Методика обучения технике вязания крючком в 7 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение технологии и методики выполнения вязания крючком, а также особенностей обучения ее в 7 классе.
Задачи: Показать историю возникновения вязания. Воспитывать аккуратность, усидчивость, художественный вкус. Реализовать на практике изученный материал на примере.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….……………….3
I. Теоретическая часть……………………………………….………...………4
1.1 История вязания крючком…………..……………………..….……...4
1.2 Крючки и приспособления……………….….…………..…….……..8
1.3 Пряжа……………………………………………………..……………11
1.4 Подготовка пряжи к вязанию………...…………….……..………….14
II. Методическая часть………………………………………….………..16
2.1 Тематический план уроков в разделе: «вязание крючком»…...….…..…16
2.2 План урока………………………………………….………………………17
2.5 Конспект урока технологии в 7 классе…………….……………………..19
Заключение…………………………………………….…………………….…26
Список литературы………………………………… …………………………27

Файлы: 1 файл

курсовая орешкина.doc

— 4.81 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Курсовая работа

 

Методика обучения технике  вязания крючком в 7 классе

 

 

                                          Выполнил: студент                                                                                                                                                                                                   

                                                                        физико-математического факультета 

 заочного отделения

                                                         5 курса специальности «ТП»

                                                     Лебедев Павел Владимирович

                                                                        Научный руководитель:

                   Старший преподаватель

 Орешкина Л.И.               

 

 

 

               

ВОРОНЕЖ – 2013

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………….……………….3

  1. Теоретическая часть……………………………………….………...………4
    1. История вязания крючком…………..……………………..….……...4
    2. Крючки и приспособления……………….….…………..…….……..8
    3. Пряжа……………………………………………………..……………11
    4. Подготовка пряжи к вязанию………...…………….……..………….14
  2. Методическая часть………………………………………….………..16

2.1 Тематический план уроков в разделе: «вязание крючком»…...….…..…16

2.2 План урока………………………………………….………………………17

2.5 Конспект урока технологии в 7 классе…………….……………………..19

Заключение…………………………………………….…………………….…26

Список литературы………………………………… …………………………27

 

 

 

 

Введение 

Вязание изначально появилось  как простая унитарная необходимость. В разных уголках планеты люди создавали необходимые для жизни и быта вещи, используя самые простые и доступные материалы, сочетая несложные формы с незатейливыми узорами. На протяжении веков рукоделие развивалось, совершенствовать и постепенно превратилось в настоящее искусство.

Вязаные вещи прочны и удобны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Приложив немного терпения и труда, с помощью простого крючка и мотка пряжи можно дарить любовь и радость родным людям и радовать себя потрясающими обновками.     

 

Цель работы: изучение технологии и методики выполнения вязания крючком, а также особенностей обучения ее в 7 классе.

Задачи: Показать историю возникновения вязания. Воспитывать аккуратность, усидчивость, художественный вкус. Реализовать на практике изученный материал на примере.

Предмет исследования: технология вязания крючком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

1.1. История вязания  крючком    

 

Вязание  является одним из самых старинных  видов декоративно прикладного  искусства, он существует более  трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции.  
      В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, похожую на нашу пляжную. В V в. вязание процветает на Востоке и примерно в IX в. попадает в Европу, где до этого времени чулки шили из полотна и тонкой кожи. В Европе появляются вязаные чулки. Их носили и короли, и их свита. В Испании только в XVI в. получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки. Чулки были необходимым предметом одежды, в XVII и XVIII вв. в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины. В 1589 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину, но английская королева Елизавета I отказала ему в патенте, так как чулки, связанные на этой машине, показались ей толще сшитых из шелка, и посоветовала изобретателю зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане основал первую механическую трикотажную мастерскую. В конце XVIII в. во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вязавшую полотно в виде трубы. Чулки, вязанные на машине, быстро вытеснили ручные изделия, так как были гораздо дешевле.    

Мы с  вами обращаемся к старинному рукоделию, начало которого теряется в глубинах истории. Древнейшие вязаные изделия, обнаруженные в области Старого  света, относятся к IV-V вв. н.э., а на территории Нового Света (Перу) - к III веку н.э.  
    А что было раньше? Ведь древнейшие находки свидетельствуют уже о высокоразвитой технике вязания, составления узоров, выборе цвета, а период более раннего развития был, без сомнения, очень длительным. Поэтому исследователи стремятся доказать, что люди действительно задолго до начала нашей эры владели техникой вязания и применяли ее. В различных странах Востока есть предполагаемые доказательства использования вязаных предметов одежды в древнейшие времена. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане был обнаружен настенный рисунок, относящийся приблизительно к ХIХ веку до н.э. и изображающий семитов. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии был найден рельеф воина Илиады в носках, поразительно напоминающих современные. В 1867 г. Вильям Фелкин в своем труде о истории чулок пытался с помощью более или менее логических умозаключений доказать, что вязание было известно еще во времена Тройской войны, в период создания "Одиссеи" Гомера и лишь вследствие неточности переводчиков и переписчиков, а также из-за возможной подобности терминов произошла замена слов "вязанье" и "тканье". Как известно, Пенелопа, ожидавшая возвращения своего мужа Одиссея, сдерживала нетерпеливых женихов обещанием, что выйдет замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам всегда распускала то, что за день соткала. В действительности Пенелопа должна была именно вязать, так как распустить быстро, без нарушений нити и без видимых следов можно только связанное полотно, но не сотканное. И на древнегреческих вазах времен Тройской войны встречаются изображения пленной тройской знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из торжественного убора венецианских дожей эпохи на 2500 лет позже.   
    Однако это всего лишь предположения и догадки, ныне часто опровергнутые или поставленные под сомнение археологическими исследованиями. Если принять во внимание, что древнейшие дошедшие до нас вязаные предметы - сравнительно сложные по технологии - относятся к III - V в.в. н.э. и местам, весьма отдаленным друг от друга, это можно считать доказательством, что вязание возникло гораздо раньше, хотя и неизвестно, когда именно. Если исходить из того, что в древности каждый вид труда развивался медленно, нельзя исключить возможности, что люди научились вязать за несколько столетий до нашей эры.  
        О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции.   
 Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Все девушки Древней Греции, без исключения, почитали Афину за то, что она учила их мастерству рукоделия. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух ткани, славилась Арахна. Она гордилась своим искусством и однажды решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, страшной, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня Афина и предостерегла гордячку - нельзя быть выше богов. Но Арахна не послушалась старуху. Соткала она полотно, чтобы представить его на суд всех богов. Но они не признали ее победы. Несчастье Арахны не знало предела, и она не смогла вынести такого позора. Она покончила с собой. Афина, будучи мудрой и милосердной, спасла девушку. Но не оставила ее жить в человеческом обличии, а превратила ее в паука. И с тех пор паук-Арахна вечно занят паутиной. Он денно и нощно ткет свою паутину. Но не только в мифах и легендах, но и в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. Так, в древнем Китае из паутинного шелка шили платья.    

Ткань из паутины ткали  жители Парагвая. Король Франции, Людовик XIV, получил от парламента города Монпелье сувенир - чулки и перчатки, связанные из шелка пауков.

В 1709 г. французский натуралист Бон де Сент Илер написал диссертацию "О пользе паучьего шелка", в которой детально описал основы прядения ткани из паутины.     

Паутина была признана пригодным сырьем для  производства шелка. Но пауки нужного  вида (нефиллы) обитали только на острове  Мадагаскар. А также в восточных  областях Африки. Эти пауки, величиной  с большой палец, плетут ловчие сети диаметром до 8 метров. Несмотря на свою сверхтонкость, нить прочна. В ней запутываются не только крупные кузнечики, но и мелкие птицы. Жители острова Новая Гвинея ловят такой паутиной рыбу в небольших прудах и тихих речных заводях. На острове Фиджи и Соломоновых островах сачками из такой паутины кроме рыб ловят насекомых, певчих птиц и даже проворных летучих мышей. В связи с этим промышленное производство ткани из паутины организовать не удалось.  
    Ткань из паутины поразительно легкая и воздушная. Она прочнее и эластичнее натурального и всех сортов искусственного шелка, но трудность организации ее промышленного производства привела к тому, что паутинную ткань можно увидеть только в музеях.  
     Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. Вязание крючком известно издавна. Этот вид рукоделия был исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная палочка. Вязание крючком – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком, так и для отделочных элементов одежды или украшений. Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов - египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет. Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли "гулять по Европе", а в 19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров. Так называемоеирландское вязание и по сей день в большой цене. В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для домочадцев. Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление - только нитки и крючок. Имея эти принадлежности можно связать все что угодно: скатерти, салфетки, постельное белье, одежда, обувь и игрушки, занавески на окна и полотенца, коврики, сумки, шляпы и перчатки, одеяла, покрывала и подушки, даже некоторые предметы мебели и ювелирные украшения. Ещё существуют такие разновидности вязания крючком как тунисское вязание и брюггское кружево.     

Вязание - вид рукоделия, ручное плетение из нитей на спицах или крючком. Материалом для В. служат шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные нити или пряжа. Европейское понятие «трикотаж» часто объединяет ручное и машинное В. Искусство В. восходит к технике плетения и связывания, которой люди владеют веками. Вязаные изделия были известны в коптском Египте и Древней Греции. Искусством В. владели кельты в Ирландии. Древнейшие ирландские (аранские) свитера вязали из шерсти овец, не смывая жира с ниток, чтобы пряжа не впитывала воду. Аранские свитера сплошь покрыты рельефными узорами - косами, жгутами, сотами, дожившими до наших дней и известными каждой любительнице вязания. В Англии В. появилось в XV в., а в Италии - в XIII в., и первоначально это занятие считалось сугубо мужским. Шотландия также славились ремеслом ручного В. и в современной моде до сих пор бытует ряд шотландских узоров. В. крючком (тамбуром) появились только в XVII в. Ажурная техника В. крючком часто рассматривается как вид кружева. Используются костяные, деревянные и металлические крючки. В этой технике полотно образуется поперечными или продольными рядами. Основой для всех видов В. тамбуром является воздушная петля и накиды ниток на крючок. В. чулок, рукавиц, шалей и платков традиционно бытовало в России, а в конце XIX -начале XX вв. превратилось в промысел. Оренбургские пуховые платки до сих пор составляют гордость русского рукотворного творчества. К разновидности В. относятся филе и фриволите, а в европейской традиции эти виды техники рассматриваются как кружево. Филе ведет свое начало от плетения силков, сетей, веревок. В качестве инструментов используются челнок и палочка. Основа филейного В. - узелки, которыми вяжутся петли. Выполняется из шерсти, сутажа, бумаги, льняных ниток. В Европе производили филе - гипюр. В технике филе плетут прошвы, кружева, скатерти и др. Фриволите исполняется с помощью челнока, состоящего из двух пластинок, заостренных на концах и соединенных посередине. Челноком вяжутся узлы, комбинации которых создают ажурные узоры кружев.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Крючки и приспособления

 

В современном вязании  крючком различают три основные техники – тунисское вязание (выполняется длинным крючком), обычное  вязание (плотное или тамбурное, выполняется коротким крючком) и  филейное вязание (отдельные элементы вывязываются коротким крючком, а затем с помощью определённых техник собираются в готовое изделие.) В зависимости от того, что именно вы собирайтесь вязать, и следует выбирать крючок.

 

Крючки бывают металлические, деревянные, костяные и пластмассовые. Они различаются по длине: короткие (12-15 см) – для обычного вязания, и длинные (20-40 см) – для тунисского.

Для работы очень важна  толщина крючка. Она бывает от 1,0 до 15,0 мм и отражается номером, соответствующим  толщине головки. Например, у крючка № 3 головка 3 мм в диаметре, а № 5 – соответственно 5 мм.

Деревянными крючками вяжут  изделия из очень толстой, мягкой и эластичной пряжи. О грубые жёсткие  нитки они легко ломаются. Костяные и пластмассовые крючки легки  и приятны, но хрупки и сравнительно быстро стачиваются о пряжу. При вязании большого изделия – костюма или покрывала – из-за стачивания постепенно уменьшается размер петель, по сравнению с первоначальным. Это искажает общий вид узора и изделия в целом. Тонкие алюминиевые крючки гнуться, а когда стирается защитное покрытие, пачкают руки и пряжу. Очень хороши в работе стальные крючки с пластмассовой или деревянной ручкой – их удобно держать в руке. Можно использовать крючки с плоской частью стержня в 3-4 см от головки – опоры для большого и среднего (указательного) пальца.

Стержень длинного крючка должен быть гладким и ровным (без утолщений).

Иногда вместо длинного стержня для тунисского вязания  используют капроновый тросик.

Для вязания тесьмы или  прошвы в сочетании с крючком  используют специальные приспособления – «вилки» и палочки.

Очень важно проследить, чтобы выбранный вами инструмент был хорошо отшлифован. Если бородка  крючка великовата, с глубоким острым вырезом, она будет цепляться  за пряжу, плохо протаскивать петли  при вязании и травмировать палец.

Конечно, недостатки можно устранить, отточив или притупив головку на бруске – но при этом наверняка повредится покрытие крючка. Так что лучше сразу выбирать готовый к работе инструмент.

И самое важное правило: при выборе инструмента необходимо помнить, что диаметр крючка для обычного вязания подбирают в два раза больше диаметра нити. Если для тонких ниток взять толстый крючок, полотно будет ажурным, с большими просветами. Провязывая толстые нити толстым крючком, или тонкие нити тонким, вы получите плотное однородное вязание.

Фактура полотна, связанного крючком, из-за своеобразного переплетения нитей и плотности мало растягивается. Эти свойства позволяют широко применять в работе не только шерстяные нити, но и хлопчатобумажные. Для вязания изделий из толстой шерстяной пряжи, ириса, мулине, хлопчатобумажных нитей в основном используют крючки диаметром 4-5 мм. После окончания работы крючки рекомендуется протереть сухой шерстяной или льняной тканью и хранить в сухом месте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Пряжа

 

Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Она должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. д. Для вязания крючком используют практически любую пряжу – шерстяную, полушерстяную, хлопчатобумажную и синтетическую. Обычно нитки продаются в клубках или мотках.

Информация о работе Методика обучения технике вязания крючком в 7 классе