Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа
Цель: изучить и проанализировать использование художественных кованых изделий в дизайне.
Задачи:
- Изучить историю художественной ковки;
- Выявить материалы, их химические и физические свойства;
- Ознакомится с современными методами и технологиями в обработке металлов;
- Выявить особенности стилеобразования и формообразования кованых изделий;
- Рассмотреть использование художественных изделий из металла в дизайне.
В процессе работы художник, оценивая
своё произведение, предполагает, что
зритель видит и воспринимает
это произведение приблизительно так
же, как и сам художник. И действительно,
общее эмоциональное
Эти профессиональные приёмы можно
сравнить с клавишами фортепиано.
При нажатии раздаётся
Гармония зрительно
Один из способов добиться красоты
- это копирование в произведении
искусства фрагмента живой
Также заслуживают внимания два принципа создания композиционного единства. Это подобное в различном и различное в подобном. Если применяется принцип подобного в различном, то используются достаточно разнообразные формы, которые объединяются лишь некоторыми сходными по характеру и стилю деталями. Этот принцип лежит в основе композиций с большим количеством различных частей. В природе этот принцип можно наблюдать на большом количестве примеров, начиная с биологических систем и заканчивая отдельными животными, растениями, минералами, а также их сочетаниями.
Если применяется принцип
Сфокусируем наше внимание на художественной
ковке, где на первый план выступает
формообразование, а цветовое решение
занимает второе место. Для удобства
рассуждений все кованые
Монументальные произведения обычно связаны с архитектурой и не могут свободно перемещаться, поэтому к ним кроме всех прочих предъявляются особые требования, соединяющие их с окружающей средой, то есть с архитектурой или ландшафтом.
Индивидуальные художественные изделия - это просто предметы, которые можно перемещать с одного места на другое. Это не означает, что они должны использоваться хаотично без разбора, однако при их создании не учитывается какое-то определённое заданное место назначения и пребывания.
Это достаточно условно, но вполне удобно. Так, например, кованое ограждение лестницы, выполненное для конкретного интерьера - строго монументально. Однако возможно изготовление типовых балясин в каком-то архитектурном стиле, которые можно использовать для изготовления лестниц в различных более менее подходящих по стилю интерьерах. С другой стороны, зеркало в кованой раме может быть красиво само по себе и выполнено без учёта конкретного интерьера. Тогда это вещь - станковая. Но возможен вариант, когда кованые элементы зеркальной рамы задуманы и связаны по стилю, форме и деталям с другими коваными элементами конкретного интерьера, тогда это вещь - монументальная.
С этой точки зрения изготовление монументальных вещей в определённом смысле сковывает художника, так как конкретные условия задают достаточно жёсткие рамки для творчества. Станковые же вещи могут быть какими угодно и в этом смысле дают художнику гораздо большую свободу творчества.
Когда смотришь, как удивительно сплетаются полоски металла, тщательно обработанные мастером, всегда возникает ощущение загадочности, легкости, сказочности и, конечно, солидности. Как мастерам кузнечного дела удается творить такие шедевры из грубого металла? Почему произведения кузнечного искусства так поражают нас своей внушительной и изящной монументальностью?
К примеру цветы на стеблях с листьями, например, розы, сделанные ковщиком из цельной поковки, иначе как кованной пластикой не назовешь.
Подбирают мягкоковкую цилиндрическую заготовку несколько меньше в диаметре будущей розы, поскольку в процессе ковки металлические лепестки бутона из мягкой стали раздадутся, другой конец (для стебля и листьев) протягивают в квадрат. Цилиндр для лепестков цветка должен быть не длиннее трех этажей, надсеченных к оси. Поковку кладут в формовочную плиту и осаживают эти слои ручником до диаметра розы с утонченными рассеченными лепестками. Их выгибают вверх и расклепывают на роге наковальни, укладывая в виде бочонка. Пятилистные металлические слои должны поочередно накрывать друг друга так: второй — первый, третий — второй. Затем нагревают квадратный стержень, сбивают ребра, придавая ему форму стебля. Если оставить квадратную высадку посредине, расплющить и отсечь заготовки под листья, получим готовое произведение. Нагретому стеблю с листьями и розой плоскогубцами придают природные формы.
Для растительного орнамента, где
потребуется много декоративных
листьев, заготавливают эталонный
шаблон. Сделанный искусно по грамотной
развертке образец будет
Не менее распространенным элементом украшения в художественной ковке, чем растительный орнамент, являются различной формы шишки. Их выполняют свертыванием проволоки в спираль из одной нитки либо из двух, четырех и более ниток, связанных в пучок.
Наиболее простой способ — изготовление шишки в одну нитку. Для этого из проволоки диаметром 5-8 мм в зависимости от размеров шишки отрезают кусок нужной длины и один конец отгибают под прямым углом. Длина загибаемого конца приблизительно 3 см. Отогнутый конец зажимают в тисках так, чтобы оставшаяся длинная часть заготовки была параллельна губкам тисков и над губками выступал участок длиной не более толщины проволоки. Зажатый конец будет служить осью, вокруг которой закручивают спираль. Заготовку предварительно нагревают и закручивают на половину ее длины. Ту же операцию повторяют с другой частью заготовки. Закручивание половин заготовки выполняют навстречу до их смыкания. Заготовка из проволоки имеет малую массу и быстро остывает, поэтому во время закручивания желательно подогревать ее горелкой. Полученным спиралям придают форму конусов с основаниями, расположенными в одной плоскости. Конусы высаживают ручником или вытягивают центр спирали клещами.
Шишки с большим количеством ниток изготавливают из нескольких кусков проволоки, например, четырех. С учетом усадки шишки заготовки берут несколько большей длины, чем необходимый размер. Концы их сваривают и проковывают в квадрат. Разогретую заготовку одним концом зажимают в тисках, а на другой надевают вороток и производят скручивание. От количества оборотов зависит степень сложности шишки: чем их больше, тем более «крутой» будет шишка.
После остывания заготовки ее раскручивают в обратном направлении, до получения необходимой формы. Если хотят увеличить диаметр шишки, то проводят осадку, нанося удары по торцу заготовки.
При изготовлении более сложных шишек с большим количеством ниток бывает трудно равномерно расположить заготовки вокруг воображаемой осевой линии, чтобы они образовали цилиндр, который в процессе скручивания не должен потерять форму. В данном случае роль несущей осевой линии будет выполнять одна из заготовок. Лишние концы заготовки загибают на 180°, длина загнутых концов около 2 см. При сборке пакета заготовок загнутые концы располагают внутрь пакета и внакладку на отогнутые концы приваривают остальные заготовки, при этом образуется цилиндр из прутков. Концы полученного цилиндра проковывают на квадрат.
Помимо шишек из набора заготовок,
их можно выполнить способом рассекания
цельной заготовки металла. При
изготовлении шишек в четыре нитки
заготовку квадратного сечения
разрубывают по четырем плоскостям
на необходимую длину до полного
разделения металла на четыре части,
затем каждую часть правят на шпераке
или роге наковальни, сбивая заусенцы
и заваливая острые грани, образовавшиеся
после рубки. После этого проводят
скручивание. Так же выполняют шишки
в две нитки. В некоторых случаях
в шишках из двух ниток последние
предварительно уплощают и на них
выполняют встречное
Кстати, очень часто получается так, что многие заказчики и не знают реального веса получаемого изделия. Порой, металлическое изделие, скованное мастером выглядит так, будто совсем невесомо, но на деле оказывается весом в сотню килограмм. Это довольно часто происходит, и о таких курьезах немало могут поведать профессионалы с опытом. Иногда даже заказчик не удосуживается уточнить, а выдержит ли его пол или потолок массивные предметы из кованого железа? Например, кованая люстра может весить до 500 килограмм, и при этом на вид оставаться воздушной и легкой…
Конечно, чтобы не происходило подобных курьезов, необходимо, учитывать все возможные нюансы и помнить самое главное - кованые вещи не идут к каждому встречному. Это статусные изделия, и их необходимо заслужить. Все равно, что покупать дорогой автомобиль и не иметь средств на его содержание, которые порой перекрывают стоимость авто в несколько раз. Точно так же и тут - только человек с достатком может позволить себе кованую вещь, ведь не только в ее стоимости дело - очень затратна ее установка и обслуживание…
Принцип естественности в стилеобразовании конструкций
Разнообразие художественных стилей, применяемых при изготовлении кованых изделий, по сей день поражает не только искусствоведов, но и простых любителей прекрасного.
Художественная ковка всегда шла в ногу с художественными стилями, используемыми в архитектуре и дизайне. Простота и строгость кованых изделий делала их максимально удобными в использовании. Ясность и прямота линий, минимум узоров и никаких витиеватых форм. Решётки, состоящие из мощных вертикальных прутьев, строгие окованные сундуки и двери создавались руками кузнецов того периода.
В разные годы, наряду с господствующем в архитектуре направлением, кованые изделия изготавливались в том же художественном стиле. Что же характерно для этого периода? Классицизм - предусматривал логичность, рациональность, строгость линий и гармоничность. Симметричность и сдержанность декоративных элементов - вот основные черты художественной ковки того периода. Со временем классицизм трансформировался в четыре независимых направления.
Готика – одно из старейших направлений
классицизма возникшее в 11 – 12 веках.
Дело в том, что именно в это
время отдельные мастерские начинают
объединяться в цеха, что не могло
не коснуться мастеров кузнечного дела.
Вследствие такого объединения, многие
секреты кузнечного дела стали передаваться
не только среди близких родственников,
но и в рамках отдельного цеха. Именно
это послужило толчком к
В период готики, тенденции художественной ковки стремились к симметричности, узоры были сложными, но не столь вычурными, как во времена барокко и рококо. Никогда прежде художественная ковка не была столь воздушна и изящна. Дело в том, что готический стиль, в целом, а особенно в архитектуре подчёркивал стремление вверх. От того готические здания кажутся такими лёгкими и невесомыми.
Готический стиль тесно