.2 ּ 122/(122 + 39) = 1314.1 Н
Rx1= Ft - Rx2 = 1734.2 – 1314.1 = 420.1 Н.
Плоскость YZ:
∑мом(2)=Frl3 + Rу1(l2 + l3) - Fadm2/2 = 0;
Ry1 = (Fadm2/2 - Frl3) /(l2 + l3) = (612.3 ּ246.8/2 – 153.1 ּ39)/(122 + 39) = 432.2 Н
Ry2 = Ry1 + Fr = 432.2 + 153.1 = 585.3 Н.
Реакции от консольной силы (усилия от муфты)
∑мом(1)= Fм l1 – R2м (l2 + l3) = 0;
R2м = Fм l1/(l2 + l3) = 719.7 ּ 100/(122 + 39) = 447 Н
R1м = R2м + Fм = 447 + 719.7 = 1166.7 Н.
Радиальные нагрузки на подшипники:
Fr1 = + R1м = + 1166.7 = 1769.4 Н,
Fr2 = + R2м = + 447 = 1885.6 Н,
Осевые нагрузки на подшипники:
Нагрузки, создаваемые подшипниками:
Fa1min = 0.83eFr1 = 0.83 ּ0.43 ּ 1769.4 = 631.5 Н
Fa2min = 0.83eFr2 = 0.83 ּ0.43 ּ 1885.6 = 672.9 Н;
Суммарная осевая нагрузка:
Fa1 = Fa1min = 631.5 Н,
Fa2 = Fa1 + FA = 631.5 + 612.3 = 1273.8 Н.
Fa1/V Fr1 = 631.5/(1 ּ1769.4) = 0.36 < e – осевую нагрузку учитывать не нужно.
Fa2/V Fr2 = 1273.8/(1 ּ1885.6) = 0.67 > e – осевую нагрузку необходимо учитывать.
Эквивалентная динамическая нагрузка:
Pr2 = (VXFr + YFa) KбKт,
где V – коэффициент вращения кольца. V = 1, т.к. вращается внутреннее кольцо; X – коэффициент радиальной нагрузки, X = 0.4; Y – коэффициент осевой нагрузки, Y = 1.4 [1, табл. 24.16]; Kб – коэффициент динамичности, Kб = 1.3 [1, табл.7.6]; Кт – температурный коэффициент, Кт = 1, т.к. рабочая температура масла менее 1000С;
Pr2 = (1 ּ0.4 ּ1885.6 + 1.4 ּ 1273.8) ּ1.3 ּ1 = 3298.8 Н;
Pr1 = VXFr1KбKт, X = 1
Pr1 = 1769.4 ּ1.3 ּ1 = 2300.2 Н;
Проводим расчет подшипника № 2, т.к. он более нагружен.
Расчетный ресурс подшипника:
LSah = a1a23 ,
где a1 – коэффициент, учитывающий надежность. a1 = 1 [1, табл. 7.7];
a23 – коэффициент, учитывающий свойства подшипника.
a23 = 0.65 (для роликовых конических подшипников);
С = 70400 Н – базовая динамическая грузоподъемность подшипника [1, табл. 24.16];
k = 3.33 (для роликоподшипников);
n – частота вращения кольца подшипника;
LSah = 1ּ0.65ּ = 4596243 ч.
Ресурс подшипника превышает ресурс редуктора (4596243 ч > 25000 ч), следовательно, предварительно выбранный подшипник, пригоден.
7. Проверочный расчет валов
Входной вал:
Материал вала – сталь 40ХН, механические характеристики: sВ = 900 МПа, sТ = 750 МПа, tТ = 450 МПа, s-1 = 410 МПа, t-1 = 240 МПа, yt = 0.1.
Расчетная схема вала представлена на рис. 1. Опасное сечение – ступень вала под подшипником № 1, т.к. там действует максимальный изгибающий момент. Концентратор напряжений в рассматриваемом сечении посадка с натягом.
Расчет на сопротивление усталости:
Моменты сопротивления сечения вала при изгибе W и при кручении WК:
W = pD3/32 = 3.14ּ453/32 = 8941 мм3;
D = 45 мм – диаметр вала в рассматриваемом сечении
WK = pD3/16 = 3.14 ּ453/16 = 17882 мм3;
Амплитудные напряжения:
sа = smax = 103M/W,
ta = tmax/2 = 103T/2WK,
где М и Т – суммарные изгибающий и крутящий моменты, действующие в опасном сечении.
М = = = 90.8 Нм;
Т = 53.5 Нм;
sа = 103 ּ 90.8/8941 = 10.2 МПа,
ta = 103 ּ 53.5/2 ּ17882 = 1.5 МПа.
Средние значения напряжений цикла:
sm = 0;
tm = ta = 1.5 МПа.
Пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении:
s-1D = s-1/KsD,
t-1D = t-1/KtD;
KsD и KtD коэффициенты снижения предела выносливости
KsD = (Ks/Kds + 1/KFs - 1)/KV,
KtD = (Kt/Kdt + 1/KFt - 1)/KV,
где Ks и Kt - эффективные коэффициенты концентрации напряжений;
Kds и Kdt - коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения;
KFs и KFt - коэффициенты влияния качества поверхности;
KV – коэффициент влияния поверхностного упрочнения;
Для посадки с натягом:
Ks/Kds = 4.4, Kt/Kdt = 2.65 [1, табл 10.13.];
KFs = 0.91, KFt = 0.95 [1, табл 10.8.];
KV = 1 т.к. поверхностного упрочнения нет;
KsD = (4.4 + 1/0.91 - 1)/1 = 4.49;
KtD = (2.65 + 1/0.95 - 1)/1 = 2.7;
s-1D = 410/4.49 = 91.3 МПа;
t-1D = 240/2.7 = 88.9 МПа;
Коэффициент влияния асимметрии цикла:
ytD = yt/KtD = 0.1/2.7 = 0.037;
Коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:
Ss = s-1D/sa = 91.3/10.2 = 8.9;
St = t-1D/(ta + ytDtm) = 88.9/(1.5 + 0.037 ּ1.5) = 57.2;
Общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении:
S = SsSt/ 8.9 ּ57.2/ = 8.8;
Коэффициент запаса прочности больше допустимого ([S] = 1.5…2.5), следовательно, прочность вала обеспечена.
Выходной вал:
Материал вала – сталь 40Х, механические характеристики: sВ = 900 МПа, sТ = 750 МПа, tТ = 450 МПа, s-1 = 410 МПа, t-1 = 240 МПа, yt = 0.1.
Расчетная схема вала представлена
на рис. 2. Опасное сечение – ступень
вала под зубчатым колесом, т.к. там
действует максимальный изгибающий
момент. Концентратор напряжений в
рассматриваемом сечении
Расчет на сопротивление усталости:
Моменты сопротивления сечения вала при изгибе W и при кручении WК:
W = pD3/32 – bh(2d – h)2/(16d) = 3.14ּ523/32 - 12ּ8ּ(2ּ52 – 8)2/(16ּ52) = 12733 мм3;
D = 52 мм – диаметр вала в рассматриваемом сечении
b = 12 мм, h = 8 мм – ширина и высота сечения шпонки
WK = pD3/16 - bh(2d – h)2/(16d) = 3.14 ּ523/16 - 12ּ8ּ(2ּ52 – 8)2/(16ּ52) = 26531 мм3;
Амплитудные напряжения:
sа = smax = 103M/W,
ta = tmax/2 = 103T/2WK,
где М и Т – суммарные изгибающий и крутящий моменты, действующие в опасном сечении.
М = + Мм = + 17.4 = 90.9 Нм;
Т = 205.4 Нм;
sа = 103 ּ90.9/12733 = 7.1 МПа,
ta = 103 ּ 205.4/2 ּ26531 = 3.9 МПа.
Средние значения напряжений цикла:
tm = ta = 3.9 МПа.
Пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении:
s-1D = s-1/KsD,
t-1D = t-1/KtD;
KsD и KtD коэффициенты снижения предела выносливости
KsD = (Ks/Kds + 1/KFs - 1)/KV,
KtD = (Kt/Kdt + 1/KFt - 1)/KV,
где Ks и Kt - эффективные коэффициенты концентрации напряжений;
Kds и Kdt - коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения;
KFs и KFt - коэффициенты влияния качества поверхности;
KV – коэффициент влияния поверхностного упрочнения;
Для посадки с натягом:
Ks/Kds = 4.5, Kt/Kdt = 2.7 [1, табл 10.13.];
KFs = 0.91, KFt = 0.95 [1, табл 10.8.];
KV = 1 т.к. поверхностного упрочнения нет;
KsD = (4.5 + 1/0.91 - 1)/1 = 4.59;
KtD = (2.7 + 1/0.95 - 1)/1 = 2.75;
s-1D = 410/4.59 = 89.3 МПа;
t-1D = 240/2.75 = 87.3 МПа;
Коэффициент влияния асимметрии цикла:
ytD = yt/KtD = 0.1/2.75 = 0.036;
Коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:
Ss = s-1D/sa = 89.3/7.1 = 12.6;
St = t-1D/(ta + ytDtm) = 87.3/(3.9 + 0.036 ּ3.9) = 21.6;
Общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении:
S = SsSt/ 12.6 ּ21.6/ = 10.9;
Коэффициент запаса прочности больше допустимого ([S] = 1.5…2.5), следовательно, прочность вала обеспечена.
8. Смазка редуктора и смазочные устройства
Для смазывания передач применяем картерную систему смазки. При окружной скорости колеса 0.84 м/с и максимальных контактных напряжениях 458.6 МПа выбираем сорт масла И-Г-А – 34 [1,табл 11.1 и 11.2]. Уровень масла назначаем таким, чтобы зуб колеса был погружен в масло. Подшипники будут смазываться масляным туманом.
Для замены масла предусмотрено сливное отверстие, закрытое резьбовой пробкой, для контроля уровня масла – контрольное отверстие, закрытое такой же пробкой.
Для предохранения от вытекания смазочного материала из подшипниковых узлов и для защиты от попадания извне пыли и влаги используются манжетные уплотнения.
9. Выбор муфт
Валы редуктора и конвейера соединяем цепной муфтой.
МЦ 500-40-1.1-40-1.1-УЗ
по ГОСТ 20742-81.
Номинальный момент муфты Тн = 500 Нм.
Расчетный момент
Тр=К ּ Т3 = 1.5 ּ 205.4 = 308.1 Нм ≤ Тн,
где К = 1.5 – коэффициент запаса.
Литература