Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа
Цель: изучить и проанализировать использование художественных кованых изделий в дизайне.
Задачи:
- Изучить историю художественной ковки;
- Выявить материалы, их химические и физические свойства;
- Ознакомится с современными методами и технологиями в обработке металлов;
- Выявить особенности стилеобразования и формообразования кованых изделий;
- Рассмотреть использование художественных изделий из металла в дизайне.
Способы деформирования ковкого металла. Основной способ, с помощью которого достигается деформация ковких или пластичных металлов, это ковка. Ковка бывает ручной и машинной. Меня интересует именно первый способ, т.к. художественная ковка в основном производится вручную. Нужная форма придается заготовке последовательным механическим воздействием на нее ударными инструментами. Различают свободную и штампованную ковку. Первая осуществляется произвольными ударами молота на усмотрение ковщика. Вторая — ударами по штампу, вдавливанием в заготовленную форму мягкого металла ударами кувалды.
Ручная ковка требует от ковщика не только художественного вкуса, сноровки и кропотливой работы, но и определенных физических данных и выносливости. Поскольку ручник не так уж тяжел, придется нанести в процессе изготовления кованого изделия несчетное количество ударов. А чтобы 8-10-килограммовой кувалдой махать — нужно иметь недюжинную силу. Раньше кузнецы работали в паре — старший (основной) мастер и подручный (молотобоец): старший ручником указывал помощнику место удара кувалдой, направлял весь процесс ковки. В индивидуальной кузнице приходится все ковочные процессы выполнять одному, то есть быть универсалом, как, впрочем, и в других видах художественной обработки металла.
Поскольку многие ковочные операции
приходится выполнять с разогретым
металлом, очень важно правильно
осуществлять его нагрев, который
производится в условиях мастерской
горелкой или в горне — в
зависимости от величины детали и
температурных качеств
Воздух, необходимый для процесса
горения топлива, в горн подается
электровентилятором. Огонь в горне
необходимо поддерживать ровным, не допускать
высокого пламени, поливая, если нужно,
водой, чтобы сбить длинные языки
пламени в горне и чтобы
самый сильный жар
Нагрев металла осуществляют медленно, чтобы он прогрелся равномерно и достаточно, но не перегревался, особенно это касается инструментальной стали, перегрев которой чреват трещинами в заготовке и разрушением при ковке.
Если все-таки перегрев какой-то части
случится, то ее нужно отрубить. При
оптимальном для ковки
Протяжка. Протяжка нагретой заготовки в личной мастерской осуществляется на кромке наковальни под углом 40-45° ударами ручника по противоположной грани заготовки. После протяжки заготовку выравнивают с учетом заданных размеров, а неровности устраняют гладилкой.
Высадка — операция, в результате
которой из тонкой заготовки получают
более объемную в определенной части
(в середине, на конце) за счет утолщения
сферической формы. Если высаживаемая
часть должна стать более объемной,
заготовку холодным концом ставят на
наковальню, а удары кувалдой наносят
с обратного нагретого конца.
Если высаживаемая часть нужна тоньше,
а значит, и длиннее, на наковальню
ставят горячую часть и бьют по
холодной. Слишком длинную (тонкую)
высадку производят на пятке наковальни;
клещи, которыми удерживают заготовку,
опирают на зеркало наковальни. Чтобы
добиться высадки в средней части
заготовки, нагревают (горелкой) только
середину прутка (стержня). С помощью
высадки изготавливают
Осадка — операция по увеличению поперечного сечения поковки за счет ее укорочения. Эта операция применяется при изготовлении инструмента (например, ударного, фасонного) и создании элементов декора с переменным поперечным сечением. Нагретую заготовку, удерживая щипцами, ставят на наковальню вертикально и осаживают. Если осадить нужно не всю заготовку, т.е. по всей длине равномерно, а какую-то ее часть, то разогревают именно эту часть и работают таким же образом. Эта операция именуется высадкой.
Просечка и продевание. При изготовлении
решеток, ворот, калиток используют
операцию продевания прутков одного
в другой. Чтобы ее осуществить, в
прутьях нужно сделать
Рубка. В процессе рубки холодного
металла в нем возникает
При рубке на подсечке нужно быть предельно внимательным, чтобы при очередном ударе молотка по заготовке не произошло полной разрубки, поскольку есть опасность повредить боек ручника и острие подсечки.
Рубку листовой заготовки до 3 мм производят в холодном режиме, более толстой — в горячем. Вырубку отверстий нестандартных форм осуществляют фасонными зубилами в горячем режиме.
Различают и некоторые разновидности рубки:
1) заготовку надрубывают,
2) разделяют поковку по оси;
3) отделяют металл по наружному контуру.
Пробивка. Раскаленное место поковки устанавливается против отверстия наковальни и пробивается бородком в несколько приемов. Бородком металл выдавливается с обратной стороны заготовки. Не вынимая пробойника, поковку перемешают на зеркало наковальни и продолжают наносить удары до тех пор, пока не обозначатся контуры будущего отверстия в виде темного пятна. Затем поковку переворачивают и вновь переносят на отверстие в наковальне, где встречной пробивкой завершают операцию. Образуется отверстие, называемое выдрой. Это отверстие обрабатывается оправкой с целью придания правильной и аккуратной формы. Для увеличения отверстия деталь проковывают на роге наковальни. Зубила, применяемые для прорубки отверстий в разрезе, имеют форму конусов, соединенных основаниями. От массивности зубила и угла заточки его рабочей части зависит внешний вид вырубленной детали.
Вытяжка. Вытяжка производится с
целью удлинения заготовки, изменения
ее длины за счет уменьшения поперечного
сечения. Например, из толстой поковки
в горячем режиме кувалдой отковывается
полоса. Сначала ковка производится
с одной стороны раскаленной
поковки, затем с другой. Завершается
ковка ручником. Неровности устраняются
гладилкой. Вытяжку малоразмерной
заготовки производят ручником на углу
наковальни, повторяя операцию до получения
заданного размера. Заготовку круглого
сечения вытягивают, придавая ей квадратное
сечение, после чего грани сбивают
на восьмигранник и окончательно
формируют пруток до круглого сечения
в обжимках, а затем проходят гладилкой.
Такую же операцию осуществляют и
при необходимости получения
прутка с разными формами сечения
и толщины. Операция разгонки производится
с целью увеличения площади поковки
или ее фрагмента, благодаря ее утончению.
Расплющивают заготовку ручником, а
ее часть наставкой. Применяются
и специальные кузнечные
Для вытягивания пустотелых поковок используют конусные справки и шпераки — в зависимости от диаметра. Операции производятся соответственно с обжимками или свободной ковкой. К вытяжке относится еще одна операция — раздача неразъемных колец. В зависимости от диаметра ее производят ручником на роге наковальни, на шпераке или оправке, которые закрепляют в отверстии наковальни или в тисках. При раздаче колец увеличивается их внешний и внутренний диаметр, но уменьшается поперечное сечение, т.е. кольца становятся шире, но тоньше.
Итак, ковочная операция вытяжка имеет три основные разновидности: собственно вытягивание (удлинение), разгонка (увеличение) и раздача (расширение), и сопряжена с привлечением множества основных и вспомогательных кузнечных инструментов. Практически без этой ключевой операции в ковке не обойтись при создании самых разных видов художественных изделий из металла.
Гибка — эта операция позволяет придать заготовке или ее части изогнутую под различными углами форму. Режим процесса — холодный или горячий в зависимости от толщины и профиля поковки. Гибка производится на наковальне, в тисках и других фиксирующих деталь приспособлениях. В месте изгиба происходит утончение поперечного сечения детали. Чтобы этого избежать, в месте изгиба производят предварительную высадку. Изгиб для декора наоборот производится с подсеканием металла. При необходимости получения нескольких или многих одинаковых изогнутых фрагментов изделия используют гибочную плиту. Различают гибку на угол и гибку по радиусу. Первая осуществляется на острой кромке наковальни, вторая — на ее круглом роге; радиус гибки регулируется изменением расстояния от вершины рога.
Скрутка (торсировка) — при этой
операции части заготовки
Толстые стержни скручивают в горячем
режиме. При нагреве части закрутки
при поворотах воротка с
Особенно красивы скрученные стержни, у которых перед торсировкой вдоль всех граней выдавлены глубокие канавки. Эффектны и скрученные плоские прутки.
Волюты-спирали —
Рассекание — получение
Выглажка — отделка фрагментов
и в целом изделия
Вывод: в первой главе приведен
экскурс в историю, исходя из которого
можно утверждать, что искусство
художественной ковки за последнее
время претерпело незначительные изменения.
Спустя века остались все те же ковочные
инструменты, те же металлы, предназначенные
для ковки, в принципе, и те же
методики, пусть и с какими-то
индивидуальными стилями. Мы ознакомились
с физическими и химическими
свойствами металлов, а также с
технологией изготовления кованых
изделий. Металл пластичен и легко
поддается механической обработке.
А при изменении температурного
режима меняет свою кристаллическую
структуру, что сопровождается изменением
физических характеристик металла.
Кузнец должен уметь выбрать сталь,
которая по своим качествам будет
соответствовать задуманному
КОВАНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА
Формообразование в кованых изделиях
Художник в процессе своей работы постоянно обдумывает, исследует и формулирует определённые законы и принципы создания красивых и гармоничных вещей. Существуют общие основы, которые изучают в художественных вузах, приобретая начальную художественную грамотность.