Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 15:58, курсовая работа
Метод фокус-групп известен всем и при этом всеми понимается неправильно. Фокус-группы представляют собой инструмент для проведения качественных исследований. Слово «качественный» означает «предназначенный для наблюдения». «Предназначенный для наблюдения» означает:
получение представления о существующих убеждениях;
получение представления об имидже и восприятии;
ознакомление с существующими предпочтениями и антипатиями;
выслушивание предложений и идей;
Введение
1."Фокусная группа" как метод изучения электората.
2. Понятие и задачи фокус-групп
3. Организация фокус-групп
3.1. Отбор участников фокус-групп
3.2.Требования к модератору и ассистенту
4.Схема работы «фокус-группы»
Заключение
Список литературы
Тема: "Фокусная группа" как метод изучения электората. Цели, задачи, схемы работы. Формы использования.
Содержание
Введение
1."Фокусная группа" как метод изучения электората.
2. Понятие и задачи фокус-групп
3. Организация фокус-групп
3.1. Отбор участников фокус-групп
3.2.Требования к модератору и ассистенту
4.Схема работы «фокус-группы»
Заключение
Список литературы
Введение
Большинство людей под маркетинговыми исследованиями понимает именно фокус-группы. Как часто в год проведения выборов вы слышите: «Наши фокус-группы показали, что проблемы кроются в экономической ситуации»? Или: «Мы провели фокус-группы, и оказалось, что людям действительно нравится новыйвкус»? Или: «Наши фокус-группы сказали, что действительно перед нами продукт, который женщинам нравится больше, чем мужчинам»?
Метод фокус-групп известен всем и при этом всеми понимается неправильно. Фокус-группы представляют собой инструмент для проведения качественных исследований. Слово «качественный» означает «предназначенный для наблюдения». «Предназначенный для наблюдения» означает:
При наблюдении не может быть вынесена никакая количественная оценка степени важности одной проблемы по сравнению с другой. Вы не можете узнать, важна данная проблема для одного человека или для миллионов людей. Вы не можете узнать ничего, кроме того, что проблема существует.
Насколько важно знать о том, что есть проблема? Важно, поскольку это только первый шаг. Полностью полагаться на мнения и идеи, выраженные на фокус-группах, — самоубийство с маркетинговой и финансовой точки зрения. В действительности, если вы планируете принять серьезное решение, основываясь исключительно на результатах фокус-групп, вам, вероятно, не стоит вообще тратить на них деньги, а просто сделать обоснованное предположение.
Как в таком случае следует использовать фокус-группы? Их следует использовать сугубо по назначению:
Ценность фокус-групп состоит в том, что они позволяют узнать, что происходит, но не отвечают на вопрос, стоит ли с этим что-то делать.
1."Фокусная группа" как метод изучения электората
Консультант лейбористской партии Великобритании Ф. Гоулд рекомендует при изучении общественного мнения проводить количественное исследование в виде опроса репрезентативной выборки избирателей и качественное в форме анализа фокусных групп. В ходе количественного исследования выявляются:
Количественное исследование позволяет получить полную карту политической территории, на которой будет развертываться кампания.
Более глубоко проникнуть в настроения электората можно путем анализа фокусных групп. Этот метод состоит в интервьюировании 6–8 человек, направляемых подготовленными ведущими. Его недостаток заключается в том, что он не дает статистически надежных результатов.
Анализ фокусных групп позволяет, в частности, определить: что реально вызывает опасения и беспокойство избирателей; на что они в действительности надеются и чего боятся; что они в действительности думают о политиках, нравятся ли они им, пользуются ли их доверием; каковы на самом деле убеждения избирателей, а также их истинные ценности; какой отклик вызывает у них политическая информация, как на них воздействуют средства пропаганды (плакаты, лозунги, листовки).
Анализ фокусных групп, как уже говорилось, дает глубину проникновения в настроения избирателей, а опросы общественного мнения – количественные показатели. И то, и другое в равной степени необходимо для ведения предвыборной борьбы. По результатам этих исследований можно установить сильные и слабые стороны различных партий и кандидатов, заботы и опасения электората, а также сферы, благоприятные для ведения предвыборной борьбы.
При исследовании общественного мнения различают изучение внешне объективизированных фактов сознания и изучение непосредственных фактов сознания.
2. Понятие и задачи фокус-групп
Фокус-группы — неформализованное интервью, проводимое не с отдельным респондентом, а с группой. Иногда работу фокус-групп определяют, как метод групповой дискуссии. Цель фокус-групп — получение информации о мнениях и реакциях их участников. Иные цели (поиск наилучшего решения, погашение конфликтов, обучение, психотерапевтический эффект) не преследуются. Наибольший эффект достигается при обсуждении компактных проблем или стимульных ситуаций (используются печатный агитационный материал, выступления политиков, кадры из кинофильмов и т.д.). Термин произошел от сокращенного словосочетания «фокусированное групповое интервью». Метод фокус-групп был предложен Р. Мертоном в качестве дополнительного для перепроверки данных, полученных количественными методами. Но термин быстро вышел за узкие рамки дополнительного метода и стал обозначать самостоятельное групповое интервью, или тематическую дискуссию.
Метод фокус-групп в своем развитии опирался на две исследовательские традиции: индивидуальное неформализованное интервьюирование и на исследование групповой динамики в сочетании с некоторыми психологическими методами по организации групповой дискуссии.
Впервые фокус-группа была проведена в США в ноябре 1941 г. Групповое интервью широко применяется с 1950-х годов в западной социологии, но бум популярности метода пришелся на 1980-е годы. Причины этого крылись в общем росте интереса к качественным методам, своеобразной моде, успешном применении их в политологических и маркетинговых исследованиях. Например, в президентской кампании Б. Доула в 1996 г. фокус-группы использовались для определения тем выступлений кандидата. При проведении фокус-групп испытуемые в ходе обсуждения должны были оценить по 10-балльной системе 83 тезиса, якобы исходящих от гипотетического кандидата в президенты. В результате был сделан вывод о том, что избирателя интересуют способность к лидерству, характер и философия претендента.
В России частные исследовательские фирмы заимствуют западные методики для маркетинговых, в том числе и политических, проектов. Хорошо известно, что в 1998 г. под руководством С. Белановского по всей стране было проведено около 80 фокус-групп с представителями различных социальных групп, результаты которых легли в основу программных положений завоевавшего популярность за один год и вошедшего в состав Госдумы, а ныне уже не существующего СПС.
Преимущества фокус-групп очевидны:
Недостатки (ограничения) фокус-групп:
Групповая динамика — совокупность внутри групповых социально-психологических процессов, характеризующих цикл жизнедеятельности групп. К ним относятся выработка групповых мнений и нормообразование. Конечный результат — групповая нормализация, при которой изначально разнородные позиции сглаживаются и приобретают характер единого, разделяемого всеми усредненного мнения, либо групповая поляризация (разнородные мнения не сглаживаются, а превращаются в противостоящие и несогласуемые). Если речь идет о групповом интервью, направленном на получение неискаженных мнений участников обсуждения, то групповой динамический эффект вреден.
Процесс изменения мнений в ходе дискуссий может носить когнитивный и нормативный характер. Когнитивная динамика мнений — процесс их естественной трансформации под воздействием аргументов противной стороны, высказываний собеседников, внутренних умственных процессов в сознании индивида. Следовательно, ученый должен решить для себя, в какой момент он фиксирует состояние участника фокус-группы — до, в процессе или после дискуссии. С точки зрения Д. Моргана, фокус-группы позволяют следить за процессом трансформации позиций. Нормативная динамика мнений — процесс их трансформации под действием нормативного контроля или давления группы. В фокус-группе развитие такого сценария недопустимо. Модератор должен с самого начата задать «либерачьную» модель свободного обсуждения. На ранней стадии исследования с использованием фокус-групп гипотезы не выдвигаются, считается, что это приведет к искажению интерпретации получаемой информации.
3. Организация фокус-групп
Перед проведением фокус-групп составляется путеводитель (гайд, вопросник с примерными темами). Гайд начинается приветствием модератора, в котором он излагает определенную информацию о себе (после этого происходит знакомство участников между собой). Далее формулируется цель исследования, объясняются правила участия, предлагаются вводные вопросы, отвечая на которые респонденты рассказывают о каких-то частных случаях из своей жизни, связанных с темой исследования. Модератор обязательно должен подчеркнуть, что чрезвычайно важно обсуждать предложенные проблемы, а не давать короткие ответы на вопросы. Различия мнений участников группы — отнюдь не конфликтная ситуация, а вполне нормальное рабочее состояние, и чем больше разнообразных обоснованных мнений будет высказано, тем более результативной будет работа.
О том, что ведется запись, имеет смысл сообщать, если комната не оборудована зеркальной стеной, за которой скрыта аппаратура, и она располагается прямо в комнате для дискуссий. Но в любом случае необходимо гарантировать конфиденциальность полученной информации. Далее следуют переходные вопросы, позволяющие узнать об отношении других людей (пресловутое общественное мнение) к данной теме. Предметом анализа являются основные вопросы (их количество колеблется обычно от двух до пяти), связанные с мотивацией поведения или позиции людей.